Йоханан бен Закай

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Nechama (Обсуждение | вклад)
Nechama (Обсуждение | вклад)
Строка 65: Строка 65:
{{ЭЕЭ|11837|Иоханан бен Заккай }}
{{ЭЕЭ|11837|Иоханан бен Заккай }}
 +
[http://www.judaicaru.org/steinsalz/mudrez_3.htm#Heading71  [[Штейнзальц Адин|А. Штейнзальц]]  "Мудрецы Талмуда". Рабан Иоханан Бен Закай]
[http://www.judaicaru.org/steinsalz/mudrez_3.htm#Heading71  [[Штейнзальц Адин|А. Штейнзальц]]  "Мудрецы Талмуда". Рабан Иоханан Бен Закай]
 +
[http://machanaim.org/kurs/tanai/04-ribaz.htm Раби Йоханан бен Закай и разрушение Храма. Маханаим. Учебные курсы по иудаике]
[http://machanaim.org/kurs/tanai/04-ribaz.htm Раби Йоханан бен Закай и разрушение Храма. Маханаим. Учебные курсы по иудаике]
[[Участник:Nechama|Nechama]] 15:56, 29 апреля 2010 (UTC)
[[Участник:Nechama|Nechama]] 15:56, 29 апреля 2010 (UTC)

Версия 21:45, 29 апреля 2010


Тип статьи: Регулярная статья
Автор статьи: Нехама Симонович (Полонски)
Дата создания: 26/03/2010

Раббан Йоханан бен Закай — один из крупнейших Танаев, пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы.

Содержание

Личность

Как и о других учителях эпохи Мишны, мы не знаем точной даты рождения р. Йоханана бен Закая (РИБаЗ). В трактатате Сукка 28,а приводится краткий рассказ об учениках Гилеля:

Восемьдесят учеников было у Гилеля. Тридцать — достойных того чтобы на них возлежала Шхина, как на Моше; тридцать, достойных, чтобы ради них остановилось солнце, как ради Йеhошуа, и двадцать средних. Старший из них — р.Йоханан бен Узиэль, младший — р. Йоханан бен Закай. О нем сказали, что он не оставил ничего неизученного из Торы, Мишны а, установлений софрим, гематрии, разговоров ангелов-служителей и разговоров бесов, и пр.

Из этого рассказа можно сделать вывод, что Р. Йоханан бен-Закай был одним из младших учеников Гилеля. И, если считать, что Гилель умер где-то около 10-го г. н. э., а р. Йоханан бен Закай был еще тогда молод, то получится, что он родился предположительно в 10 г. до н. э., и во время разрушения Храма ему было приблизительно 80 лет. Агада утверждает также, что Рибаз прожил 120 лет, по ее описанию, он 40 лет занимался торговлей, 40 лет учился и сорок лет преподавал и возглавлял народ. Если р. Иоханан бен Закай возглавлял народ в течении 120 лет, то это значит, что он умер около 110 г. н. э.

Жизнь р. Йоханана бен Закая пришлась на самый один из самых трагических периодов еврейской истории, на период разрушения Храма. Йерусалимский Храм был центром духовной жизни народа, и после его разрушения, для большинства народа продолжение национального существования казалось практически невозможным. В такое время перед его духовными лидерами стояла необыкновенно сложная задача: обеспечить народу возможность жить дальше. Огромная заслуга Р. Йоханана бен Закая состоит в том, что он смог придать еврейской жизни смысл в новых обстоятельствах, что, в конечном итоге, это позволило еврейскому народу продолжать свое существование, несмотря на рассеяние.

Мишна Авот (2:8) перечисляет пятерых учеников Рибаза.

Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби Элиэзер бен hоркенус, рабби Иеhошуа бен Хананья, рабби Йосей hа-коген, раби Шимон бен Нетанэль и раби Эльазар бен Арах.

Трое из пяти учеников Рибаза стали впоследствии ведущими учителями Талмуда. (см. тамлицу танаев)

Деятельность в период разрушения Храма

Агада в трактате Йома 39,б рассказывает:

За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура («этого козла Богу») оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захариии бен Идо: «Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои» .

Эта агада описывает знамения, предвещавшие разрушение Храма, тогда как Раббана Йоханан бен Закая, который склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский Храм обречен на разрушение. Он был способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм, и потому трактовал пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.[1]

Эта агада представляет Рибаза, как мудреца, который изначально понимал необходимость считаться с реальностью, и искать правильный путь, который позволит сохранить еврейский народ в экстремальных условиях. В такой перспективе действия р. Йоханана бен Закая во время осады Иерусалима вытекают из понимания необходимости в создавшихся условиях создать альтернативу Храму, обреченному на разрушение.

Известная агада [2] рассказывает о том, как во время осады Иерусалима р. Йоханан бен Закай пришел к заключению, что городу не устоять перед римской армией, и поэтому принял решение покинуть город. Он притворился мертвым и ученики вынесли его на плечах из осажденного Иерусалима. Продолжение агады в Талмуде описывает встречу Рибаза с Веспасианом, в которой Рибаз просит у него сохранить город Явне и потомков рабана Гамлиэля, а также излечить рабби Цадока. Целью Рибаза было создать новый духовный центр, который должен будет обеспечить дальнейшее существование еврейского народа.

Добившись от Рима разрешения основать в Явне новый духоный центр, Рибаз со веременем преобразовал его в Санhедрин, то есть высший суд, имеющий полномочия принимать решать важнейшие проблемы галахи. Санhедрин в Явне взял на себя задачу сохранения и упрочения здания устной традиции.

Постановления Рибаза

После разрушения Храма р. Йоханан Бен-Закай издал несколько новых галахических постановлений известных как Девять Постановлений Рибаза («Таканот Рибаз»). В них он меняет некоторые галахические установления, чтобы приспособить их к новому образу жизни — жизни без Храма. Упомянем здесь некоторые из них.

  • Постановление о трублении в Шофар в Рош hа-Шана (Новый год), в случае, если Новый Год приходится на Субботу. До того, как был разрушен Храм это делали только в Храме, но после разрушения Храма, Рибаз, постановил что нужно трубить в шофар и не только в Храме, но и в таком месте, где есть Бейт-Дин.
  • Постановление относящееся к заповеди «Арба миним» — четырех видов растений, которые связывают вместе (лулав) и возносят в праздник Суккот. До разрушения Храма, в Храме возносили лулав все семь дней, а вне стен Храм только один день. Рибаз постановил, что теперь нужно возносить лулав всюду — все семь дней праздника Суккот — в память о Храме.
  • Постановление, связанное с жертвой омера. До Разрушения Храма уже 16 нисана, после принесения жертвы омера, с полудня разрешалось есть от хлеба нового урожая. (А до принесения жертвы омера это запрещено). Раби Йоханан постановил, что в память о Храме, весь день 16 нисана хлеб нового урожая запрещен в пищу.
  • Постановление о приеме свидетелей новомесечья. Это постановление Рибаза разрешало Бейт-Дину прием свидетелей видевших новую луну весь день, тогда как в Храме время приема свидетелей ограничивали временем минхи — дневного жертвоприношения.


Примечания

  1. По поводу трактовки этих стихов Захарии есть разногласия между комментаторами
  2. встречающаяся в различных версиях: Гитин 56:а, б, Мидраш Раба Эйха 1:31, Авот раби Натана 4:5

См. также

Статья «Иоханан бен Заккай » в Электронной еврейской энциклопедии

А. Штейнзальц "Мудрецы Талмуда". Рабан Иоханан Бен Закай

Раби Йоханан бен Закай и разрушение Храма. Маханаим. Учебные курсы по иудаике

Nechama 15:56, 29 апреля 2010 (UTC)

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация