Канада (История евреев Канады)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 19:02, 31 марта 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


КАНА́ДА - государство в Северной Америке.


Входит в Британское Содружество.

Содержание

Ранняя история евреев в Канаде

Отдельные еврейские семьи жили в канадских владениях Великобритании начиная с середины XVIII в. - город Галифакс, ныне провинция Новая Шотландия.

Въезд евреям во французские владения - тогда Новую Францию, ныне провинции Квебек и Онтарио - был запрещен вплоть до их захвата английской армией в 1759–63 гг.

На стороне Британии в военных действиях принимали участие офицеры еврейского происхождения, в том числе офицер штаба А. Харт (1724–1800), ставший основателем рода коммерсантов и общественных деятелей, игравшего на протяжении XVIII-XIX вв. заметную роль в экономической и общественной жизни Канады.

Члены этой семьи вместе с другими выходцами из Англии, Нидерландов и Германии основали в 1768 г. в Монреале первую в Канаде еврейскую общину. Под влиянием евреев Нью-Йорка в общине был принят сефардский Нусах.

Через шестьдесят лет, в 1831 г. община насчитывала 107 членов.

XIX век

В 1832 г. община добилась для евреев Канады полных гражданских прав и освобождения от христианской формулы присяги, что открывало им доступ в парламент и к государственным должностям.

В 1840-х гг. в Канаде стали селиться Евреи из Польши.

Начиная с середины XIXв.- Евреи из Литвы.

Ашкеназские общины основывались в городах:

  • в Нижней Канаде (с 1867 г. — провинция Квебек)
    • в основном в Монреале,
  • в Верхней Канаде (с 1867 г. — провинция Онтарио):
    • Торонто
    • Гамильтон

В 1882 г., после погромов в российской черте оседлости и в Румынии в Лондон хлынул поток еврейских эмигрантов. Часть их была направлена в Канаду, и для их приема Англо-еврейская ассоциация открыла отделение в Монреале.

Помощь евреям-иммигрантам в Канаде оказывал также Фонд барона Мориса де Гирша.

Численность евреев

В 1871 г. еврейское население Канады составляло 1115 человек, через десять лет, в 1881 г. — вдвое больше, 2393 человек.

Численность евреев, составлявшая в 1891 г. 6414 человек, более чем удвоилась за десять лет и достигла к 1900 г. около шестнадцати тысяч, а за последующие двадцать лет увеличилась еще почти в восемь раз и к 1920 г. достигала около 125 тысяч человек.

Сельскохозяйственная деятельность

Начиная с середины 1890-х гг. фонд барона Гирша, а затем и Еврейское колонизационное общество основали в Канаде ряд еврейских сельскохозяйственных поселений, главным образом в провинции Саскачеван.

В годы Великой депрессии 1929–33 сельскохозяйственная деятельность евреев Канады почти прекратилась.

К 1930 г. в сельском хозяйстве Канады было занято около трех с половиной тысяч евреев, но уже в 1931 г. осталось лишь 780 еврейских фермеров, а вскоре и их земли большей частью перешли к неевреям.

Сионистское движение

Еврейское национальное движение зародилось и развивалось в Канаде в значительной мере под воздействием крупных сионистских организаций, действовавших в соседних США. В 1887 г. была предпринята неудачная попытка создать первую в стране палестинофильскую группу: общество Шавей-Цион, возникшее в 1892 г. в Монреале, вскоре распалось. В 1898 г. основанная в Монреале ассоциация Агуддат-Цион присоединилась к всемирной Сионистской организации и по приглашению Т. Герцля направила на 2-й Сионистский конгресс своего делегата — Я. де Хааса (1872–1937; см. о нем также ниже). После этого сионистские группы появились в девяти городах страны; в ноябре 1899 г. их представители сформировали на конференции в Монреале Федерацию сионистских обществ Канады; ее председателем стал К. И. де Сола (1858–1920).

В 1901 г. в Монреале была образована первая в Канаде женская сионистская организация, в 1910 г. — клуб Молодая Иудея (впоследствии — Молодежная иудейская лига). В 1903 г. в стране открылось представительство Еврейского национального фонда. Секции Поалей Цион, действовавшие в Канаде с 1905 г., поддерживали тесные связи с центрами этого движения в США. В 1911 г. сторонники религиозного сионизма организовали в Торонто секцию Мизрахи; в 1914 г., после визита М. Берлина (Бар-Илана), она распространила свою деятельность на всю страну и примкнула к Американской организации Мизрахи, базировавшейся главным образом в США.

В годы Первой мировой войны свыше 300 евреев Канады вступили в Еврейский легион; после его роспуска многие из них поселились в Эрец-Исраэль. В 1916 г. в Канаде (главным образом в провинции Онтарио) возникли отделения Хадассы, однако они не были связаны с одноименной организацией в США, а впоследствии присоединились к ВИЦО; пост председателя канадской Хадассы в 1921–40 гг. занимала Лилиан Фрайман (1885–1940). В 1917 г. по решению Федерации сионистских обществ была создана Национальная молодежная иудейская лига, первым руководителем которой на короткое время стал Д. Иосеф. В 1920–30-х гг. число сторонников сионистского движения Канады постоянно росло. Его центром оставалась Федерация сионистских обществ (с 1923 г. — Сионистская организация Канады), председателем которой в 1919–44 г. был А. Дж. Фрайман (1880–1944); однако многие партии и ассоциации — социалистические (объединившиеся в 1938 г. в Рабочее сионистское движение Канады), религиозные, ревизионистские, а также неполитические организации (типа ордена hа-Боним, основан в 1923 г.) действовали независимо от нее. Основным направлением деятельности канадских сионистов был сбор средств для строительства еврейских поселений в Эрец-Исраэль. Так, в 1921 г., после создания в стране бюро Керен hа-иесод, участники съезда Федерации сионистских обществ решили собрать для него один млн. долларов (крупная по тому времени сумма); эта цель была достигнута к 1929 г. Согласно постановлению, принятому съездом Сионистской организации Канады в 1927 г., она передала еще один млн. долларов Еврейскому национальному фонду, который приобрел на эти деньги 30 тыс. дунамов плодородной земли в долине Хефер, где впоследствии возникли десятки поселений, образовавших важный сельскохозяйственный район Израиля. Роль сионистского движения в общественной жизни канадского еврейства и влияние на последнее идеологии сионизма были в межвоенный период весьма значительны; в 1929 г., когда в связи с созданием «расширенного» Еврейского агентства (см. выше) встал вопрос о сотрудничестве с несионистами, А. Дж. Фрайман заявил, что таковых в Канаде нет.

В 1940-х гг. канадские сионисты вели энергичную борьбу за создание еврейского государства; для ее координации Сионистская организация Канады, Мизрахи и блок Поалей Цион — Хит’ахадут образовали в 1941 г. Объединенный сионистский совет Канады, который организовывал митинги и демонстрации, руководил пропагандистской работой и сбором средств в помощь еврейскому ишуву в Эрец-Исраэль, поддерживал контакты с политическим руководством страны. В мае 1942 г. руководители сионистского движения Канады приняли участие в состоявшейся в Нью-Йорке конференции, на которой была утверждена Билтморская программа (см. выше). Около 250 молодых канадских евреев сражались в Войне за Независимость; многие из них остались после окончания военных действий в Израиле. В конце 1940-х — начале 1950-х гг. сионистские организации основали ряд коммерческих компаний, целью которых было установление и расширение торгово-экономических связей между Израилем и Канадой; эти компании работают и в настоящее время. Ежегодные сборы в Керен hа-иесод составляли в 1950–60-х гг. 3–3,5 млн. канадских долларов; в 1967 г. в результате проведенной Объединенным израильским призывом чрезвычайной кампании они составили 30 млн. долларов. Активно действовало в стране отделение Еврейского национального фонда: так, в 1955 г. он развернул работы по созданию Яар-Канада (`Канадский лес`) — посадке двух млн. деревьев близ Иерусалима. Отдельные сионистские партии и ассоциации Канады осуществляли собственные целевые программы создания и финансовой поддержки различных учебных заведений, учреждений здравоохранения и культуры в Израиле. Канадская ассоциация еврейского образования и культуры (Керен hа-тарбут), основанная в 1942 г. в Монреале и с 1944 г. действовавшая по всей стране, организовывала ульпаны, курсы иврита, летние молодежные лагеря, начала выпуск литературы на иврите. Число переселенцев из Канады в Израиль оставалось в этот период — несмотря на открытие Еврейским агентством в 1959 г. специального Бюро по алие — весьма небольшим (в 1948–63 гг. — лишь 1466 человек).

В марте–апреле 1967 г. на конференции в Торонто на базе Объединенного сионистского совета Канады (в который с 1960 г. входили все сионистские группы страны) была учреждена Объединенная сионистская организация Канады (с 1972 г. — Сионистская федерация), построенная по территориальному принципу при сочетании индивидуального и коллективного членства: представители беспартийных участников движения и Хадассы (с 1958 г. — Хадасса—ВИЦО) заняли половину мест в ее центральном комитете; другая половина была зарезервирована за представителями различных политических ассоциаций. В период Шестидневной войны под руководством Объединенной сионистской организации Канады был проведен ряд беспрецедентных по масштабу акций в поддержку Израиля; свыше десяти тыс. человек выразили готовность сражаться на стороне еврейского государства. К 1978 г. число членов Сионистской федерации Канады достигло 45 тыс. человек; во второй половине 1970-х гг. Канада прочно удерживала второе место в мире (после США) по сборам в Керен hа-иесод и первое по сумме пожертвований в этот фонд, приходившейся в среднем на каждого члена еврейской общины страны.

Канадско-израильский комитет, образованный Объединенной сионистской организацией, Еврейским конгрессом Канады и Бней-Брит в 1970 г., решительно противоборствовал антиизраильским и антисионистским настроениям, постепенно нараставшим в стране с середины 1970-х гг.; благодаря его усилиям традиционно положительное отношение канадской общественности к еврейскому государству было в известной мере сохранено. Сионисты играли ведущую роль в объединенных комитетах борьбы за национальные права советского еврейства, действовавших в Канаде в 1970–80-х гг.

Вместе с тем, движение было в этот период по-прежнему раздробленным; Сионистская федерация оставалась конгломератом группировок, боровшихся за преобладание в ее центральном комитете и представительство на Сионистских конгрессах. Хотя к 1987 г. она насчитывала, по официальным данным, 72 тыс. членов (25% всего еврейского населения Канады), реальная численность активных сионистов в стране в 1980-х гг. уменьшилась: так, в выборах делегатов 31-го Сионистского конгресса (весна 1987 г.) приняли участие лишь 14 508 человек. Объем пожертвований в пользу Израиля сократился с конца 1970-х до конца 1980-х гг. вдвое; Сионистская федерация начала испытывать финансовые затруднения. Все это привело, в свою очередь, к ослаблению входящих в нее традиционных политических объединений — Сионистской организации Канады (примыкающей к Всемирной конфедерации общих сионистов), блока сионистских социалистических партий, Мизрахи — и к росту влияния новых течений — Объединенной ортодоксальной коалиции Торы, групп Кадима (представляющей реформистский Всемирный союз прогрессивного иудаизма) и Мерказ (консервативный Всемирный союз синагог). На выборах делегатов 31-го Сионистского конгресса эти три списка завоевали 11 из 19 мандатов.

В настоящее время Сионистская федерация Канады, входящая в Еврейский конгресс страны, включает свыше 20 различных организаций, крупнейшая из которых — Хадасса—ВИЦО; печатный орган федерации — журнал «Кэнэдиэн зайонист», выходящий с 1934 г. (с перерывами; в настоящее время — пять раз в год). В стране действуют представительства Еврейского национального фонда и Керен hа-иесод (последнее — в рамках Объединенного израильского призыва), общества друзей Еврейского университета в Иерусалиме (с 1937 г.), Техниона (с 1951 г.), Бар-Илан университета (с 1954 г.) и других ассоциаций.


Общественная и политическая жизнь

Увеличение численности евреев способствовала активизации еврейской общественной и политической жизни.

В 1892 г. возникли группы Ховевей Цион, преобразованные в ряде городов к 1900 г. в сионистские организации.

В 1893 г. был основан Национальный союз еврейских женщин Канады, в 1902 г. — Еврейский национальный фонд Канады, в 1907 г. — Еврейское колонизационное общество Канады, в 1916 г. — отделение женской сионистской организации Хадасса (позднее Хадасса — ВИЦО).


XX век

Первая мировая война

В годы Первой мировой войны в армии Канады служило около пяти тысяч евреев, в том числе около ста офицеров. В ходе войны около ста человек погибли, 84 получили награды.

После войны из-за введения в США иммиграционной квоты увеличился приток евреев в Канаду. Для оказания помощи прибывающим в 1919 г. был основан Канадский еврейский конгресс, ставший впоследствии представительным органом канадского еврейства.

Сионистская организация Канады, в которой большинство составляли общие сионисты, объединила представителей всех сионистских течений в Канаде. Значительным ее успехом был в 1927 г. сбор миллиона долларов для приобретения земли в районе Хефер (Эрец-Исраэль).


Иммиграция и демография

Великая депрессия 1930-х гг. привела к политике ограничения иммиграции в Канаду. С другой стороны, ухудшение экономического положения привело к усилению антисемитизма, особенно в Квебеке, где имела распространение нацистская идеология.

С этими явлениями еврейские общественные организации Канады вели активную борьбу.

Несмотря на то, что власти разрешали въезд в Канаду только сельскохозяйственным рабочим, из 11 тысяч евреев, приехавших в страну в 1930–40-х гг., лишь около 900 - большей частью беженцы - были устроены на сельскохозяйственные фермы.


Годы Второй мировой войны

В 1940 г. Британия депортировала в Канаду две тысячи евреев — интернированных граждан враждебных стран, главным образом Германии и Австрии.

Во время Второй мировой войны в армию Канады были мобилизованы 16880 евреев - более одной пятой части всего мужского еврейского населения.


Послевоенные годы

За тридцать послевоенных лет, с 1945 г. по 1975 г., в Канаду въехали около ста тысяч евреев.

Заметные группы среди иммигрантов:

  • евреи из Венгрии – более четырех тысяч человек, покинувших Венгрию после подавления советскими войсками волнений 1956 г.
  • евреи из Марокко и других государств Северной Африки и Ближнего Востока (конец 1950-х гг.),

Восточные евреи внесли новый этно-лингвистический элемент в состав канадского еврейства. В 1973 г. они создали Федерацию сефардских евреев Канады.



Борьба за евреев Советского Союза

В 1972–83 гг. в Канаду иммигрировали около семи тысяч евреев из Советского Союза.

В 1960–80-х гг. еврейские организации Канады вели активную борьбу за улучшение положения евреев Советского Союза, за их право на репатриацию в Израиль.

Так, в январе 1964 г. состоялась конференция раввинов Канады, на которой обсуждался вопрос «О религиозном и культурном положении евреев в СССР». В работе конференции принимали участие 50 раввинов. Конференция приняла ряд резолюций, содержавших в том числе требование к правительству Советского Союза «улучшения положения евреев в России», просьбу к правительству Канады поставить вопрос о положении евреев СССР перед комиссией Организации Объединенных Наций по правам человека.

В 1980-х гг. в демонстрациях в поддержку советских евреев участвовали десятки тысяч человек.



Конец ХХ в.

Демография

Усилившиеся националистические и антисемитские тенденции в Квебеке привели к переселению многих евреев из франкоязычных районов Канады в англоязычные.

В 1984 г. еврейское население Канады на 99% проживало в городах и составляло 310 тысяч человек:

  • более 100 тысяч в Монреале,
  • 120 тысяч в Торонто,
  • 18 тысяч в Виннипеге,
  • 14 тысяч в Ванкувере,
  • восемь с половиной тысяч в Оттаве.

В 13 других городах численность еврейских общин не превышает 500 человек.


Течения, еврейское образование

В Канаде

При некоторых из них имеются школы.

Йешивы:

  • в Монреале:
  • в Торонто:

С 1945 г. быстрыми темпами расширялась сеть еврейских средних школ.

Первая в Канаде школа с преподаванием на идиш была открыта в 1920 г. в городе Виннипег.

К 1965 г. в 135 школах обучалось на иврите или идиш около 24 тысяч детей.

Газеты, публицистика

Первая еврейская газета «Canadian Jewish Cronicle»(1897–1978) издавалась на английском языке.

Основные еженедельники на английском:

  • «Canadian Jewish News» (с 1960 г.),
  • «Canadian Zionist» (с 1934 г.),
  • «Jewish Post» (с 1925 г.) и другие;

на идиш —

  • «Унзер вег» (с 1932 г.)
  • «Канадер адлер» (с 1907 г.).


Писатели, поэты

Англоязычные авторы:

  • А. М. Клейн (1909–72),
  • И. Лейтон (родился в 1912 г.)
  • Л. Кахан (родился в 1934 г.)
  • Х. Эделстайн (1889–1957),
  • Н. Ралф (1922–60),
  • Филис Готлиб (р.1928 г.),
  • М. Ричлер (р.1931 г.),
  • Эдел Вайзман (р.1929 г.).

Литература на идиш:

  • М. Равич,
  • Ида Мазе (1893–1962), детская поэтесса
  • С. Петрушка (1893–1950), переводчик Мишны на идиш
  • М. Механовский (1893–1969),педагог и публицист
  • Г. Померанц (1902–68)
  • П. Миранский (1908–93)
  • М. М. Шафир (р.1919 г.),
  • Хава Розенфарб (р.1923 г.)

Литература на иврите:

  • И. Рабинович (1904–72)

Участие в экономической и общественной жизни

Евреи-предприниматели занимают видное положение в легкой промышленности (особенно в текстильной), винокурении и в кинопрокате Канады.

Значительное число евреев участвует в государственной и политической жизни страны, являются мэрами ряда городов, сенаторами (в 1980 г. — шесть евреев-сенаторов) и т. д.

В 1970-е гг. пост председателя Верховного суда Канады занимал Б. Ласкин (родился в 1912 г.).

В 1980 г. Х. Грей (р.1931 г.) и Р. Каплан получили министерские портфели в правительстве П. Э. Трюдо.


Начало XXI века

Демография

В 1991 г., согласно переписи населения, в Канаде жило около 356 тыс. евреев.

В 2001 г. еврейское население Канады составляло около 364 тыс. человек.

Торонто - самый большой город Канады - является также городом с наиболее значительным еврейским населением.

В 1991г. в Торонто проживало более 162 тыс. евреев - около 45 процентов еврейского населения Канады.

В 1982–91 гг. в Торонто поселилось около 16 тыс. евреев-иммигрантов, из которых:

  • 25% составляли выходцы из СССР,
  • 20% — из Израиля,
  • 14% — из Южно-Африканской Республики,
  • 11% — из США.

В начале XXI века заметным было переселение евреев в Торонто из провинции Квебек, особенно из ее крупнейшего города Монреаль.

Причинами тому были:

  • стабильное экономическое развитие Онтарио и Торонто, столицы и крупнейшего города этой провинции,
  • рост антисемитизма в Квебеке,
  • политическая нестабильность Квебека, связанная с сепаратистскими тенденциями франкоязычного населения провинции.

Евреи, приезжавшие в 1980-х гг.– начале 2000-х гг. предпочитали селиться в Торонто, Ванкувере и в других частях Канады, оставляя за пределами своего внимания Квебек, - не в последнюю очередь по причине неопределенности политических перспектив этой франкоязычной провинции.

Второй по численности еврейской общиной остается еврейская община Монреаля: еврейское население более 101 тыс. человек.

Города со значительным еврейским населением:

  • Ванкувер (провинция Британская Колумбия): более 19 тыс. (1991 г.), около 22 тыс. человек (1994 г.).
  • Виннипег (провинция Манитоба): около 15 тыс. (1991г.),
  • Оттава (столица Канады и второй по численности город в провинции Онтарио) — около 12 тыс. человек (1991г.).

Города с еврейским населением более 1500 человек:

  • Калгари
  • Эдмонтон
  • Гамильстон
  • Лондон
  • Виндзор
  • Галифакс

В конце 1990-х гг. сефардская община Монреаля насчитывала около 20 тыс. человек.

Характерной особенностью демографического положения еврейского населения Канады является относительно низкий уровень Смешанных браков: 1981 г.: около 5% 1991 г.: около 9%, 1999 г.: около 13%.

Большинство еврейского населения Канады имеет достаток средний и выше.

Около 16% евреев живут ниже черты бедности (середина 1990-х гг.)

Образование и культура

Большинство еврейских школ расположено в Торонто и Монреале.

В Монреале более половины еврейских детей в возрасте начальной школы, треть детей в возрасте средней школы.

В Торонто это 40% и 12% соответственно.

В начале XXI в. в Канаде выходили в свет около 20 еврейских периодических изданий.

Крупнейшие газеты (Торонто):

  • Canadian Jewish News
  • Cronicle review

Журналы:

  • «Canadian Zionist»
  • «Middle East Digest» - научное издание.

Периодические издания выходят на:

  • английском
  • идиш,
  • французском,
  • венгерском.

В Канаде функционируют несколько еврейских музеев:

  • Музей конгрегации Бейт-Цедек имени Реувена и Хелен Деннис в Торонто (известное собрание коллекции по иудаике С. Рота),
  • Монреальский мемориальный центр Катастрофы.

Антисемитизм

В конце 1990-х – начале 2000-х гг. в Канаде усиливались антиеврейские настроения.

Так, в 2001 г. по сравнению с 1996 г. число антисемитских инцидентов в Канаде возросло более чем на треть.

Особенно заметно возросло число нападений на евреев в провинции Квебек, где преобладает традиционно антиеврейски настроенное франкоязычное население, и проживает множество мусульман.

Число инцидентов в Квебеке с 1999 г. по 2001 г. выросло почти в два раза, при заметном содействии со стороны мусульманского населения провинции.

По данным канадских служб безопасности, в стране действует более 50-ти ячеек международных террористических организаций:

  • Хамас,
  • Хизбалла,
  • Исламский джихад,
  • Аль-Каида.

Антиеврейские настроения также значительно распространены в ультраправых кругах.

Реакция на интифаду 2001 г.

Во время многочисленных пропалестинских демонстраций в 2001 г. их участники размахивали лозунгами:

  • «Сионизм — это расизм»,
  • «Еврейское государство — расистское государство»,
  • «Смерть евреям»,
  • «Смерть Израилю».

Различные еврейские организации, синагоги, общины, школы получали по почте письма с сообщениями, что в их зданиях заложена бомба. Так, 13 сентября 2001 г. такие письма получила начальная еврейская школа в Торонто.

Резко увеличилось количество писем с угрозой отравления микробами сибирской язвы.

Участились случаи нападений на евреев на улицах.

Антисемитизм распространяет ряд сепаратистских организаций Квебека. Наиболее антиеврейским является Движение национального освобождения Квебека.

По результатам социологических опросов, в 2001 г. каждый седьмой канадец и каждый четвертый среди франкофонов считали евреев ответственными за Катастрофу.

Политика по отношению к Израилю

Официальная Канада занимает дружественную позицию по отношению к Израилю.

В апреле 2000 г. Израиль посетил с официальным визитом премьер-министр Канады Ж. Кретьен.

Премьер-министр Канады Стефен Харпер (2006- ) является последовательным сторонником Израиля. На канадском Конгрессе по антисемитизму в 2010 году он заявил, что не воздерживается от критики в адрес Израиля, но продолжит занимать твердую произраильскую позицию "независимо от того, в какую политическую цену это обойдется ему и его правительству" [1].

Премьер-министр Харпер был незамедлительно обвинен левыми еврейскими организациями Канады в "подавлении свободы слова в Канаде".

Экономические связи с Израилем


Год

Экспорт из Израиля в Канаду

 Импорт из Канады в Израиль 

1986 г.

78,1  80,4 
1990 г. 101,1  133,8 
2000 г. 283  340,7 

Алия

  • В 2000 г. из Канады репатриировались в Израиль 164 человека,
  • в 2001 г. — 136 человек, [2]
  • в 2002 г. — 129,
  • за первые восемь месяцев 2003 г. — 106 человек.

Источники

  1. http://ca.news.yahoo.com/s/capress/101108/national/harper_anti_semitism
  2. 2

Основано на статье КЕЭ (том 4, кол. 66–68)

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация