Йона (Иона), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Происхождение книги)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Историчность книги)
Строка 33: Строка 33:
== Историчность книги ==
== Историчность книги ==
-
Согласно принятому в современной науке взгляду, книга Иона является гомогенным единством с незначительными позднейшими интерполяциями и построена по принципу [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|псевдоэпиграфии]]. Исследователи расходятся во мнениях относительно времени ее создания. Наиболее вероятно, что эта книга возникла в эпоху персидского владычества: составитель книги относится к Ниневии не как к реальной столице воинственной [[Месопотамия|Ассирии]], а как к полумифическому «большому городу».  
+
О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения.  
-
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах [[Товита Книга|Товита]] и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы ({{Библия|3Макк|6:6}}) и его проповеди в Ниневии ({{Библия|Тов|14:8}}). Ссылки на пророчества Ионы в [[Товита Книга|книге Товита]]<ref>Героем ее является пророк Иона, сын Амиттая, упомянутый в книге Царей (II Ц. 14:25) в качестве глашатая национального избавления во времена [[Иоровам II|Иоровама II]] (или до него), предвещавшего победу Северного (Израильского) царства над царством Арама.</ref> (4 в. до н. э.) позволяют датировать книгу Ионы не позднее 5 в. до н. э.
+
Согласно принятому в современной науке взгляду, книга Иона является гомогенным единством с незначительными позднейшими интерполяциями и построена по принципу [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|псевдоэпиграфии]].
 +
 
 +
Исследователи расходятся во мнениях относительно времени ее создания. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. Наиболее вероятно, что эта книга возникла в эпоху персидского владычества: составитель книги относится к Ниневии не как к реальной столице воинственной [[Месопотамия|Ассирии]], а как к полумифическому «большому городу». Кроме того, книга Йоны не могла быть написана позднее времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него.
 +
 
 +
Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах [[Товита Книга|Товита]], Бен-Сира (49:12 ст.) и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы ({{Библия|3Макк|6:6}}) и его проповеди в Ниневии ({{Библия|Тов|14:8}}). Ссылки на пророчества Ионы в [[Товита Книга|книге Товита]]<ref>Героем ее является пророк Иона, сын Амиттая, упомянутый в книге Царей (II Ц. 14:25) в качестве глашатая национального избавления во времена [[Иоровам II|Иоровама II]] (или до него), предвещавшего победу Северного (Израильского) царства над царством Арама.</ref> (4 в. до н. э.) позволяют датировать книгу Ионы не позднее 5 в. до н. э.
Затем [[Иосиф Флавий]], передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.
Затем [[Иосиф Флавий]], передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Версия 20:00, 29 августа 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Файл:Dore jonah whale.jpg
Иона и кит, гравюра. Гюстав Доре.

Книга пророка Ионы (ивр. יוֹנָה‎) — пятая книга «малых пророков» ТаНаХа (Библии). Несмотря на то, что собственно пророчеству в книге уделено лишь несколько слов (Ион.3:4), она вошла в сборник пророческих книг ТаНаХа потому, что в ней выявлены принципиальные аспекты представления об универсальном значении пророчества и роли пророка.

Содержание

Содержание книги

Согласно Библии, Иона, испугавшись по началу поездки с проповедями к язычникам, решил уплыть на корабле в Таршиш. Однако, во время пути в море разыгрался шторм, и команда корабля, на котором плыл Иона, сочтя шторм наказанием господним, выбросила Иону за борт. Пророк был проглочен рыбой, в утробе которой раскаялся в своих поступках, за что был выпущен рыбой на берег в Ливане. Поражённый такими чудесами, наставленный на путь истинный, Иона принял пророческое служение и отправился в Ассирию.

После того, как пророк Иона вновь обратился к Богу, Бог вторично послал его проповедовать жителям города Нинве. Ниневитяне и их правитель вняли пророчеству Ионы — они покаялись в грехах, наложили пост и стали сокрушаться о соделанных злодеяниях, что подробно описано в Библии в Книге пророка Ионы. В результате этого Бог сжалился над ниневитянами и не уничтожил город.

Личность пророка Йоны

Файл:Harkeberga 0844.jpg
Иону выкидывают за борт

По преданию, Ио́на (ивр. יוֹנָה‎, голубь), сын Амитая был отроком, которого воскресил пророк Элияhу после молитвы ([[|3 Цар.]]17:17-23). Его мать была та благочестивая вдова из Царефата, к которой Бог послал пророка Элияhу, во время трёхлетнего голода, когда поток Хорев пересох [[|3 Цар.]]17:9) (Мидраш Шохер Тов, 28:7). Другое еврейское предание считает его учеником пророка Элиши, получившим воспитание в тех пророческих школах, которые были основаны Элияhу (4 Цар 2:2-6; 6:1-8) (Пиркей рабену hа-кадош, Грингут, ликутим, 3); оно отождествляет его с тем стремительным юношею, которого Элиша послал помазать на царство Йеhу (4 Цар 9:9-11).

Ценное восполнение к этим сведениям дает 2-я книга Царей. Сообщая о расширении пределов Израильского царства при Яроваме II-ом, она замечает, что это совершилось «по слову Господа Бога Израилева, которое Он передал через раба своего Иону, сына Амитая, пророка, из Гат-Хефера» (14:25). Это замечание решает для нас важный вопрос о времени жизни и месте деятельности пророка Ионы. Родом из Гат-Хефера, он, значит, происходил из колена Зевулуна, в котором был этот город (Нав. 19:13) и принадлежал к пророкам Израильского царства. Его имя связывается с царствованием Яровамам II, который воцарился в 835-м г. до н. э. и занимал израильский престол 41 год (4 Цар 14:23). Войну с Сирией, результатом которой по предсказанию Ионы было расширение границ Израильского царства, следует отнести к началу царствования Яровама II, так как она начата была ещё его предшественниками (Иоахазом и Йоашем) и им лишь славно закончена. Отсюда и жизнь пророка Ионы нужно отодвигать к более раннему времени. Если пророчество Ионы исполнилось в начале царствования Иеровоама II, то произнесено оно было, конечно, раньше, еще в предшествующее царствование Йоаша. Этому царю пророк Элиша пред смертью предсказал, что он победит арамеев, только «не до скончания» (4 Цар 13:14-20). Пророчество Ионы об окончательной победе над арамеями и восстановлении древних границ Израильского царства является таким образом продолжением и дополнением пророчества Йоаша и произнесено было, вероятнее всего, тому же самому Йоашу в утешение. Из сказанного следует, что пророк Иона жил в половине IX в. до н. э.; значит по времени своего служения он был самым древним из пророков, оставивших нам свои писания. Он был младшим современником пророка Элиши и даже, может быть, пророка Элияhу и их преемником по пророчеству.

Неканонические книги, в которых упоминается об Ионе (Тов 14:8; 3 Мак 6:6), не сообщают подробностей его жизни. О конце жизни пророка и его смерти мы узнаем из предания. По одному из них, пророк Иона после проповеди в Ниневии остался жить там до конца своей жизни, там и умер. Его гробница до сих пор указывается на высоком холме близ города Мосул, где открыты развалины Ниневии. По другому преданию, Иона возвратился из Ниневии и умер на своей родине в Гат-Хефере. И здесь, как и близ Ниневии, находится чтимая гробница пророка. Последняя версия о смерти пророка Ионы подтверждается сообщением, что «Иону после пребывания его во чреве рыбы «Бог показал невредимым всем присным»»  (3Макк.6:6). Значит, он возвратился в свое отечество.

Историчность книги

О происхождении книги пророка Ионы, также, как и о её существе, представителями критического экзегесиса высказываются весьма разнообразные суждения.

Согласно принятому в современной науке взгляду, книга Иона является гомогенным единством с незначительными позднейшими интерполяциями и построена по принципу псевдоэпиграфии.

Исследователи расходятся во мнениях относительно времени ее создания. С большим старанием ищут в книге следов её позднейшего происхождения и на основании этого относят время её написания — одни к ассирийскому плену, другие ко времени иудейского царя Иосии или в период вавилонского плена, третьи, наконец, думают, что она написана в послепленньй период, может быть даже во времена Маккавеев. Наиболее вероятно, что эта книга возникла в эпоху персидского владычества: составитель книги относится к Ниневии не как к реальной столице воинственной Ассирии, а как к полумифическому «большому городу». Кроме того, книга Йоны не могла быть написана позднее времени заключения ветхозаветного канона, так как она вошла в него.

Самое древнее свидетельство в пользу исторического характера книги Ионы мы находим в книгах Товита, Бен-Сира (49:12 ст.) и 3-й Маккавейской. В них засвидетельствовано историческое понимание двух главных фактов книги Ионы, наиболее встречающих возражение, пребывания пророка во чреве рыбы (3Макк.6:6) и его проповеди в Ниневии (Тов.14:8). Ссылки на пророчества Ионы в книге Товита[1] (4 в. до н. э.) позволяют датировать книгу Ионы не позднее 5 в. до н. э.

Затем Иосиф Флавий, передавая в «Иудейских Древностях» (IX кн. II гл.) содержание книги Ионы, считает её за подлинную историю.

Значение книги

Милосердие Бога и отказ пророка выполнить возложенную на него миссию образуют фабулу повествования. Основные мотивы книги Иона имеют фольклорный характер. Таков, в первую очередь, мотив проглатывания героя огромной рыбой и последующее его избавление; однако, в отличие от фольклорной трактовки этого сюжета, спасение героя является результатом не победы над рыбой, а вознесенных Богу молитв, так что фольклорный сюжет получает специфическую библейскую окраску.

Моралистическая установка книги Иона по сей день вызывает недоумение как традиционных комментаторов, так и научных исследователей Библии. Заключается ли мораль этого уникального по жанру библейского рассказа в том, что Бог распространил свое милосердие на население грешной столицы великой древней империи инородцев, или в том, что покаяние всегда и везде может привести к прощению грехов? Некоторые полагают, что основной задачей автора книги Ионы было стремление показать тщетность попытки пророка уклониться от миссии, возложенной на него Богом. Эта тема нередко встречается в Библии в контексте посвящения избранников Бога в пророки (Исх. 3:11; 4:10–13; 6:12; Иер. 1:6; Ам. 7:14), но в то время как грандиозные фигуры пророков эпохи Первого храма и их торжественные бичующие проповеди вызывают благоговение, личность и поведение Ионы представлены с оттенком сарказма и в лучшем случае вызывают снисходительную улыбку сочувствия.

Также можно увидеть идею книги о том, что спасение через покаяние может быть даровано Богом не только иудеям, но и язычникам. Бог Библии не национальный Бог евреев, а Бог всех людей. Богопроявление распространяется на всё человечество, в Царство Божие войдут и язычники, потому что путь в него один для всех — нравственное усовершенствование. В век Ионы эта идея, как показывает пример самого Ионы, усваивалась с большою болезненностью.

Спор о тыкве

Когда в конце IV века Иероним Стридонский перевёл Библию с древнееврейского языка на латинский (Vulgata), вокруг этого труда возникла полемика, которую инициировал бывший друг переводчика Руфин Аквилейский. Он обвинил Иеронима в том, что тот заразился неверием от иудея Бар-Ханины, к которому писатель обращался за лингвистической консультацией. В числе аргументов был и тот, что Иероним неверно назвал растение, под которым сидел Иона рядом с Ниневией — קִיקָיוֹן кикайон - не тыква (лат. cucurbita), но плющ (лат. hedera).

К критике присоединился и Аврелий Августин — он написал Иерониму о случившимся в одном из африканских городов. Когда епископ начал читать книгу Ионы согласно новому переводу, то среди собравшихся поднялся сильный ропот. Прихожане начали обвинять епископа в подделке и искажении Священного Писания, так что тот, опасаясь раскола, предпочёл впредь использовать старый перевод. По этому поводу Августин высказал следующую мысль: «Мне кажется, что ты мог ошибиться в подобных местах».[2]

Примечания

  1. Героем ее является пророк Иона, сын Амиттая, упомянутый в книге Царей (II Ц. 14:25) в качестве глашатая национального избавления во времена Иоровама II (или до него), предвещавшего победу Северного (Израильского) царства над царством Арама.
  2. А. А. Смирнов. Блаженный Иероним Стридонский как историк и полемист. М.: Православное обозрение, 1871. Репринт: М.: Русский хронограф, 1995

Ссылки

Логотип Викитеки
В Викитеке есть тексты по теме
Йона (Иона), библейская книга

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация