Йеhуда (Иехуда, Иегуда, Иуда) - одно из колен еврейского народа

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(консолидация)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 1
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
| АВТОР1  =  
+
|ТИП СТАТЬИ=1
-
| АВТОР2 =
+
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
| АВТОР3 =  
+
|КАЧЕСТВО=
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
|УРОВЕНЬ=
-
| ПРОЕКТ =  
+
|НАЗВАНИЕ=
-
| ПОДТЕМА =  
+
|ПОДЗАГОЛОВОК=
-
| КАЧЕСТВО  =  
+
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
|АВТОР2=
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
|ТЕМА=
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ   =
+
|ИЗ ЦИКЛА=
 +
|ПУБЛИКАЦИИ=
 +
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
 +
|ВИКИПЕДИЯ=
 +
|ИСТОЧНИК=
 +
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}: ''Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. [[Иуда (имя)]]''
}}: ''Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. [[Иуда (имя)]]''
-
'''Йеhуда́''', (иврит יהודה,  «хвала Господу», в русском переводе '''Иу́да''') — четвёртый сын патриарха [[Иаков]]а, от [[Лея|Леи]].
 
-
 
-
Ему посвящается особая глава в описании его отношения к своей снохе [[Тамар]] ('''תמר''') ({{Библия|Быт|38}}).
 
-
Йеhуде было суждено сыграть одну из важнейших ролей в последующей истории еврейского народа, так как он стал родоначальником  [[Колено Иуды|колена Иуды]], из которого произошёл царь [[Давид]], основатель царской династии.
+
[[Файл: 11692_L.jpg|thumb|250px|right|«Двенадцать колен Израилевых» (Йеhуда). М. [[Шагал]]. Витражи для синагоги медицинского центра «[[Хадасса]]». 1960-62. [[Иерусалим]].]]
-
По имени Йеhуды впоследствии было названо одно из еврейских государств — [[Иудейское царство]]. От этого же имени происходит и названия еврейского народа на [[иврит]]е и других языках ([[иудеи]]).
 
 +
'''Иехуда, Йеhуда''' (в русской традиции - Иуда) (יְהוּדָה - «хвала Господу») - четвёртый сын [[Иаков|Иакова]] от [[Лия|Лии]] (Быт. 29:35), родоначальник одноименного колена.
 +
== Биография Йеhуды ===
 +
Йеhуда — один из немногих сыновей Иакова (ср. [[Иосиф]], [[Биньямин]], [[Реувен]], [[Шимон|Шимон]]), о которых в книге [[Берешит]] (Бытие) рассказывается с существенными подробностями. В повествовании об Иосифе Йеhуда выступает от имени всех сыновей Иакова (Быт. 37:26–27; 43:3–5, 8–10; 44:16–34).
 +
 +
Йеhуда был женат на ханаанеянке Бат-Шуа; из трех его сыновей от этого брака два старших, Эр и Онан, умерли бездетными, а младший, Шела, оставил многочисленное потомство (Быт. 38:2–10; I Хр. 4:21–22). Вдова двух старших сыновей Йеhуды Тамар хитростью сошлась с овдовевшим Йеhудой и родила ему близнецов Переца и Зераха (Быт. 38:12–30); к первому из них, по традиции, восходит род израильских царей (см. [[Давид]]).
 +
 +
Сказание о благословении Иакова, в котором Йеhуде отводится главенствующая роль среди остальных братьев («Не отойдет скипетр от Йеhуды, жезл законодателя — от его потомков»; Быт. 49:8–10), сложилось, по-видимому, в период Объединенного царства, когда на престоле утвердился Давид, царь из колена Йеhуды.
 +
== [[Колена Израилевы|Колено]] Йеhуды ==
 +
При первом исчислении (в Синае) в [[Колена Израилевы|колене]] Йеhуды насчитывалось 74600, а при втором («на равнинах Моавитских») — 76500 боеспособных мужчин старше 20 лет; оно было самым многочисленным из колен (Чис. 1:27; 26:22). За исключением указания, что Йеhуда был избран Богом первым вступить в [[Ханаан]] (Суд. 1:1–2), а также сообщения, что первый из судей Израилевых Отниэль, сын Кназа, происходил из колена Йеhуды (Суд. 3:9), Йеhуда фактически не упоминается в библейском повествовании об эпохе Судей (приблизительно 1250–1030 гг. до н. э.); в песне [[Дебора|Деборы]], перечисляющей 10 из 12 колен, колено Йеhуды не названо.
 +
 +
В этот период колено Йеhуды расселяется в Иудейских горах, в [[Шфела|Шфеле]] и в пригодных для выпаса землях Иудейской пустыни. Административным, судебным и культурным центром надела Йеhуды стал город Хеврон. В начале проникновения [[Филистимляне|филистимлян]] на морское побережье Ханаана (1-я половина 12 в. до н. э.) колену Йеhуды удавалось наносить им локальные поражения, которые, однако, не смогли воспрепятствовать филистимлянам завладеть приморской территорией страны.
 +
 +
Колено Йеhуды сумело остановить экспансию иевуситского царства (см. [[Иерусалим]]) на северной границе своего надела и даже завоевать значительную часть его территории. Это завоевание открыло Йеhуде выход к территории, которая принадлежала колену [[Дан]]а до его переселения на север. Конфликт из-за обладания этой территорией, возникший между коленом Йеhуды, которого поддерживали колена [[Эфраим]]а и [[Биньямина]], и северными коленами, вылился в войну (около 1070 г. до н. э.). Поражение в ней колена Биньямина позволило филистимлянам распространить свою гегемонию на всю горную область западного Ханаана (около 1050 г.). Когда, оправившись после поражения, колено Биньямин возглавило борьбу против филистимлян, колено Йеhуды приняло в ней активное участие. С приходом к власти Давида инициатива в антифилистимлянской войне перешла к Йеhуде.
 +
== Названия, производные от имени Йеhуды ==
 +
Выражение «страна Йеhуды» (אֶרֶץ יְהוּדָה, Эрец Йеhуда) первоначально обозначало собственно надел Йеhуды (северный [[Негев]], [[Арава]], Иудейские горы и Иудейская пустыня, а также часть Шфелы). После распада царства Давида на северное и южное название «Йеhуда» стало относиться к южному царству, территорию которого составляли наделы Йеhуды и Биньямина. В хасмонейский период (см. [[Хасмонеи]]) название «страна Йеhуды» переносится на еврейское царство в целом. С появлением в эпоху [[Второго Храма]] понятия [[Эрец-Исраэль]] для обозначения всей страны название «Йеhуда» стало вновь означать территорию исторического надела колена Йеhуды. См. также [[Иудея]].
 +
 +
От имени Йеhуды происходит и название еврейского народа на [[иврит]]е и других языках ([[иудеи]]).
 +
{{Дети Иакова}}
{{Род от Адама}}
{{Род от Адама}}
-
При написании этой статьи использовался материал из [[Брокгауз и Ефрон|Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907)]].
+
{{ElevenCopyRight|11692|ЙЕHУДА}}
-
<blockquote>
+
-
<blockquote>
+
-
<!-- <ref>{{bible-stub}}</ref> -->
+
-
</blockquote>
+
-
</blockquote>
+
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
[[Категория:Колена Израиля]]
[[Категория:Колена Израиля]]
[[Категория:История Израиля]]
[[Категория:История Израиля]]
-
 
+
[[Категория:Библейские персонажи]]
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Версия 08:22, 24 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья

: Эта статья посвящена основателю одноимённого колена; статью о имени см. Иуда (имя)

«Двенадцать колен Израилевых» (Йеhуда). М. Шагал. Витражи для синагоги медицинского центра «Хадасса». 1960-62. Иерусалим.


Иехуда, Йеhуда (в русской традиции - Иуда) (יְהוּדָה - «хвала Господу») - четвёртый сын Иакова от Лии (Быт. 29:35), родоначальник одноименного колена.

Биография Йеhуды =

Йеhуда — один из немногих сыновей Иакова (ср. Иосиф, Биньямин, Реувен, Шимон), о которых в книге Берешит (Бытие) рассказывается с существенными подробностями. В повествовании об Иосифе Йеhуда выступает от имени всех сыновей Иакова (Быт. 37:26–27; 43:3–5, 8–10; 44:16–34).

Йеhуда был женат на ханаанеянке Бат-Шуа; из трех его сыновей от этого брака два старших, Эр и Онан, умерли бездетными, а младший, Шела, оставил многочисленное потомство (Быт. 38:2–10; I Хр. 4:21–22). Вдова двух старших сыновей Йеhуды Тамар хитростью сошлась с овдовевшим Йеhудой и родила ему близнецов Переца и Зераха (Быт. 38:12–30); к первому из них, по традиции, восходит род израильских царей (см. Давид).

Сказание о благословении Иакова, в котором Йеhуде отводится главенствующая роль среди остальных братьев («Не отойдет скипетр от Йеhуды, жезл законодателя — от его потомков»; Быт. 49:8–10), сложилось, по-видимому, в период Объединенного царства, когда на престоле утвердился Давид, царь из колена Йеhуды.

Колено Йеhуды

При первом исчислении (в Синае) в колене Йеhуды насчитывалось 74600, а при втором («на равнинах Моавитских») — 76500 боеспособных мужчин старше 20 лет; оно было самым многочисленным из колен (Чис. 1:27; 26:22). За исключением указания, что Йеhуда был избран Богом первым вступить в Ханаан (Суд. 1:1–2), а также сообщения, что первый из судей Израилевых Отниэль, сын Кназа, происходил из колена Йеhуды (Суд. 3:9), Йеhуда фактически не упоминается в библейском повествовании об эпохе Судей (приблизительно 1250–1030 гг. до н. э.); в песне Деборы, перечисляющей 10 из 12 колен, колено Йеhуды не названо.

В этот период колено Йеhуды расселяется в Иудейских горах, в Шфеле и в пригодных для выпаса землях Иудейской пустыни. Административным, судебным и культурным центром надела Йеhуды стал город Хеврон. В начале проникновения филистимлян на морское побережье Ханаана (1-я половина 12 в. до н. э.) колену Йеhуды удавалось наносить им локальные поражения, которые, однако, не смогли воспрепятствовать филистимлянам завладеть приморской территорией страны.

Колено Йеhуды сумело остановить экспансию иевуситского царства (см. Иерусалим) на северной границе своего надела и даже завоевать значительную часть его территории. Это завоевание открыло Йеhуде выход к территории, которая принадлежала колену Дана до его переселения на север. Конфликт из-за обладания этой территорией, возникший между коленом Йеhуды, которого поддерживали колена Эфраима и Биньямина, и северными коленами, вылился в войну (около 1070 г. до н. э.). Поражение в ней колена Биньямина позволило филистимлянам распространить свою гегемонию на всю горную область западного Ханаана (около 1050 г.). Когда, оправившись после поражения, колено Биньямин возглавило борьбу против филистимлян, колено Йеhуды приняло в ней активное участие. С приходом к власти Давида инициатива в антифилистимлянской войне перешла к Йеhуде.

Названия, производные от имени Йеhуды

Выражение «страна Йеhуды» (אֶרֶץ יְהוּדָה, Эрец Йеhуда) первоначально обозначало собственно надел Йеhуды (северный Негев, Арава, Иудейские горы и Иудейская пустыня, а также часть Шфелы). После распада царства Давида на северное и южное название «Йеhуда» стало относиться к южному царству, территорию которого составляли наделы Йеhуды и Биньямина. В хасмонейский период (см. Хасмонеи) название «страна Йеhуды» переносится на еврейское царство в целом. С появлением в эпоху Второго Храма понятия Эрец-Исраэль для обозначения всей страны название «Йеhуда» стало вновь означать территорию исторического надела колена Йеhуды. См. также Иудея.

От имени Йеhуды происходит и название еврейского народа на иврите и других языках (иудеи).

Дети Яакова/Израиля
Леа Реувен (1) Шимон (2) Леви (3) Иеhуда (4) Иссахар (9) Зевулун (10) Дина (дочь)
Рахель Иосиф (11) Биньямин (12)
Билhа (служанка Рахели) Дан (5) Нафтали (6)
Зилпа (служанка Леи) Гад (7) Ашер (8)
Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЙЕHУДА в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация