Кайруан (Еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск


Кайруан - город в Тунисе. Находится примерно в ста тридцати километрах к югу от города Тунис. В раннем средневековье был столицей страны и одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья.

Содержание

Основание города

Основан в 670 году Укбой ибн Нафи, завоевателем Магриба, как "укрепленный лагерь" и вскоре стал столицей провинции. Арабские, египетские и ливийские евреи поспешили сразу во вновь основанный город.

Арабские историки сообщают, что омейядский калиф Абд аль-Малик ибн Марван (684-705) просил своего брата, Абд аль-Азиза, правителя Египта, послать 1000 коптских или еврейских семей поселиться там.

В конце седьмого века вторая волна еврейских иммигрантов, вероятно, пришла в Kaйруан при Хасане ибн Нумане, победителе берберской царицы Kaхины, и слилась с первыми поселенцами.

Евреи Kaйруана, как у остальных стран Магриба, несомненно, должны были пострадать в последующий период от гнета губернатора Абу Джафара, и от фанатизма мстительного имама Идриса после победы над его противником Аль-Махди. В 793 Имам Идрис был отравлен по приказу калифа Гаруна аль-Рашида - как говорят, врачом губернатора Шаммой, вероятно, евреем.[1]

С тех пор, как евреи потеряли свою политическую власть в результате их подчинения имамом Идрисом, свободные племена из глубины страны переселились в большие города и занялись торговлей. Таким образом, Kaйруан вновь получил пополнение своего еврейского населения.

В 972 вся провинция Магриб провозгласила себя независимой под управлением берберской династии Зиритов, которые правили до 1045 года.

При Аббасидах

Время наибольшего процветания еврейской общины Kaйруана длилось с конца восьмого до начала одиннадцатого века, то есть в период правления Аббасидов, Аглабитов, Фатимидов и Зиритов. Община имела высокую репутацию среди евреев на Востоке. Она имела синагоги, семинарию (президент которой назывался "Рош калла" или просто "Рош"), кладбище, фонды поддержки бедняков и ряд других учреждений. Она выкупала еврейских пленников и поддерживала академии Суры и Пумбедиты столько времени, сколько те были в цветущем состоянии и была важным посредником в передаче денег из Испании в эти академии.

Ученые в Kaйруане изучали ТАНАХ и как галахический, так и агадический разделы Талмуда; старые комментария к Хроникам говорят кстати о "великих ученых Kaйруана".[2] По вопросам религиозной и общественной жизни в течение этого периода были посланы запросы из Kaйруана к авторитетным гаонам в Вавилон. Фактически, между гаонами и учеными Kaйруана велась очень активная переписка. Открытия фрагментов из этих писем в генизах проливают всё больше и больше света на интеллектуальную деятельность города.

Пребывание Натроная бен Хабибая и других исторических личностей

Наиболее вероятно, что Натронай бен Хабибай, победивший в качестве кандидата на пост экзиларха, адресат письма от Шериры[3] описывает, как по пути на "Запад", прибыл в Kaйруан.[4] Там, по его словам, он записал весь Талмуд по памяти и послал общине в Испании копию.

Когда Натронай бен Хилай был гаоном в Суре (853-856), Натан бен Ханина и Йеhуда бен Йеhуда бен Саул были судьями в Kaйруане,[5], и оба они переписывались с Натронаем.[6]

В 880 знаменитый Эльдад бен Махли hа-Дани появились в Kaруане, и привлёк большое внимание не только отчётами о своих путешествиях, но и своими новыми и необычными выражениями на иврите, но особенно галахическими инновациями в ритуале. В ответе на запрос недоумевающих евреев Kaйруана о разъяснениях в связи с этими изменениями, Цемах бен Хаим, гаон из Суры (882-887), лишь заверил их, что они не должны тревожиться.[7] Вероятно, в Kaйруане Эльдад встретился филолога Йеhуду ибн Курайша, который, видимо, вынужден был перебраться в Kaйруан из родного города, Тахорта.

В пяти экзегетических извлечениях из трудов ученых Kaйруана, содержащихся в старых комментариях Хроник, упомянутых выше,[8] Йеhуда ибн Курайш назван в тесной связи с их авторами.

Исаак Исраэли и другие учёые

Исаак бен Соломон Исраэли (832-932, согласно другим источникам, 832-942), который родился в Египте, также перебрался в Kaйруан. В 904 он был придворным врачом последнего аглабидского правителя в Кайруане, сохранив эту должность и при первом фатимидском правителе.

Из Kaйруана Исраэли переписывался по научной тематике с Саадией ещё до того, как тот был призван на должность гаона в Вавилонию в 928.[9]

Известным учеником Исраэли был врач и филолог Дунаш ибн Тамим, который родился в Kaйруане о начале десятого века и прожил там всю свою жизнь. Как и его учитель, он был придворным врачом при дворе Фатимидов; он посвятил астрономических работу одному из них.

Кроме этих врачей, философов и филологов, было, несомненно, другие, чьи имена, как и названия их книг, которые менее известны (Авраам ибн Эзра, комментарий к "Эстер" VII. 4[10] и Йеhуда Хадасси, "Eshkol ha-Kofer," p. 86a, No. 224).

Аль-Ḳaйруани[11] упоминает еврейского историка по имени Ибн аль-Шамма.

Саадия, который хорошо знал Kaйруан, говорит в своей "Sefer ha-Galui" о книгах на иврите, написанных учеными, жившими в Kaйруане в его время, содержавших "апокрифические писания" (если это правильное прочтение трудного предложения.[12] К сожалению, в своём стремлении к краткости, Саадия не дал цитаты, так что больше ничего не известно об этих работах.

Талмудические исследования

Изучение Талмуда и его вспомогательной литературы было высоко развито учеными из Kaйруана. Вероятно, вторая редакция "Halakot Gedolot" Симеона Каияры была разработана около 900 года[13]

Изгнанный экзиларх Укба, который бежал туда в 920 и оставался там до его смерти, должно быть, как и Натронай бен Хабибай, внёс свой вклад в эти исследования.[14] Евреи Kaйруана приняли его с большим почётом и сделали своим духовным главой.[15]

Во время Шериры (930-1000), Цемах бен Мар Бахлул был президентом семинарии.[16] Несколько позже Яаков бен Нисим Ибн Шахин, автор комментария на арабском к "Sefer Yeẓirah" занял эту должность. Он часто переписывался с Шерирой Гаоном и с Хаем Гаоном. По просьбе Яакова, Шерира послал ему письмо, касающееся состава Мишны из Талмуда и то, как она была передана талмудическими учителями.[17]

Прибытие Хушиэля бен Ельханана

В конце десятого и в начале одиннадцатого века талмудические исследования в Kaйруане получили важный стимул в результате прибытия туда Хушиэля бен Ельханана, который, вероятно, родился в Италии. Он попал туда не пленником, как Авраам ибн Дауд,[18] а в качестве гостя своих друзей в мусульманских землях, как показывает его собственноручное письмо.[19] Он решил остаться там со своими друзьями и (возможно, сразу после смерти Яакова бен Нисима) был избран президентом академии.

Хушиэль оставил двух учеников, своего сын Хананеэля и Нисима (сына Якова Бен Нисима Ибн Шахин, упомянутого выше), оба из которых стали президентами Академии после смерти своего учителя.

Хананеэль, известный в качестве комментатора Талмуда, вызвал интерес к до тех пор пренебрегаемому Иерусалимскому Талмуду.

Нисим написал "Mafteaḥ", методологическую работу по Талмуду, а его утраченный "Сидур", вероятно, содержал информацию о ритуале в Kaйруане. Единственное, что известно об этой службе в то время, что Нисим занимал почётное место рядом со священным шкафом в синагоге, и что после того, как коэны и левиты кончали читать недельную главу, свитки закона передавались ему, и никто другой на должен был подходить к свиткам.[20] В других местах ссылки сделаны на гражданские обычаи народа Kaйруана.[21]

Снижение в одиннадцатом веке

Интересно отметить, в связи с обширным коммерческих отношений следствие на значение города как караван станция на пути из Испании в Багдад и Дамаск, что письма и полномочия задается купцы Kairwan их представителей бизнеса в отдаленных местах, пользовательских существующих "с древнейших времен", уполномоченным последним собирать деньги от своих должников (Гаркави, "Teshubot ха-Geonim", № 199). Стоит также упомянуть, что Самуил га-Nagid из Кордовы использовал свое влияние в интересах сообщества Kairwan ("седер ха-Дорот", изд. Варшава, I. 191). После смерти Хананела и Ниссим (1050) академии был пуст, и политические события следующего периода дезорганизованы сообщества и его духовной жизни (см. Авраам ибн Дауд в "MJC" Я 73). В 1045 году, под Zirite Аль-Mu'izz (1016-1062), всех инославных сект были жестоко преследовались, и евреев, а остальные, сильно пострадали. Пять лет спустя (1050) Kairwan был захвачен и разорен ордами бедуинов, под Хилал, из Верхнего Египта. Евреи были значительно ослаблены воровать с нуля, и, по сути, сообщества, в значительной степени, как представляется, были рассеяны. Устойчивый рост еврейского населения города Туниса в двенадцатом веке в основном объясняется иммиграцией из Kairwan. Decline in the Eleventh Century.

It is interesting to note, in connection with the extensive commercial relations consequent upon the city's importance as a caravan station on the route from Spain to Bagdad and Damascus, that letters and credentials given by the merchants of Kairwan to their business representatives in distant places, a custom existing "from most ancient times," empowered the latter to collect money from their debtors (Harkavy, "Teshubot ha-Geonim," No. 199). It is also worthy of mention that Samuel ha-Nagid of Cordova used his influence in behalf of the community of Kairwan ("Seder ha-Dorot," ed. Warsaw, i. 191). After the death of Hananeel and Nissim (1050) the academy was deserted, and the political events of the following period disorganized the community and its intellectual life (see Abraham ibn Daud in "M. J. C." i 73). In 1045, under the Zirite Al-Mu'izz (1016-1062), all heterodox sects were severely persecuted, and the Jews, with the rest, suffered greatly. Five years later (1050) Kairwan was overrun and ravaged by hordes of Bedouins, under Hilal, from Upper Egypt. The Jews were much weakened by their depredations, and, in fact, the community, to a great extent, appears to have been dispersed. The steady increase in the Jewish population of the city of Tunis during the twelfth century was due largely to immigration from Kairwan.

Высылка или отречение

Фанатичных Альмохадов, которых аль-Хасан, последний из Zirites, вызвали к нему на помощь в 1207 году, назначил Абу Мухаммед аль-Хафс начальником над провинции Тунис. Во время правления династии Ḥafṣite, которая началась в 1236, евреев kairwan пользуются короткую передышку. Однако, когда во время правления Абд-Аллах Мухаммед Абу аль-Mustansir Billah (1249-77), Сент-Луис из Франции провели крестовый поход против Туниса (1270), религиозный фанатизм князя и люди, уже интенсивно, был множество огне, и евреев Kairwan и Ḥamamat, двух святых городов, должны были либо покинуть страну или отказаться от своей веры, а некоторые предпочли последнего курса и номинально принял ислам. Сегодня Есть называются мусульманами в Kairwan которые закрывают свои магазины в субботу, чистая порога их дома в пятницу вечером, и соблюдать другие обычаи, которые по всей видимости, указывают на еврейское происхождение. С этого времени до завоевания Тунисе, Франции, евреев и христиан было запрещено ночевать в любом Kairwan или Ḥamamat, и только путем обеспечения специальное разрешение от губернатора они могли войти в них в течение дня. Старых еврейских надгробий еще существует там свидетельствуют о присутствии в Kairwan в свое время процветающей еврейской общины (Израиль Рахман, "Iyye ха-Ям", № 71, стр. 30, Ливорно, 1869). См. Тунисе. Expulsion or Recantation.

The fanatical Almohads, whom Al-Ḥasan, the last of the Zirites, summoned to his aid in 1207, appointed Abu Muhammed al-Ḥafṣ governor over the province of Tunis. During the rule of the Ḥafṣite dynasty, which began in 1236, the Jews of kairwan enjoyed a short respite. When, however, during the reign of Abu 'Abd-Allah Muhammed al-Mustanṣir Billah (1249-77), St. Louis of France undertook a crusade against Tunis (1270), the religious fanaticism of prince and people, already intense, was set aflame, and the Jews of Kairwan and Ḥamamat, the two holy cities, were required either to leave or to abandon their faith; some preferred the latter course and nominally embraced Islam. To-day there are said to be Mohammedans in Kairwan who close their shops on Saturday, clean the thresholds of their houses on Friday evening, and observe other customs which appear to indicate a Jewish origin. From that time until the conquest of Tunis by France, Jews and Christians were forbidden to pass the night in either Kairwan or Ḥamamat; and only by securing a special permit from the governor could they enter them during the day. The old Jewish tombstones still in existence there bear witness to the presence in Kairwan at one time of a flourishing Jewish community (Israel Chasan, "Iyye ha-Yam," No. 71, p. 30, Leghorn, 1869). See Tunis.

Библиография:

  • Berliner, Migdal Ḥananeel, pp. iv. et seq.;
  • D. Cazès, Essai sur l'Histoire des Israélites de Tunisie, Paris, 1889;
  • Grätz, Gesch. v. 236, 242, 289, 291; vi. 6, 9 et seq.;
  • La Grande Encyclopédie, xxi. 379, xxxi. 476;
  • Müller, Der Islam, i. 352, 419, 488; ii. 646, 657;
  • Rapoport, Maḥberet he-'Aruk, Introduction, Presburg, 1844;
  • там же, Toledot Rabbenu Ḥananeel, in Bikkure ha-'Ittim, xii. 12, 16;
  • Steinschneider, in Jewish Quarterly Review xi. 608. G. M. Sc.

Источники

Примечания

  1. Al-Ḳairuwani, "Histoire de l'Afrique," transl. Pelissier and Rémusat, p. 170, Paris, 1845, in "Exploration Scientifique de l'Algérie," vol. vii.
  2. R. Kirchheim, "Commentar zur Chronik aus dem Zehnten Jahrhundert," p. 18, Frankfort-on-the-Main, 1874
  3. Neubauer, "Medieval Jewish Chronicles" i. 36
  4. Grätz, "Gesch." v. 175; F. Lazarus, in Brüll's "Jahrb." x. 176
  5. ср. "Sha'are Ẓedeḳ," p. 84a, No. 3; Zunz, "Ritus," p. 190
  6. прежде всего см. приложение Самуила ибн Джама к "Аруку" [опубликовано Дьюксом (Dukes) в "Orient, Lit." 1851, стр. 358]; Соломон Бубер в "Grätz Jubelschrift" на стр. 17, ивритская часть;. далее см. S. D. Luzzatto, "Bet ha-Oẓar," i. 59b
  7. см. E. Epstein, "Eldad ha-Dani," pp. 4 et seq., 83 et seq., Presburg, 1891
  8. R. Kirchheim, l.c. pp. 16, 18, 22, 27
  9. Комментарий к "Sefer Yeẓirah", см. "Orient, Lit." 1845 г., стр. 563
  10. изд. Джозефа Зеднера, Лондон, 1850
  11. l.c. стр. 170
  12. см. А. Гаркави, "Zikkaron la-Rishonim", часть 209, Санкт-Петербург, 1891
  13. см. "Zeit. für Hebr. Bibl." vi. 99
  14. см. Lazarus, l.c. стp. 178
  15. ср. "Ha-Manhig" стр. 32а, § 58, с "Sefer Yuḥasin", 120б
  16. Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," No. 48
  17. см. интересный вопрос, адресованный учениками Яакова Хаю о чудотворной силе имени Бога, в "Ṭa'am Ẓeḳenim" на стр. 54; ср. также Гаркави, "Teshubot hа-Geonim," Nos. 230, 364
  18. "Medieval Jewish Chronicles" i. 68
  19. Опубликовано Шехтером в "Jewish Quarterly Review" (xi. 643)
  20. Zunz, "Ritus," стр. 54 и след.
  21. Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," № 1
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация