Йоэль (Иоиль), библейская книга

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск

Иудаизм

п·о·р


Книга пророка Иоиля - это часть Библии написанная пророком Иоилем. Книга в синодальном переводе, а также Вульгате и Септуагинте состоит из трех глав в иудейском каноне из четырех, третья глава канонических переводов соответствует второй и третьей главам мазоретского текста.[1]

Содержание

Автор и время написания

О личности пророка и времени его жизни ничего не известно (1:1). Имя Иоиль означает «ГОСПОДЬ есть Бог» (по смыслу тождественно с именем Илия). Нам также известно, что он был сыном Вафуила. Близкое знакомство Иоиля с Иерусалимом, его Храмом и особенностями храмового служения указывает на то, что, возможно, пророк писал свою книгу в Иерусалиме или в Иудее (Иоиль 1:1, 9, 13, 14; 2:1, 15, 16, 32). Также можно предположить, что он был свяшенником или храмовым пророком.

Из-за крайней скупости описания современных ему событий в книге невозможна даже приблизительная датировка ее написания. Однако на основе перечня врагов Иудеи и некоторых стилистических особенностей было создано несколько гипотез относительно времени создания книги:[2]

  • XI век до н.э., во время малолетства Иоаса, в этом случае книга Иоиля – самая ранняя пророческая книга Библии;
  • VIII век до н.э., во времена Осии и Амоса;
  • 639 – 608 гг. до н.э., во время правления царя Иосии;
  • около 500г. до н.э., после возвращения из вавилонского пленения во времена пророка Захарии;
  • около 400г. до н. э., в этом случае Иоиль последний из пророков Ветхого Завета.

Основные темы

Книгу Иоиля можно рассматривать как краткое изложение основных тем затрагиваемых библейскими пророками: мрачное предсказание бедствий, надвигающегося дня Господня; призыв к сохранению веры и к покаянию, к выходу из состояния нравственного сна; радостное предвосхищение спасения Господом Его народа. Она проникнута ожиданием пришествия Бога и Его суда. Иоиль — пророк покаяния, призывающий к посту и молитве. Христиане почитают Иоиля, в том числе и как пророка Пятидесятницы.

Содержание

По всей вероятности, поводом к выступлению пророка послужило страшное бедствие, постигшее Иудею: саранча истребила посевы и народ был обречен на голод. Нашествие саранчи представлено в книге как день Господень – день тьмы и мрака (2:1-2), как опустошение от Всемогущего придет он (1:15). Саранча уподобляется воинам вражеской армии разоряющих землю (1:6, 2:2-11).

За описанием бедствия следует призыв к покаянию и обращению к Господу, в отличие от многих пророков Иоиль в покаяние выделяет не только внутреннюю его сторону, но и внешнюю, культовую (2:12-17). Вслед за призывом покаяния следует резкая смена темы и пророк предсказывает возрождение и благоденствие(2:18-26).

Предсказание дня Господня, спасения и суда Божьего, в книге Иоиля особенно ярко представлено, что день Господень это и радость и горе. Первое пророчество, связанное с ним, – это пророчество о нисхождение Духа Божьего на Его народ. (2:28-29) Если прежде Дух Божий сходил только на избранных (пророков, назареев, царей), то в день Господень весь народ Божий будет наделен этим даром. Потом следует мрачная картина знамений того дня (2:30-31), но и обещание спасения для всех, призывающих Имя Божье.

Третья глава описывает великий суд в «долине Иосафата». Это название буквально означает «ГОСПОДЬ судит» и символизирует собой место, где Господь будет судить народы. В стихе 14 она названа «долиной суда», из стиха 16 можно заключить, что она находится в окрестностях Иерусалима, но нет достаточно веских данных, чтобы отождествлять эту местность с нынешней «долиной Иосафата» (долиной Кедрона, на юго-восток от Храма). Такое название этой долины встречается впервые лишь в V веке н.э.[3] В данном пророчестве сочетаются грозные обещания наказания для противников народа Божьего и обещания благоденствия для избранных Им.

Книга Иоиля и Христианство

Текст книги пророка Иоиля достаточно часто упоминается в Новом Завете. Особенное значение имеют строки, относящиеся к последним дням. Так его описание предзнаменований пришествия дня Господня цитируется Иисусом Христом, когда он говорит о пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:29, Мк. 13:24-25, Лк 21:25). Слова о нисхождение Духа Божьего цитирует Петр, первый раз проповедую в день Пятидесятницы (Деян. 2:17-21). Павел в Послании к римлянам, толкуя стих 2:32, делает ударение на слове «всякий», то есть так, что к народу Божьему принадлежит всякий, кто призывает имя Божье и кого призвал Господь (Рим 10:12-13). Книга Иоиля находит множество параллелей в Откровении Иоанна Богослова.


Примечания

  1. Catholic Encyclopedia: Joel(англ.)
  2. Jewish Encyclopedia: Book of Joel(англ.)
  3. Комментарии,Библия, Брюссель:Издательство «Жизнь с Богом», 1989

Источники

Генри Гелей. Библейский справочник. СПб: Библия для всех. 2000 ISBN 5-7454-0509-0


ar:سفر يوئيل

ca:Llibre de Joel cs:Kniha Jóeleo:Joel (libro)fi:Joelin kirjagd:Ioelhr:Joel (knjiga) hu:Joel id:Kitab Yoëlja:ヨエル書 jv:Yoel ko:요엘 (구약성서) la:Prophetia Ioel lt:Joelio knyga ml:ജോയേലിന്റെ പുസ്തകം nl:Joël (boek) no:Joels bok pl:Księga Joelask:Kniha Joel sm:O le tusi a le Perofeta o Ioelu sv:Joel sw:Kitabu cha Yoeli tl:Aklat ni Joel yo:Ìwé Joeli zh:約珥書

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация