Караимы (этническая группа)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Architect1 (Обсуждение | вклад)
м (Замена текста — «Категория:История евреев России» на «Категория:История евреев России/Украины»)
(Перенаправление на ej:Караимы (этническая группа))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Караимы (этническая группа)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=1
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
<!--Поскольку в статье говорится о караимском народе, достаточно писать караимы, не тиражируя каждый раз слово крымские или восточоевропейские. Для этого есть статья караимы (значения). -->
+
-
 
+
-
 
+
-
{{Народ
+
-
| название      = караимы, караи
+
-
| изображение  = Qaraylar.jpg
+
-
| ширина        =
+
-
| подпись      = Караимы в традиционной одежде, XIX век
+
-
| самоназвание  = къарай, къарайлар<br />karaj, karajlar
+
-
| численность  = около 1890 чел.
+
-
| расселение    = Украина, Россия, Литва, Израиль, Польша, США<br />
+
-
* {{Флаг|Украина}} Украина:
+
-
** {{s|перепись 2002 года: 1200 чел.,}} в том числе 647 — в Крыму, из них 311 в Феодосии;
+
-
** перепись 2001 года: 1200 чел.,
+
-
** перепись 2000 года: 1196 чел., из них 606 в Крыму;
+
-
* {{Флаг|Россия}} Россия — 366 чел. (перепись 2002 года);
+
-
* {{Флаг|Литва}} Литва — 273 чел. (перепись 2001 года), из них в Вильнюсе ок. 150 чел., Тракае менее 50 чел., Паневежисе менее 30 человек;
+
-
* {{s|{{Флаг|Турция}} Турция — 80 чел. (в 2002 году);}}
+
-
* {{Флаг|Польша}} Польша — 45 чел. (перепись 2002 года);
+
-
* {{Флагификация|Израиль}} — ?
+
-
| вымер        =
+
-
| архкультура  =
+
-
| язык          = [[караимский язык|караимский]], [[русский язык|русский]], [[польский язык|польский]], [[литовский язык|литовский]], [[иврит]]
+
-
| раса          =
+
-
| религия      = [[караизм]] (караимизм)
+
-
| родственные  = [[крымские татары]]
+
-
| входит        =
+
-
| включает      =
+
-
| происхождение =
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Караимы}}
+
-
 
+
-
'''Караи́мы''' ([[караимский язык|караимск]]. [[крымский диалект караимского языка|крымский диалект]]: ед. ''къарай'', мн. ''къарайлар''; [[тракайский диалект караимского языка|тракайский диалект]]: ед. ''karaj'', мн. ''karajlar''; от {{lang-he|קָרָאִים}} — «караим», букв. ''читающие'') — немногочисленная тюркская тюркоязычная) народность.
+
-
 
+
-
Традиционными местами проживания караимов являются Крым, некоторые города Западной Украины (Львов, Галич (Ивано-Франковская область), Луцк) и район Тракай в Литве.
+
-
 
+
-
Караимы традиционно исповедуют [[караизм]], являющийся, по разным источникам, либо четвёртой, самой малочисленной [[Авраамические религии|авраамической религией]] <ref>[[Гершом Киприсчи]]. [http://bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]</ref>), либо особым ответвлением от иудаизма. Богослужение проводилось не только на [[Древнееврейский язык|языке Ветхого Завета]], но и на [[Караимский язык|караимском]] языке<ref name="garkavetz">Александр Гаркавец. [http://www.unesco.kz/qypchaq/Docs/KaraiMol/KaraiMol.pdf ''Караимский молитвенник'']. — Москва: Лигалорбис; Алматы: Дешт-и-Кыпчак, 2006.</ref>. С начала XX века оно проводится также на русском<ref name="garkavetz"/><ref>''Сборник субботних и утренних молитв по обряду крымских караимов''. На русском и караимском языках / Сборник подготовил газзан Евпаторийской кенаса Тирияки В. З. — Евпатория: Оджакъ, 2002</ref>, польском и литовском языках. По некоторым источникам языком богослужения караимов служила также латынь<ref>«К. И. Смолянский пишет, что интересной вещью, достойной внимания, в кенаса в Луцке является древняя священная Библия, написанная по-латыни с цитатами на библейском языке, изданная для общего пользования караимов. Автором её является Илия Гуттеро; напечатана она была в Гамбурге в королевской типографии Яна-Саксона в 1587 г. Отсюда следует, что '''караимы в своем древнем культе пользовались латинским языком'''.» Источник: Jozef Smolinski. ''Караимы и их храм в Луцке'' // Караимская жизнь, № 12 — С. 21—35</ref>.
+
-
 
+
-
[[Караимский язык]] относится к кыпчакской группе тюркских языков. Различаются северный (тракайский), южный (галичский) и [[Крымский диалект караимского языка|крымский]] диалекты. В то время как первые два диалекта практический не изменились за последние пять веков, последний был подвержен в значительной мере влиянию турецкого языка во время турецкого господства в Крыму в XV—XVIII веке.
+
-
 
+
-
== Этимология ==
+
-
 
+
-
Этимология слова «караим» связана с [[иврит]]ским корнем [[Кара (значения)|кара́]] ({{lang-he|קרא}}) (читать), связанного со Священным Писанием Микра ({{lang-he|מקרא}}). Образованная от него форма причастия карай («читающий») во множественном числе имеет форму караим («читающие»). Слово «караим» вошло в употребление в [[IX век]]е и изначально использовалось для обозначения именно религиозной группы.
+
-
{{main|Караизм}}
+
-
== Альтернативы ==
+
-
 
+
-
Для наименования всего караимского этноса в целом используются также такие термины:
+
-
* '''караимы-тюрки''', '''караи''', '''карайлар''', '''крымкарайлар''', '''крымские караимы''' (активно используется крымскими караимами с целью подчеркнуть тюркское происхождение и противопоставить себя караимам-евреям<ref>Богдан Г. Т. ''Не караимы, а караи'' // Изв. Крымского республиканского краеведческого музея 1994, № 6, C. 77-79</ref>, а именно в таких названиях, как: «[[Всенародный съезд крымских караимов Украины]]» и «Ассоциация крымских караимов „Крымкарайлар“»). Термин '''крымские караимы''' в этом смысле употребляется и в [http://en.wikipedia.org/wiki/Crimean_Karaites английском разделе Википедии];
+
-
* '''караимы Восточной Европы''' или '''восточноевропейские караимы''' (в работах, например, Михаила Кизилова <ref>M. Kizilov. ''The arrival of the Karaites (Karaims) to Poland and Lithuania'' // Archivum Eurasiae Mediiaevi, Vol. 12 (2002—2003)</ref>);
+
-
* '''караиты'''  — используется в «Караимской народной энциклопедии».
+
-
 
+
-
Термин '''западные караимы''' объединяет караимов, проживающих на Западной Украине (Луцк, Галич), а также в Литве и Польше; используется, например, в грамматике [[Кенесбай Мусаев|К. Мусаева]].
+
-
 
+
-
Таким образом, эти термины подчёркивают территорию проживания (или формирования) караимской этнографической группы (или народа), однако не позволяют чётко указать на весь этнос в целом.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Проблема происхождения и этнической идентичности караимского народа ==
+
-
{{main|Караизм}}
+
-
Изучение происхождения караимов осложняется отсутствием письменной традиции, подтверждающей тюркское происхождение{{Нет АИ|07|02|2010}} и наложением исторических и психологических факторов, оказавших воздействие на самосознание самих караимов. Будучи по языку, фольклору, традициям и ряду иных признаков тюркским народом, караимы, тем не менее, традиционно исповедовали [[караизм]] — религию, родственную [[иудаизм]]у или же трактуемую как секту иудаизма. В связи с этим, имеется две основные версии происхождения <!--Duplicate--> караимов. Обе до сих пор остаются предметом научных дискуссий и не являются полностью взаимоисключающими.
+
-
 
+
-
=== Теории этногенеза ===
+
-
 
+
-
==== «Хазарская» версия ====
+
-
 
+
-
Эта теория выдвинута в [[1846 год]]у российским востоковедом [[Григорьев, Василий Васильевич|В. В. Григорьевым]]<ref>Цитата: «…В наших глазах… караимы… потомки тех турок-хазар, которые, как известно, исповедовали закон Моисея и владели Крымом с VIII по XI век». Опубликовано в: ''Григорьев В. В.'' Еврейские религиозные секты в России. // Журнал Министерства внутренних дел. — Спб., 1846. Ч. 15. — С. 11-49. Переиздано в: Григорьев В. В. ''Россия и Азия''. СПБ, 1876. — С. 435</ref>. Широкую известность получила во второй половине XIX века<ref name="smirnov"/>.
+
-
 
+
-
Согласно этой теории, караимы являются потомками [[хазары|хазар]] — тюркского кочевого народа [[VII век|VII]]—[[X век|X вв]]., который [[Распространение иудаизма в Хазарии по данным археологии|принял иудаизм]] и среди районов расселения которого был Крым. Данная теория поддерживается рядом антропологических исследований, доказывающих в том числе и генетическое различие между евреями и караимами <ref name="Aleksejev">[[Алексеев, Валерий Павлович|В. П. Алексеев]]. [http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/4.html Очерк происхождения тюркских народов Восточной Европы в свете данных краинологии] // в сб.: «Вопросы этногенеза тюркоязычных народов Среднего Поволжья» — Казань: АН СССР, 1971. — с. 232—271. Цитата: ''Караимы связаны с хазарами прямой и непосредственной генетической преемственностью, происходят от хазар, а не от древних иудеев, с которыми этнически не имеют ничего общего''. Цит. по В. П. Алексеев. ''В поисках предков'' — М., изд. Советская Россия, 1972. См. также: В. П. Алексеев. [http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/3.html Кто мы?] // «В поисках предков». Антропология и история — М.: Советская Россия, 1972, C. 272, 273, 284—288</ref> (см. раздел «[[#Исследования антропологических особенностей|Исследования антропологических особенностей]]»)
+
-
 
+
-
Хазарская теория была принята советской наукой <ref name="bse">[http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00032/42300.htm Караимы / Большая Советская энциклопедия, изд. 2, 1953, т. 20: изд. 3, 1973, т. 11; Караимы / Народы Европейской части СССР, II. — М., Наука 1964, с. 836—837.]</ref>, официально признана современными светскими лидерами восточноевропейских караимов, отрицающимм любую связь с евреями и иудаизмом<ref name="sarach-kfe"/>, а также косвенно фигурирует и в современной формуле самоидентификации караимов (см. раздел «[[#Самоопределение|Самоопределение]]»).
+
-
 
+
-
Наиболее активно хазарскую теорию продвигал [[Серайа Мордехаевич Шапшал]]. По мнению некоторых исследователей, проводимая им [[политика деиудаизации караимской религии и культуры]] привела к ускорению процесса ассимиляции<ref name="Akhiezer">[http://www.lechaim.ru/ARHIV/180/ahiezer.htm ''Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар'', Голда Ахиезер, Лехаим (180), Апрель 2007]</ref>.
+
-
 
+
-
В то же время часть религиозных караимов в эмиграции, самый известный из них [[Гершом Киприсчи]], не отрицая тюркских элементов в происхождении караимов, относятся к «хазарской» теории скептически <ref>"Нам — современным караимам-просветителям, воскрешающим духовное наследие «Русских Караимов Ветхозаветного Вероисповедания» (то есть караимов всей Восточной Европы, в прошлом бывшей под властью Российской империи) близки идеи караимских просветителей 19-начала XX века — династии Луцких, [[Султанский, Мордехай Иосифович|Султанского]], династии Бабовичей, [[Абрахам Фиркович|Фирковича]], Шишмана об этногенезе караимов Европы в качестве библейско-тюркско-персидской общины — то есть остатка библейского Израиля по мужской линии и прозелитами — перешедшими в караимизм из других народов, смешанных с женщинами из среды тюрков-кыпчаков и хазар и персов-татов. В то же время нам абсолютно чужды безграмотные, антинаучные и попросту невежественные идеи-фантазии нынешних пантюркистов-популистов, не знающих по-настоящему, в отличие от их духовного вождя [[Шапшал]]а, ни одного караимского языка (не только иврита и арабского, на которых созданы тысячи караимских текстов, но даже и тюркского!), и пишущих свои любительские антинаучные статейки в основном по-русски или на другом славянских языках, утверждающих, что современные караимы — это исключительно потомки хазаров-язычников."Хазарский след", сколь заманчивым он бы ни был в конце XIX начале XX века — не объясняет всего сложного комплекса этногенеза караимов, и в особенности караимов Восточной Европы. Не выдерживает эта теория и проверки современной лингвистикой и генетикой. Все тюркские языки и диалекты, которыми пользовались караимы на протяжении своей истории принадлежат к кыпчакской и огузской подгруппам тюркской группы языков, а не к хазарской, а с точки зрения ДНК — караимы Восточной Европы имеют не только тюркские, но и ближневосточные гены." // [[Гершом Киприсчи]]. [http://bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]</ref>.
+
-
 
+
-
Cпециалисты по истории хазар также подвергают «хазарскую» теорию сомнению<ref>''Голден П. Б.'' Достижения и перспективы хазарских исследований // Хазары. Khazars. М.-Иерусалим, 2005.</ref><ref name="artamonov"/> ,подчёркивая следующее:
+
-
* [[караимский язык]] принадлежит к кипчакской группе, а [[хазарский язык|хазарский]] — к булгарской, следовательно, между этими двумя тюркскими языками нет близкого родства<ref>''Эрдаль М.'' Хазарский язык // Хазары, сб. статей М., 2005; [http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00085/79900.htm Хазарский язык // БСЭ. Т.29]; Артамонов М. И. История хазар. М.,2001. С.66.</ref>;
+
-
* хазарский иудаизм был, скорее всего, [[талмуд]]ическим, а в традиции [[караимизм]]а единственной священной книгой является [[ТаНаХ]], то есть Талмуд не признаётся;
+
-
* хазары исчезли в XI веке, а первые письменные упоминания о караимах относятся к [[XIV век]]у (см. ниже в разделе «[[#История|История]]»).
+
-
 
+
-
Так, [[М. И. Артамонов]] пишет:
+
-
 
+
-
{{Цитата|Возможно, что евреи-караимы смешались с остатками хазаро-болгарского населения Крыма, исповедовавшего иудейскую религию, и распространили среди них свое учение [...] единственным доводом в пользу хазарского происхождения караимов остается их язык, близкий к половецко-огузскому, из чего и заключают, что хазары-караимы, сохранив свою религию смешались с половцами. Некоторые идут ещё дальше и считают, что хазары с самого начала были не раввинистами, а караимами, для обоснования чего в наших источниках, как мы видели, нет решительно никаких данных. Следует признать, что в истории караимов многое ещё остаётся неясным.<ref name="artamonov">Артамонов М. И. [http://books.google.com.ua/books?lr=&hl=ru&id=WlRpAAAAMAAJ&dq=%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F+%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%80&q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D1%8B&pgis=1#=%D0%9 История хазар] — Ленинград, 1962 — С. 447</ref>}}
+
-
 
+
-
==== «Кумано-кипчакская» теория ====
+
-
Эта теория выдвинута такими учёными, как [[Дан Шапиро]], [[Питер Голден]] и [[Голда Ахиезер]] и опирается на следующие факты:
+
-
 
+
-
* крымский диалект караимского отличается от среднего диалекта крымскотатарского лишь присутствуем [[гебраизм]]ов
+
-
* литовский и галицкий диалекты караимского языка значительно отличаются от крымского диалекта караимского
+
-
* в Золотой Орде был распространен язык, близкий к языку литовских и галицких караимов <ref name="Akhiezer"/><ref>Г. Ахиезер, Д. Шапира, «Караимы Литвы и Волыни-Галиции до XVIII в.». // Пеамим 89 (2001), с. 19-21 (на иврите)</ref>
+
-
* первое документальное свидетельство о пребывании караимов в Крыму относится к [[1278 год]]у{{нет АИ|15|02|2010}}
+
-
 
+
-
Согласно этой теории:
+
-
* предки восточноевропейских караимов происходят не из Крыма
+
-
* предки крымских караимов (крымчаков) прибыли с захваченных монголами территорий (Северный Иран и Нижняя Волга), из Византии, и, после падения Константинополя в [[1453 год]]у, из Османской империи<ref name="Akhiezer"/>.
+
-
 
+
-
По мнению [[Питер Голден|П. Голдена]], «караимы Восточной Европы являются примером интересного симбиоза еврейского народа и тюркского мира, точнее, кумано-кыпчакского населения средневекового Крыма».
+
-
 
+
-
==== «Еврейская» версия ====
+
-
Согласно этой теории, караимы представляют собой местную крымскую группу [[евреи|евреев]] и ведут своё происхождение от последователей доталмудического иудаизма [[Саддукеи|Саддукеев]], отколовшегося в [[VIII век]]е в [[Багдад]]е в [[караизм|отдельную религиозную секту]].<ref name="eleven">Статья [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11972 «Караимы»] в «Электронной еврейской энциклопедии»</ref>.
+
-
 
+
-
Эта теория полностью разделялась самими караимами до конца XIX века. Первым отнёсся к ней скептически известный караимский учёный [[Султанский, Мордехай Иосифович|Мордехай Султанский (1785—1878)]] в книге «Зехер Цадикким»<ref>[[Гершом Киприсчи]]. [http://bakhtawiacademy.livejournal.com/6430.html Первые караимы в Крыму — переселенцы из Самарии. Лекция 9]</ref> . В настоящее время эта теория резко критикуется караимскими лидерами<ref>«Тюркское происхождение караимов однозначно доказано антропологическими исследованиями. Поэтому любые другие версии происхождения караимов (к сожалению, всё ещё циркулирующие в литературе и имеющие заказной характер), построенные только на вольной трактовке вопросов истории и религии, являются несостоятельными, а порой и специально сфальсифицированными.» // [http://karai.crimea.ua/26-krymskie-karaimy-sostavitel-k.-a.-efetov.html Крымские караимы (составитель — профессор биохимии К. А. Ефетов)]</ref>, в многочисленных современных караимских публикациях подчёркивается неприятие её караимским сообществом<ref>См., напр., А. А. Бабаджан, «Публикации о крымских караимах или История одного „верблюда“», в газете «Къырым» № 22(1190), 19-е марта 2008</ref>. Вместе с тем этой теории придерживаются некоторые караимские авторы. Кроме того существуют свидетельства, о том что некоторые её сторонники вынуждены воздерживаться от выражения своего мнения публично <ref>см. например [[Чореф, Михаил Яковлевич|М. Я. Чореф]]</ref>.
+
-
+
-
В последнее время сторонники этой версии выделились и в Крыму<ref>Меметов А. [http://science.crimea.edu/zapiski/2009/filologiya/uch_22_3fn/172-178.pdf О ТАК НАЗЫВАЕМЫХ «ТЮРКСКИХ НАРОДАХ» КРЫМА] // Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 22 (61). № 3. 2009 г. С. 172—178.</ref>.
+
-
 
+
-
==== «Синтетическая» версия ====
+
-
Заслуживает внимания точка зрения великого караимского просветителя [[Казас, Илья Ильич|И. И. Казаса]]. Ещё в [[1869]] г., в очерках «Слово защиты» и «Евреи ли караимы» он, отвечая на статьи, опубликованные оппонентами в газетах «Одесский вестник» и «Ведомости одесского градоначальства», писал о том, что в споре об этногенезе караимов следует объективно рассматривать и «хазарскую», и «семитическую» теории. Хотя сам И. И. Казас придерживался семитической теории происхождения караимов, отвергая «хазарскую» теорию в целом и считая её «чересчур смелой», но подчёркивал при этом, что «караимы — не чистокровные семиты». Учёный справедливо полагал, что любая народность «организовалась из слияния с ней других племен, поглощённых и ассимилированных», и был противником применения теории «кровной чистоты». И. И. Казас заметил: {{Цитата|Мы [караимы] считаем нисколько не унизительным для себя происхождение не только от хазар, но и от самых отверженных париев <.. > никакое аристократическое происхождение не может дать несуществующих у нас добродетелей или скрыть наши пороки<ref>Прохоров Д. А.[http://www.publications.nas.gov.ua/books/catalog/2008/Pages/2930504.aspx «Учивший заветам правды, добра и гуманности…» Илья Ильич Казас. Биографический очерк (1832—1912)]. — Симферополь: АнтиквА, 2008. — С. 62</ref>.}}
+
-
 
+
-
=== Исследования антропологических особенностей ===
+
-
[[Файл:Karaime aus Traken Bild 5.jpg|thumb|300px|«Караимы из г. Тракая, предазиатская раса с небольшими признаками средиземноморского происхождения». Фото из публикации Ф. Штейнигера<ref name="Steiniger"/>.]]В [[1904 год]]у [[Талько-Гринцевич, Юлиан|Юлиан Талько-Гринцевич]] исследовал антропологические параметры [[Караимы Литвы|литовских караимов]] <ref>Talko-Hryncewicz J. ''Karaimi v. Karaici litewscy'' // Materiały anthropologiczno-archeologiczne i etnograficzne. — T.VII. — Kraków, 1904. — S. 44-100.</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1910 год]]у антрополог Витольд Шрейбер проводил антропологические измерения караимских детей и пришёл к выводу, что в расовом отношении они имеют более общего с мадьярско-финской, чем с семитической расой<ref>
+
-
{{книга
+
-
|автор          = Schreiber, Witold
+
-
|часть          =
+
-
|заглавие      = Anthropology of Christian, Jewish and Karaite Children in Galicia
+
-
|оригинал      = Badania nad antropologią dzieci chrześcijańskich, żydowskich i karaimskich w Galicyi
+
-
|ссылка        = http://books.google.com/books?id=xWZD7yWPEu0C&hl=ru&source=gbs_navlinks_s
+
-
|ответственный  =
+
-
|издание        =
+
-
|место          = Warsaw
+
-
|издательство  = Nakł. Towarzystwa Naukowego Warszawskiego; skł. gł. w księg. E. Wende
+
-
|год            = 1910
+
-
|том            =
+
-
|pages          = 129
+
-
|allpages      =
+
-
|серия          =
+
-
|isbn          =
+
-
|тираж          =
+
-
}}
+
-
</ref>,<ref>M. Балабан. [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/11-2/117.htm Караимы Галиции] // Еврейская Энциклопедия Брокгауза-Ефрона</ref>
+
-
 
+
-
В [[1912 год]]у [[С. А. Вайсенберг]] провёл сопоставительный анализ антропологических особенностей караимов, [[Крымчаки|крымчаков]] и [[Евреи|евреев]] и на основании антропометрических измерений
+
-
пришёл к заключению о внешнем сходстве между евреями и караимами <ref>Вайсенберг С. ''Караимы и крымчаки в антропологическом отношении''. — Русский антропологический журнал. — 1912. — XXXII. С. 38-56.</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1928 год]]у С. С. Заболотным был проведён сопоставительный анализ групп крови караимов Крыма и крымчаков в сравнении с евреями: {{Цитата|…уже между собою караимы и крымчаки отличаются по группам крови… Автор допускает возможность отнесения караимов к тюркской группе и приводит данные не только о евреях, но и о различных тюркских народностях. Распределение кровяных групп у караимов и в еще большей мере у крымчаков заметно отличается от такового у арабов, считающихся чистыми семитами, и каждой из обследованных категорий евреев <ref>С. С. Заболотний. Кров’яні групи в караїмів і кримчаків // Бюлетені постійної ком. Вивчання кров’яних угруповань при мед. секції Харківського наукового товариства — Харків, 1928. — С. 33-39; 10-12; 12-22</ref>.}}
+
-
 
+
-
В [[1932 год]]у на основании исследования групп крови караимов Вильнюса и Тракая, [http://pl.wikipedia.org/wiki/Michał_Reicher Михаил Рейхер-Сосновский]<ref>Михаил Рейхер-Сосновский (1888—1973) — польский антрополог еврейского происхождения, ординарный профессор [[Вильнюс]]ского университета, в 1945—1947 гг. работал на руководящих должностях в Медицинской академии в [[Гданьск]]е.</ref> утверждал: {{Цитата|Что же касается тюркско-татарских народностей, то значительно большее сходство проявляется между ними и польскими караимами, чем между последними и евреями, тут чуваши очевидно наиболее приближаются к польским караимам как в отношении преобладания группы „В“ и в меньшем проценте группы „А“, равным образом, и в значительном проценте группы „О“ (крови).<ref>Michał Reicher-Sosnowski. ''О группах крови караимов Вильнюса и Тракая'' = Sur les grupes sanguines des Caraimes de Wilno et de Troki // Anthropologie, Prague, 1932, № 9, С. 259—267.</ref>}}
+
-
 
+
-
В [[1934 год]]у [http://en.wikipedia.org/wiki/Corrado_Gini Коррадо Джини]<ref>Коррадо Джини (1884—1965) — профессор University of Rome (1925), основатель и председатель «Comitato italiano per lo studio dei problemi della popolazione» (Комитета по изучению вопроса о народностях, 1929). Автор книги «Научные основы фашизма»(1927)</ref> исследовал караимов Польши во всех четырёх общинах (во главе масштабной антропологической экспедиции) и Литвы и пришёл к выводу, что польско-[[караимы Литвы|литовские]] караимы антропологически связаны с [[чуваши|чувашами]] и, таким образом, с [[хазары|хазарами]] и [[куманы|куманами]]<ref>Corrado Gini. ''Караимы Польши и Литвы'' = I Caraimi di Polonia e Lituania // Genus, June, Vol. II No. 1-2. Roma, 1936, C. 1-56.</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1944 год]]у антропологические особенности литовских караимов были проанализированы Ф. Штайнигером<ref name="Steiniger">
+
-
{{статья
+
-
| автор        = Ф.  Штейнигер
+
-
| заглавие      = Караимы и татары восточных земель в фотоснимках
+
-
| оригинал      = Steiniger F. ''Bieder von Karaimen und Tataren in Ostlande''
+
-
| ссылка        = http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Krim.kar/15.html
+
-
| издание      = Natur und Museum
+
-
| тип          =
+
-
| место        = Berlin
+
-
| издательство  = Senckenbergische Naturforschende Gesellschaft
+
-
| год          = 1944
+
-
| номер        = 10
+
-
| страницы      = 39—48
+
-
}}</ref>, а в 1947 году — Й. Чекановским<ref>[http://www.glottopedia.org/index.php/Jan_Czekanowski Czekanowski J.] ''Zzagadnien antropologii Karaimow'' // Mysl Karaimska, Ser. Nowa. — T. 1. — Wroclaw, 1947</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1963 год]]у А. Н. Пулянос отметил в целом переднеазиатский облик караимов Литвы, отметив небольшую монголоидную у тракайских караимов <ref>
+
-
{{статья
+
-
| автор        = А. Н. Пулянос
+
-
| заглавие      = К антропологии караимов Литвы и Крыма
+
-
| оригинал      =
+
-
| ссылка        = http://books.google.com/books?id=JnULAAAAIAAJ
+
-
| издание      = Вопросы антропологии
+
-
| тип          =
+
-
| место        = Москва
+
-
| издательство  = Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Институт антропологии
+
-
| год          = 1963
+
-
| номер        = 13-15
+
-
| страницы      = 116-134
+
-
}}</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1965 год]]у В. Д. Дяченко, проанализировав результаты Украинской антропологической экспедиции (1956—1963 гг.) и собранные им материалы о 42 караимах Литвы, сделал вывод об [[автохтон]]ности караимов Литвы и Крыма<ref name="Дяченко">Дяченко В. Д. ''Антропологічний склад українського народу''. — К., 1965.</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1968 год]]у К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт из [[Еврейский университет в Иерусалиме|Иерусалимского университета]] на основании генетического исследования групп крови 247 караимов различного происхождения, живущих в Израиле, обнаружили генетическое отличие караимов от окружающего египетского населения в Каире, евреев Багдада, [[Сефарды|сефардских]] и [[Ашкеназы|ашкеназских]] евреев, обнаружив определённое сходство между караимами Египта и Литвы и заключив на основании этого, что европейские караимы — в основном, этнические потомки средиземноморских караимов<ref>К. Фрид, И.Ландау, Т. Коен и А.Гольдшмидт. ''О некоторых генетических и полиморфных особенностях караимской общины.''//''הרפואה''. Журнал медицинских профсоюзов в Израиле. Том LXXV No 12 Декабрь, 15, 1968, с. 507—509. Генетическая лаборатория Еврейского Университета. Университетская клиника «Адасса», Иерусалим</ref>.
+
-
 
+
-
В [[1971 год]]у академик [[Алексеев, Валерий Павлович|В. П. Алексеев]] на основании краниологического исследования параметров населения хазарского города Саркел (Нижний Дон) пришёл к выводу, что караимы являются продуктом смешения хазар с местными (крымскими) племенами (такими как сарматы, сармато-аланы, аланы, готы и, возможно, греки)<ref name="Aleksejev" />. Впрочем, в связи с тем, что в археологии памятники этнических хазар пока не имеют общепринятой идентификации, правомерность этой оценки остаётся под вопросом.<ref>Плетнева С. А. Очерки хазарской археологии. М.,1999. С.4., Послесловие В. Я. Петрухина, С.226.</ref>
+
-
 
+
-
=== Самоопределение ===
+
-
Определение слова «караим» было одной из главных целей съезда караимского духовенства 18-27 июня 1917 г. Было предложено два варианта и утверждена вторая формулировка<ref>[http://www.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/Mzai/2009_15/index_files/573-621.pdf Д. А. Прохоров. Общественные, национально-культурные объединения и органы конфессионального самоуправления крымских караимов в 1917—1920 гг. // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Вып. XV — C.573-621]</ref>.
+
-
* {{Цитата|караимами называются люди, принадлежавшие к караимской религии, безотносительно к происхождению<ref name="ИТОКДП-3-6"/>}}
+
-
* {{Цитата|караимами называются люди, исповедующие караимскую религию и составляющие особую, исторически сложившуюся народность (при этом под караимской народностью разумеются караимы, живущие в Крыму, и примыкавшие к ним издавна, еще до присоединения Крымского полуострова к России, вступавшие с ними в браки и беспрерывно питавшие их караимы Константинопольские, Египетские, Иерусалимские, Багдадские, Сирийские и Литовские).<ref name="ИТОКДП-3-6">Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления. – 1917. - № 3. – 10 июля - C. 6</ref>}}
+
-
 
+
-
* На общенациональном караимском съезде в Евпатории [[28 августа]] [[1917]] г. было принято следующее определение<ref>Известия Таврического и Одесского Караимского Духовного Правления — 1917. — № 5-6. — 1 ноября — С. 8</ref>:
+
-
 
+
-
{{Цитата|Караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собою объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность, издревле сохраняющую неразрывную духовную связь со своими Константинопольскими, Иерусалимскими и Египетскими единоверцами.}}
+
-
 
+
-
* В [[2003 год]]у [[Всенародный съезд крымских караимов Украины|Всенародным съездом крымских караимов Украины]] была принята уточнённая формулировка <ref>[http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Karaim/20.html О караимах на сайте Центра информации и документации крымских татар]</ref>:
+
-
{{Цитата|Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию.}}
+
-
 
+
-
Среди крымских караимов и по сей день продолжаются дискуссии по поводу определения этого термина<ref>''Давид Тирияки''. Вести из Евпатории // [[Караимика (журнал)|Caraimica]] # 5 — Международный институт крымских караимов: Симферополь, Украина — Слиппери Рок, США: 2007 — C. 46</ref><ref>«Концепция карайлар — псевдо-пантюркской русскоговорящей группы людей, искусственно созданной полуязычниками-полуатеистами XX века — будет ассоциироваться с непродолжительным этапом тьмы и заблуждения в истории караимов Восточной Европы…
+
-
 
+
-
В смысле пантюркизма современных караимов Восточной Европы мы имеем дело с настоящим феноменом. Если ещё в Польше и Литве есть ещё отдельные люди способные читать на караимско-татарском языке, понимая его, языке, близком к языку средневекового „[[Codex Cumanicus|Кодекс Куманикус]]“, то в России и на Украине таких практически нет, разве только те, что усвоили крымскотатарский язык от вернувшихся из изгнания в Узбекистане крымских татар, куда последние были выгнаны Сталиным. Определяя себя в качестве мифических „караев“, а не караимов-тюрков, они, при этом, подчёркивают свою отдельность и обособленность как от иудеев, и даже от караимов Ближнего Востока, так и от самых близких к ним по языку (которого они, правда, в большинстве своём сами не знают!) крымских и литовских татар, карачаевцев, кумыков и прочих кыпчакских по принадлежности к языковой группе народов (именно к кыпчакской, а не к хазарской — ветви тюркских языков» //[[Гершом Киприсчи]]. [http://bakhtawiacademy.livejournal.com/6010.html Лекция 7. О караимской самоидентификации. Часть 3]</ref>.
+
-
 
+
-
=== Взаимоотношения с евреями ===
+
-
{{main|Борьба караимов и рабанитов в средневековом иудаизме}}
+
-
Несмотря на то, что на протяжении значительной части своей истории караимы по крайней мере не отделяли себя от еврейской культурной сферы<ref>[http://www.runivers.ru/doc/d2.php?CENTER_ELEMENT_ID=137783&PORTAL_ID=7145&SECTION_ID=7183 События, случившиеся в Крыму в царствование Шагин-Гирей хана] — перевод [[Авраам Фиркович|А. С. Фирковича]] с еврейской современной рукописи, сочинённой караимом Рабби-Азарья, сыном Илии // Временник императорского Общества Истории и Древностей Российских. — М., 1856. кн. 24.</ref><ref>[[Дуван Я.]] [http://www.caraimica.org/document/202 Катехизис, основы Караимского закона. Руководство по обучению Закону-Божию Караимского юношества]. — СПб., 1890.</ref><ref>Каплановский И. З. Друг людей. Нравоучение караимскому юношеству с приведением текстов великих писателей священных книг. — Одесса, 1886.</ref>, начиная с XIX века среди караимов возобладали тенденции противопоставления себя евреям.
+
-
 
+
-
Этому способствовали узаконенные различия в правах между еврейским и караимским населением (см. ниже); начиная с XX века эта тенденция ещё более усилилась. В дореволюционной России караимы были уравнены в правах с православными, тогда как на евреев из западных губерний налагался [[черта оседлости|ряд ограничений]]. Так, в «Правительственном вестнике» № 24 за 1881 год указано, что {{Цитата|…караимы считаются совершенно различного вероисповедания от евреев, пользуются всеми правами, предоставленными русским, вследствие этого не могут быть взяты в армию взамен евреев. Замена евреев караимами является незаконной.}}
+
-
 
+
-
Сегодня у караимов, проживающих в странах на постсоветском пространстве, сохраняется резкое противопоставление себя евреям, хотя о степени распространенности этого стереотипа судить сложно.
+
-
 
+
-
Не следует путать этнических караимов с [[крымчаки|евреями-крымчаками]], исповедующими классический иудаизм, а также с частью [[Субботники|субботников]], исповедующих [[караимизм]]<ref>[http://lvov.judaica.spb.ru/case.shtml А. Львов. Дело о караимских молитвенниках]</ref>. Во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]] большинство крымчаков было убито немцами. Караимов, за редким исключением <ref name="Akhiezer"/>, нацисты пощадили (см. [[#Период Второй мировой войны|Период Второй мировой войны]]).
+
-
 
+
-
Частью [[еврейский народ|еврейского народа]] считают себя следующие этнические группы, исповедующие караизм:
+
-
* [[караимская община в Турции|турецкие караимы]], говорят на [[крымский диалект караимского языка|крымском диалекте караимского языка]] (см. раздел [[#Караимы в Турции|Караимы в Турции]]);
+
-
* [[египетские караимы]], говорят на арабском языке;
+
-
* караимы, проживающие в Израиле и США (см. раздел [[#Караимы в эмиграции|Караимы в эмиграции]]).
+
-
 
+
-
Отношение евреев-раббанитов к караимам было двойственным: некоторые поским в разные периоды рассматривали караимов то как еврейскую общину (вплоть до того, что допускали браки между караимами и раббанитами), то отрицали их принадлежность к еврейству и воздвигали различные преграды между ними и евреями-раббанитами. В настоящее время в иудаизме преобладает тенденция к признанию караимов частью еврейского народа.
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
=== Крымское ханство ===
+
-
Одно из первых упоминаний этнонима «караим» сделано в описании Кафы в начале [[XV век|XV в]]. Иоганном Шильтбергером из Мюнхена <ref name="artamonov"/>. По мнению [[Гаркави, Авраам Яковлевич|Гаркави]], караимы поселились в Крыму «в XIII в. вместе с восточными евреями, талмудистами (крымчаками)… [Фиркович собрал] множество рукописей и документов… [и стремился доказать], что караимы жили в Крыму ещё до распятия Христа»<ref name="bse"/>.
+
-
 
+
-
Караимская община в столице крымского ханства Солхат (ныне Старый Крым), существовала в XIV веке<ref name="eleven"/>. Главным центром караимов Крыма был [[Чуфут-Кале]]<ref name="smirnov">Цитата: «Караимы, как остаток некогда господствующего в Крыму целого народа хазар, вытесненного оттуда другой, хотя и родственной тюркской народностью, основались в своём старинном укреплении…Чуфут Кале». Опубликовано в: [http://www.nlr.ru/ar/staff/smir.htm Смирнов В. Д.] ''Татарско-ханские ярлыки из коллекции Таврической Ученой Архивной комиссии''// Известия Таврической Ученой Архивной комиссии, 1918, № 4, С.1—19.</ref>; ещё в XIX веке его население состояло почти исключительно из караимов.
+
-
 
+
-
=== Великое княжество Литовское ===
+
-
Согласно караимской традиции, великий князь литовский Витовт переселил 383 караимские семьи из Крыма в Тракай, позже — в Луцк и Галич (Ивано-Франковская область)<ref>[http://books.google.com.ua/books?id=tiMMAAAAIAAJ&dq=Rozprawa+o+Karaitach&printsec=frontcover&source=bl&ots=1vAuOT7bqC&sig=N0SXWToxfXZS8aFncqrdoNmf2bo&hl=ru&sa=X&oi=book_result&resnum=1&ct=result#PPA143,M1 Tadeusz Czacki, Kazimierz Józef Turowski. ''Rozprawa o Żydach i Karaitach'' — Nakładem Wydawn. Biblioteka Polskiej, 1860; «Pierwszy raz drukowana 1807 r. w Wilnie u Józefa Zawadzkiego» — C. 178 ]</ref> после крымского похода в [[1392]]/[[1397]]? году. Оттуда позднее караимы расселились по другим городам Литвы, [[Волынь|Волыни]] и [[Подолия|Подолии]].
+
-
 
+
-
=== Караимы в Российской и Австро-Венгерской империях ===
+
-
Караимы имели налоговые послабления, им разрешалось, в отличие от евреев, приобретать земельную собственность, что позволило им стать крупными землевладельцами и промышленниками.
+
-
 
+
-
Караимы Галича также добились фактического равноправия с христианами после раздела Польши и перехода Галиции под власть Австрии ([[1772]]).
+
-
 
+
-
=== Период Второй мировой войны ===
+
-
Приход Гитлера к власти в Германии и введение антиеврейского законодательства побудили караимскую общину обратиться с просьбой о непризнании их евреями в министерство внутренних дел Третьего рейха, которое в [[1939]] г. поддержало их просьбу, отметив, что караимы не принадлежат к еврейской религиозной общине.
+
-
В сентябре 1938 г. [[Семён Эзрович Дуван]] предпринял поездку в Берлин и обратился к министру внутренних дел по поводу определения этнического происхождения и вероисповедания караимов. Ему оказали содействие русское эмигрантское бюро и епископ Берлинский и Германский Серафим. [[5 января]] [[1939 год]]а на имя С. Дувана из Государственного расового Бюро Германии пришло разъяснение, в соответствии с которым караимский этнос не отождествлялся с евреями.
+
-
 
+
-
В годы Второй мировой войны несколько крупных еврейских учёных — [[Балабан, Меир|М. Балабан]] ([[1877]]—[[1942]]), [[Калманович, Зелиг|З. Калманович]] ([[1881]]—[[1944]]) и [[Шипер, Игнацы|И. Шипер]] (1884—1943) — независимо друг от друга дали немецким оккупационным властям заключение о том, что караимы не являются евреями в расовом отношении (о религиозном компоненте их не спрашивали — нацистов это не интересовало), чем спасли караимов от массового уничтожения<ref name="eleven"/><ref>[http://www.mjcc.ru/news/1333/index.html Караимы: кто они? // Сайт МЕОЦ]</ref>.
+
-
В связи с тем, что в начале войны соответствующие распоряжения не успели вступить в силу, немало караимов погибло в [[Бабий Яр|Бабьем Яру]], в Одессе и в Херсоне во время массовой ликвидации евреев<ref name="Akhiezer"/>.
+
-
 
+
-
Во время оккупации Крыма фашистами, когда над караимами нависла опасность быть поголовно истреблёнными, будучи причисленными фашистами к еврейской нации, [[Ходжаш, Самуил Моисеевич|С. М. Ходжаш]] разыскал в центральном симферопольском архиве документы о том, что караимы являются самостоятельным тюркским этносом.
+
-
 
+
-
Известны случаи помощи караимов своим соседям-евреям, которых они прятали у себя в домах или снабжали документами своих погибших родственников.<ref>Ш. Спектор, «Караимы в Европе под властью нацистов по документам из Германии», Пеамим 29 (1986), с. 90-108 (на иврите).</ref>
+
-
 
+
-
== Демография караимов ==
+
-
=== В мире ===
+
-
{| class="standard"
+
-
|-
+
-
!Год||Численность караимов <br /> в мире, чел.
+
-
|-
+
-
|[[1897]]||align="right" | 12 894
+
-
|-
+
-
|[[1913]]||align="right" | 13 600
+
-
|-
+
-
|[[1926]]||align="right" | 8 300
+
-
|-
+
-
|[[1959]]||align="right" | 5 700
+
-
|-
+
-
|[[1979]]||align="right" | 3 341
+
-
|-
+
-
|[[1989]]||align="right" | 2 803
+
-
|-
+
-
|[[2002]]||align="right" | 1 890
+
-
|-
+
-
|}
+
-
Источник:<ref name="sarach-kfe">{{статья
+
-
| автор        = [[Сарач, Михаил Семёнович|Сарач М. С.]], Казас М. М.
+
-
| заглавие      = Антропология и демография караимов-тюрков
+
-
| автор издания =
+
-
| издание      = [[Караимская народная энциклопедия]]
+
-
| тип          =
+
-
| место        = Москва
+
-
| издательство  = ООО "Тортуга-Клуб"
+
-
| год          = 2000
+
-
| выпуск        = Караимский дом. Часть I
+
-
| том          = 6
+
-
| номер        =
+
-
| страницы      = 27
+
-
| isbn          = 5-201-14258-6
+
-
}}</ref>.
+
-
 
+
-
=== В Крыму ===
+
-
{| class="standard"
+
-
|-
+
-
!Год||Численность населения <br /> в Крыму, чел.||Численность караимов <br /> в Крыму, %
+
-
|-
+
-
|I ч. XVIII в.||align="right" | 467 000||align="right" | 0,2
+
-
|-
+
-
|1760-е-70-е||align="right" | 454 700||align="right" | 0,3
+
-
|-
+
-
|1795||align="right" | 156 400||align="right" | 1,5
+
-
|-
+
-
|1816||align="right" | 212 600||align="right" | 1,4
+
-
|-
+
-
|1835||align="right" | 279 400||align="right" | 1,1
+
-
|-
+
-
|1850||align="right" | 331 300||align="right" | 0,8
+
-
|-
+
-
|1864||align="right" | 198 700||align="right" | 1,7
+
-
|-
+
-
|1920||align="right" | 718 900||align="right" | 0,8
+
-
|-
+
-
|1926||align="right" | 713 800||align="right" | 0,6
+
-
|-
+
-
|1937||align="right" | 996 800||align="right" | 0,3
+
-
|-
+
-
|2001||align="right" | 2 024 056||align="right" | 0,03
+
-
|-
+
-
|}
+
-
Источник:<ref>Я. Е. Водарский, О. И. Елисеева, В. М. Кабузан. ''Население Крыма в конце XVIII — конце XX веков (Численность, размещение, этнический состав)''. — Москва, 2003</ref>.
+
-
 
+
-
=== В СССР ===
+
-
 
+
-
{| class="standard"
+
-
|-
+
-
!Год||Численность караимов <br /> в СССР, чел.
+
-
|-
+
-
| 1926<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/ussr_nac_26.php Всесоюзная перепись населения 1926 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref> ||align="right" | 3 667
+
-
|-
+
-
| 1959<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_59.php Всесоюзная перепись населения 1959 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref> ||align="right" | 5 727
+
-
|-
+
-
| 1970<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_70.php Всесоюзная перепись населения 1970 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref> ||align="right" | 4 571
+
-
|-
+
-
| 1979<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_79.php Всесоюзная перепись населения 1979 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref> ||align="right" | 3 341
+
-
|-
+
-
| 1989<ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref> ||align="right" | 2 602
+
-
|}
+
-
 
+
-
=== В Литве ===
+
-
{| class="standard"
+
-
|-
+
-
!Год||Численность караимов <br /> в Литве, чел.||Численность караимов <br /> в Литве, %
+
-
|-
+
-
|1959||align="right" | 423||align="right" | 0.02
+
-
|-
+
-
|1970||align="right" | 388||align="right" | 0.01
+
-
|-
+
-
|1979||align="right" | 352||align="right" | 0.01
+
-
|-
+
-
|1989||align="right" | 289||align="right" | 0.01
+
-
|-
+
-
|1997||align="right" | 257||align="right" | 0.01
+
-
|-
+
-
|}
+
-
Источник:<ref>[http://www.karaim.eu/index.php?id=2&lang=en History // Karaims in Lithuania]{{ref-en}}</ref>
+
-
 
+
-
<center>
+
-
<gallery>
+
-
Изображение:National womens suit of Crimean Karaites.jpg |Женский караимский костюм
+
-
Изображение:National mens suit of Crimean Karaites.jpg|Мужской караимский костюм
+
-
 
+
-
Изображение:Dishes of Crimean Karaites.jpg|Посуда крымских караимов
+
-
File:Kibinai.jpg|Известное лакомство караимской кухни — пирожки кибинай.
+
-
</gallery>
+
-
</center>
+
-
 
+
-
== Караимские общины на современном этапе развития ==
+
-
=== Караимы Украины ===
+
-
 
+
-
Основной религиозной организацией караимов Украины является [[Духовное управление караимов Украины]]. Председатель ДУКУ и председатель [[Высший совет караимов Украины|Высшего совета караимов Украины]] — [[Давид Эль]]; Указом Президента Украины он награждён орденом «За заслуги» III степени.
+
-
 
+
-
Крупнейшей национально-культурной ассоциацией караимов Украины является «Всеукраинская ассоциация крымских караимов „Крымкарайлар“» (первый председатель — [[Коген, Юрий Борисович|Ю. Б. Коген]]), которая объединяет 10 областных организаций<ref name="qirimqaraylar">''[http://www.crimea.ru/item_info_big.htm?id=518 Ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар»]'' // В. П. Петров. Национально-культурные объединения Автономной Республики Крым</ref>.
+
-
 
+
-
Небольшая караимская община «Догунма» располагается также в [[Киев]]е. Председатель А. Я. Арабаджи<ref>[http://kale.at.ua/news/kievskoe_kenasa_peredajut_ne_karaimam/2010-02-14-13 Киевскую кенаса передают… Не караимам!?]</ref>.
+
-
 
+
-
Согласно данным, предоставленным членом Правления Крымского национально-культурного общества караимов Б. С. Бебешемом, Симферополе в 2003 году проживало 320 семей; в Евпатории — 260; в Феодосии — 100; в Бахчисарае — 57; в Мелитополе — 30; в Ялте — 21; в Севастополе — 60; в Харькове — 30; в Одессе — 100; в Николаеве — 40; в Днепропетровске — 20; в Галиче — 10 <ref>В. С. Глаголев [http://ec-dejavu.ru/k/Karaites.html Философско-религиозные аспекты в изучении караимов] // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250.</ref>
+
-
 
+
-
==== Караимы Крыма ====
+
-
[[Файл:GerbKaraimovKyma.JPG|right|thumb|180px|Герб караимов Крыма]] В настоящее время украинские караимы компактно проживают в крымских городах Евпатория, Саки и Феодосия. Евпатория и Феодосия — центры караимской жизни Крыма. В Евпатории расположена [[Караимские кенасы в Евпатории|''Соборная кенасса'']], памятник архитектуры [[XIX век]]а, закрытая при советской власти и заново открытая [[13 сентября]] [[2005]]. Кроме того, в Евпатории находится древняя [[караимская библиотека «Карай-битиклиги»]].
+
-
 
+
-
С [[1996]] г. в Симферополе эпизодически выходила [[газета «Крымские караимы»]], которая освещала текущую жизнь и историю караимов Крыма, содержит другие материалы. Также, с [[1996]] г. во дворе кенасы  Симферополя периодически проводятся праздничные богослужения<ref>Мангуби Т. М. Очередной караимский праздник // [[Караимские вести]] № 25, 1996</ref>. В Мелитополе несколько лет существовала караимская страничка при газете [http://mv.org.ua «Мелитопольские ведомости»].
+
-
 
+
-
В настоящее время в Симферополе выходит русскоязычное приложение «Къырым къарайлар» к газете «Къырым»<ref>[http://www.qirim.info/?cat=9 Крымские караимы. «Къырым къарайлар». Русскоязычное приложение к газете «Къырым»]</ref>, действуют Крымская республиканская ассоциация крымских караимов «Крымкарайлар» (председатель — [[Ормели, Владимир Юрьевич|Владимир Ормели]])<ref name="qirimqaraylar"/> и Крымская республиканская федерация караимов (председатель — Олимпиада Горюнова)<ref>Горюнова О. В. [http://turkolog.narod.ru/bs/B525-0.htm Караимы в Крыму: истоки и современность]</ref>.
+
-
 
+
-
Караимы, наряду с [[крымчаки|крымчаками]] и крымскими татарами, признаны автохтонным народом Крыма.
+
-
 
+
-
''См. также:''
+
-
 
+
-
* [[Симферопольская кенасса]]
+
-
* [[Феодосийская кенасса]]
+
-
* [[Евпаторийская кенасса]]
+
-
* [[Киевская кенасса]]
+
-
 
+
-
==== Караимы Луцка и Галича ====
+
-
В начале XX века жизнь караимов Луцка и Галича была достаточно активной. Так, в 1914 г. в Луцке вышло 2 номера общественно-исторического, литературного и научного ежемесячника «[[Сабах (ежемесячник)|Сабах]]», а в 1931—1938 гг. выходил журнал «[[Karaj Awazy]]» («Голос караима»). Однако к началу XXI века жизнь общины практически угасла.
+
-
 
+
-
Нужно отметить, что караимам Галича и Тракая удалось «законсервировать этот <nowiki>[караимский]</nowiki> язык в таком виде, в каком он существовал пять с половиной веков тому назад» <ref>Мусаев К. М. ''Грамматика караимского языка. Фонетика и морфология''. — М.: Наука, 1964 — С. 6</ref>.
+
-
 
+
-
Возле Галича сохранилось караимское кладбище<ref>Галина Добош. [http://www.radiosvoboda.org/Content/Article/1202158.html Галицькі караїми: Лишилось тільки двоє] // Радіо Свобода <nowiki>[23.09.2008]</nowiki></ref>.
+
-
 
+
-
Известными караимами Луцка и Галича были: [[Александр Мардкович]] (поэт и издатель журнала «Karaj Awazy»), [[Зэхарйа Абрагъамович]] (поэт) и [[Абрахам Фиркович]].
+
-
 
+
-
=== Караимы в России ===
+
-
Согласно переписи 1989 года, в [[РСФСР]] проживало 449 караимов <ref>[http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_89.php?reg=1 Всесоюзная перепись населения 1989 года. Национальный состав населения по республикам СССР]</ref>.
+
-
 
+
-
По результатам всеобщей переписи населения 2002 года, в Российской Федерации проживает 354 караима <ref>[http://www.perepis2002.ru/ct/doc/descript_00.doc Перечень встретившихся в переписных листах вариантов самоопределения населения по вопросу «Ваша национальная принадлежность»]</ref>.
+
-
 
+
-
В [[Москва|Москве]] и [[Московская область|Московской области]] проживают 138 караимов, в [[Санкт-Петербург]]е 53 караима.
+
-
 
+
-
В Москве и Санкт-Петербурге организованы караимские общества, ведущие культурно-просветительскую и благотворительную работу:
+
-
* Культурно-просветительная ассоциация караимов (руководитель — Казас Михаил Михайлович);
+
-
* Культурно-просветительная ассоциация караимов «Илк» (руководитель — Бабаджан Илья Семенович);
+
-
* Лига караимов России (руководитель — Фуки Илья Александрович).
+
-
 
+
-
В 1994—2002 гг. в Москве выходила ежемесячная газета «[[Караимские вести]]» на русском языке, периодически выпускаются книги по караимской тематике, в том числе 6 томов «[[Караимская народная энциклопедия|Караимской народной энциклопедии]]».
+
-
 
+
-
Среди известных караимов — разведчик, дипломат и историк [[Григулевич, Иосиф Ромуальдович|Иосиф Ромуальдович Григулевич]], композитор [[Майкапар, Самуил Моисеевич|Самуил Моисеевич Майкапар]], общественный деятель [[Крым, Самуил Соломонович|Соломон Самуилович Крым]], актёр [[Сергей Тонгур]].
+
-
 
+
-
Активное участие в жизни караимских общин принимал [[Сарач, Михаил Семёнович|Михаил Сарач]] — караимский филантроп и идеолог караимского национального движения: он оказывал значительную финансовую «братьям по крови», а его взгляды на происхождение караимов и караимскую религию оказали заметное влияние на развитие этнического самосознания караимов.
+
-
 
+
-
В настоящее время в России не зарегистрировано ни одной караимской религиозной общины.
+
-
 
+
-
Караимские участки сохранились на еврейских кладбищах в Санкт-Петербурге, [[Ростове-на-Дону]], [[Таганрог]]е и [[Самара|Самаре]]. Караимское кладбище в Москве (часть Еврейского Дорогомиловского кладбища) было снесено в годы Советской власти.
+
-
 
+
-
Кроме караимов этнических, на Юге России и в Ростове-на-Дону проживают этнические русские, исповедующие караимизм (см. [[субботники]]).
+
-
 
+
-
=== Караимы в Литве ===
+
-
[[Файл:Trakai Karaite house.JPG|thumb|200px|Типичный караимский дом в Тракае с тремя окнами: «одно — для Бога, одно — для семьи, одно — для великого князя литовского».По другой версии каждое окно символизирует раздел [[Танах|Священного писания]]. ]]
+
-
 
+
-
''Основная статья: '''[[Караимы Литвы]]'''''
+
-
 
+
-
Караимы компактно проживают в некоторых местностях Литвы со времён Средневековья. Караимы единственные из нехристиан в великом княжестве пользовались всеми выгодами Магдебургского права.<ref>[http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv463.htm#vgv463para11 Г. В. Вернадский. «Россия в средние века»]</ref>
+
-
 
+
-
В современной Литве проживает менее 250 караимов в 3-х организованных общинах: Вильнюс (ок. 150 чел.), Тракай (менее 50 чел.), Паневежис (менее 30 человек). Имеются действующие караимские кенассы в [[Кенасса в Вильнюсе|Вильнюсе]] и [[Кенасса в Тракае|Тракае]] ([[кенасса в Паневежисе]] была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется [[караимское кладбище в Вильнюсе|общее татарско-караимское кладбище]], разделенное, впрочем, на две части). В Тракае действует [[Караимский государственный этнографический музей в Тракае|Караимский государственный этнографический музей]]. Время от времени издаются книги по караимской тематике на литовском языке или с параллельным текстом на литовском и караимском ([[латиница|латинской графикой]]) языках. Издан полный караимский молитвослов на караимском языке. Современная караимская община Литвы ведёт активную культурную и общественную работу.
+
-
 
+
-
=== Караимы в Польше ===
+
-
[[Файл:Warsaw Karaim cemetery.jpg|thumb|[[Караимское кладбище в Варшаве]], основанное в 1890 году]]
+
-
В современной Польше проживает 45 караимов (перепись 2002 года), по другим данным около 100 караимов и смешанного происхождения. Это караимы или потомки караимов из Литвы и Западной Украины (Луцк, Ивано-Франковск(Станислав) и Галич), репатриировавшихся в Польшу из СССР после Второй мировой войны, в качестве бывших польских граждан. Караимские группы есть в Варшаве, Кракове, Вроцлаве и Гданьске.
+
-
 
+
-
Существует несколько караимских организаций. Издаётся нерегулярный журнал на польском языке «[http://www.karaimi.org Awazymyz]», функционирует караимское издательство «Bitik». В Варшаве сохраняется [[Караимское кладбище в Варшаве|отдельное караимское кладбище]]. Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и утеряли, в большинстве, свою религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует [[Караимский религиозный союз Польши]]. В последние годы значительно вырос интерес молодёжи, имеющей караимские корни, к своей истории и культуре.
+
-
 
+
-
=== Караимы в Турции ===
+
-
''Основная статья: '''[[Караимская община в Турции]]'''''
+
-
 
+
-
Стамбул — был одним из основных центров караимизма в Средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3 000 членов<ref>''Album «Karaites of Turkey»''/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: ''Альбом «Караимы Турции»'' / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]</ref> в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенасса, кладбище и благотворительное общество. Члены общины, в основном, люди преклонного возраста.
+
-
 
+
-
=== Караимы в эмиграции ===
+
-
 
+
-
После Октябрьской революции [[1917]] определённая часть крымских караимов вместе с войсками Врангеля эмигрировала из России в Польшу, Францию, Германию и Турцию (Стамбул), а также в Венгрию<ref>Album «''Archive of the Dmitri Penbeck’s family''» --
+
-
compiled by V. Penbek — Simferopol-Slippery Rock, 2004. — C. 24</ref>, Чехословакию, Югославию и Болгарию<ref>Кропотов В. С. ''Военные традиции крымских караимов'' — Симферополь, 2004. — C. 75</ref>.
+
-
 
+
-
==== Караимы во Франции ====
+
-
Франция была одним из основных центров эмиграции крымских караимов после Октябрьской революции. В конце 30-х годов, их численность оценивалась в 300 человек, проживавших в основном в Париже, Ницце и Марселе. Существовали организованные караимские общины, благотворительные организации, культурные общества.
+
-
 
+
-
В годы Второй мировой войны караимы подвергались преследованиям со стороны коллаборационистского режима Виши. После войны, караимы Франции были подвержены ассимиляции со стороны русской общины и французского большинства, имела место эмиграция в США, Канаду и Великобританию. В современной Франции общую численность караимов можно оценить в несколько десятков человек, в основном престарелых, проживающих в Париже или рассеянных по Лазурному Берегу. Организованных общин и караимских организаций нет. Верующие караимы Франции, в основном, придерживаются православия или католицизма. Караимы старшего поколения поддерживают активные связи с караимами на Украине и в России и оказывают им материальную помощь.
+
-
 
+
-
Наиболее известным членом общины был караимский меценат [[Михаил Сарач]].
+
-
 
+
-
==== Караимы в США ====
+
-
 
+
-
В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы и именно здесь находится администрация [[Международный институт крымских караимов|Международного института крымских караимов]]. Кроме того, в Дэли-сити, что вблизи Сан-Франциско, действует и караимская кенасса.
+
-
 
+
-
Наиболее известный член общины — Валентин Кефели (профессор-биолог, в прошлом — главный редактор газеты «[[Караимские вести]]»).
+
-
 
+
-
==== Караимы в Израиле ====
+
-
Начиная с 1960—1970-х годов, в связи с [[Алия (репатриация в Израиль)|усилиями государства Израиль]]{{Нет АИ|18|05|2009}}, наблюдается массовая эмиграция караимов. С конца 80-х годов XX века, в Израиль, а также, через Израиль в третьи страны эмигрировало около 500 караимов и лиц смешанного происхождения из стран бывшего СССР. Примечательно, что среди репатриантов нет караимов литовского и галицко-волынского происхождения. В 1990-х годах в Израиль прибыло несколько сот караимов из стран СНГ. Среди них — композитор [[Авраам Кефели]], тюрколог [[Ольга Прик]], семья просветителя [[Давид Гумуш|Давида Гумуша]].
+
-
 
+
-
На караимов распространяется так называемый «[[Закон о возвращении]]», закрепляющий за всеми евреями мира и их потомками, а также членами их семей право на репатриацию в государство Израиль и предоставление израильского гражданства. В Израиле караимы считаются частью еврейского народа (так как евреями признаются люди, исповедующие иудаизм, независимо раввинистического или караимского толка и независимо от языка общения), а ортодоксальные евреи («талмудисты») говорят о караимах как о заблуждающихся евреях. Поэтому, согласно этому закону, лица караимского происхождения (включая внуков караимов) имеют право на репатриацию и получение израильского гражданства наравне с евреями.
+
-
 
+
-
Караимы из бывшего СССР расселились по всей территории Израиля. Крупнейшие общины израильских караимов расположены в [[Рамла|Рамле]], [[Ашдод]]е, [[Тель-Авив]]е. В последние десятилетия караимская молодёжь ассимилируется, под влиянием израильской культуры. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями. Так называемые египетские караимы (около 3000 человек) проживают в Израиле в городе [[Рамле]] и посёлке [[Мацлиах]]. Среди египетских караимов живёт так же незначительное число стамбульских караимов.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки — Москва, 2003. — 459 стр. ISBN 5-02-008853-6
+
-
* Д. А. Прохоров. [http://commonuments.crimea-portal.gov.ua/rus/index.php?v=4&tek=102&par=74&art=573 Органы караимского конфессионального самоуправления и проблема прозелитизма, межэтнических и межконфессиональных браков в Таврической губернии в XIX — начале XX века (по материалам фонда ТОКДП)]
+
-
 
+
-
{{commonscat|Crimean Karaites}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://karaim-institute.narod.ru/index.htm Международный институт крымских караимов] {{ref-en}}
+
-
* [http://shchedrovitskiy.ru/KaraiteLiturgicalPoetry.php Караимская литургическая поэзия] Дмитрий Щедровицкий
+
-
* [http://www.karaimi.org/ Караимы Польши] {{ref-pl}}, {{ref-en}}
+
-
* [http://www.karaim.eu/ Караимы Литвы] {{ref-lt}}, {{ref-en}}
+
-
* [http://karaites.narod.ru/ Караимы Украины] {{ref-ru}}
+
-
* [http://karai.crimea.ua Сайт крымской караимской общины Крымкарайлар]
+
-
* [http://turkolog.narod.ru/info/N4.htm Статьи о караимах на сайте «Тюркологические публикации»] {{ref-ru}}
+
-
* [http://www.eleven.co.il/categ/1405 Электронная еврейская энциклопедия о караимах] {{ref-ru}}
+
-
* [http://www.ccssu.crimea.ua/crimea/etno/ethnos/karaimy/index.htm О караимах на сервере Таврического национального университета] {{ref-ru}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Караимы]]
+
-
[[Категория:Иудаизм в Украине]]
+
-
[[Категория:История евреев России/Украины]]
+
-
[[Категория:Еврейские суб-этносы]]
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Текущая версия на 21:40, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Караимы (этническая группа)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация