Каплан, Мордехай
Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"
Architect (Обсуждение | вклад) |
|||
(2 промежуточные версии не показаны) | |||
Строка 3: | Строка 3: | ||
| АВТОР2 = | | АВТОР2 = | ||
| АВТОР3 = | | АВТОР3 = | ||
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = | + | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2 |
| ПРОЕКТ = | | ПРОЕКТ = | ||
| ПОДТЕМА = | | ПОДТЕМА = | ||
| КАЧЕСТВО = | | КАЧЕСТВО = | ||
- | | УРОВЕНЬ = | + | | УРОВЕНЬ = 1 |
| ДАТА СОЗДАНИЯ = | | ДАТА СОЗДАНИЯ = | ||
| ВИКИПЕДИЯ = | | ВИКИПЕДИЯ = | ||
Строка 13: | Строка 13: | ||
}} | }} | ||
- | |||
'''Мордехай Менахем Каплан''' (Kaplan, Mordecai Menahem; {{ДатаРождения|11|6|1881}}, [[Свенцяны]] Виленской губернии (ныне Швенчёнис, [[Литва]]) — {{ДатаСмерти|8|11|1983}}, {{МестоСмерти|Нью-Йорк}}) — религиозный философ, основатель [[Иудаизм реконструктивистский|реконструктивизма]]. | '''Мордехай Менахем Каплан''' (Kaplan, Mordecai Menahem; {{ДатаРождения|11|6|1881}}, [[Свенцяны]] Виленской губернии (ныне Швенчёнис, [[Литва]]) — {{ДатаСмерти|8|11|1983}}, {{МестоСмерти|Нью-Йорк}}) — религиозный философ, основатель [[Иудаизм реконструктивистский|реконструктивизма]]. | ||
Строка 57: | Строка 56: | ||
[[Категория:Иудаизм]] | [[Категория:Иудаизм]] | ||
- | |||
- | |||
[[Категория:Еврейские философы]] | [[Категория:Еврейские философы]] | ||
- | [[Категория: | + | [[Категория:Течения в иудаизме]] |
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + | ||
- | + |
Текущая версия на 13:10, 14 декабря 2010
Текст унаследован из Википедии | |
д-р Арье Ольман
|
|
Мордехай Менахем Каплан (Kaplan, Mordecai Menahem; 11 июня 1881, Свенцяны Виленской губернии (ныне Швенчёнис, Литва) — 8 ноября 1983, Нью-Йорк) — религиозный философ, основатель реконструктивизма.
Содержание |
Биография
Был привезен родителями в США в возрасте девяти лет. Получил начальное религиозное образование в духе ортодоксального иудаизма, однако уже в средней школе заинтересовался неортодоксальными представлениями о Библии и религии. Окончил Еврейскую теологическую семинарию; в 1909 г. начал там же преподавательскую деятельность, продолжавшуюся около 50 лет и оказавшую влияние на формирование поколений представителей консервативного иудаизма. В январе 1922 г. основал Общество по распространению иудаизма — главный центр движения реконструктивизма. Рупором идей Каплана является журнал «Реконстракшнист» (издается с 1935 г.).
Работа и жизнь
В своей преподавательской деятельности всегда подчеркивал необходимость интеллектуальной честности перед лицом вызова, который современная научная и философская мысль бросает традиционным еврейским верованиям и обычаям. В исследовании мидраша и различных течений религиозной философии Каплан соединял глубокую эрудицию с творческим использованием наследия иудаизма в решении актуальных проблем современности. Созданный Капланом реконструктивизм дал американскому еврейству некоторые из его самых плодотворных теоретических и практических идей. Каплан внес также значительный вклад в изучение истории еврейской мысли (М. Х. Луццатто, Г. Коген, современные идейные течения в еврействе).
В основе мировоззрения Каплана лежит представление об иудаизме как о развивающейся религиозной цивилизации, которая изменяется в зависимости от условий, места и времени. Согласно Каплану, религиозный характер иудаизма как цивилизации более всего проявляется в раскрытии ею смысла и ценности человеческого существования, в «борьбе с Богом» (который мыслится в неличных категориях) и в её ритуальном аспекте, проявляющемся в семье, в синагоге и в общине. Религиозная концепция Каплана натуралистична: Бог выступает в ней как космическая сила, служащая залогом реализации моральных ценностей и идеалов человека. Согласно Каплану, еврейская религия является самым возвышенным выражением культурного гения еврейства, вечно стремящегося к моральному усовершенствованию: она не отрицает светских элементов цивилизации, составляющих ценную и неотъемлемую часть духовного облика еврейства. Отношение Каплана к иудаизму — историко-прагматическое: он видит в иудаизме средство, служащее благу евреев, и отрицает всякие попытки его обоснования с помощью метафизических аргументов и ссылок на историческое откровение. Согласно Каплану, традиция должна указывать путь, но не связывать свободу выбора. Евреи должны не только мириться с существованием различных течений в иудаизме, но и научиться ценить это разнообразие.
Религиозно-философское учение Каплана сформировалось под влиянием традиционного иудаизма, трудов мыслителей Хаскалы и философии американского прагматизма. Оно является продуктом своеобразных условий жизни американского еврейства, выражая его духовные искания. В Иерусалиме существует синагога последователей Каплана, носящая характерное название «Мевакшей дерех» (`взыскующие пути`). Будучи убежденным сионистом, Каплан в то же время положительно оценивает сохранение еврейской диаспоры и выступает за упрочение связей между различными общинами еврейского народа.
Главные произведения Каплана: «Иудаизм как цивилизация» (1934); «Значение Бога в современной еврейской религии» (1937); «Вера и мораль» (1954); «Новый сионизм» (1955); «Иудаизм без сверхъестественного» (1958); «Назначение и смысл еврейского существования» (1964); «Религия этического национализма» (1970).
Критики Каплана считают, что его теология носит чрезмерно абстрактный и безличный характер и подрывает веру в историческое откровение. Идеи Каплана несовместимы с верой в неизменность форм ритуала и религиозной организации. Согласно Каплану, идея Бога соотносительна с идеей человека, человеческие представления о Боге неразрывно связаны с тем, как понимает человек мир и свое место в нём.
Работы
- 1934: «Judaism as a Civilization»
- 1936: «Judaism in Transition»
- 1937: «The Meaning of God in Modern Jewish Religion»
- 1948: «The Future of the American Jew»
- 1956: «Questions Jews Ask»
- 1959: «The New Zionism»
- 1960: «The Greater Judaism in the Making»
- 1964: «The Purpose and Meaning of Jewish Existence»
- 1968: «Jewish Without Supernaturalism»
- 1970: «The Religion of Ethical Nationhood»
- 1973: «If Not Now, When?»
Литература
- Rebecca T. Alpert Exploring Judaism: A Reconstructionist Approach. — Wyncote, Pa.: Reconstructionist Press, 1985. — ISBN 0-935457-01-1
- Mordecai M. Kaplan Judaism as a Civilization: Toward a Reconstruction of American-Jewish Life. — Philadelphia: Jewish Publication Society, 1981. — ISBN 0-8276-0193-X
- Mordecai M. Kaplan The Meaning of God in Modern Jewish Religion. — Detroit: Wayne State University Press, 1994. — ISBN 0-8143-2552-1
Ссылки
- 'What Judaism Is Not,' Menorah Journal 1915 (англ.) (Проверено 22 июня 2009)
- Jewish Reconstructionist Federation (англ.) (Проверено 22 июня 2009)
- Video: Rabbi Prof. Лекции David Hartman о Мордехайе Каплане (англ.) (Проверено 22 июня 2009)
- Reading list (англ.) (Проверено 22 июня 2009)
- FAQ (англ.) (Проверено 22 июня 2009)
- Role of women in liberal Judaism (англ.) (Проверено 22 июня 2009)