Каин

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Новая страница: «{{IsFromWiki}}{{другие значения|Каин (значения)}} [[Файл:Cain leadeth abel to death tissot.jpg|thumb|Каин и Авель, карти…»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}{{другие значения|Каин (значения)}}
+
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
 +
| АВТОР1  =
 +
| АВТОР2 =
 +
| АВТОР3 =
 +
| СУПЕРВАЙЗЕР =
 +
| ПРОЕКТ =
 +
| ПОДТЕМА =
 +
| КАЧЕСТВО  =
 +
| УРОВЕНЬ  =
 +
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
 +
| ВИКИПЕДИЯ =
 +
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
 +
}}  
 +
 
 +
{{другие значения|Каин (значения)}}
[[Файл:Cain leadeth abel to death tissot.jpg|thumb|Каин и Авель, картина [[Тиссо, Джеймс|Дж. Тиссо]]]]
[[Файл:Cain leadeth abel to death tissot.jpg|thumb|Каин и Авель, картина [[Тиссо, Джеймс|Дж. Тиссо]]]]
'''Ка́ин''' ({{lang-he|קין}}, от корня ק.נ.ה ''кана́'', имеющего также значение «создавать»), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}).
'''Ка́ин''' ({{lang-he|קין}}, от корня ק.נ.ה ''кана́'', имеющего также значение «создавать»), в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] — старший сын [[Адам]]а и [[Ева|Евы]], первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата [[Авель|Авеля]], второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что [[жертва]] Авеля была принята [[Бог]]ом более благосклонно ({{Библия|Быт|4}}).

Версия 11:37, 7 августа 2010

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Файл:Cain leadeth abel to death tissot.jpg
Каин и Авель, картина Дж. Тиссо

Ка́ин (ивр. קין‎, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии — старший сын Адама и Евы, первый рождённый на Земле человек. Известен тем, что убил своего брата Авеля, второго сына Адама и Евы, из зависти, за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).

Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Имя «каин» стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом «окаяти» (др.-русск. проклясть), от которого произошло современное слово «окаянный»[1].


Содержание

Конфликт братьев

Каин был земледельцем, а его брат Авель — скотоводом. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Каин принёс в жертву плоды, а Авель — первородных голов своего стада.

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

« И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
»

По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло[2].

Файл:Monreale cain and abel.jpg
Убийство Авеля Каином - мозаика собора Монреале

После этого Каин убил Авеля:

« И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
»

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:[3]«Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт.4:7).

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного: «И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Быт.4:9).

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одинадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду[3].

Изгнание Каина

После совершённого преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан (Быт.4:11-14). При этом был наложен запрет на месть самому Каину: «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.»(Быт.4:15)

Потомство Каина

Согласно Библии, после изгнания Каин ушёл в землю Нод (Быт.4:16), где у него родился сын Енох, а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал, а от Мафусала — Ламех (Быт.4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема.

Каин женился на родной сестре-близнеце Аван, и у него родилось 12 детей.

Толкования истории Каина и Авеля богословами

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было , видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети.Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают , что Каин мог родиться ещё в Эдеме, что противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нем. [4]

В христианстве

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина,[5] замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:

« У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения »

В иудаизме

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании [6] в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.[7].

Другие интерпретации

Некоторые исследователи [кто?]видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим[3].

Высказывалось предположение[кем?], что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений[3].

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте[8].

См. также

Примечания

Ссылки

be:Каін

be-x-old:Каін bg:Каин bo:ཀ་ཡིན ། ca:Caïm cs:Kainel:Κάιν eo:Kainoet:Kain fa:قابیل fi:Kainhr:Kajinja:カインとアベル ko:가인 (구약) la:Cain nn:Kain no:Kain pt:Caim ro:Cain sk:Kain sv:Kain sw:Kainiwa:Cayinzh:該隱Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация