Каунас (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на ej:Каунас (еврейская община))
 
(16 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 1
+
#redirect [[:ej:Каунас (еврейская община)]]
-
| АВТОР1  =
+
-
| АВТОР2 =
+
-
| АВТОР3 =
+
-
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
+
-
| ПРОЕКТ =
+
-
| ПОДТЕМА =
+
-
| КАЧЕСТВО  =
+
-
| УРОВЕНЬ  = 1
+
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
+
-
| ВИКИПЕДИЯ =
+
-
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
+
-
}} 
+
-
{{Полуфабрикат}}
+
-
 
+
-
'''Ка́унас''' (уст. {{lang-ru|Ковна}}, ''Ковно'', {{lang-lt|Kaunas}}, {{lang-pl|Kowno}}, {{lang-be|Коўна}}) — второй по величине и значению город [[Литва|Литвы]], административный центр [[Каунасский уезд|Каунасского уезда]] и [[Каунасский район Литвы|Каунасского района]].
+
-
 
+
-
== Краткая история города ==
+
-
 
+
-
* 1361 - Первое упоминание в письменных источниках.
+
-
* 1408 - Магдебургское право.
+
-
* С 1842 центр Ковенской губернии.
+
-
* В 1920—1940 «временная столица» Литовской Республики.
+
-
 
+
-
== До ХХ в. ==
+
-
 
+
-
В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с [[Данциг]]ом, в которой евреи принимали активное участие.
+
-
 
+
-
В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом торговать хлебом и лесом, а в 16–17 вв. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале 18 в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.
+
-
 
+
-
С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в квартале еврейском (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796–1801), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».
+
-
 
+
-
Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.
+
-
 
+
-
Со второй половины 19 в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864–96) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот.
+
-
 
+
-
Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. [[Иешива «Слободка»|Слободская иешива]], ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.
+
-
 
+
-
== Довоенное время ==
+
-
 
+
-
В 1909 г. в Ковне состоялось Совещание еврейских общественных деятелей, на котором обсуждались вопросы о коробочном сборе и в связи с ним о введении прогрессивного налога в пользу еврейских общин, а также об урегулировании дел еврейских благотворительных учреждений. Поляки и евреи в сумме составляли до 4/5 населения дореволюционного Каунаса.
+
-
 
+
-
Во время Первой мировой войны русское командование осуществило высылку еврейского населения из прифронтовых губерний: 28 апреля 1915 г. — Курляндской, 5 мая 1915 г. — Ковенской. Особенно жестоко высылка осуществлялась в Ковне. Из Ковны депортировали даже больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. Но после революции в 1917 г. многие из них вернулись в Ковну.
+
-
 
+
-
Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:
+
-
 
+
-
# [[Поляки]] 42 %
+
-
# [[Евреи]] 31 %
+
-
# [[Литовцы]] 16 %
+
-
# [[Русские]] 1,5 %
+
-
# Прочие 1,0 %
+
-
 
+
-
С начала 1920-х гг. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.
+
-
 
+
-
Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:
+
-
   
+
-
# [[Литовцы]] 60 %
+
-
# [[Евреи]] 25 %
+
-
# [[Поляки]] 10 %
+
-
# [[Восточные славяне]] 5 %
+
-
 
+
-
В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш.
+
-
 
+
-
В 1925 г. часть учеников и преподавателей [[Иешива «Слободка»|Слободской иешивы]] во главе с раввином [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.
+
-
 
+
-
== Холокост ==
+
-
 
+
-
Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.
+
-
 
+
-
8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «А», немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.
+
-
 
+
-
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».
+
-
 
+
-
В январе 1942 г. в гетто Каунаса была основана организация сопротивления, которую возглавил идишский писатель коммунист Х. Елин (1907–1944). Вскоре была создана сионистская организация сопротивления. Летом 1943 г. подпольные движения объединились и создали Еврейскую всеобщую боевую организацию, в которую входили около шестьсот бойцов. Военную подготовку члены организации проходили под руководством еврейской полиции гетто. Для участия в партизанской борьбе было переправлено в леса 350 членов организации из Каунаса, которые составили ядро трех партизанских отрядов.
+
-
 
+
-
26 октября 1943 г. в гетто была проведена акция, направленная против детей и стариков, многие из которых были отправлены в Освенцим. После нее подпольная организация смогла переправить из гетто большое количество оставшихся в живых детей. Так, несколько сотен детей были выведены в партизанский отряд К. Шумаускаса.
+
-
 
+
-
Осенью 1943 г. гетто было превращено в рабочий лагерь. В конце 1943 г. – начале 1944 г. несколько тысяч узников гетто Каунаса были направлены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. В декабре 1943 г. из IX форта Каунасской крепости бежала группа еврейских заключенных (62 человека) под руководством капитана советской армии И. Вишницкого. Летом 1944 г. узники гетто были депортированы в концентрационные лагеря Дахау, Штутгоф, где в большинстве были уничтожены или умерли.
+
-
 
+
-
Несмотря на невыносимо тяжелые условия, в гетто творили художники Я. Лифшиц (1903–44) и Эстер Лурье (родилась в 1913 г.; в Израиле в 1934–39 гг. и с 1945 г.). Их произведения экспонируются в Яд ва-Шем.
+
-
 
+
-
== Послевоенное время ==
+
-
 
+
-
В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число КАУНАСских евреев.
+
-
 
+
-
В 1989–2004 гг. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бетара, класс по изучению Танаха. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»
+
-
 
+
-
== Известные евреи-горожане ==
+
-
 
+
-
* [[Абрамсон, Шахно Гиршевич]] ([[1861]]—[[1907]]) — присяжный поверенный Ковенского окружного суда, депутат 2-й Государственной Думы, кадет.
+
-
* [[Барак, Аарон |Аарон Барак]], (род. в [[1936]] Каунасе), председатель Верховного Суда Израиля, юридический советник главы правительства Израиля, декан юридического факультета Еврейского университета, в [[Иерусалим]]е.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|12010|Каунас}}
+
-
* [http://www.kaunas.lt/3 Муниципалитет г. Каунаса, официальная страница]{{ref-en}}
+
-
* [http://bse.sci-lib.com/article060020.html Большая советская энциклопедия]
+
-
* [http://www.countries.ru/index.cgi?pid=1518 Город героических буржуа]
+
-
* [http://ru.litauen-netz.de/165/kaunas-ru.html О Каунасе для туристов на Litauen Netz]
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев Литвы]]
+
-
[[Категория:Холокост]]
+
-
[[Категория:Иудаизм в Российской империи]]
+

Текущая версия на 23:33, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Каунас (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация