Каббала

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Пинхас Полонский


Дата создания: 30/12/2010




Каббала

Святые книги
Сефер ЕцираКнига ЗогарЭц Хаим
Основы

Основы КаббалыДрево ЖизниСфирот
КетерХохма • Бина • Даат
Хесед • Гвура • Тиферет • Нецах
Ход • Есод • Малхут

Каббалисты

РАШБИАРИЗАЛЬХаим Виталь
РамбанБааль Сулам

Миры Абеа

Адам КадмонАцилутБрия
Ецира • Асия

Шаблон: ПросмотрОбсуждениеПравить


Каббала́ (ивр. קַבָּלָה‎, «получение, принятие, предании») — эзотерическое течение в иудаизме, появившееся в XII веке

Каббала связанна с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

Термин «каббала» употреблялся в Талмуде для обозначения частей Библии, не входящих в Пятикнижие (РхШ. 7а), а в послеталмудическую эпоху — Устного Закона. Лишь в 12 в. он стал употребляться еврейскими мистиками для подчеркивания преемственной связи их учения с эзотерической мудростью прошлого.

Содержание

Статус Каббалы

Во все века своего развития каббала была интегральной частью иудаизма.

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «Пардес» (букв. «Сад»). Это понятие является аббревиатурой:

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Иудаизм рассматривает Каббалу как четвёртый, наиболее глубокий уровень понимания Торы.Тем самым, считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах.


Ранняя еврейская мистика

Источниками каббалы считаются

  • Мистические отрывки ТаНаХа - прежде всего, книга Йехезкеля
  • Мистические визионерские эзотерические учения периода Второго Храма и Талмуда, "Маасе Берешит" ("Деяния Первотворения") и "Маасе Меркава" ("Деяния Престола"), а также Литература Чертогов ("hейхалот")
  • Сефер Йецира (ивр. ספר היצירה‎ — «Книга творения»), вероятно написанная между 2 и 6 вв. н. э.в Стране Израиля
  • Хасидей Ашкеназ - мистическое эзотерическое учение, действовавшее на севере Франции и юге Германии в 12 в.
  • Мистические течения в еврействе восточныхисламских стран в раннее средневековье

Проблема соотношения каббалы и гностики

Есть внешнее сходство некоторых элементов,поэтому многие исследователи считали что каббала происходит от гностических сект. Однако есть кардинальные различия, сводящие на нет эти элементы внешнего сходства.

Во-первых, в отличие от дуализма гностицизма, каббала полностью и строго монотеистическое учение. Еврейский эзотеризм всегда отвергал гностическую идею низшего демиурга, ответственного за творение и управление видимым миром.

Во-вторых, в отличие от гностицизма, видевшего в божестве-демиурге воплощение зла, которое царствует в сотворенном им мире, - каббала, в соответствии с традиционным представлением иудаизма, воспринимает мир как лучший из возможных миров, а сам факт его сотворения — как проявление Божественной доброты.


Каббала в Провансе 12 в.

Каббалисты Прованса 12 в. обычно рассматриваются как "предварительная" школа каббалы, поскольку в их текстах еще нет многих важнейших понятий,характерных для классической каббалы последующих столетий.

Сефер hа-Баhир

Важнейшей книгой каббалы, опубликованной в Провансе (в конце 12 в.) является Сефер hа-Баhир. Традиция возводит авторство книги к выдающемуся танаю I века н. э. Рабби Нехуния бен hа-Кана. Согласно исследователям, Баhир был написан незадолго до своего опубликования.

Из всех каббалистических текстов книга «Баhир» является одной из самых древних и самых важных. До публикации «Зогара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником каббалы. Фактически «Багир» цитировали во всех важнейших книгах по каббале, а ранее всего — в комментарии Раавада на книгу «Сефер Йецира». К нему постоянно обращался в своем комментарии к Торе раби Моше бен Нахман (Рамбан). Кроме того, «Баhир» многократно цитируется и пересказывается в книге «Зогар».

Испанская каббала 13-15 вв.

Испанская каббала в 13-15 вв. явилась важнейшей школой, в которой сформировались центральные концепции каббалы.

Нахманид

Книга Зогар

Основная статья: Книга Зогар

Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зогар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), опубликованная ок. 1300 г. раби Моше де-Леоном.

Зохар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме и на духовную жизнь еврейства вообще.


Цфатская школа (16 в.)

На протяжении всех предыдущих веков каббала была эзотерическим занятием небольшой группы избранных индивидуумов. Однако очень важный толчок в развитии каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в.

Среди представителей этой группы столь разные каббалисты, как Моше Кордоверо, Шломо Алкабец, Иосеф Каро и Ицхак Лурия.

Учение Ари

Основная статья: Лурианская Каббала

Огромнй и революционный вклад в развитие Каббалы внёс в XVI веке р.Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (АРИЗАЛЬ или Ари) (1534−1572).

Он разработал принципиально новую систему изучения Каббалы (Лурианская каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари (ивр. כתבי ארי‎). Эта книга стала второй по важности после Книги Зогар. Книга Эц Хаим («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари».

Ари разработал учения о «цимцум» («сокращение» или «сопротивление»), «швират келим» (разбиении «сосудов»), «гилгулим» (переселениях душ), «иббур» (объединение душ), «тиккун» («исправлении»), технике каббалистической медитации «йихудим», «кавванот», «цаддиким» (праведниках) и т. п. В его учении делается акцент на ключевой роли человека в исправлении мира, в связи с концепциями изгнания, искупления, и переселения душ.

В основе Лурианской каббалы лежат четыре идеи: бесконечность («Эйн-соф») сжалась, образуя пространство для творения; божественные сосуды (сфирот), удерживавшие божественную энергию, необходимую для того, чтобы мир был совершен, разрушились («разбиение сосудов»); после разрушения сосудов, когда большая часть Света уже была заключена в новые сосуды — сфирот, часть искр Божественного Света оказалась в плену в тварном мире у обманчиво самостоятельных сил зла, называемых скорлупами (клипот) или Другой стороной («ситра ахара»); задача человечества состоит в том, чтобы совершить возвращение божественных искр Божеству («тиккун»), для чего необходимо установить в мире божественный порядок и царство закона.

Каббала с середины 16 до середины 18 вв.

Из Цфата каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением. При этом каббала послужила базой как для лже-мессианского движения Шабтая Цви (1626—1676), вызвавшего огромный кризис всей еврейской жизни, так и, а веком позже — для восточноевропейского хасидизма. Таким образом, мистицизм каббалы стал одной из самых влиятельных сил, который вел еврейский народ его историческим путём, пока просвещение и эмансипация, а потом национализм и сионизм не взяли верх, чтобы служить жизненными стимуляторами.

Одним из первых, кто объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы, был Марокканский Каббалист Авраам Азулай(1570—1643) написавший в своей книге «Милосердие Авраама» («Хесед ле-Авраам»), что начиная с 1540 года запрещения на изучение Каббалы сняты.

Сефардские общины, помимо Авраама Азулайя, подарили миру целую плеяду выдающихся Каббалистов, таких как Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар.

Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в северной Африке. Так к примеру большинство Марокканских Евреев имели в своих домах тексты книги Зоар и изучали их.

В Европейских странах наиболее известными представителями каббалы были Исраэль Саруг, Менахем Азарья де Фано.Но главный вклад в ее развитие в этот период внес Моше Хаим Луцатто.


Каббала в 18-19 вв.

Движение Хасидизма

Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Бааль Шем Тов, о духовной силе и чудесах которого написано сотни рассказов, оставил после себя многочисленных последователей, таких как Дов Бер из Межерича, Шнеур Залман из Ляд, Нахман из Брацлава, Рабби Менахем из Чернобыля, Элимелеха из Лежайска и многих других.

Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики — адморы.

Хасидизм, целиком восприняв каббалистическую картину мира, в некотором смысле вывернул её наизнанку: существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. (Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15).


Другие направления в каббале

Наиболее выдающийся каббалистиеский лидер "литовского" (= не-хасидского) направления в иудаизме был Виленский Гаон. Другими выдающимися каббалистами 18-19 вв. были р.Шломо Эльяшив (Лешем) и .....


Каббала в 20 в

.

р.Авраам-Ицхак Кук

Огромное влияние на развитие Каббалы в 20 в. оказал р. А. И. Кук (1865—1935, Главный раввин Израиля в 1921—1935),который построил на ее базе учение религиозного сионизма. Школа р. Кука на сегодня самая большая религиозная группа в Израиле, подход которой основан на Каббале.

Каббала рава Кука — это каббала личностного Диалога Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Рав Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает „социологическую проекцию Каббалы“); и, во вторых, рассматривает нас самих не как „исходно пустые сосуды“, не имеющие собственного содержания и наполненные только тем светом, который они восприняли сверху», — но подчеркивает личностный характер каждого субъекта, его неповторимое Я, Я индивидуума и Я народа. Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

р. Йегуда Ашлаг — Бааль Сулам

Большое влияние на развитие Каббалы в XX и XXI веках оказал каббалист Йегуда Ашлаг называемый также Бааль Сулам (Бааль Сулам-хозяин лестницы (ивр)). Йегуда Ашлаг написал ряд важных каббалистических книг и являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления, последователями которого являются большинство изучаюших каббалу в наше время. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале „Талмуд эсэр сфирот“, своего рода комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь комментирует Зоар. Здесь наблюдается многовековая цепочка передачи каббалистических знаний и разъяснение каждому поколению, согласно их потребности .

Учение рава Ицхака Гинзбурга

Учение Рава Ицхака Гинзбурга (родился в 1946 году, проживает в настоящее время в Кфар Хабаде) представляет собой оригинальный синтез каббалы Аризаля, хасидизма Баал Шем Това и современной науки.

Центральная идея его учения, проходящая через многие его книги и лекции – это применение аппарата Торы и, особенно, тайной Торы – каббалы и хасидизма – к решению актуальных проблем современности – начиная от проблем отдельной личности или проблем религиозного общества, и вплоть до актуальных проблем современного Израильского общества.

Рав Гинзбург – один из наиболее активных и творческих учителей Торы последнего поколения. Тысячи его лекций уже записаны на магнитофонную ленту, и он продолжает вести свои еженедельные лекции на иврите в Святой Земле и на английском в своих поездках по северной и Южной Америке.

Рав Гинзбург издал уже более 60 книг (на иврите и английском) по самой разнообразной тематике: еврейская семья, воспитание детей, Мошиах и геула, каббала, психология.


Профанация какббалы

Основные понятия в Каббале

Предназначение Каббалы

Каббала раскрывает тайный смысл Торы, которая рассматривается в качестве глубокого мистического кода. С точки зрения изучающих Каббалу, причиной всех проблем человечества в целом и каждого индивидуума в частности является несоответствие законам мироздания. Целью изучения Каббалы является духовное совершенствование личности, которое позволит человеку понять свое предназначение в материальном и духовном мирах.

Согласно Каббале, душа воплощается в материальном мире до тех пор пока не «выучит свой урок» и не выполнит той функции, для которой она была создана. (Считается, что каждая душа имеет какую-то свою, только ей присущую особенность, которую она и должна осознать). Когда — посредством обучения Каббале — эта цель достигается, душа перестаёт воплощаться. Состояние, в котором достигается цель каждой души, называется «Гмар Тикун» (ивр. גמר תיקון‎) — конечное (окончание) исправление (я). Достижение этого состояния и есть цель Каббалы.

Изучение Каббалы

Целью изучения каббалы является постижение индивидуумом единства действительности в своём ощущении и сознании. Передача постигнутого осуществляется по каббалистической методике, адаптированной к свойствам каждого последующего поколения: при помощи книг, в группе изучающих, под руководством Учителя.

Целью Каббалы также является более глубокое понимание законов жизни и мира, что позволяет человеку, народу и человечеству правильно ориентироваться в жизни.

Каббала в современном мире

Каббала прямо или косвенно повлияла на многих философов и учёных на протяжении истории и приобрела значительную популярность в последние годы. На Каббале основаны многие еврейские движения последних столетий — в частности, такие значительные, как хасидизм и религиозный сионизм. Альберт Пайк говорил о важности каббалы как ключа к масонскому эзотеризму.


Центр изучения Каббалы

  • Центр изучения Каббалы — это крупнейшая в мире образовательная организация, изучающая мудрость Каббалы.

    «Наша цель состоит в том, чтобы сделать древнюю мудрость и инструменты Каббалы доступными для умов и сердец отдельных людей, групп, и организаций — независимо от веры, политической ориентации и национальной принадлежности. Центр по изучению Каббалы — это организация, которая мотивирована исключительно духовным ростом человечества, и которая преобразует жизнь людей, помогая им понять и соединиться с духовной природой Вселенной.(с официального сайта Центр изучения Каббалы Ф.Берга)»

Бней Барух

  • Бней Барух-Международная Академия Каббалы основана в 1991 году каббалистом Михаэлем Лайтманом с целью «распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества».

    «Международная Академия Каббалы — некоммерческая организация, вся работа в которой проводится добровольцами, исследователями науки каббала, преследующими лишь одну цель: раскрытие человечеству общих законов мироздания, причины всего существующего, постижение которых приведет весь мир к наивысшему уровню существования, управлению своей судьбой и прекращению человеческих страданий и глобальных катастроф. Филиалы академии открыты в 20 странах мира и проводят научно-образовательную работу согласно общему уставу академии.(с официального сайта Бней Барух)»

Разногласия среди современных течений в Каббале

  • По мнению сторонников подхода ортодоксального иудаизма, человек не Богобоязненный, не обладающий достаточным уровнем знания иудаизма и не живущий в соответствии с еврейскими законами, может получить только общее представление об идеях каббалы, но его знания о ней никогда не будут серьёзными. Они также утверждают, что все каббалисты прошлых веков рассматривали Каббалу как неотъемлемую часть еврейской традиции. Они не приветствуют широкое распространение общих знаний и представлений о каббале и против того, чтобы эти популярные представления подменяли собой действительную, по их мнению, каббалу. Проблема, с их точки зрения, возникает, когда эти популярные изложения начинают искажать каббалу — например, отрывая её от иудаизма, от других уровней познания Торы или от соблюдения заповедей. Такие искажения, по их мнению, требуют исправления.
  • Сторонники массового распространения Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. По их утверждению большинство влиятельных каббалистов последних веков были сторонниками распространения учения Каббалы и духовная работа нашего поколения зависит именно от массового процесса самосовершенствования посредством изучения Каббалы. Лидеры движений распространяющих Каббалу Ф.Берг и М.Лайтман являются учениками авторитетных каббалистов(соответственно Йегуды Брандвайна и Б.Ашлага) и считают, что на основе учения Йегуды Ашлага они создали подходящие для простого человека и в то же время глубокие системы изучения Каббалы. Они также приветствуют усиление интереса к Каббале в ортодоксальном Иудаизме, однако считают, что попытки сторонников данного подхода монополизировать «правильный» подход к Каббале абсолютно неприемлемыми.



Влияние Каббалы на знаменитых философов и учёных

Утверждения о том, что якобы такие греческие философы как Пифагор и Платон испытали влияние Каббалы, в последнее время отвергаются историками. Они полагают, что некоторые сходства между идеями греческих философов и Каббалой, объясняются тем, что Каббала, как и иудейский мистицизм сформировались под сильным влиянием неоплатонизма и неопифагорейства, Влияние каббалы прямо или опосредованно испытали такие философы, как Ф. Шеллинг, Ф. Баадер, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, психолог К. Г. Юнг, Исаак Ньютон и многие другие мыслители.

Бенедикт Спиноза и Каббала

Соломон Маймон, в молодости изучавший каббалу, обратил внимание на близость к ней спинозизма: «Каббала — это только расширенный спинозизм» («erweiterter Spinozismus»). Впоследствии К. Зигварт, А. Крохмаль, Я. Фройденталь, Г. Вольфсон, С. Дунин-Борковский, И. Сонн, так же как Г. Шолем, были очень внимательны к каббалистическим следам в философии Спинозы. Как отмечал еврейский исследователь Исайя Сонн, в 17 в. противники Спинозы утверждали, что философское содержание его «еретической» философии было почерпнуто из каббалы, в то время как ее математическая форма унаследована от философии Декарта. Спинозизм, таким образом, — это «каббала в геометрической одежде». В те времена связь спинозизма с каббалой использовалась как обоснование для его суровой критики. Например, картезианцы считали, что Спиноза исказил философию Декарта из-за своей зависимости от каббалистических идей, и даже такой выдающийся мыслитель как Н. Мальбранш соглашался с этим обвинением. Одна из первых и наиболее известных попыток связать философию Спинозы с каббалой была заявлена двумя книгами И. Г. Вахтера, вышедшими в самом начале XVIII века. Первая — «Der Spinozismus im Judenthums, oder, die von dem heutigen Judenthumb und dessen Geheimen Kabbala, vergoetterte Welt, an Mose Germano sonsten Johann Peter Spaeth von Augsburg geburtig befunden under widerleget» — появилась в Амстердаме в 1699 году. В ней Вахтер занял очень отрицательную позицию по отношению к каббале, и тем самым также осудил еретика Спинозу и атеистическую философию, предположительно проистекающую из каббалы. Однако во второй книге — «Elucidarius Cabalisticus sive reconditae Hebraeorum philosophiae recensio» (Romae, 1706) — Вахтер дает краткий очерк еврейской оккультной философии и ее связи со Спинозой. В этой книге он утверждает, что каббала — это «спинозизм до Спинозы» («Spinozismo ante Spinozam»), и тем самым реабилитирует Спинозу от своих прежних обвинений. Лейбница также заинтересовала эта проблема. В «Теодицее» он пишет: «Один немец, уроженец Швабии, несколько лет тому назад ставший иудеем и распространявший свое догматическое учение под именем Моисея Германуса, смешав это учение с воззрениями Спинозы, думал, что Спиноза возродил древнюю Каббалу евреев; кажется также, что один учёный [Вахтер], опровергавший этого еврейского прозелита, разделял такое мнение о Спинозе». Сам Спиноза признавал, что изучал каббалистические книги, но выразил чрезвычайно отрицательное отношение к ним: «Читал также и, кроме того, знал некоторых болтунов-каббалистов, безумию которых я никогда не мог достаточно надивиться». Однако Дунин-Борковский правильно прокомментировал это место: «Контрасты иногда бывают источником подстрекательства и возбуждения». Уничижительное замечание Спинозы в «Богословско-политическом трактате» было адресовано каббалистической экзегезе Библии; оно не имеет никакого отношения к вопросу о влиянии каббалы на его философию, например, на концепцию имманентности.(См.: Нечипуренко В. Н. Спиноза в зеркале еврейской философской и мистической традиции // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2005, № 1. С.13-21).

Исаак Ньютон и Каббала

Файл:Newtonzohar.jpg
латинский перевод книги Зоар, принадлежавшей Исааку Ньютону

В библиотеке Ньютона был найден латинский перевод книги Зоар «Kabbala Denudata», хранящийся ныне в «Trinity College» в Кембридже.

Исаак Ньютон основывал свои научные исследования на философских постулатах. В частности он писал:[1]

«В предыдущих книгах я изложил начала философии, не столько чисто философские, поскольку математические, однако такие, что на них могут быть обоснованы рассуждения о вопросах физических. Таковы законы и условия движений и сил, имеющие прямое отношение к физике. Чтобы они не казались бесплодными, я пояснил их некоторыми физическими поучениями»

Христианство и Каббала

Основная статья: Христианская каббала

В XV в. в Европе появляется движение, утверждающее, что истинный, скрытый смысл каббалы — христианский , Основоположником «христианской» каббалы стал один из интереснейших представителей эпохи Возрождения Пико делла Мирандола. «Христианские» каббалисты видели в каббале откровение, с помощью которого можно постигнуть тайны Пифагора и Платона. С этой каббалой, просуществовавшей до 18 в., связано также имя христианского мистика Я. Бёме (конец XVI в. — начало XVII в.).


Римские папы XVI века и Каббала

Римские Папы эпохи XVI века не усматривали противоречий между Каббалой и Христианством. Так например, первое печатное издание книги Зоар было издано христианами по личному указанию папы Пия IV в 1559 году . В отличие от Зоара, книги Талмуда обвинялись инквизицией в клевете на христиан, ереси и сжигались инквизиторами. Некоторые исторические источники считают, что поддерживая распространение каббалистической литературы папы хотели привлечь евреев к крещению.


Масонский орден и Каббала

Изучение Каббалы являлось одной из тайн некоторых направлений символического масонства, членами которого были в Средние века многие видные представители знати, дворянства и духовенства.

Влияние Каббалы на современную культуру

Общее распространение Каббалы в конце ХХ в начале XXI века привлекло к изучению Каббалы многих деятелей культуры и искусства.

Наиболее известной поклонницей Каббалы является певица Мадонна, чьи последние альбомы наполнены каббалистическими мотивами. В частности, в своём последнем альбоме Мадонна исполняет песню «Исаак»[2], в которой используется шофар, а также израильский певец Ицхак Синуани, сопровождающий Мадонну, исполняет на иврите мотив «Эль Хай» (букв. «Бог Живой»), автором которого является каббалист Шалом Шавази.

Критика Каббалы

Критика Каббалы в иудаизме

  • В начале XX века один из лидеров йеменских раввинов Ихие Капах выступил против Каббалы в целом, объявив Зоар и писания Ари лжеучениями. Он написал книгу «Войны Всевышнего» (Мильхамот ха-Шем), посвящённую этим мировоззрениям. Многие раввины подвергли его анафеме из-за подобных воззрений. Главный раввин Израиля в те годы Авраам Кук критиковал Капаха, но не подвергал его анафеме. Небольшая группа его последователей существует в Израиле и в наше время.
  • Йешаягу Лейбович известный израильский религиозный философ с крайне левыми политическими взглядами поддержал многие воззрения Капаха.

Критика Каббалы в Христианстве

Ряд православных священников и публицистов высказали критические мнение о каббале [3][4][5]. Они считают, что каббала является эзотерическим учением использующим астрологию, магию и отрицающим единого Творца.

Протодиакон Андрей Кураев, б. пресс-секретарь Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, связывает появление каббалы с отказом евреев принять христианство.

«Религия Завета навязывается Израилю, а не творится им. И когда Израиль не принял Новый Завет, когда ушли пророки и ушла Благодать Божия — он наконец вполне предался желаниям своего сердца и создал себе религию. Он создал Каббалу. Всё то, что было запрещено Ветхим Заветом, есть в Каббале — магия и оккультизм, астрология и отрицание Единого Личного Бога-Творца».

— Можно ли спастись вне Церкви?[6]

Жёсткую оценку каббале дал Михаил Воробьёв, настоятель храма в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня г.Вольска, назвав её «чуждым и враждебным христианству оккультным учением».[7]

Ответ на критику

С точки зрения сторонников каббалы, многие воззрения (отсутствие единого творца, сравнение каббалы с магией, придание каббале сугубо эзотерического характера и.т.д), высказываемые христианскими критиками, являются некомпетентными. «Учение каббалы скрывается от глупцов», чтобы не было неверных толкований учения («Как является обязанностью раскрывать то, что будет правильно понято, так является нашей обязанностью не раскрывать того, что правильно понято не будет»). То есть, по мнению каббалистов, критика основана на поверхностном ознакомлении с каббалой, а критика, и, тем более, понимание сути и смысла учения, возможны только после его изучения.

Православная критика обусловлена также, по мнению сторонников каббалы, опасениями в связи с возросшим интересом к ней современного светского (в том числе российского) общества.

См. также

Примечания

  1. «Математические начала натуральной философии» (1686 г.) Ньютона Книга III. О СИСТЕМЕ МИРА. (стр.501)
  2. Мадонна исполняет песню «Исаак»
  3. православный богослов Лев Тихомиров Каббала
  4. Протоиерей Анатолий Триггер Каббалистическое учение
  5. Питанов В. Ю. Каббала: предание Божественное или человеческое?
  6. Диакон Андрей Кураев. Можно ли спастись вне Церкви?
  7. http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_questions&task=view_quest&q_id=1025 Михаил Воробьёв. Как Православная Церковь относится к еврейской науке «каббала»?

Ссылки


Каббалистические группы и направления

Дополнительные ссылки

af:Kabbalah ar:قبالة az:Kabbala bar:Kabbalah be-x-old:Кабала bg:Кабала ca:Càbala cs:Kabala cy:Cabbala da:Kabbalael:Καββάλαeo:Kabaloet:Kabala fa:کابالا fi:Kabbalaga:Cabalahr:Kabala hu:Kabbala id:Kabala io:Kabaloja:カバラ ka:კაბალა (იუდაიზმი) ko:카발라 lt:Kabala lv:Kabala mk:Кабала ms:Kabbalah nl:Kabbala nn:Kabbala no:Kabbala oc:Cabala pl:Kabała pt:Cabala ro:Cabala sh:Kabala sk:Kabala sl:Kabala sq:Kabala sr:Kabala sv:Kabbala tr:Kabbalazh:卡巴拉 zh-yue:喀巴拉

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация