Карлебах, Шломо

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Shirel (Обсуждение | вклад)
Shirel (Обсуждение | вклад)
(дополнение, шаблон)
Строка 2: Строка 2:
<!-- то измените, пожалуйста, тип статьи – вместо "текст из Википедии" (тип 4) на "регулярная исправленная статья" (тип 2) -->
<!-- то измените, пожалуйста, тип статьи – вместо "текст из Википедии" (тип 4) на "регулярная исправленная статья" (тип 2) -->
{{Остатье
{{Остатье
-
|ТИП СТАТЬИ=4
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
Строка 32: Строка 32:
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, семья была вынуждена покинуть Германию и поселилась в [[Австрия|Австрии]], близ [[Вена|Вены]]. Вскоре Х. Н. Карлебах стал раввином города Баден. В 1938 г. семья Карлебаха бежала в Литву, в город [[Телц]], где глава знаменитой [[Паневежис|Поневежской]] иешивы устраивал бар-мицву своему сыну. Шломо решили оставить в иешиве, и учёба в ней стала поворотной точкой в его жизни.
В 1933 году, после прихода нацистов к власти, семья была вынуждена покинуть Германию и поселилась в [[Австрия|Австрии]], близ [[Вена|Вены]]. Вскоре Х. Н. Карлебах стал раввином города Баден. В 1938 г. семья Карлебаха бежала в Литву, в город [[Телц]], где глава знаменитой [[Паневежис|Поневежской]] иешивы устраивал бар-мицву своему сыну. Шломо решили оставить в иешиве, и учёба в ней стала поворотной точкой в его жизни.
-
== В Америке. Продолжение учёбы ==
+
== Продолжение учёбы ==
В [[1939]] семья перебралась в Америку, Карлебахи поселились в [[Манхэттен]]е, где отец основал общину «Кеилат Яаков», ставшую известной впоследствии как «[[Карлебах Шул]]».
В [[1939]] семья перебралась в Америку, Карлебахи поселились в [[Манхэттен]]е, где отец основал общину «Кеилат Яаков», ставшую известной впоследствии как «[[Карлебах Шул]]».
Строка 45: Строка 45:
Примерно в то же время (с начала 50-х годов), первоначально в качестве эмиссара ребе [[Шнеерсон, Менахем Мендель|Менахема Мендла Шнеерсона]], Шломо Карлебах начал поездки по всему миру с концертами, беседами, организацией праздников, свадеб, бар-мицв и т. д.
Примерно в то же время (с начала 50-х годов), первоначально в качестве эмиссара ребе [[Шнеерсон, Менахем Мендель|Менахема Мендла Шнеерсона]], Шломо Карлебах начал поездки по всему миру с концертами, беседами, организацией праздников, свадеб, бар-мицв и т. д.
 +
 +
Работа в университетах привела Карлебаха к выводу, что с молодежью не найти общего языка, если требовать от нее строгого соблюдения всех установлений [[Религия Еврейская|религии еврейской]]. На этой почве в 1955 г. произошел разрыв Карлебаха с раввином М. М. Шнеерсоном, который не считал возможным отступление от [[Галаха|Галахи]]. В дальнейшем деятельность Карлебаха протекала вне рамок Хабада, он стал основателем своего направления в хасидизме. Исходя из воззрений представителей школы [[Избица-Радзынь]], Карлебах считал, что поступки людей предопределены свыше, поэтому следует проявлять терпимость к любым проявлениям человеческой натуры.
 +
 +
1956 г. Карлебах стал в Нью-Джерси раввином общины, которая состояла из переживших [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофу]] эмигрантов из Восточной Европы. Благодаря его деятельности, в том числе вечерам хасидских песен и рассказов, община привлекала еврейскую молодежь. Одновременно Карлебах продолжал работу в студенческой среде, а также изучал в Колумбийском университете геологию («чтобы лучше понять происхождение мира») и психологию («чтобы глубже понимать человеческую душу»). В 1959 г. вышла первая пластинка песен Карлебаха «hа-нешама лах» («Душа твоя»), которая пользовалась огромным успехом, затем были выпущены новые записи. Карлебах получил известность как «поющий раввин».
 +
 +
В 1960-х гг. Карлебах, следивший за развитием молодежной культуры, уделял много внимания участникам движения хиппи (см. [[Новые Левые|Новые левые]]), среди которых было немало евреев. В 1968 г., став после смерти отца его преемником, раввином в синагоге «Община Иакова» в Манхаттене, Карлебах объявил ее «гостеприимной синагогой». В 1969 г. после рок-фестиваля «Вудсток» Карлебах создал в Сан-Франциско «Дом любви и молитвы» (сочетание синагоги, [[Бет-Мидраш|бет-мидраша]] и прибежища для хиппи), на открытии которого выразил свое кредо: «Вы не ученики мне, а я — не учитель вам. Наоборот, вы — святые праведники, оставившие все ради служения Богу, а я — лишь служитель, принесший вам Тору». Оба центра Карлебаха (в Сан-Франциско и Нью-Йорке) были открыты для хиппи независимо от их происхождения и убеждений.
 +
 +
В 1970 г. большая часть общины «Дома любви и молитвы» во главе с Карлебахом переехала в Израиль и создала коммуну в Иерусалиме, в районе Кирьят-Йовель. В 1971 г. Карлебах стал организатором фестиваля еврейской молодежи «Религиозный Вудсток» в Иерусалиме. В том же году состоялись концерты Карлебаха в Советском Союзе, которые вызвали огромный резонанс в еврейской среде, поэтому власти через несколько дней выслали его из страны. Нетрадиционный подход Карлебаха к иудаизму встречал противодействие в израильских ортодоксальных кругах, однако Карлебах поддерживал связь с многими влиятельными раввинами, в том числе с иерусалимским цаддиком раввином Меиром из Амшинова, который в 1976 г. помог создать в Израиле поселение религиозных хиппи, названное в его честь Меор-Модиин.
 +
 +
В творчестве Карлебаха, которому принадлежит более тысячи мелодий, соединены элементы хасидского ниггуна (см. [[Хасидизм. Учение хасидизма]]), израильской песни и рок-музыки. Слова для своих песен Карлебах брал из Библии и хасидской литературы, которую знал в совершенстве. Хасидские истории и проповеди были непременной частью каждого выступления Карлебаха. Обаяние «поющего раввина» привлекало к нему разных слушателей, которые зачастую становились участниками концерта, а затем и последователями Карлебаха. Гастроли Карлебаха по Дальнему Востоку (1980) вызвали подъем интереса к еврейству в Японии и странах Юго-Восточной Азии, а выступления в СССР и Польше в 1989 г. сыграли роль в процессе религиозного возрождения восточно-европейского еврейства. Основная часть гонораров за выступления и записи Карлебаха поступала в общину. Он также поддерживал институт «Зехер Нафтали», который основал в Нью-Йорке в 1972 г. вместе с братом, раввином Э. Х. Карлебахом, в память об отце. Институт опубликовал десятки неизвестных ранее хасидских рукописей.
== В СССР ==
== В СССР ==
Впервые в Россию Шломо Карлебах приехал в [[1970]] году, организовав празднование [[Симхат-Тора]] в Московской хоральной синагоге на ул. Архипова (известной среди диссидентов как «горка»). В 1988—1989 годах, в эпоху [[перестройка|перестройки]], выступил с 21 концертом в туре по городам СССР и Польши. Своими приездами неизменно вызывал у слушателей волну радости и духовного подъёма.
Впервые в Россию Шломо Карлебах приехал в [[1970]] году, организовав празднование [[Симхат-Тора]] в Московской хоральной синагоге на ул. Архипова (известной среди диссидентов как «горка»). В 1988—1989 годах, в эпоху [[перестройка|перестройки]], выступил с 21 концертом в туре по городам СССР и Польши. Своими приездами неизменно вызывал у слушателей волну радости и духовного подъёма.
 +
 +
 +
После смерти Карлебаха его последователи издают журнал «Кол хевре» (на иврите и английском), сборник его поучений, проповедей и биографические материалы; активно действует Фонд памяти Карлебаха. В начале 21 в. в Израиле и США насчитывается более ста синагог и центров основанного Карлебахом движения.
 +
 +
== Ссылки ==
== Ссылки ==
Строка 70: Строка 85:
-
{{WikiCopyRight}}
+
 
 +
{{ElevenCopyRight|11980|КАРЛЕБАХ Шломо}}
 +
 
{{checked_final}}
{{checked_final}}

Версия 17:32, 14 ноября 2012


Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Шло́мо Ка́рлебах (14 января 1925, Берлин — 20 октября 1994, Нью-Йорк) — раввин,религиозный общественный деятель, композитор и певец, один из самых популярных авторов и исполнителей хасидских песен в мире, часто называемый при жизни «поющий рабби».


Содержание

Детство

Родился в Берлине, в семье, принадлежащей к одной из старейших раввинских династий в Германии (документально зафиксировано 18 поколений этой семьи). Отец, Х. Нафтали Карлебах, был авторитетным раввином. Шломо был назван в честь деда — Соломона Карлебаха, известного религиозного деятеля Германии, который был главным раввином Любека. Томас Манн, тоже живший в Любеке, писал о нём: «У меня сохранилось впечатление, что длиннобородый, в шляпе, доктор Карлебах далеко превосходил своих коллег другой веры в знаниях и религиозном проникновении.»

Мать Шломо, Паула Кон, тоже происходила из семьи раввинов. Её отец, Ашер Михаэль Коган, был главным раввином г. Базель (Швейцария), основателем международной еврейской организации «Агудат Исраэль».

В возрасте четырёх лет Шломо изучал Тору с комментариями Раши, а в пять лет начал изучать Талмуд.

В 1933 году, после прихода нацистов к власти, семья была вынуждена покинуть Германию и поселилась в Австрии, близ Вены. Вскоре Х. Н. Карлебах стал раввином города Баден. В 1938 г. семья Карлебаха бежала в Литву, в город Телц, где глава знаменитой Поневежской иешивы устраивал бар-мицву своему сыну. Шломо решили оставить в иешиве, и учёба в ней стала поворотной точкой в его жизни.

Продолжение учёбы

В 1939 семья перебралась в Америку, Карлебахи поселились в Манхэттене, где отец основал общину «Кеилат Яаков», ставшую известной впоследствии как «Карлебах Шул». Шломо Карлебах учился в иешиве «Тора ве-даат», отличался редкими способностями, в 18 лет был одним из первых принят в иешиву в Лейквуде (штат Нью-Джерси), основанную выдающимся деятелем Агуддат Исраэль равом А. Котлером (1892–1962). В 1951 г. Карлебах получил смиху.

Поющий раввин

Интерес к хасидизму и хасидской музыке привел Карлебаха к главе Хабада. В 1949 году Шломо Карлебах и его друг Залман Шехтер-Шломи были приглашены на встречу с шестым любавичским ребе Йосефом-Ицхаком Шнеерсоном. «Пришло время вам обоим начать посещения университетов», — сказал Ребе без особых предисловий. Друзьям было поручено организовать празднование Хануки для евреев Брандейского университета. Задание было выполнено наилучшим образом.

Несмотря на недовольство отца, противника хасидизма, Карлебах стал ближайшим помощником главы любавичских хасидов, а в 1951 г. по просьбе его преемника, раввина М. М. Шнеерсона, занялся распространением иудаизма среди еврейских студентов в университетах США. В этот период Карлебах научился играть на гитаре, сочинял музыку на религиозные тексты и исполнял свои песни перед молодежной аудиторией. Карлебах сочинял на слух, а нотную запись его мелодий делали почитатели.

Примерно в то же время (с начала 50-х годов), первоначально в качестве эмиссара ребе Менахема Мендла Шнеерсона, Шломо Карлебах начал поездки по всему миру с концертами, беседами, организацией праздников, свадеб, бар-мицв и т. д.

Работа в университетах привела Карлебаха к выводу, что с молодежью не найти общего языка, если требовать от нее строгого соблюдения всех установлений религии еврейской. На этой почве в 1955 г. произошел разрыв Карлебаха с раввином М. М. Шнеерсоном, который не считал возможным отступление от Галахи. В дальнейшем деятельность Карлебаха протекала вне рамок Хабада, он стал основателем своего направления в хасидизме. Исходя из воззрений представителей школы Избица-Радзынь, Карлебах считал, что поступки людей предопределены свыше, поэтому следует проявлять терпимость к любым проявлениям человеческой натуры.

1956 г. Карлебах стал в Нью-Джерси раввином общины, которая состояла из переживших Катастрофу эмигрантов из Восточной Европы. Благодаря его деятельности, в том числе вечерам хасидских песен и рассказов, община привлекала еврейскую молодежь. Одновременно Карлебах продолжал работу в студенческой среде, а также изучал в Колумбийском университете геологию («чтобы лучше понять происхождение мира») и психологию («чтобы глубже понимать человеческую душу»). В 1959 г. вышла первая пластинка песен Карлебаха «hа-нешама лах» («Душа твоя»), которая пользовалась огромным успехом, затем были выпущены новые записи. Карлебах получил известность как «поющий раввин».

В 1960-х гг. Карлебах, следивший за развитием молодежной культуры, уделял много внимания участникам движения хиппи (см. Новые левые), среди которых было немало евреев. В 1968 г., став после смерти отца его преемником, раввином в синагоге «Община Иакова» в Манхаттене, Карлебах объявил ее «гостеприимной синагогой». В 1969 г. после рок-фестиваля «Вудсток» Карлебах создал в Сан-Франциско «Дом любви и молитвы» (сочетание синагоги, бет-мидраша и прибежища для хиппи), на открытии которого выразил свое кредо: «Вы не ученики мне, а я — не учитель вам. Наоборот, вы — святые праведники, оставившие все ради служения Богу, а я — лишь служитель, принесший вам Тору». Оба центра Карлебаха (в Сан-Франциско и Нью-Йорке) были открыты для хиппи независимо от их происхождения и убеждений.

В 1970 г. большая часть общины «Дома любви и молитвы» во главе с Карлебахом переехала в Израиль и создала коммуну в Иерусалиме, в районе Кирьят-Йовель. В 1971 г. Карлебах стал организатором фестиваля еврейской молодежи «Религиозный Вудсток» в Иерусалиме. В том же году состоялись концерты Карлебаха в Советском Союзе, которые вызвали огромный резонанс в еврейской среде, поэтому власти через несколько дней выслали его из страны. Нетрадиционный подход Карлебаха к иудаизму встречал противодействие в израильских ортодоксальных кругах, однако Карлебах поддерживал связь с многими влиятельными раввинами, в том числе с иерусалимским цаддиком раввином Меиром из Амшинова, который в 1976 г. помог создать в Израиле поселение религиозных хиппи, названное в его честь Меор-Модиин.

В творчестве Карлебаха, которому принадлежит более тысячи мелодий, соединены элементы хасидского ниггуна (см. Хасидизм. Учение хасидизма), израильской песни и рок-музыки. Слова для своих песен Карлебах брал из Библии и хасидской литературы, которую знал в совершенстве. Хасидские истории и проповеди были непременной частью каждого выступления Карлебаха. Обаяние «поющего раввина» привлекало к нему разных слушателей, которые зачастую становились участниками концерта, а затем и последователями Карлебаха. Гастроли Карлебаха по Дальнему Востоку (1980) вызвали подъем интереса к еврейству в Японии и странах Юго-Восточной Азии, а выступления в СССР и Польше в 1989 г. сыграли роль в процессе религиозного возрождения восточно-европейского еврейства. Основная часть гонораров за выступления и записи Карлебаха поступала в общину. Он также поддерживал институт «Зехер Нафтали», который основал в Нью-Йорке в 1972 г. вместе с братом, раввином Э. Х. Карлебахом, в память об отце. Институт опубликовал десятки неизвестных ранее хасидских рукописей.

В СССР

Впервые в Россию Шломо Карлебах приехал в 1970 году, организовав празднование Симхат-Тора в Московской хоральной синагоге на ул. Архипова (известной среди диссидентов как «горка»). В 1988—1989 годах, в эпоху перестройки, выступил с 21 концертом в туре по городам СССР и Польши. Своими приездами неизменно вызывал у слушателей волну радости и духовного подъёма.


После смерти Карлебаха его последователи издают журнал «Кол хевре» (на иврите и английском), сборник его поучений, проповедей и биографические материалы; активно действует Фонд памяти Карлебаха. В начале 21 в. в Израиле и США насчитывается более ста синагог и центров основанного Карлебахом движения.


Ссылки


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КАРЛЕБАХ Шломо в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках