Йона (Иона), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
Строка 11: Строка 11:
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Требует_дополнения}}
+
}}   
   
   
-
 
-
{{викифицировать}}
 
[[Файл:Dore jonah whale.jpg|thumb|Иона и кит, [[гравюра]]. [[Доре, Гюстав|Гюстав Доре]].]]
[[Файл:Dore jonah whale.jpg|thumb|Иона и кит, [[гравюра]]. [[Доре, Гюстав|Гюстав Доре]].]]
Строка 20: Строка 18:
== Содержание книги ==
== Содержание книги ==
-
Согласно [[Библия|Библии]], Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в [[Фарсис]]. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен [[кит]]ом, в утробе которого раскаялся в своих поступках, за что был выпущен китом на берег в [[Ливан]]е. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.
+
Согласно [[Библия|Библии]], Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в [[Таршиш]]. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен рыбой, в утробе которой раскаялся в своих поступках, за что был выпущен рыбой на берег в [[Ливан]]е. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.
-
После того, как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Ниневии. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы — они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.
+
После того, как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города [[Ниневия|Нинве]]. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы — они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.
== Личность пророка Йоны ==
== Личность пророка Йоны ==
[[Файл:Harkeberga 0844.jpg|thumb|350px||Иону выкидывают за борт]]
[[Файл:Harkeberga 0844.jpg|thumb|350px||Иону выкидывают за борт]]
-
По преданию, '''Ио́на''' ({{lang-he|יוֹנָה}}, ''голубь''), сын Амафии (Амитая) был отроком, которого воскресил [[Илия (пророк)|пророк Илия]] после молитвы ({{Библия|3 Цар|17:17|-23}}). Его мать была та благочестивая вдова из Царефата, к которой Бог послал [[Илия (пророк)|пророка Илию]], во время трёхлетнего голода, когда поток Хорив пересох {{Библия|3 Цар|17:9}}). Другое еврейское предание считает его учеником пророка Елисея, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Илиею (4 Цар 2:2-6; 6:1-8); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Елисей послал помазать на царство Ииуя (4 Цар 9:9-11).  
+
По преданию, '''Ио́на''' ({{lang-he|יוֹנָה}}, ''голубь''), сын Амитая был отроком, которого воскресил [[Илия (пророк)|пророк Элияhу]] после молитвы ({{Библия|3 Цар|17:17|-23}}). Его мать была та благочестивая вдова из Царефата, к которой Бог послал [[Илия (пророк)|пророка Элияhу]], во время трёхлетнего голода, когда поток Хорев пересох {{Библия|3 Цар|17:9}}) (Мидраш Шохер Тов, 28:7). Другое еврейское предание считает его учеником пророка Элиши, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Элияhу (4 Цар 2:2-6; 6:1-8) (Пиркей рабену hа-кадош, Грингут, ликутим, 3); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Элиша послал помазать на царство Йеhу (4 Цар 9:9-11).  
-
Ценное восполнение к этим сведениям дает 4-я книга Царств. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Иеровоаме II-ом, она замечает, что это совершилось «по слову Господа Бога Израилева, которое Он передал через раба своего Иону, сына Амафиина, пророка, из Гефаховера» (14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гефаховера, он, значит, происходил из Завулонова колена, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Иеровоама II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Иеровоама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Иоасом) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Иоаса. Этому царю пророк Елисей пред смертью предсказал, что он победит Сирийцев, только «не до скончания» (4 Цар 13:14-20). Пророчество Ионы об окончательной победе над Сирией и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Елисея и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Иоасу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка [[Елисей|Елисея]] (Элиши) и даже, может быть, пророка Илии и их преемником по пророчеству.  
+
Ценное восполнение к этим сведениям дает 2-я книга Царей. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Яроваме II-ом, она замечает, что это совершилось «по слову Господа Бога Израилева, которое Он передал через раба своего Иону, сына Амитая, пророка, из Гат-Хефера» (14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гат-Хефера, он, значит, происходил из колена Зевулуна, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Яровамам II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Яровама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Йоашем) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Йоаша. Этому царю пророк Элиша пред смертью предсказал, что он победит арамеев, только «не до скончания» (4 Цар 13:14-20). Пророчество Ионы об окончательной победе над арамеями и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Йоаша и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Йоашу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка [[Елисей|Элиши]] и даже, может быть, пророка Элияhу и их преемником по пророчеству.  
-
Другие места Библии, в которых упоминается об Ионе (Тов 14:8; 3 Мак 6:6), не сообщают подробностей его жизни. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ города Мосул, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гат-Хефере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что {{ВЗ2|Иону после пребывания его во чреве кита морского «Бог показал невредимым всем присным»|3Макк|6:6}}. Значит, он возвратился в свое отечество.
+
Неканонические книги, в которых упоминается об Ионе (Тов 14:8; 3 Мак 6:6), не сообщают подробностей его жизни. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ города Мосул, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гат-Хефере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что {{ВЗ2|Иону после пребывания его во чреве рыбы «Бог показал невредимым всем присным»|3Макк|6:6}}. Значит, он возвратился в свое отечество.
== Историчность книги ==
== Историчность книги ==
-
Вопрос о существе книга пророка Ионы в экзегетической литературе решается неодинаково. Самое древнее мнение, опирающееся на прямое свидетельство библейского текста, считает книгу пророка Ионы историческим повествованием, передающим рассказ о действительных событиях и лицах. Другое мнение, развиваемое и широко аргументируемое в критической литературе, не признаёт книгу Ионы подлинной историей, потому что многое в ней представляется необычайным, непонятным по своей чудесности и невероятным исторически. Защитниками второго мнения книга пророка Ионы считается в той или другой мере вымышленным произведением. Одни видят в ней рассказ о бывшем пророку видении, другие считают её апологом, аллегорией или притчей, рассказанной с нравоучительной целью, третьи принимают её за легенду, изукрасившую простой и естественный факт чудесными и невероятными подробностями. Мы не будем останавливаться на том, насколько удачно сближение книги пророка Ионы с указанными выше литературными формами; уже самое многообразие попыток представить книгу Ионы не в форме исторического рассказа говорит о том, что ни одна из них вполне не удовлетворяла. Все эти попытки вытекают из мысли о невозможности представить рассказанное в книге Ионы действительно происшедшим событием. При объяснении текста книга мы постараемся устранить затруднения к историческому пониманию её, а теперь приведем свидетельства посторонние ей в пользу исторического её характера.
+
Вопрос о существе книга пророка Ионы в экзегетической литературе решается неодинаково.  
-
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве кита ({{Библия|3Макк|6:6}}) и его проповеди в Ниневии ({{Библия|Тов|14:8}}). Затем [[Иосиф Флавий]], передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.  
+
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы ({{Библия|3Макк|6:6}}) и его проповеди в Ниневии ({{Библия|Тов|14:8}}). Затем [[Иосиф Флавий]], передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.  
== Значение книги ==
== Значение книги ==
-
Но книга пророка Ионы не только историческое повествование, а вместе с тем и писание пророческое. Её пророчественно-преобразовательный смысл указан в приведённых выше словах Спасителя ({{Библия|Мф|12:40}}). Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. Раскрывая эту идею в историческим рассказе, книга Ионы приготовляла евреев к усвоению главной мессианской идеи о духовном и универсальном характере Царства Мессии. В век Ионы эта идея впервые так ясно озарила религиозное сознание евреев и, как показывает пример самого Ионы, усваивалась ими с большою болезненностью. Последующие пророки вплоть до Иоанна Предтечи продолжали учить о спасении всех людей в Царстве Мессии, то есть раскрывать основную идею книги Ионы. Таким образом, книга пророка Ионы должна быть признана первою по времени и содержанию пророческою книгою.
+
Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. В век Ионы эта идея, как показывает пример самого Ионы, усваивалась с большою болезненностью.  
== Происхождение книги ==
== Происхождение книги ==
-
О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. При объяснении книги мы отметим, что те места её, в которых видят доказательства её позднейшего происхождения, в действительности не содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной стороне вопроса. Книгу Ионы знает Бен-Сира, который говорит о двенадцати малых пророках (49:12 ст.), с её содержанием знаком Товит (14:8 ст.). Она не могла быть написана позднее 430 года, времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него. По характеру содержания книги вероятнее всего предположить, что она написана была самим пророком Ионою. Никто кроме него не мог знать и так живо изобразить самые сокровенные движения его душевной жизни, причем такие, которые служили не в похвалу пророка. Писатель книги, несомненно, был в Ниневии, ознакомился с её жизнью и нравами. Язык изобличает в нем израильтянина, а не иудея. Правда об Ионе говорится в книге в третьем лице, но это — обыкновение многих священных писателей ставить в тень свою личность и выдвигать на первый план действие через них слова Божия.
+
О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. При объяснении книги мы отметим, что те места её, в которых видят доказательства её позднейшего происхождения, в действительности не содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной стороне вопроса. Книгу Ионы знает Бен-Сира, который говорит о двенадцати малых пророках (49:12 ст.), с её содержанием знаком Товит (14:8 ст.). Она не могла быть написана позднее времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него.  
== Спор о тыкве ==
== Спор о тыкве ==
-
Когда в конце [[IV век]]а [[Иероним Стридонский]] перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский ([[Vulgata]]), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика [[Руфин Аквилейский]]. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Ханины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым сидел Иона рядом с Ниневией — не ''тыква'' ({{lang-la|cucurbita}}), но ''плющ'' ({{lang-la|hedera}}).
+
Когда в конце [[IV век]]а [[Иероним Стридонский]] перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский ([[Vulgata]]), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика [[Руфин Аквилейский]]. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Ханины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым сидел Иона рядом с Ниневией — קִיקָיוֹן ''кикайон'' - не ''тыква'' ({{lang-la|cucurbita}}), но ''плющ'' ({{lang-la|hedera}}).
К критике присоединился и [[Аврелий Августин]] — он написал Иерониму о случившимся в одном из африканских городов. Когда епископ начал читать книгу Ионы согласно новому переводу, то среди собравшихся поднялся сильный ропот. Прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод. По этому поводу Августин высказал следующую мысль: «Мне кажется, что ты мог ошибиться в подобных местах».<ref>А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. {{М}}: Православное обозрение, 1871. Репринт: {{М}}: Русский хронограф, 1995</ref>
К критике присоединился и [[Аврелий Августин]] — он написал Иерониму о случившимся в одном из африканских городов. Когда епископ начал читать книгу Ионы согласно новому переводу, то среди собравшихся поднялся сильный ропот. Прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод. По этому поводу Августин высказал следующую мысль: «Мне кажется, что ты мог ошибиться в подобных местах».<ref>А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. {{М}}: Православное обозрение, 1871. Репринт: {{М}}: Русский хронограф, 1995</ref>
Строка 67: Строка 65:
   
   
[[Категория:Книги по алфавиту]]
[[Категория:Книги по алфавиту]]
-
 
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
 

Версия 10:59, 10 марта 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Файл:Dore jonah whale.jpg
Иона и кит, гравюра. Гюстав Доре.

Книга пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — пятая книга «малых пророков» Библии. Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (Ион.3:4), она вошла в сборник пророческих книг Библии потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

Содержание

Содержание книги

Согласно Библии, Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в Таршиш. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен рыбой, в утробе которой раскаялся в своих поступках, за что был выпущен рыбой на берег в Ливане. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.

После того, как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Нинве. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы — они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.

Личность пророка Йоны

Файл:Harkeberga 0844.jpg
Иону выкидывают за борт

По преданию, Ио́на (ивр. יוֹנָה‎, голубь), сын Амитая был отроком, которого воскресил пророк Элияhу после молитвы ([[|3 Цар.]]17:17-23). Его мать была та благочестивая вдова из Царефата, к которой Бог послал пророка Элияhу, во время трёхлетнего голода, когда поток Хорев пересох [[|3 Цар.]]17:9) (Мидраш Шохер Тов, 28:7). Другое еврейское предание считает его учеником пророка Элиши, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Элияhу (4 Цар 2:2-6; 6:1-8) (Пиркей рабену hа-кадош, Грингут, ликутим, 3); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Элиша послал помазать на царство Йеhу (4 Цар 9:9-11).

Ценное восполнение к этим сведениям дает 2-я книга Царей. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Яроваме II-ом, она замечает, что это совершилось «по слову Господа Бога Израилева, которое Он передал через раба своего Иону, сына Амитая, пророка, из Гат-Хефера» (14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гат-Хефера, он, значит, происходил из колена Зевулуна, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Яровамам II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Яровама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Йоашем) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Йоаша. Этому царю пророк Элиша пред смертью предсказал, что он победит арамеев, только «не до скончания» (4 Цар 13:14-20). Пророчество Ионы об окончательной победе над арамеями и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Йоаша и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Йоашу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Элиши и даже, может быть, пророка Элияhу и их преемником по пророчеству.

Неканонические книги, в которых упоминается об Ионе (Тов 14:8; 3 Мак 6:6), не сообщают подробностей его жизни. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ города Мосул, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гат-Хефере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве рыбы «Бог показал невредимым всем присным»»  (3Макк.6:6). Значит, он возвратился в свое отечество.

Историчность книги

Вопрос о существе книга пророка Ионы в экзегетической литературе решается неодинаково.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы (3Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Значение книги

Идея книги та, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. В век Ионы эта идея, как показывает пример самого Ионы, усваивалась с большою болезненностью.

Происхождение книги

О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. При объяснении книги мы отметим, что те места её, в которых видят доказательства её позднейшего происхождения, в действительности не содержат в себе таких указаний, а теперь остановимся на положительной стороне вопроса. Книгу Ионы знает Бен-Сира, который говорит о двенадцати малых пророках (49:12 ст.), с её содержанием знаком Товит (14:8 ст.). Она не могла быть написана позднее времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него.

Спор о тыкве

Когда в конце IV века Иероним Стридонский перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский (Vulgata), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика Руфин Аквилейский. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Ханины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым сидел Иона рядом с Ниневией — קִיקָיוֹן кикайон - не тыква (лат. cucurbita), но плющ (лат. hedera).

К критике присоединился и Аврелий Августин — он написал Иерониму о случившимся в одном из африканских городов. Когда епископ начал читать книгу Ионы согласно новому переводу, то среди собравшихся поднялся сильный ропот. Прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод. По этому поводу Августин высказал следующую мысль: «Мне кажется, что ты мог ошибиться в подобных местах».[1]

Примечания

  1. А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. М.: Православное обозрение, 1871. Репринт: М.: Русский хронограф, 1995

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Йона (Иона), библейская книга

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация