Калев бен Иефуне

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Файл:Caleb2.jpg
Могила Калева, Тимнат Серах

Калев бен Йефуне (иврит כָּלֵב בן יפונה, персонаж ТАНАХа (книга Йеhошуа бен Нуна). Ссылка на него также могут быть найдены в Коране, хотя его имя не упоминается.

Содержание

Дела Калева

Разведка в Ханаане

Когда евреи пришли на окраину Ханаана, земли, которая была обещана им Б-гом после исхода из Египта, Моше послал двенадцать разведчиков (ивр. מרגלים‎, мерагли́м) в Ханаан для осмотра страны. Каждое из двенадцати племён (колен) было представлено одним разведчиком.

Десять разведчиков, вернувшись, сказали, что эту землю будет невозможно завоевать, поскольку среди населения были великаны, которые сокрушат еврейское войско. Только двое, Йеhошуа бен Нун (из племени Эфраима) и Калев (представлял колено Йеhуды), вернулись и сказали, что Б-г может отдать Ханаан в руки еврейского народа.

Послушавшись десяти разведчиков, евреи решили не начинать завоевание Ханаана. За это непослушание Б-г отправил их на сорок лет бродить по пустыне, прежде чем впустить в Ханаан и сделать эту страну Страной Израиля.

Из взрослых евреев до этого позволено было дожить только Калеву и Йеhошуа бен Нуну, в качестве награды за их веру в Б-га. Это записано в книге Бамидбар. Калеб называется "Мой слуга" Б-гом в Числах 14:24, это высокое звание до тех пор использовалось только для Моше.

Завоевание Хеврона

В период после завоевания, Калеб попросил Йеhошуа бен Нуна дать ему в собственность горы в земле Иудейской, и Йеhошуа благословил его в знак Божьего благословения и объявил, что дает ему Хеврон (ЙбН 14).

Поскольку собственно Хеврон был одним из городов-убежищ, управляемых левитами, ниже объяснено, что Калеву фактически были даны окрестности города (ЙбН 21:11-13).

Калев обещал свою дочь Ахсу в жены тому, кто отнимет землю Дебир у великанов. Это, в конечном счете сделал Отниэль бен Кеназ, сводный брат Калева, который стал его зятем (ЙбН 15:13–14; 15:16,17).

Происхождение рода Калева от ханаанского племени

Калева, сын Йефуне, как полагают многие, является истинным израильтянином по рождению, так как он представлял колено Иуды, как один из 12 разведчиков. Йефуне мог быть потомком некоторых членов неизраильского народа Кенезеев (Ge 15:18, 19), которые породнились с потомками Яакова (Израиля), вступая в брак с израильскими женщинами. Возможно, имя Кенезеянина в его случае происходит от некоторых предков из иудейской семьи, главу которой звали Кеназа, даже брата Калева звали так же.[1]

Тем не менее, Йефуне явно называется кенезеянином (Бамидбар 32:12, ЙбН 14:6,14), и кенезеи перечислены (Бытие 15:19) как один из народов, которые жили в земле Ханаанской в то время когда Б-г заключил завет с Аврамом, чтобы дать эту землю его потомкам навечно (Бытие 17:8). Кроме того, поиск предков Калеба в 1 Паралипоменон 4 не даёт его линию происхождения от Йеhуды, так как отец Йефуне не числится там. Следует предположить, что Йефуне хотел войти в народ Израиля и был принят без своего рода в колено Иуды. Это порядок для язычников, которые будут приняты в Израиль был четко прописан в правилах Пасхи (Исх. 12: 48,49).

В этом отрывке книги Исход написано: "Если пришелец, который пребывает с вами желает праздновать Пасху Господу, каждый мужчина в его доме должен быть обрезан, и тогда он может приблизиться и праздновать. Он должен быть таким, как настоящие [евреи], но необрезанный не должен есть ее. Единый закон существует для своих и пришельцев, проживающий среди вас". (Исх. 12:48,49).

Это место в ТАНАХе рассатривается как пример вхождения праведных неевреев в народ Израиля и служит материалом для многочисленных комментариев, например, (Сота 11б) в Талмуде.[2]

Другие люди по имени Калев в ТАНАХе

Калева, сына Иефуне, впервые упоминаемого в (Бамидбар 13:6) не следует путать с другим Калевом, сыном Эзрона, правнуком Йеhуды через Тамар (1 Паралипоменон 2:3-9). Этот Калев примечателен тем, что он был прадедом архитектора Бецалеля. По контексту, этот человек был израильтянином по роду, что (если принять гипотезу кенезеянина) делает невероятным, что он и другой Калев - одно и то же лицо (даже если Талмуд утверждает это в Сота 11б).[2][3]

1 Царств 25:3 говорится, что Наваль, муж Абигайль до Давида, был "из рода Калева". Там не указано, относится ли это к одному из двух Калевов, упоминаемых в ТАНАХе, или другому лицу с таким же именем.

Значение имени "Калев"

Имя "Калев" пишется с теми же согласными, как ивритское слово "כֶּלֶב" (ке́лев), то есть "собака". Это вызвало общее мнение, что имя Калев означает "собака".

В эблаитском языке найдено имя Галибу (Калев); оно означает "собакоподобный" в смысле быстроногости (как собака настигает оленя, который является эталоном быстроты в семитской культуре). [4]

Другая, более вероятная транспозиция имени, найденная в других древних семитских языках, таких как финикийский и угаритский, означает "слуга Господа".[5]

В Коране

В пятой Суре Корана (5:20-26) пересказывается история из книги Бамидбар. Упоминаются "два праведных мужа" (по контексту - Йеошуа бин Нун и Калев, но их имена не указаны).

Источники и ссылки

Примечания

  1. ЙбН 15:17; Jg 1:13; 1 Паралипоменон 4:13
  2. 2,0 2,1 Sotah 11b. Вавилонский ТалмудBabylonian Talmud.
  3. http://www.mechon-mamre.org/b/l/l3501.htm
  4. Eblaitica 4: Essays on the Ebla Archives and Eblaite Language, Publications of the Center for Ebla Research at New York University, ISBN 1575060604, page 138, searchable in Google Books
  5. גשר מפעלים חינוכיים

1 Царств 25:3 говорится, что Наваль, муж Абигайль до Давида, был

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация