Йом-Кипур

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Обряды Йом-Кипура в период Храма: викификация)
(Перенаправление на ej:Йом-Кипур)
 
(6 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Йом-Кипур]]
-
| ТИП СТАТЬИ  = 2
+
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  =
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
+
-
 
+
-
{{Праздник
+
-
|название праздника  = Йом-Кипу́р {{lang-he|יוֹם כִּפּוּר}}
+
-
|тип(цвет)          = LightSteelBlue
+
-
|расширенный тип    = Еврейский
+
-
|изображение        = Gottlieb-Jews Praying in the Synagogue on Yom Kippur.jpg
+
-
|подпись            = Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Кипур. Вена, 1878
+
-
|значение            = День покаяния и искупления грехов
+
-
|установлен          = Получение Вторых [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]] / из Торы
+
-
|иначе              = Судный День
+
-
|также              = Йом hа-Киппурим
+
-
|отмечается          = евреями
+
-
|в период с          = 10 [[тишрей]]
+
-
|дата2009            = вечер [[27 сентября]] — вечер [[28 сентября]]
+
-
|празднование        = [[синагога]]
+
-
|традиции            = Молитва в синагоге, [[шофар]].<br/>Строгий пост<br/>Запрет работы.
+
-
|связан с            = [[Рош hа-Шана]]
+
-
}}
+
-
'''Йом-Кипу́р''' ({{lang-he|יוֹם כִּפּוּר}}, «'''День Искупления'''») — в [[иудаизм]]е самый важный из праздников, день [[пост]]а, покаяния и отпущения [[грех]]ов. Отмечается в десятый день месяца [[тишрей]], завершая '''Десять дней покаяния'''.
+
-
 
+
-
== Названия ==
+
-
Название «Йом-Кипур» (в [[ашкеназы|ашкеназском]] произношении — Йом-Ки́пер) — термин [[Средние века|средневековой]] [[раввин]]истической литературы; в [[Тора|Торе]] и [[Талмуд]]е он называется ''Йом hа-Киппурим'' ({{lang-he|יוֹם הכִּפּוּרִים}}), а в [[мидраши|мидрашах]] иногда — просто ''киппу́р'' ({{lang-he|כִּפּוּר}}).
+
-
 
+
-
Также [[Ваикра (Левит), библейская книга]] называет этот праздник «субботой покоя» (Ваикра 16:31; 23:32).
+
-
 
+
-
Русские названия - День искупления, Судный день.
+
-
 
+
-
== История соблюдения Йом-Кипура ==
+
-
О ритуале Иом-Киппура в Храме Библия не сообщает, а в книгах, следующих за Пятикнижием, Иом-Киппур вообще не упоминается. Это дало основание ряду критиков Библии считать в ней все, что относится к Иом-Киппуру, позднейшим включением, а само возникновение праздника Иом-Киппур отнести к периоду возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]]. В том, что [[Нехемия]] объявил «двадцать четвертый день этого [седьмого, то есть тишрей; Нех. 8:2] месяца» днем поста и покаяния (9:1–3), они усматривают первое проявление самой идеи Иом-Киппура.
+
-
 
+
-
Оппоненты этих критиков, ссылаясь на древность представлений об искуплении грехов вообще и особенно посредством возложения их на козла отпущения (обряд, аналогичный известным и в культах других народов Ближнего Востока), а также на связь ритуала Иом-Киппура с [[Ковчег Завета|Ковчегом Завета]] (существовавшим лишь в скинии и Первом храме), считают правомерным относить возникновение праздника и его ритуала ко времени пребывания [[Колена Израилевы|колен Израилевых]] в пустыне.
+
-
 
+
-
Возможно, что из-за отсутствия Ковчега Завета во Втором храме ритуал Иом-Киппура считался на первых порах невыполнимым и его возобновили лишь значительно позднее. Во всяком случае, описание торжественного обряда жертвоприношения в [[Бен-Сиры Премудрость|Бен-Сиры Премудрости]] (50:5–21), написанной около 170 г. до н. э., исследователи относят к храмовой службе в Иом-Киппур.
+
-
=== Обряды Йом-Кипура в период Храма ===
+
-
Связанные с Иом-Киппуром запреты и порядок богослужения во Втором храме детально рассматривают [[Вавилонский Талмуд|Вавилонский]] и [[Иерусалимский Талмуд]]ы, посвящая им особый трактат, Иома. Много места отведено этому и в [[барайта]]х. В основных чертах ритуал отвечал предписаниям, содержащимся в книгах [[Левит Книга|Левит]] и [[Бемидбар]] (Числа).
+
-
 
+
-
За неделю до Иом-Киппура первосвященник, сопровождаемый торжественным шествием иерусалимской знати, коhенов и [[леви]]тов, покидал свой дом и уединялся в одном из отделений Храма, где готовился к сложному богослужению. Сам отправляя в Иом-Киппур всю храмовую службу, он пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое — для особых жертвоприношений, при которых он произносил вслух подлинное имя Бога: Яхве), каждый раз совершая ритуальное омовение.
+
-
 
+
-
В ходе службы первосвященник — единственный раз в году — входил в [[Святая святых]], где воскурял [[фимиам]], опрыскивал завесу, отделяющую ее от других частей Храма, кровью жертвенных животных и молился за благоденствие народа. По выходе он читал во всеуслышание отрывки из [[Тора|Торы]], касающиеся ритуала Иом-Киппура. Все присутствовавшие при богослужении провожали его на исходе дня домой, где он праздновал с друзьями «благополучный выход из святилища» (Иома 7:4), пребывание в котором считалось опасным для жизни. В многочисленных аггадических сказаниях отражена атмосфера таинственности и священного страха, которая окружала вход первосвященника в [[Святая святых]] и его пребывание там (см., например, Иома 39б и Там. 3:8).
+
-
 
+
-
Согласно Талмуду, «изнурение души» подразумевало пять запретов: на прием пищи и питья, умывание, умащение тела, ношение кожаной обуви и супружескую близость (Иома 8:1). Опасность для жизни (см. [[Пиккуах Нефеш|Пиккуах нефеш]]) отменяет установленные для Иом-Киппура запреты. Иом-Киппур — единственный из великих праздников, не отмечаемый в диаспоре в течение двух дней, а по правилам еврейского календаря он никогда не приходится на пятницу или воскресенье.
+
-
 
+
-
== Обряды Йом-Кипура сегодня ==
+
-
О значении Иом-Киппура в эпоху после разрушения Второго храма и упразднения жертвоприношений [[Мидраш|Мидраш]] и раввинистические авторитеты говорят: «Иом hа-киппурим сам по себе искупает грехи человека» (Сифра, Ахарей мот 8:1; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:4).
+
-
 
+
-
Для выполнения обычая «''капарот''» (обряда искупления), который очень важен в дни перед Йом Кипуром, берут курицу (для женщин) или петуха (для мужчин), совершают обряд и относят к [[шойхет]]у (резнику), а затем дарят бедным примерную стоимость птицы.
+
-
 
+
-
Йом-Кипур считается наиболее святым и торжественным днём в году, его основная тема — искупление и примирение. Согласно религиозным предписаниям, в этот день запрещены не только работа (как в субботу и в другие праздники), но и приём пищи, питьё, умывание, наложение косметики, ношение кожаной обуви и половые сношения. Пост — полный отказ от еды и питья — обычно начинается за полчаса до захода солнца кануна праздника и заканчивается с наступлением вечера через сутки.
+
-
 
+
-
Пост в Йом-Кипур соблюдают и многие светские евреи, обычно не соблюдающие другие религиозные законы. Многие из них посещают в этот день синагогу (не делая этого в другие праздники), поэтому количество посетителей в синагогах в этот день может возрастать в два-три раза.
+
-
 
+
-
Среди традиций, принятых даже в светской среде накануне Йом-Кипура — пожелание «хорошей записи» (в Книге Жизни) — «гмар хатима това», — «лёгкого поста» и обычай просить прощения у всех.
+
-
=== Молитвы ===
+
-
Литургия собственно Иом-Киппура начинается с торжественного чтения [[Кол Нидре]], после которого начинается [[Маарив]] с включением многих [[пиют]]ов и [[Слихот|слихот]]. В ашкеназском ритуале Маарив завершается пением гимна «Шир hа-кавод» («Песня славы»; см. [[Аним Змирот|Аним змирот]]), а в [[сефард]]ском — «Кетер малхут» («Царский венец») [[Ибн Габирол Шломо Бен Иехуда|Шломо Ибн Габирола]]. Особо религиозные евреи остаются в синагоге на всю ночь, читая псалмы, славословия и различные мольбы (Ш. Ар. ОХ. 619:6). В отличие от других праздников, в Иом-Киппур почти во всех общинах молящиеся облачаются в [[таллит]] и во время вечерней молитвы. [[Кантор]] и особо ревностные из них облачаются в белый китл, напоминающий саван и символизирующий тленность человека.
+
-
 
+
-
Богослужение 10 тишрей начинается рано утром и длится почти без перерыва весь день. После [[Шахарит]] и чтения 16-й главы книги Левит с описанием службы в Иом-Киппур и [[Хафтара|хафтары]] на тему угодного Богу поста (Ис. 57:14–21 и 58:1–14) в [[ашкеназ]]ских и итальянских ритуалах читается молитва по душам усопших (см. [[Хазкарат Нешамот|Хазкарат нешамот]]; в ритуале многих сефардских общин аналогичная молитва (ашкава) включена в вечернюю литургию Иом-Киппура). В литургии [[Мусаф]]а троекратное падение ниц при произнесении священного имени Бога первосвященником, описанное в Талмуде (Иома 6:2; и еще одно при чтении [[Алейну]] кантором), соблюдается в ашкеназских общинах и поныне во время чтения раздела Авода, который вместе с [[Кина|киной]] по [[Десять Мучеников|десяти мученикам]] составляет наиболее прочувствованную часть литургии Иом-Киппура.
+
-
 
+
-
Перед Амидой Минхи зачитывают 18-ю главу книги Левит и хафтару на тему раскаяния в грехах и прощения их Богом (вся книга [[Иона|Ионы]] и заключительные три стиха книги [[Миха]]). Неила завершается однократным возглашением всеми первого стиха [[Шма]] (Втор. 6:4), троекратным — мишнаитской формулы «благословенно имя Его царственной славы во веки веков» (Иома 3:8 и дальше) и семикратным — «Господь есть Бог» (I Ц. 18:39). После этого трубят в шофар и восклицают: «Ле-шана hа-баа б-Ирушалаим!» («В будущем году — в Иерусалиме!» В Израиле во многих синагогах к этой формуле добавляется слово «воссозданном»).
+
-
 
+
-
Главную роль в литургии Иом-Киппура играют многократно повторяемые формулы исповеди и раскаяния в грехах (в молитвах кануна и дня Иом-Киппура краткая формула — Ашамну — повторяется 11, а расширенная — Ал хет — 9 раз) и многочисленные пиюты, слихот и [[Тхиннот|тхиннот]] (многие из которых написаны на [[Идиш Язык|идиш]] для женщин, малосведущих в иврите), вклиненные в канонизированный разделы молитв. Многие молятся весь день стоя.
+
-
 
+
-
Хотя еврейские законоучители, мыслители и моралисты всегда предпочитали глубокую, искреннюю веру и истинную преданность Богу продолжительным молитвам, именно в молитвах Иом-Киппура находит выражение представление о величии этого дня.
+
-
 
+
-
По выходе из синагоги многие молящиеся тут же читают молитву с бенедикцией по случаю [[Новолуние|новолуния]] (киддуш hа-левана), а после завершающей пост трапезы начинают строить сукку для наступающего через четыре дня праздника [[Суккот]], чтобы «свести мицву с мицвой» (Ш. Ар. ОХ. 624:5).
+
-
 
+
-
== Йом-Кипур в Израиле ==
+
-
В [[Израиль|Израиле]] публичное нарушение Йом-Кипура (например, приём пищи или вождение автомобиля) даже среди светских евреев не принято. В этот день дороги пустуют (за редкими исключениями — например, машины скорой помощи), поэтому светские дети (которых родители не приучают к соблюдению традиций) свободно ездят по улицам и шоссе на велосипедах, и израильтяне в шутку называют Йом-Кипур «праздником велосипедов». Также в Израиле в этот день не работают теле- и радиостанции, общественный транспорт и аэропорты.
+
-
 
+
-
== Значение Йом-Кипура ==
+
-
Представления об очищении и искуплении грехов, аналогичные представлениям других ближневосточных народов древности, отличаются у евреев тем, что отождествляются с раскаянием.
+
-
 
+
-
Действенность Иом-Киппура как Дня всепрощения обусловлена чистосердечным раскаянием в грехах (Иома 8:8, 9; Майм. Яд., Хилхот тшува 1:2–4 и во многих других местах). Но и такое раскаяние имеет силу лишь в отношении проступков против Бога (аверот ше-бейн адам ла-маком), а в отношении обиды и ущерба, нанесенного ближнему (аверот ше-бейн адам ле-хаверо), раскаяние спасительно лишь тогда, когда ему предшествуют возмещение убытка и прощение со стороны потерпевшего (Иома 8:9; Майм. Яд., Хилхот тшува 2:9).
+
-
 
+
-
Уже в [[Талмуд]]е Иом-Киппур считается днем окончательного решения судьбы человека в наступающем году (днем первичного ее определения традиционно считается [[Рош hа-Шана]]). Поэтому Иом-Киппур именуется в различных источниках «великим днем» (иома рабба, откуда и его другие эпитеты цома рабба — великий пост и просто иома — день). Приготовления к Иом-Киппуру начинаются за сутки до наступления праздника и сопровождаются многими обычаями, сложившимися в основном в период [[гаон]]ов.
+
-
 
+
-
Иудаизм не усматривает в Иом-Киппуре дня печали и скорби, каковым считает его [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|апокрифическая]] литература (Юб. 34:18,19; и некоторые [[караим]]ские авторитеты. Много внимания уделяется Иом-Киппуру в [[Аггада|Аггаде]], где он представлен как идеальный праздник, великий день года. «`День один` [Быт 1:5] — Иом hа-киппурим» (Быт. Р. 2:3); «Иом-Киппур — день великой радости для Бога» (СЭР. 1); «Он же день большой радости для сынов Израилевых» (СЭЗ. 4). Согласно одному мидрашу (видимо, утраченному), на который ссылаются каббалисты (см. [[Каббала]]) И. Ибн Шуайб (14 в.) и М. Реканати (13–14 вв.), [[Акеда]] произошла в Иом-Киппур; Талмуд и Мидраш приурочивают к Иом-Киппуру вручение Моисею Богом вторых [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]] (Таан. 30б; СЭР. 6).
+
-
 
+
-
О роли Иом-Киппура сказано:
+
-
{{начало цитаты}}«Если бы не Иом-Киппур, свет не существовал бы, ибо им искупаются грехи в этом и грядущем мире... и даже когда все праздники будут отменены, Иом-Киппур не упразднится» {{конец цитаты|источник=ПдрЭ. 46}}
+
-
 
+
-
Первым из еврейских мыслителей, уделивших особое внимание значению Иом-Киппура, был [[Филон Александрийский]]. Он считал Иом-Киппур величайшим из праздников, поскольку это одновременно день празднества, раскаяния и очищения. Цель поста — очистить сердце человека, дабы плотские желания не мешали молитве. Филон Александрийский свидетельствует, что даже тот, кто в иные дни не боится небесного гнева, трепещет перед святостью Иом-Киппура и соблюдает его («Об особых законах» 1:186–188; 2:193–203). Характер Иом-Киппура как дня суда и приговора, дня, когда душа, освобожденная от телесных пут, достигает совершенства в служении Богу, подчеркивали также еврейские мыслители средневековья ([[Иехуда hа-Леви]], «[[Кузари]]»3:5; Майм. Наст. 4:43). Поэт 4–5 вв. [[Иосе Бен Иосе]] написал возвышенные эпические гимны на сюжеты храмовой службы в Иом-Киппур.
+
-
 
+
-
== Йом-Кипур в искусстве ==
+
-
=== Йом-Кипур в литературе ===
+
-
Особое значение Иом-Киппура, признаваемое как евреями, так и неевреями, и отношение к нему нашли отражение в новой литературе на иврите и идиш. [[Файерберг, Мордехай Зеев|М. З. Файерберг]] в «Леан» («Куда»), [[Менделе Мохер Сфарим]] в «Бе-эмек hа-баха» («В долине плача») и [[Бердичевский|М. И. Бердичевский]] в «Ме-эвер ла-нахар» («По ту сторону реки») осмеивают с позиций [[Хаскала|Хаскалы]] омертвелость связанных с Иом-Киппуром предписаний и обычаев; [[Беркович, Ицхак Дов|И. Д. Беркович]] в «Бе-эрев Иом hа-киппурим» («В канун Иом-Киппура») и в «Иом hа-дин шел Файвке» («Судный день Файвки») критикует извращение символики Иом-Киппура, а в «Мошкеле хазер» («Мошкеле-свинья») и в драме «Ото ве-эт бно» («Его и его сына») описывает ностальгические переживания отступивших от веры евреев.
+
-
 
+
-
[[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перец]] в «Ниссим ал hа-ям» («Чудеса на море»), «Ниггун хадаш» («Новый напев»), [[Фришман, Давид|Д. Фришман]] в «Шлоша ше-ахлу» («Трое евших») и [[Рабинович, Александр Зискинд|А. З. Рабинович]] в «Халом» («Греза») раскрывают значение Иом-Киппура как символа наивной веры для простолюдина-еврея и подчеркивают контраст между возвышенными духовными идеалами и мрачной действительностью.
+
-
 
+
-
Особое место занимает мотив Иом-Киппура в творчестве [[Агнон, Шмуэль Иосеф|Ш. И. Агнона]] («Ореах ната лалун» — «Гость на одну ночь», «Ба-дерех» — «В пути» и многие другие) с его тоской по местечку и верой в возрождение ценностей иудаизма в современном Израиле. Его «Ямим нораим» («Грозные дни», 1938) содержит обширное собрание предписаний, обычаев, легенд и фольклорного материала, касающихся Иом-Киппура и извлеченных из древних и современных источников. На русском языке о Иом-Киппуре писали [[Короленко, Владимир Галактионович|В. Г. Короленко]] («Судный день») и [[Свирский, Алексей Иванович|А. И. Свирский]].
+
-
=== Изобразительное искусство ===
+
-
Атмосфера Иом-Киппура отражена в творчестве многих художников, евреев и неевреев. Особенно хорошо известны гравюры [[Пикар, Бернар|Бернара Пикара]], иллюстрации к труду И. Х. Г. Боденшатца «Обычаи и обряды современных евреев» (1756), рисунки А. Леви (1843–1918), картины И. Кауфмана (1858–1921), Л. Крестина (1868–1938), Л. Пилиховского (1869–1933) и [[Готлиб, Маурицы|М. Готлиба]] («Синагога в Иом-Киппур»).
+
-
=== Музыка ===
+
-
Для многих разделов литургии в различные периоды создавались напевы, отражающие мелос разных музыкальных традиций, впоследствии собранные и обработанные [[Зульцер, Шломо|Ш. Зульцером]], [[Идельсон, Аврахам Цви|А. Ц. Идельсоном]] и А. Наделем (1878–1943). Оригинальные мелодии и обработки создавали и такие известные композиторы и [[кантор]]ы, как [[Блох, Эрнест|Э. Блох]], М. Брух, Л. Гланц (1898–1964), [[Квартин, Звулун|З. Квартин]], [[Кусевицкий, Моше|М. Кусевицкий]], [[Левандовский, Луи|Л. Левандовский]], [[Минковский, Пинхас|П. Минковский]], [[Мийо, Дариюс|Д. Мийо]], [[Розенблат, Иосеф|И. Розенблат]], [[Сирота, Гершон|Г. Сирота]], [[Шёнберг, Арнольд|А. Шёнберг]] и многие другие (см. также [[Кол Нидре]]; [[Музыка]]; [[Хаззан]])
+
-
 
+
-
Чувство благоговения перед Иом-Киппуром сохранилось в еврейском народе и по сей день даже среди далеких от религии евреев, часто являясь для них единственной формой конкретной связи с иудаизмом.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
*[[Козёл отпущения]]
+
-
*[[Тшува]]
+
-
*[[Война Судного дня]] — часть [[Арабо-израильский конфликт|арабо-израильского конфликта]], военные действия с [[6 октября]] по [[26 октября]] [[1973 год]]а.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://chassidus.ru/chagim/tishrey/tishrey.htm Полная история тишрей. И. Изаксон, "Мерказ ле-Иньеней хинух". Нью Йорк, 1989]
+
-
* [http://chassidus.ru/library/ki_tov/sefer_hatodaah/02.htm "Книга нашего наследия" - Десять дней трепета и Йом Кипур]
+
-
* [http://chassidus.ru/chagim/free/yom_kipur.htm "Йом-Кипур". Изд. "FREE" (Нью-Йорк)]
+
-
* [http://www.moshiach.ru/topic/29.html Йом-Кипур]. 13 статей о празднике на сайте www.moshiach.ru
+
-
* [http://www.machanaim.org/holidays/ynoraim/2.htm Йом-Кипур в еврейской традиции], [[Пинхас Полонский]]
+
-
* [http://toldot.ru/rus_iomkipur.php Йом-Кипур]
+
-
* П. Полонский. [http://www.machanaim.org/holidays/ynoraim/4.htm Раскаяние для праведных]
+
-
* П. Полонский. [http://rjcf.com/JewishVoice/RadioBoston/RB-Yom-Kipur.MP3 аудиолекция 15 сентября 2010]
+
-
 
+
-
{{Еврейские праздники}}
+
-
{{Link FA|hu}}
+
-
{{ElevenCopyRight|11803|ИОМ-КИППУР}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Календарь и праздники]]
+
-
[[Категория:Иудаизм]]  
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:39, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Йом-Кипур
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация