Йоханан бен Закай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 22: Строка 22:
:''За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура ("этого козла Богу") оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захарии бен Идо: "Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои" .''
:''За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура ("этого козла Богу") оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захарии бен Идо: "Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои" .''
-
Эта агада описывает нам мистические знамения, которые предвещали разрушение Храма. Поразительным образом, Раббан Йоханан бен Закай не впечатляется этими знамениями. Наоборот, он склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский Храм обречен на разрушение. Он способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм. Поэтому он трактует пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.<ref>По поводу трактовки этих стихов Захарии есть разногласия между коментаторами</ref>
+
Эта агада описывает нам мистические знамения, которые предвещали разрушение Храма, и Раббана Йоханан бен Закая, который  склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский Храм обречен на разрушение. Он способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм, и потому он трактует пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.<ref>По поводу трактовки этих стихов Захарии есть разногласия между коментаторами</ref>
 +
 
 +
== Ссылки ==

Версия 12:32, 29 апреля 2010


Раббан Йоханан бен Закай - один из крупнейших Танаев, пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.

Личность

Как и о других учителях эпохи Мишны, мы не знаем точной даты рождения р. Йоханана бен Закая (РИБаЗ). В трактатате Сукка 28,а приводится краткий рассказ об учениках Гилеля:

Восемьдесят учеников было у Гилеля. Тридцать - достойных того чтобы на них возлежала Шхина, как на Моше; тридцать, достойных, чтобы ради них остановилось солнце, как ради Йеhошуа, и двадцать средних. Старший из них - р.Йоханан бен Узиэль, младший - р.Йоханан бен Закай. О нем сказали, что он не оставил ничего неизученного из Торы, Мишны а, установлений софрим, гематрии, разговоров ангелов-служителей и разговоров бесов, и пр.

Из этого рассказа можно сделать вывод, что Р. Йоханан бен-Закай был одним из младших учеников Гилеля. И, если считать, что Гилель умер где-то около 10-го г. н.э., а р.Йоханан бен Закай был еще тогда молод, то получится, что он родился предположительно в 10 г. до н.э., и во время разрушения Храма ему было приблизительно 80 лет. Агада утверждает также, что Рибаз прожил 120 лет, по ее описанию, он 40 лет занимался торговлей, 40 лет учился и сорок лет преподавал и возглавлял народ. Если р. Иоханан бен Закай возглавлял народ в течении 120 лет, то это значит, что он умер около 110 г. н.э.

Жизнь р. Йоханана бен Закая пришлась на самый один из самых трагических периодов еврейской истории, на период разрушения Храма. Йерусалимский Храм был центром духовной жизни народа, и после его разрушения, для большинства народа продолжение национального существования казалось практически невозможным. В такое время перед его духовными лидерами стояла необыкновенно сложная задача: обеспечить народу возможность жить дальше. Огромная заслуга Р. Йоханана бен Закая состоит в том, что он смог придать еврейской жизни смысл в новых обстоятельствах, что, в конечном итоге, это позволило еврейскому народу продолжать свое существование, несмотря на рассеяние.

Мишна Авот (2:8) перечисляет пятерых учеников Рибаза.

Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен hоркенус, рабби Иеhошуа бен Хананья, рабби Йосей hа-коген, раби Шимон бен Нетанэль и раби Эльазар бен Арах.

Трое из пяти учеников Рибаза стали впоследствии ведущими учителями Талмуда. (см. тамлицу танаев)

Деятельность в период разрушения Храма

Агада в трактате Йома 39,б рассказывает:

За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура ("этого козла Богу") оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захарии бен Идо: "Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои" .

Эта агада описывает нам мистические знамения, которые предвещали разрушение Храма, и Раббана Йоханан бен Закая, который склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский Храм обречен на разрушение. Он способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм, и потому он трактует пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.[1]

Ссылки


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация