Каббала

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский


Дата создания: 30/12/2010




Каббала

Святые книги
Сефер ЕцираКнига ЗогарЭц Хаим
Основы

Основы КаббалыДрево ЖизниСфирот
КетерХохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут

Каббалисты

РАШБИАРИЗАЛЬХаим Виталь
РамбанБааль Сулам

Миры Абеа

Адам КадмонАцилутБрия
Ецира • Асия

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить


Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предании») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке

Каббала связанна с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.

Содержание

Статус Каббалы

Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «Пардес» (букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы.Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах.


Ранняя еврейская мистика

Источниками каббалы считаются

  • Мистические отрывки ТаНаХа - прежде всего, книга Йехезкеля
  • Мистические визионерские эзотерические учения периода Второго Храма и Талмуда, "Маасе Берешит" ("Деяния Первотворения") и "Маасе Меркава" ("Деяния Престола"), а также Литература Чертогов ("hейхалот")
  • Сефер Йецира (ивр. ספר היצירה‎ — «Книга творения»), вероятно написанная между 2 и 6 вв. н. э.в Стране Израиля
  • Хасидей Ашкеназ - мистическое эзотерическое учение, действовавшее на севере Франции и юге Германии в 12 в.
  • Мистические течения в еврействе восточныхисламских стран в раннее средневековье

Проблема соотношения каббалы и гностики

Есть внешнее сходство некоторых элементов,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.

Во-первых, в отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.

Во-вторых, в отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты.


Каббала в Провансе 12 в.

Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы, поскольку в их текстах еще нет многих важнейших понятий,характерных для классической каббалы последующих столетий.

Сефер hа-Баhир

Важнейшей книгой каббалы, опубликованной в Провансе (в конце 12 в.) является Сефер hа-Баhир. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. Рабби Нехуния бен hа-Кана. Согласно исследователям, Баhир был написан незадолго до своего опубликования.

Из всех каббалистических текстов книга «Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар».

Испанская каббала 13-15 вв.

Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.

Нахманид

Книга Зогар

Основная статья: Книга Зогар

Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. раби Моше де-Леоном.

Зохар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и на духовную жизнь еврейства вообще.


Цфатская школа (16 в.)

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в.

Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алкабец, Иосеф Каро и Ицхак Лурия.

Учение Ари

Основная статья: Лурианская Каббала

Огромнй и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).

Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי‎). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Книга Эц Хаим («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».

Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.

В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: бесконечность («Эйн-соф») сжалась, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение божественных искр Божеству («тиккун»), для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.

Каббала с середины 16 до середины 18 вв.

Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лже-мессианского движения Шабтая Цви (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, а веком позже — для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами.

Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист Авраам Азулай(1570—1643) написавший в своей книге «Милосердие Авраама» («Хесед ле-Авраам»), что начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.

Сефардские общины, помимо Авраама Азулайя, подарили миру целую плеяду выдающихся Каббалистов, таких как Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар.

Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке. Так к примеру большинство Марокканских Евреев имели в своих домах тексты книги Зоар и изучали их.

В Европейских странах наиболее известными представителями каббалы были Исраэль Саруг, Менахем Азарья де Фано.Но главный вклад в ее развитие в этот период внес Моше Хаим Луцатто.


Каббала в Европе (Движение Хасидизма)

Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается, как правило, с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Бааль Шем Тов, о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как Дов Бер из Межерича, Шнеур Залман из Ляд, Нахман из Брацлава, Рабби Менахем из Чернобыля, Элимелеха из Лежайска и многих других.

Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики — адморы.

Хасидизм, целиком восприняв каббалистическую картину мира, в некотором смысле вывернул её наизнанку: существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. (Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15).

Основателем хасидизма является Исраэль Бен Элиэзер (1698—1760), известный также как Баал Шем Тов (что означает «господин Благого Имени»), или сокращенно Бешт. Прежде чем раскрыться в качестве учителя, Исраэль был известен как целитель и изготовитель амулетов, — Баал Шем. Когда люди узнали о действенности его амулетов и о выдающихся личных качествах Исраэля, его стали называть Баал Шем Тов, или Бешт. В молодости он вел аскетический образ жизни, подолгу молился в Карпатских горах. Постепенно вокруг Бешта стали собираться ученики. Он разработал в рамках иудаизма изощренную мистическую систему, основанную не на интеллектуальном постижении Бога (как это делали учёные каббалисты), а на страстном религиозном рвении, доступном простым мирянам. Целью был двекут — единение с Богом. Идея двекут («прилепления») заимствована из самой Торы: «[Дабы ты] любил Господа [YHVH], Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся [давок] к Нему; ибо в этом жизнь и долгота дней твоих…» (Втор. 30:20). Достигнуть двекут — значит осознать Присутствие Бога в твоей жизни. Позже хасидские учителя утверждали, что двекут — это такой союз с Богом, который требует полного растворения в Нем собственного «я». Бешт, в отличие от раввинов, приверженных сложным теоретическим построениям и кропотливым исследованиям, полагал, что двекут — высшая цель религиозной жизни — не является прерогативой избранных мистиков, знакомых с эзотерическими писаниями и каббалистическими комментариями Торы, а представляет собой состояние сознания, доступное даже человеку совершенно неграмотному. Достаточно просто отдаться радости служения Богу через мицвот (заповеди). «Божественное Присутствие не нисходит на того, кто печалится в заповедях; оно нисходит на того, кто в заповедях радуется» (Бешт). Баал Шем Тов не предлагал своим ученикам никакой философской системы. Он учил их при помощи собственных афоризмов и притч. Ученики записывали его изречения, толковали их и в конце концов разработали вполне оригинальную систему мышления и действия, которая и получила название хасидизм, — от слова хесед, то есть «сострадание». Хасид — возлюбивший Бога и жизнь праведную. Сообщества хасидов собирались вокруг харизматических мистиков, называемых ребе, что значит учитель, мастер, или цадиков — праведников, святых. Ребе служили образцом сострадательной Божьей любви и наставляли хасидов, как достичь состояния двекут. Со временем роль ребе сместилась от наставничества к посредничеству. Если Баал Шем Тов учил, что состояние двекут доступно любому человеку, то его последователи уже говорили, что для единения с Богом необходим достаточно высокий уровень святости, который способны обрести только цадики, ученики же могут приблизиться к этому состоянию подражанием учителю. Внимание, таким образом, переместилось с Бога на ребе, и незаметно начался упадок хасидизма. Главная идея, как и практика раннего хасидизма — предельно просты. Идея такова: «Мело кол га-арец, кеводо» — «вся земля полна славы Его» (Ис. 6:3). Что же до практики, то и она описывается следующим образом: «Шивити Адонай ле-негди тамид» — «Вижу Господа пред собой всегда» (Пс. 16:8). В этих словах — сама суть хасидизма. Хасиды считают, что весь мир полон Богом. Отсюда, казалось бы, можно сделать вывод, будто хасидизм — это своего рода иудейский пантеизм, утверждающий, что «всё есть Бог». Однако это не так. В пантеизме творение отождествляется с Творцом. Пантеист полагает, что Бог и природа — синонимы. Философию же хасидизма правильнее назвать панэнтеизмом : всё в Боге. Эти понятия существенно различаются. Если в пантеизме мир и Бог тождественны, то в панэнтеизме Бог не исчерпывается миром. Бог включает в Себя мир, но превосходит его. Важнейший принцип учения хасидов — неразрывность связи между Богом и творением. Бешт говорил: «Деятельное творческое начало всегда скрыто в деянии, в творении. Мир во всем своем многообразии создан как бы из самого Бога и вместе с тем неотделим от Него, подобно тому как складка в платье сделана из самого платья и в нем остается. Мир — из Бога и в Боге». (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 8. — Восход, 1888. С.13).

Дов Бер из Межирича (1704?-1772) — преемник Бешта. Обладая могучим интеллектом, переосмыслил опыт хасидов в виде законченной философско-теологической системы, основанной на учении каббалистов. Прозванный «Маггидом» (Наставником), Дов Бер обращался главным образом к узкому кругу хасидов, затрагивая вопросы, недоступные пониманию среднего человека. Основой теологии Дов Бера является представление о том, что Бог — единственная реальность и что все вещи суть проявления Бога во времени. «Мир до своего сотворения находился в Боге в потенции. Воля Божия вызвала его из состояния отвлеченной возможности в состояние действительного бытия. Но творение не отделилось от Творца. Так как, создав мир, Бог разлил в нем, во всех вещах и явлениях, свою бесконечную силу, то это значит, что Он сам облекся в бесчисленные формы вещей. Как до сотворения мир был в Нем, так теперь Он воплотился в мире. Бог есть не только внешняя причина вещей, но и внутренняя их сущность. Он душа мира» (Дубнов С. М. Возникновение хасидизма. Кн. 11-12. — Восход, 1889. С.41). После смерти Бешта стал его преемником и создал институт ребе — харизматических лидеров хасидских общин.

Пинхас из Корца (1726—1791) — ученик Баал Шем Това. Порицал созерцательный, эзотерический подход Дов Бера к хасидизму, поскольку это в большинстве случаев недоступно простым евреям. Считал, что прежде всего следует полагаться на силу страстной молитвы и искреннего стремления к Богу.

Рабби Менахем Наум из Чернобыля (1730—1797), ученик баал Шем Това, а затем Дов Бера из Межирича. Будучи знатоком Талмуда и галахи, показал свою склонность к нистар, эзотерической каббале, углубляясь в скрытое и мистическое значение Писаний. Его книга «Me’ор эйнаим» («Светоч глаз»), комментирующая еженедельные части Торы, отражает его увлеченность каббалой. Главное значение мицвот состоит в том, что их дал Сам Бог. Поэтому они — единственные средства, через которые мы можем приблизиться к Творцу; и по этой причине мы получаем духовную пищу, выполняя их. Если мы соблюдаем мицвот с намерением достигнуть близости к Богу, наши мицвот имеют жизнь и душу. Иначе, они — пустые тела ритуалов, лишённые духа («Me’ор эйнаим»). Рабби Наум говорит о единении души с её истоком: «Она приходит к божественному единству, как часть присоединяется к целому, которое есть Эйн-соф. И вслед за тем свет святости Эйн-софа сияет в человеке, когда часть сливается со своим истоком». (Idel M. Kabbalah, p. 66). Книга «Me’ор эйнаим» получила широкое распространение как одна из главных работ по хасидской идеологии.

Исраэль из Козниц (1733—1814) получил известность благодаря проповедям, убеждающим кротостью. Учил, что задача каждого ребе — находить доброе даже в последнем негодяе. Обращением к этим крупицам добра можно помочь человеку обрести путь нравственного и духовного самосовершенствования.

Рабби Моше Хаим Эфраим из Суделков (1740—1800?) был внуком Исраэля Бешта. Его книга «Дегель Махане Эфраим» («Знамя стана Эфраима»), содержащая службы по поводу еженедельных чтений Пятикнижия, является классикой хасидской литературы. В ней автор требует обращать все молитвы к цели восстановления Шехины (и таким образом, содействовать её полному воссоединению с Богом (Гавайе)); это может быть достигнуто цадиками через их познания, которые ведут к соединению Бога и Шехины. В «Дегель Махане Эфраим» сказано: «Мой дед, пусть он отдыхает в раю, а память о нём живёт в грядущем, сказал, что все вещи нам даровала Шехина, и все недостающее [хесронот] человеку надо понимать как недостающее Шехине, скажем так… благословен Он и благословенно Его Имя… Поэтому все наши молитвы должны быть произнесены для восстановления недостающего Шехине, скажем так, а потом для восстановления недостающего нам. Вот почему цаддиким являются эмиссарами Матронит [то есть Шехины], ведь цаддиким через свою неполноценность узнают о неполноценности Шехины, и именно они соединяются с ней в полноценном союзе. Очевидно, что все соединения происходят благодаря знаниям, вот почему соединение, близость называют познанием, „Адам познал Еву, жену свою“ (Берешит 4:1)». (См.: Moshe Hayyim Efrayim of Sudylkov, «Degel Mahane Efrayim», Jerusalem, 1962—1963, p. 34).

Рабби Элимелех из Лежайска (1717—1787), прародитель хасидизма в Польше и Галиции, сыграл центральную роль в пробуждении почтительного отношения к цадикам хасидских раввинов. Для многих цадиков почти навязчивой идеей было соединение Бога и Шехины, а также религиозное стремление посвятить этому свою жизнь. В своем трактате «Но’ам Элимелех» («Приязнь Элимелеха») он объясняет, что произносить йихудим является святым долгом: «Если человек собирается совершить мицву, он должен произнести вслух, что хочет совершить мицву, и еще сказать: „Во имя соединения Святого и Благословенного с Его Шехиной…“. Священное Единение („йихуд“) — это магико-теургический акт, сутью которого является восстановление нарушенного единства мироздания в конкретной точке пространства или времени и исправление перепутанных и неверных Имен. Согласно хасидским представлениям, любое, даже вполне будничное, действие цадика может сопровождаться Единениями. Трактат „Но’ам Элимелех“ сыграл огромную роль в становлении хасидизма и стал своего рода „священной книгой“, которую хасиды и сегодня кладут под подушки больных и рожениц.

Рабби Яаков Ицхак из Люблина (Провидец) (Гуревич, Исаак Яаков Га-Леви из Люблина и Ландсгута) (1745—1815) был учеником Межеричского Маггида и Элимелеха из Лежайска, а также учителем „Пшесехского еврея“. Прозванный Провидцем за свою способность читать людей как открытые книги, ребе Ицхак исцелял души человеческие, оказывая тем, кто к нему приходил, помощь как духовную, так и деньгами. В отличие от большинства других ребе, которые считали, что их работа ограничена духовными вопросами, полагал, что обязан помогать людям во всех делах. Хотя Иаков Ицхак не основал собственную хасидскую династию, он был учителем большинства ребе следующего поколения. Рабби Яаков Ицхак является отцом польского цадикизма, он первый стал раздавать в Польше амулеты. Написал книгу новелл к Торе каббалистического содержания. В конце книги помещены новеллы к трактатам Талмуда того же содержания. Умер рабби Яаков Ицхак от несчастного случая: выпал из окна второго этажа во время праздника.

Рабби Яаков Ицхак из Пшисхи, или Иегуди а-Кадош (Святой Еврей) (1766—1813) — старший ученик Яакова Ицхака из Люблина. Был прозван Святым Евреем за страстную приверженность идее нравственного самоусовершенствования. Из-за острых разногласий с учителем основал незадолго до смерти собственную хасидскую династию.

Рабби Леви Ицхак из Бердичева (1739—1809) после обучения у рабби Дов Бера сделался ревностным последователем хасидизма. Леви Ицхак любил повторять изречение Бешта, что можно служить Богу не только молитвой, но и обыденной беседой. Стал знаменит благодаря своему умению видеть в людях только лучшее и близостью к Богу, которого видел во всем. О его пламенной молитве, сердечной простоте в общении и любви к обездоленным еврейским массам сохранилось много преданий. Его книга „Святость Леви“ (1798) содержит положения во многом повторяющие учение рабби Дов Бера из Межерича. Однако, благодаря восторженности и мягкости характера Леви Ицхака, учение его приобрело новый колорит. Подобно Беру, он полагает, что общение с Богом достигается молитвенным экстазом, но описание этого экстатического состояния ярче, чем у Бера. Подобно Беру, Леви Ицхак отводит центральное место цадику, тому, кто достиг высшей ступени общения с Богом и „мысленно исчезает в Нем“. По ходатайству цадиков предотвращаются предопределённые бедствия, ибо цадик может отменить приговор Бога; цадик не властен только над теми Господними предначертаниями, которые направлены ко благу людей. В такие времена, когда цадиков мало или они по своему несовершенству не в силах отменить приговор Бога, людям приходится плохо, ибо мир управляется тогда судом, а не милосердием. Цадик не должен, однако, гордиться своим могуществом, ибо он является только каналом, через который изливается благость Божия. (Еврейская Энциклопедия. Т.4. С.204). „Создатель сотворил все, и Он — все!… Каждый миг Бог творит. Он непрерывно обновляет природу, и всякий миг Он вливает силы в Свои творения, во все миры… Он — Бесконечный. Он — начало всех начал, и ни одна мысль не может Его постигнуть… Он наполняет все миры и объемлет все миры, нет места свободного от Него, ибо полон мир славы Его“ (Городецкий С. А. Рабби Леви-Ицхок Бердичевский. Т.2. — Еврейская старина, 1909. С.221).

Рабби Шнеур Залман из Ляд (1745—1812), ученик Дов Бера. Основал направление ХаБаД (ХаБаД — акроним слов Хохма — мудрость, Бина — понимание и Даат — знание). Подчеркивал решающее во многом значение интеллектуального поиска вкупе с экстатической молитвой и созерцательными практиками. Автор книги „Ликутей амарим“ или „Тания“[1], фундаментального трактата по философии хасидов.

Рабби Нахман из Брацлава (1770—1811) — одна из самых интересных фигур в хасидском движении. Рабби Нахман, правнук Бешта по материнской линии, родился в Меджибоже в 1772 году. Смолоду был известен своим необычайным религиозным рвением, аскетизмом и экстатическими молитвами. Он усердно изучал талмудическую и каббалистическую литературу и под влиянием лурианского учения часто и подолгу постился. В центре учения рабби Нахмана стоит отношение цадика к своим приверженцам. Цадик — это душа, а хасиды — тело. Они взаимно дополняют друг друга. Хасид „должен прилепиться к цадику“, жадно прислушиваться ко всем его словам и, отбросив всякие мудрствования, отречься от всех собственных суждений и мыслить только умом цадика. „Это — основа благочестия“. Однако, хасид должен при этом оставаться свободным. В самом цадике, как, впрочем, и в Торе и Каббале, заключаются две силы, смертоносная и животворящая, и от свободного выбора хасида зависит, какой силе он подчиняется. Но цадик тоже нуждается в хасидах, ибо озарение цадика, то есть его постижение Божественного, совершается только через народ. Настаивал на необходимости непрестанного нравственного самоочищения и утверждал, что уныние — худший враг веры. Ввел в хасидизм новый элемент: народные сказки. До ребе Нахмана хасиды рассказывали друг другу лишь истории о прославленных цадиках. Сказки и притчи Нахмана представляют собой аллегорические сказания о принцессах и героях. В отличие от других ребе, Нахман не назначил себе преемника. Вплоть до наших дней хасиды черпают вдохновение в учении ребе Нахмана, которое систематизировал и опубликовал его ближайший ученик, ребе Натан Штернгарц.

Рабби Исраэль из Ружина (1797/8-1850) был одним из влиятельнейших цадиков Волыни и Украины. Он считал, что служение Богу осуществляется путём душевной бодрости и радости, а не путём аскетизма. Культ цадика, теоретически разработанный уже в сочинениях рабби Элимелеха Лежайского, достигает в изречениях рабби Исраэля полного своего развития: „Цадик светоч мира; через него изливаются свыше все блага мира… Он должен быть обставлен богато, ибо если сам цадик стеснен в пользовании земными благами, то и влияние его ограничено“. Известно, что в Ружине (Киевской губернии) рабби Исраэль окружил себя небывалой роскошью. Он построил обширный дворец, завел целый штат слуг, певцов и музыкантов и пышный выезд. Рабби Исраэль учил о том, что „тело цадика связано с душой его, а через последнюю — с душой всех миров, с абсолютным существом. Настоящий цадик это не тот, который служит Богу путём молитвы и Торы, а тот, который служит Богу и среди удовольствий земных. И только такой цадик может руководить своими хасидами и наставлять их, как служить Богу“. (Кандель Ф. Очерки времен и событий. Ч.2. — Иерусалим: Тарбут, 1990). От рабби Исраэля не сохранилось сочинений, если не считать сборника изречений и поучений, изданных его потомками в 1850 г., и сборника изречений, выпущенных в 1906 г.

Менахем Мендль из Ворки (1819—1868) использовал в качестве средства обучения безмолвие, за что получил прозвище Молчащий Цадик. Как настоящий „дзэнский ребе“, особое значение придавал прямому поклону, безмолвному крику и недвижному танцу.

Рабби Менахем Мендель из Коцка (1788—1859) — выдающийся цадик и талмудист, ученик рабби Бунима Пшизухского и Яакова Исаака Люблинского. Рабби Мендель жил в Томашеве, а затем в Коцке. Благодаря своим обширным талмудическим познаниям рабби Мендель вскоре занял первенствующее положение среди польских хасидов, и так называемая „пшизухская система“ его учителя, несколько видоизмененная рабби Менделем, стала господствующим течением среди хасидов Варшавской и близлежащих губерний. Доктрина рабби Менделя сводилась к следующему: основой служения Богу стало занятие талмудической наукой; изучение еврейской религиозной философии, культивировавшееся его учителем, было запрещено. Девизом коцких хасидов стала жизнерадостность. В отличие от многих своих современников, остро критиковал бытовавшие в обществе нравы, предъявляя высокие требования к себе и окружающим. Считал это главным врагом духовности и утверждал, что человеку необходимо приложить все усилия для преодоления своего эгоизма. Сам Мендель вел широкий образ жизни. В конце 30-х годов XIX в. рабби Мендель перестал принимать хасидов и жил уединённо. Последние 20 лет жизни провел в полном уединении в поисках абсолютной истины. Умер в 1859 году в Коцке.

Учение Йегуды Ашлага — Бааль Сулама

Огромное влияние на развитие Каббалы в XX и XXI веках оказал каббалист Йегуда Ашлаг называемый также Бааль Сулам (Бааль Сулам-хозяин лестницы (ивр)). Йегуда Ашлаг написал ряд важных каббалистических книг и являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления, последователями которого являются большинство изучаюших каббалу в наше время. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале „Талмуд эсэр сфирот“, своего рода комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь комментирует Зоар. Здесь наблюдается многовековая цепочка передачи каббалистических знаний и разъяснение каждому поколению, согласно их потребности .

Учение рава Авраама-Ицхака Кука

Каббала является фундаментом учения рава А. И. Кука (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935) и составляет основу религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.

Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.


Учение рава Ицхака Гинзбурга

Учение Рава Ицхака Гинзбурга (родился в 1946 году, проживает в настоящее время в Кфар Хабаде) представляет собой оригинальный синтез каббалы Аризаля, хасидизма Баал Шем Това и современной науки.

Центральная идея его учения, проходящая через многие его книги и лекции – это применение аппарата Торы и, особенно, тайной Торы – каббалы и хасидизма – к решению актуальных проблем современности – начиная от проблем отдельной личности или проблем религиозного общества, и вплоть до актуальных проблем современного Израильского общества.

Рав Гинзбург – один из наиболее активных и творческих учителей Торы последнего поколения. Тысячи его лекций уже записаны на магнитофонную ленту, и он продолжает вести свои еженедельные лекции на иврите в Святой Земле и на английском в своих поездках по северной и Южной Америке.

Рав Гинзбург издал уже более 60 книг (на иврите и английском) по самой разнообразной тематике: еврейская семья, воспитание детей, Мошиах и геула, каббала, психология.

Основные понятия в Каббале

Основа Каббалы по определению Бааль Сулама

«…Мудрость эта представляет собой не более и не менее, как порядок нисхождения корней, обусловленный связью причины и следствия, подчиняющийся постоянным и абсолютным законам, которые связаны между собой и направлены на одну возвышенную, но очень скрытую цель, называемую „раскрытие Божественности Творца Его творениям в этом мире…“»

Предназначение Каббалы

Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.

Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון‎) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.

Изучение Каббалы

Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.

Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.

Каббала в современном мире

Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. Альберт Пайк говорил о важности каббалы как ключа к масонскому эзотеризму.


Центр изучения Каббалы

  • Центр изучения Каббалы — это крупнейшая в мире образовательная организация, изучающая мудрость Каббалы.

    «Наша цель состоит в том, чтобы сделать древнюю мудрость и инструменты Каббалы доступными для умов и сердец отдельных людей, групп, и организаций — независимо от веры, политической ориентации и национальной принадлежности. Центр по изучению Каббалы — это организация, которая мотивирована исключительно духовным ростом человечества, и которая преобразует жизнь людей, помогая им понять и соединиться с духовной природой Вселенной.(с официального сайта Центр изучения Каббалы Ф.Берга)»

Бней Барух

  • Бней Барух-Международная Академия Каббалы основана в 1991 году каббалистом Михаэлем Лайтманом с целью «распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества».

    «Международная Академия Каббалы — некоммерческая организация, вся работа в которой проводится добровольцами, исследователями науки каббала, преследующими лишь одну цель: раскрытие человечеству общих законов мироздания, причины всего существующего, постижение которых приведет весь мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой и прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф. Филиалы академии открыты в 20 странах мира и проводят научно-образовательную работу согласно общему уставу академии.(с официального сайта Бней Барух)»

Разногласия среди современных течений в Каббале

  • По мнению сторонников подхода ортодоксального иудаизма, человек не Богобоязненный, не обладающий достаточным уровнем знания иудаизма и не живущий в соответствии с еврейскими законами, может получить только общее представление об идеях каббалы, но его знания о ней никогда не будут серьёзными. Они также утверждают, что все каббалисты прошлых веков рассматривали Каббалу как неотъемлемую часть еврейской традиции. Они не приветствуют широкое распространение общих знаний и представлений о каббале и против того, чтобы эти популярные представления подменяли собой действительную, по их мнению, каббалу. Проблема, с их точки зрения, возникает, когда эти популярные изложения начинают искажать каббалу — например, отрывая её от иудаизма, от других уровней познания Торы или от соблюдения заповедей. Такие искажения, по их мнению, требуют исправления.
  • Сторонники массового распространения Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. По их утверждению большинство влиятельных каббалистов последних веков были сторонниками распространения учения Каббалы и духовная работа нашего поколения зависит именно от массового процесса самосовершенствования посредством изучения Каббалы. Лидеры движений распространяющих Каббалу Ф.Берг и М.Лайтман являются учениками авторитетных каббалистов(соответственно Йегуды Брандвайна и Б.Ашлага) и считают, что на основе учения Йегуды Ашлага они создали подходящие для простого человека и в то же время глубокие системы изучения Каббалы. Они также приветствуют усиление интереса к Каббале в ортодоксальном Иудаизме, однако считают, что попытки сторонников данного подхода монополизировать «правильный» подход к Каббале абсолютно неприемлемыми.



Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных

Утверждения о том, что якобы такие греческие философы как Пифагор и Платон испытали влияние Каббалы, в последнее время отвергаются историками. Они полагают, что некоторые сходства между идеями греческих философов и Каббалой, объясняются тем, что Каббала, как и иудейский мистицизм сформировались под сильным влиянием неоплатонизма и неопифагорейства, Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг, Исаак Ньютон и многие другие мыслители.

Бенедикт Спиноза и Каббала

Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: «Каббала — это только расширенный спинозизм» («erweiterter Spinozismus»). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы. Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта. Спинозизм, таким образом, — это «каббала в геометрической одежде». В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением. Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая — «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» — появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге — «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) — Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала — это «спинозизм до Спинозы» («Spinozismo ante Spinozam»), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений. Лейбница также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один учёный [Вахтер], опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе». Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе Библии; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21).

Исаак Ньютон и Каббала

Файл:Newtonzohar.jpg
латинский перевод книги Зоар, принадлежавшей Исааку Ньютону

В библиотеке Ньютона был найден латинский перевод книги Зоар «Kabbala Denudata», хранящийся ныне в «Trinity College» в Кембридже.

Исаак Ньютон основывал свои научные исследования на философских постулатах. В частности он писал:[2]

«В предыдущих книгах я изложил начала философии, не столько чисто философские, поскольку математические, однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических. Таковы законы и условия движений и сил, имеющие прямое отношение к физике. Чтобы они не казались бесплодными, я пояснил их некоторыми физическими поучениями»

Христианство и Каббала

Основная статья: Христианская каббала

В XV в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский , Основоположником «христианской» каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. «Христианские» каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец XVI в. — начало XVII в.).


Римские папы XVI века и Каббала

Римские Папы эпохи XVI века не усматривали противоречий между Каббалой и Христианством. Так например, первое печатное издание книги Зоар было издано христианами по личному указанию папы Пия IV в 1559 году . В отличие от Зоара, книги Талмуда обвинялись инквизицией в клевете на христиан, ереси и сжигались инквизиторами. Некоторые исторические источники считают, что поддерживая распространение каббалистической литературы папы хотели привлечь евреев к крещению.


Масонский орден и Каббала

Изучение Каббалы являлось одной из тайн некоторых направлений символического масонства, членами которого были в Средние века многие видные представители знати, дворянства и духовенства.

Влияние Каббалы на современную культуру

Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.

Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»[3], в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.

Критика Каббалы

Критика Каббалы в иудаизме

  • В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов Ихие Капах выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
  • Йешаягу Лейбович известный израильский религиозный философ с крайне левыми политическими взглядами поддержал многие воззрения Капаха.

Критика Каббалы в Христианстве

Ряд православных священников и публицистов высказали критические мнение о каббале [4][5][6]. Они считают, что каббала является эзотерическим учением использующим астрологию, магию и отрицающим единого Творца.

Протодиакон Андрей Кураев, б. пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, связывает появление каббалы с отказом евреев принять христианство.

«Религия Завета навязывается Израилю, а не творится им. И когда Израиль не принял Новый Завет, когда ушли пророки и ушла Благодать Божия — он наконец вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он создал Каббалу. Всё то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале — магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца».

— Можно ли спастись вне Церкви?[7]

Жёсткую оценку каббале дал Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г.Вольска, назвав её «чуждым и враждебным христианству оккультным учением».[8]

Ответ на критику

С точки зрения сторонников каббалы, многие воззрения (отсутствие единого творца, сравнение каббалы с магией, придание каббале сугубо эзотерического характера и.т.д), высказываемые христианскими критиками, являются некомпетентными. «Учение каббалы скрывается от глупцов», чтобы не было неверных толкований учения («Как является обязанностью раскрывать то, что будет правильно понято, так является нашей обязанностью не раскрывать того, что правильно понято не будет»). То есть, по мнению каббалистов, критика основана на поверхностном ознакомлении с каббалой, а критика, и, тем более, понимание сути и смысла учения, возможны только после его изучения.

Православная критика обусловлена также, по мнению сторонников каббалы, опасениями в связи с возросшим интересом к ней современного светского (в том числе российского) общества.

См. также

Примечания

  1. Тания. Аудио уроки.
  2. «Математические начала натуральной философии» (1686 г.) Ньютона Книга III. О СИСТЕМЕ МИРА. (стр.501)
  3. Мадонна исполняет песню «Исаак»
  4. православный богослов Лев Тихомиров Каббала
  5. Протоиерей Анатолий Триггер Каббалистическое учение
  6. Питанов В. Ю. Каббала: предание Божественное или человеческое?
  7. Диакон Андрей Кураев. Можно ли спастись вне Церкви?
  8. http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=1025 Михаил Воробьёв. Как Православная Церковь относится к еврейской науке «каббала»?

Ссылки


Каббалистические группы и направления

Дополнительные ссылки

af:Kabbalah ar:قبالة az:Kabbala bar:Kabbalah be-x-old:Кабала bg:Кабала ca:Càbala cs:Kabala cy:Cabbala da:Kabbalael:Καββάλαeo:Kabaloet:Kabala fa:کابالا fi:Kabbalaga:Cabalahr:Kabala hu:Kabbala id:Kabala io:Kabaloja:カバラ ka:კაბალა (იუდაიზმი) ko:카발라 lt:Kabala lv:Kabala mk:Кабала ms:Kabbalah nl:Kabbala nn:Kabbala no:Kabbala oc:Cabala pl:Kabała pt:Cabala ro:Cabala sh:Kabala sk:Kabala sl:Kabala sq:Kabala sr:Kabala sv:Kabbala tr:Kabbalazh:卡巴拉 zh-yue:喀巴拉

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация