Калик, Михаил Наумович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Igorp lj (Обсуждение | вклад)
(Ссылки: (видео-рассказ М. Калика))
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 31: Строка 31:
| Сайт            =  
| Сайт            =  
}}
}}
-
'''Михаил (Моисей) Наумович Калик''' (род. [[27 января]] [[1927]], [[Архангельск]]) — советский [[кинорежиссёр]].
+
'''Михаил (Моисей) Наумович Калик''' (род. [[27 января]] [[1927]], [[Архангельск]]) — советский [[кинорежиссёр]]. Сын актера.
== Биография ==
== Биография ==
-
Начинал учёбу во ВГИКе в [[1949]]г. в мастерской [[Александров, Григорий Васильевич|Григория Александрова]]. В [[1951]] вместе с несколькими другими студентами был арестован. Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. [[Лефортовская тюрьма|Лефортово]] и [[Озерлаг]].
+
Начинал учёбу во ВГИКе в [[1949]]г. в мастерской [[Александров, Григорий Васильевич|Григория Александрова]]. В [[1951]] вместе с несколькими другими студентами был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме». Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. [[Лефортовская тюрьма|Лефортово]] и [[Озерлаг]].
-
Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института. Продолжил учёбу и в [[1958]] закончил режиссёрский факультет, уже как выпускник мастерской [[Юткевич, Сергей Иосифович|Сергея Юткевича]].
+
Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института. Продолжил учёбу и в [[1958]] закончил режиссёрский факультет, уже как выпускник мастерской [[Юткевич, Сергей Иосифович|Сергея Юткевича]].Стал одним из представителей так называемого поэтического кино, существенной сферы «новой волны» в советском искусстве начала 1960-х гг.  
-
Режиссер-постановщик фильмов «Колыбельная», «[[Человек идёт за солнцем]]», «[[До свидания, мальчики! (фильм)|До свидания, мальчики!]]»<ref>[http://www.jewniverse.ru/forum/index.php?showtopic=2103 Михаил Калик: До свидания, мальчики! / 1964] — Jewniverse Forum</ref> и других.  
+
== Творчество ==
 +
После окончания в 1958 г. режиссерского факультета Совместно с Б. Рыцаревым поставил фильмы «Юность наших отцов» (1958, по роману А. Фадеева «Разгром»), в котором подчеркнута еврейская внешность центрального героя Левинсона, и «Атаман Кодр» (1959). Эпизоды с образами евреев Калик ввел в свои фильмы «Колыбельная» (1960, сцена с еврейским актером) и «Человек идет за солнцем» (1962, образ еврея — чистильщика сапог, инвалида войны). В этом фильме Калику удалось чисто кинематографическими средствами (изобразительные решения, монтаж и т. д.) воплотить различные стороны жизни и грани человеческого характера — трагизм и юмор, мудрость и детскую чистоту души, что вызвало большой резонанс в кругах советской творческой интеллигенции. В кинокартине «До свидания, мальчики» (1965, по одноименной повести Б. Балтера, 1919–74) Калик, частично опираясь на личные воспоминания, показал трагическую судьбу своего поколения. Один из трех героев фильма, еврейский юноша, арестованный во время [[Врачей Дело|врачей дела]], погибает в тюрьме.
-
В [[1971]] году [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировался]] в [[Израиль]].
+
Несмотря на признание фильмов Калика и премии советских и международных кинофестивалей, ему не позволили из-за еврейской тематики воплотить написанные им сценарии фильмов о [[Корчак, Януш|Я. Корчаке]] «Король Матиуш и Старый доктор» (совместно с А. Шаровым, 1909–84; опубликован в журнале «Народ и земля», №1, Иер., 1984) и «Вечный шах» (по роману [[Мерас, Ицхак|И. Мераса]]). Его экспериментальный фильм «Любить!» (1968) — сопоставление игровых новелл с документальными киносъемками — не был выпущен в кинопрокат. Телефильм «Цена» (1969, по пьесе [[Миллер, Артур|А. Миллера]]), в котором центральную роль 90-летнего Соломона играл Л. Свердлин (1901– 69), демонстрировался без указания в титрах имени Калика через несколько лет после его репатриации в Израиль (1971), которой предшествовала активная борьба режиссера за право выезда и свободу творчества (голодовка, выступления, опубликованные в [[Самиздат|самиздате]]).
 +
 
 +
== Жизнь в Израиле ==
 +
В Израиле Калик поставил художественный фильм «Трое и одна» (1975, по мотивам рассказов [[Горький, Максим|М. Горького]]), ряд короткометражных фильмов, а также документально-видовую картину о стране, непрерывно демонстрировавшуюся при входе в израильский павильон на Московской международной книжной ярмарке (1987), привлекая толпы зрителей.
 +
 
 +
В 1991 г. снял в Советском Союзе автобиографический фильм «... И возвращается ветер».
== Фильмография ==
== Фильмография ==
Строка 76: Строка 82:
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии по алфавиту]]
[[Категория:Персоналии:Кишинёв]]
[[Категория:Персоналии:Кишинёв]]
 +
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
 +
{{ElevenCopyRight|11931|КАЛИК Михаил}}
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 19:25, 21 апреля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Михаил Калик
Имя при рождении:

Моисей Наумович Калик

Дата рождения:

27 января 1927

Место рождения:

Архангельск, СССР

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР
Израиль Израиль

Профессия:

кинорежиссёр

IMDb:

ID 0435768

Михаил (Моисей) Наумович Калик (род. 27 января 1927, Архангельск) — советский кинорежиссёр. Сын актера.

Содержание

Биография

Начинал учёбу во ВГИКе в 1949г. в мастерской Григория Александрова. В 1951 вместе с несколькими другими студентами был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме». Прошел несколько тюрем и лагерей, в т.ч. Лефортово и Озерлаг.

Освобожден и реабилитирован в 1954, восстановлен на третьем курсе института. Продолжил учёбу и в 1958 закончил режиссёрский факультет, уже как выпускник мастерской Сергея Юткевича.Стал одним из представителей так называемого поэтического кино, существенной сферы «новой волны» в советском искусстве начала 1960-х гг.

Творчество

После окончания в 1958 г. режиссерского факультета Совместно с Б. Рыцаревым поставил фильмы «Юность наших отцов» (1958, по роману А. Фадеева «Разгром»), в котором подчеркнута еврейская внешность центрального героя Левинсона, и «Атаман Кодр» (1959). Эпизоды с образами евреев Калик ввел в свои фильмы «Колыбельная» (1960, сцена с еврейским актером) и «Человек идет за солнцем» (1962, образ еврея — чистильщика сапог, инвалида войны). В этом фильме Калику удалось чисто кинематографическими средствами (изобразительные решения, монтаж и т. д.) воплотить различные стороны жизни и грани человеческого характера — трагизм и юмор, мудрость и детскую чистоту души, что вызвало большой резонанс в кругах советской творческой интеллигенции. В кинокартине «До свидания, мальчики» (1965, по одноименной повести Б. Балтера, 1919–74) Калик, частично опираясь на личные воспоминания, показал трагическую судьбу своего поколения. Один из трех героев фильма, еврейский юноша, арестованный во время врачей дела, погибает в тюрьме.

Несмотря на признание фильмов Калика и премии советских и международных кинофестивалей, ему не позволили из-за еврейской тематики воплотить написанные им сценарии фильмов о Я. Корчаке «Король Матиуш и Старый доктор» (совместно с А. Шаровым, 1909–84; опубликован в журнале «Народ и земля», №1, Иер., 1984) и «Вечный шах» (по роману И. Мераса). Его экспериментальный фильм «Любить!» (1968) — сопоставление игровых новелл с документальными киносъемками — не был выпущен в кинопрокат. Телефильм «Цена» (1969, по пьесе А. Миллера), в котором центральную роль 90-летнего Соломона играл Л. Свердлин (1901– 69), демонстрировался без указания в титрах имени Калика через несколько лет после его репатриации в Израиль (1971), которой предшествовала активная борьба режиссера за право выезда и свободу творчества (голодовка, выступления, опубликованные в самиздате).

Жизнь в Израиле

В Израиле Калик поставил художественный фильм «Трое и одна» (1975, по мотивам рассказов М. Горького), ряд короткометражных фильмов, а также документально-видовую картину о стране, непрерывно демонстрировавшуюся при входе в израильский павильон на Московской международной книжной ярмарке (1987), привлекая толпы зрителей.

В 1991 г. снял в Советском Союзе автобиографический фильм «... И возвращается ветер».

Фильмография

Режиссёр

  • 1958 — Атаман Кодр
  • 1958 — Юность наших отцов
  • 1959 — Колыбельная
  • 1961 — Человек идёт за солнцем
  • 1964 — До свидания, мальчики!
  • 1968 — Любить
  • 1969 — Цена
  • 1974 — Трое и одна
  • 1991 — И возвращается ветер…

Сценарист

  • 1958 — Юность наших отцов
  • 1959 — Колыбельная
  • 1961 — Человек идёт за солнцем
  • 1964 — До свидания, мальчики!
  • 1968 — Любить
  • 1991 — И возвращается ветер…

Художественный руководитель

  • 1966 — Последний жулик

Примечания

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАЛИК Михаил в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация