Йеhуда hа-Наси

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Йеhуда hа-Наси)
 
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
#redirect [[:ej:Йеhуда hа-Наси]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
Рабби '''Йеhуда hа-Наси''' (известен также как ''Раббену hа-кадош'' — «наш святой учитель», или просто '''Рабби''') (ок. 135 — ок. 220, по другим данным — 217) — ''наси'' («князь», «патриарх»), глава [[Синедрион]]а, систематизатор [[Устный Закон|Устного Закона]] и редактор [[Мишна|Мишны]], на которой базируется [[Талмуд]] и классический еврейский закон [[Галаха]].
+
-
 
+
-
 
+
-
==Биография==
+
-
 
+
-
Сын раббана [[Шимон бен Гамлиэль II|Шим‘она бен Гамлиэля (II)]], потомок царя [[Давид]]а. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда hа-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива.
+
-
 
+
-
Получил солидное образование в области еврейского права в палестинских академиях, которые переезжали из города в город из-за гонений при императоре [[Адриан]]е. Изучал также светские дисциплины и языки, хорошо владел греческим, но говорил только на иврите, сделав его разговорным языком в своем доме вместо общеупотребительного арамейского.
+
-
 
+
-
Несмотря на богатство, жил очень просто, всегда в окружении учеников, и большую часть времени уделял руководству академиями в [[Тверия|Тверии]], [[Бет Шеарим]] и [[Ципори]].
+
-
 
+
-
Как современники, так и последующие поколения относились к Йеhуде hа-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с [[Шимон Праведный|Шимоном Праведным]], [[Маттитьяху Хасмоней|Маттитьяху Хасмонеем]],  [[Мордехай и Эстер|Мордехаем и Эсфирью]].
+
-
 
+
-
Большая часть деятельности Иехуды hа-Наси протекала в [[Бет-Шеарим]]е, где находилась возглавляемая им иешива; последние 17 лет своей жизни Йеhуда hа-Наси провел в славившемся целебным климатом [[Циппори]], куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья.
+
-
 
+
-
==Учителя==
+
-
Среди учителей Йеhуды hа-Наси был его отец, а также [[Иехуда бар Илай]], [[Шимон бар Иохай]], [[рабби Меир]] и другие выдающиеся законоучители того времени.
+
-
 
+
-
==Деятельность==
+
-
Целью деятельности Йеhуды hа-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль, формирование национальных религиозных институтов и поддержание национального единства.
+
-
 
+
-
Признание Йеhуды hа-Наси римскими властями во времена династии Северов главой палестинского еврейства в сочетании с его личным богатством обеспечили ученому возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя.
+
-
 
+
-
Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие.
+
-
 
+
-
Богатство Йеhуды hа-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Йеhуда hа-Наси освободил законоучителей ([[Талмид-хахам]]) от уплаты городских налогов (что при этом имело и отрицательные последствия: увеличивая тяготеющее над остальными гражданами налоговое бремя, эта привилегия порождала недовольство прослойкой ученых).
+
-
 
+
-
Йеhуда hа-Наси принял ряд мер, направленных на улучшение экономического положения еврейского населения и на упрочение его позиций в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и затем [[Восстание Бар-Кохбы|восстания Бар-Кохбы]] резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года.
+
-
 
+
-
Деятельность Йеhуды hа-Наси в направлении внутренней консолидации еврейства нашла свое выражение также в том предпочтении, которое он оказывал ивриту перед арамейским языком, получившим в то время широкое распространение среди евреев.
+
-
 
+
-
Влияние возглавляемого Йеhудой hа-Наси бет-дина, который при нем приобрел наивысший авторитет, распространялось не только на Галилею, где находился наси, но и на всю страну и еврейскую диаспору.
+
-
 
+
-
При Йеhуде hа-Наси прерогатива объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к бет-дину.
+
-
 
+
-
Почет, оказываемый Йеhудой hа-Наси вавилонскому эксиларху, а также включение им вавилонских законоучителей в круг своих приближенных позволили Йеhуде hа-Наси упрочить связи с влиятельной вавилонской диаспорой.
+
-
 
+
-
Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, Йеhуда hа-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов». По этой причине евреи, в отличие от самаритян, не присоединились ни к одной из сторон во время борьбы за власть между будущим императором Септимием Севером и Песценнием Нигером, вылившейся в 192 г. в гражданскую воину.
+
-
 
+
-
Хотя отношение Йеhуды hа-Наси к римлянам было отрицательным (ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/), он, однако, стремился поддерживать с властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей. Одним из результатов усилий Йеhуды hа-Наси в этой области было достижение большей юридической автономии еврейства Эрец-Исраэль.
+
-
 
+
-
Всеобщее признание исключительных заслуг Йеhуды hа-Наси сыграло решающую роль в отношении к нему большинства современных ему законоучителей, хотя некоторые меры Йеhуды hа-Наси вызывали критику и даже противодействие последних. Однако никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда авторитет Торы не был столь высок.
+
-
 
+
-
==Труды==
+
-
 
+
-
Главный труд Рабби Иеhуды hа-Наси заключался в систематизации [[Устный Закон|Устного Закона]]. Эта работа завершилась составлением [[Мишна|Мишны]], в которой все законы [[иудаизм]]а были разделены на трактаты и сведены в шесть тематических разделов.
+
-
 
+
-
===Кодификация Мишны===
+
-
 
+
-
Сочетание в личности Иеhуды hа-Наси политического и административного дарования с глубокой ученостью снискали этому законоучителю высочайший авторитет, позволивший ему осуществить кодификацию Мишны.
+
-
 
+
-
Отбирая материал, Иеhуда hа-Наси стремился, очевидно, отразить в Мишне все богатство и разнообразие галахического ([[Галаха]]) творчества своих предшественников и современников, придав ей тем самым высокую степень универсализма. Эта цель определила подход Иеhуды hа-Наси к материалу: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иеhудой hа-Наси, стал собственно Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты. Статус и личный авторитет Иеhуды hа-Наси сделали составленный им свод основой учения и юридических решений, которые по своему значению и святости уступали лишь Священному Писанию. Галахическое творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне — Гемара.
+
-
 
+
-
Многие [[амораи]] первого поколения были учениками Йеhуды hа-Наси. На смертном одре Йеhуда hа-Наси завещал: «Моему сыну Шимону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Йеhуда hа-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было быть непосредственной прерогативой наси, а не Синедриона, как это было ранее.
+
-
 
+
-
Йеhуда hа-Наси был похоронен в Бет-Шеариме.
+
-
 
+
-
{{История иудаизма|имя= Йеhуда hа-Наси|135|85}}
+
-
 
+
-
 
+
-
{{таннаи}}
+
-
 
+
-
 
+
-
{{start box}}
+
-
{{succession box | before = [[Шимон бен Гамлиэль II]] | title = Иеhуда hа-Наси | years = [[165]] (ок.) - [[220]] (ок.) | after = [[Гамлиэль III]]}}
+
-
{{end box}}
+
-
 
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|11696|Иехуда ха-Наси}}
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Таннаим]]
+
-
[[Категория:Кодификаторы еврейского закона]]
+
-
 
+
-
[[ceb:Yehuda haNasi]]
+
-
[[de:Jehuda ha-Nasi]]
+
-
[[en:Judah haNasi]]
+
-
[[fa:یهودا هناسی]]
+
-
[[fr:Rabbi Juda Hanassi]]
+
-
[[he:רבי יהודה הנשיא]]
+
-
[[ja:イェフーダー・ハン=ナーシー]]
+
-
[[nl:Jehoeda Hanassi]]
+
-
[[pl:Juda ha-Nasi]]
+
-
[[tr:Rabi Yehuda HaNasi]]
+
-
[[yi:רבי יהודה הנשיא]]{{WikiCopyRight}}
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:39, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Йеhуда hа-Наси
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация