Каунас (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
Строка 3: Строка 3:
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 1
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
-
}}  {{Полуфабрикат}}
+
}}   
-
{{другие значения}}
 
  {{НП
  {{НП
  |статус = город
  |статус = город
Строка 62: Строка 61:
  |язык сайта 2 = en
  |язык сайта 2 = en
}}
}}
-
'''Ка́унас''' (уст. {{lang-ru|Ковна}}, ''Ковно'', {{lang-lt|Kaunas}}, {{lang-pl|Kowno}}, {{lang-be|Коўна}}) — второй по величине и значению город [[Литва|Литвы]], административный центр [[Каунасский уезд|Каунасского уезда]] и [[Каунасский район Литвы|Каунасского района]], бывшая временная столица.
+
'''Ка́унас''' (уст. {{lang-ru|Ковна}}, ''Ковно'', {{lang-lt|Kaunas}}, {{lang-pl|Kowno}}, {{lang-be|Коўна}}) — второй по величине и значению город [[Литва|Литвы]], административный центр [[Каунасский уезд|Каунасского уезда]] и [[Каунасский район Литвы|Каунасского района]]. Первое упоминание в письменных источниках относится к [[1361]]. [[Магдебургское право|Магдебургские права]] дарованы великим князем [[Великое княжество Литовское|литовским]] [[Витовт]]ом Великим в [[1408]]. С 1842 центр [[Ковенская губерния|Ковенской губернии]]. В [[1920]]—[[1940]] «временная столица» [[Литва|Литовской Республики]].
-
== Положение и общая характеристика ==
+
== До ХХ в. ==
-
Расположен у впадения реки [[Вилия (река)|Вилии]] (''Нерис'', {{lang-lt|''Neris''}}) в [[Неман (река)|Неман]] (''Нямунас'', {{lang-lt|''Nemunas''}}) вблизи Каунасского водохранилища. Площадь 157 км².
+
В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с Данцигом (см. Гданьск), в которой евреи принимали активное участие. В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом торговать хлебом и лесом, а в 16–17 вв. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале 18 в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.  
-
== Название ==
+
С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в квартале еврейском (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796–1801), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».
-
Название ({{lang-ru|''Ковно''}}, ''Ковна'', {{lang-lt|''Kaunas''}}, {{lang-be|''Коўна''}}, {{lang-pl|''Kowno''}}) возводят к балтийскому корню, означающему низкое, топкое, болотистое место.
+
Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.  
-
== Население ==
+
Со второй половины 19 в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864–96) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот. Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. [[Слободка|Слободская иешива]], ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.  
-
В [[1989]] [[население]] составляло 418 087 человек, по данным всеобщей переписи населения [[2001]]—381 300, в [[2004]]—368 917.
+
 +
== Довоенное время ==
 +
В 1909 г. в Ковне состоялось Совещание еврейских общественных деятелей, на котором обсуждались вопросы о коробочном сборе и в связи с ним о введении прогрессивного налога в пользу еврейских общин, а также об урегулировании дел еврейских благотворительных (см. Благотворительность) учреждений. Поляки и евреи в сумме составляли до 4/5 населения дореволюционного Каунаса.
-
== Этнический состав населения ==
+
Во время Первой мировой войны русское командование осуществило высылку еврейского населения из прифронтовых губерний: 28 апреля 1915 г. — Курляндской, 5 мая 1915 г. — Ковенской. Особенно жестоко высылка осуществлялась в Ковне. Из Ковны депортировали даже больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. Но после революции в 1917 г. многие из них вернулись в Ковну.
-
В отличие от [[Вильнюс]]а и [[Клайпеда|Клайпеды]], Каунас — один из самых моноэтничных городов Литвы. [[Литовцы]] составляют почти 93 % его населения, крупнейшим этническим меньшинством являются [[русские]], [[украинцы]] и [[белорусы]] (около 6 %). Большинство жителей среднего и старшего поколений владеет русским языком.
+
Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:
 +
 
 +
# [[Поляки]] 42 %
 +
# [[Евреи]] 31 %
 +
# [[Литовцы]] 16 %
 +
# [[Русские]] 1,5 %
 +
# Прочие 1,0 %
-
Ранее в истории города, до [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] и массовой депортации поляков, крупнейшими меньшинствами в городе являлись поляки и евреи, на которых в сумме приходилось до 4/5 населения дореволюционного Каунаса.
+
С начала 1920-х гг. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.  
Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:
Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:
Строка 90: Строка 96:
# [[Восточные славяне]] 5 %
# [[Восточные славяне]] 5 %
-
Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:
+
В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш. В 1925 г. часть учеников и преподавателей [[Слободка|Слободской иешивы]] во главе с раввином Н. Ц. Финкелем переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.
-
 
+
-
# [[Поляки]] 42 %
+
-
# [[Евреи]] 31 %
+
-
# [[Литовцы]] 16 %
+
-
# [[Русские]] 1,%
+
-
# Прочие 1,%
+
 +
== Холокост ==
-
== История ==
+
Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.
-
Первое упоминание в письменных источниках относится к [[1361]]. [[Магдебургское право|Магдебургские права]] дарованы великим князем [[Великое княжество Литовское|литовским]] [[Витовт]]ом Великим в [[1408]].
+
8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «А», немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.  
-
С 1842 центр [[Ковенская губерния|Ковенской губернии]].
+
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».  
-
В [[1920]]—[[1940]] «временная столица» [[Литва|Литовской Республики]].
+
В январе 1942 г. в гетто Каунаса была основана организация сопротивления, которую возглавил идишский писатель коммунист Х. Елин (1907–1944). Вскоре была создана сионистская организация сопротивления. Летом 1943 г. подпольные движения объединились и создали Еврейскую всеобщую боевую организацию, в которую входили около шестьсот бойцов. Военную подготовку члены организации проходили под руководством еврейской полиции гетто. Для участия в партизанской борьбе было переправлено в леса 350 членов организации из Каунаса, которые составили ядро трех партизанских отрядов.  
 +
26 октября 1943 г. в гетто была проведена акция, направленная против детей и стариков, многие из которых были отправлены в Освенцим. После нее подпольная организация смогла переправить из гетто большое количество оставшихся в живых детей. Так, несколько сотен детей были выведены в партизанский отряд К. Шумаускаса.
 +
Осенью 1943 г. гетто было превращено в рабочий лагерь. В конце 1943 г. – начале 1944 г. несколько тысяч узников гетто Каунаса были направлены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. В декабре 1943 г. из IX форта Каунасской крепости бежала группа еврейских заключенных (62 человека) под руководством капитана советской армии И. Вишницкого. Летом 1944 г. узники гетто были депортированы в концентрационные лагеря Дахау, Штутгоф, где в большинстве были уничтожены или умерли.
 +
 +
Несмотря на невыносимо тяжелые условия, в гетто творили художники Я. Лифшиц (1903–44) и Эстер Лурье (родилась в 1913 г.; в Израиле в 1934–39 гг. и с 1945 г.). Их произведения экспонируются в Яд ва-Шем.
 +
 +
== Послевоенное время ==
 +
 +
В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число КАУНАСских евреев.
 +
 +
В 1989–2004 гг. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бетара, класс по изучению Танаха. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»
== Известные евреи-горожане ==
== Известные евреи-горожане ==
Строка 116: Строка 127:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
 +
* {{ЭЕЭ|12010|Каунас}}
* [http://www.kaunas.lt/3 Муниципалитет г. Каунаса, официальная страница]{{ref-en}}
* [http://www.kaunas.lt/3 Муниципалитет г. Каунаса, официальная страница]{{ref-en}}
* [http://bse.sci-lib.com/article060020.html Большая советская энциклопедия]
* [http://bse.sci-lib.com/article060020.html Большая советская энциклопедия]
Строка 121: Строка 133:
* [http://ru.litauen-netz.de/165/kaunas-ru.html О Каунасе для туристов на Litauen Netz]
* [http://ru.litauen-netz.de/165/kaunas-ru.html О Каунасе для туристов на Litauen Netz]
-
{{Commons|Kaunas}}
+
[[Категория:История евреев Литвы]]
-
{{Административное деление Каунасского уезда Литвы}}
+
[[Категория:Холокост]]
-
{{Населённые пункты на Немане}}
+
-
 
+
-
{{lithuania-geo-stub}}
+
-
 
+
-
+
-
+
-
 
+
-
[[af:Kaunas]]
+
-
[[ar:كاوناس]]
+
-
[[ay:Kawnas]]
+
-
[[bat-smg:Kauns]]
+
-
[[be:Горад Каўнас]]
+
-
[[be-x-old:Коўна]]
+
-
[[bg:Каунас]]
+
-
[[br:Kaunas]]
+
-
[[ca:Kaunas]]
+
-
[[cs:Kaunas]]
+
-
[[cv:Каунас]]
+
-
[[da:Kaunas]]
+
-
[[de:Kaunas]]
+
-
[[el:Κάουνας]]
+
-
[[en:Kaunas]]
+
-
[[eo:Kaŭno]]
+
-
[[es:Kaunas]]
+
-
[[et:Kaunas]]
+
-
[[fi:Kaunas]]
+
-
[[fr:Kaunas]]
+
-
[[gl:Kaunas]]
+
-
[[he:קובנה]]
+
-
[[hr:Kaunas]]
+
-
[[hu:Kaunas]]
+
-
[[id:Kaunas]]
+
-
[[io:Kaunas]]
+
-
[[is:Kaunas]]
+
-
[[it:Kaunas]]
+
-
[[ja:カウナス]]
+
-
[[ka:კაუნასი]]
+
-
[[ko:카우나스]]
+
-
[[ku:Kaunas]]
+
-
[[la:Couna]]
+
-
[[lg:Kaunas]]
+
-
[[lmo:Kaunas]]
+
-
[[lt:Kaunas]]
+
-
[[lv:Kauņa]]
+
-
[[mk:Каунас]]
+
-
[[mn:Каунас]]
+
-
[[ms:Kaunas]]
+
-
[[nds:Kaunas]]
+
-
[[nl:Kaunas]]
+
-
[[nn:Kaunas]]
+
-
[[no:Kaunas]]
+
-
[[oc:Kaunas]]
+
-
[[os:Каунас]]
+
-
[[pl:Kowno]]
+
-
[[pms:Kaunas]]
+
-
[[pt:Kaunas]]
+
-
[[ro:Kaunas]]
+
-
[[simple:Kaunas]]
+
-
[[sk:Kaunas]]
+
-
[[sr:Каунас]]
+
-
[[sv:Kaunas]]
+
-
[[sw:Kaunas]]
+
-
[[tr:Kaunas]]
+
-
[[uk:Каунас]]
+
-
[[vi:Kaunas]]
+
-
[[vo:Kaunas]]
+
-
[[yi:קאוונע]]
+
-
[[zh:考那斯]]{{WikiCopyRight}}
+
-
 
+
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+

Версия 08:33, 30 декабря 2010

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Город
Каунас
Kaunas
Флаг Герб
Файл:LTU Kaunas flag.svg Файл:Kaunas city COA.png
Страна Литва
Уезд Каунасский
Координаты Координаты: 54°54′00″ с. ш. 23°56′00″ в. д. / 54.9° с. ш. 23.933333° в. д. (G) (O) (Я)54°54′00″ с. ш. 23°56′00″ в. д. / 54.9° с. ш. 23.933333° в. д. (G) (O) (Я)
Первое упоминание 1361 год
Прежние названия Ковно
Город с 1408
Площадь 157 км²
Население 352 279 человек (2009)
Часовой пояс UTC+2, летом UTC+3
Официальный сайт http://www.kaunas.lt/
(лит.) (англ.)


Ка́унас (уст. русск. Ковна, Ковно, лит. Kaunas, польск. Kowno, белор. Коўна) — второй по величине и значению город Литвы, административный центр Каунасского уезда и Каунасского района. Первое упоминание в письменных источниках относится к 1361. Магдебургские права дарованы великим князем литовским Витовтом Великим в 1408. С 1842 центр Ковенской губернии. В 1920—1940 «временная столица» Литовской Республики.

Содержание

До ХХ в.

В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с Данцигом (см. Гданьск), в которой евреи принимали активное участие. В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом торговать хлебом и лесом, а в 16–17 вв. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале 18 в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.

С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в квартале еврейском (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796–1801), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».

Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.

Со второй половины 19 в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864–96) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот. Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. Слободская иешива, ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.

Довоенное время

В 1909 г. в Ковне состоялось Совещание еврейских общественных деятелей, на котором обсуждались вопросы о коробочном сборе и в связи с ним о введении прогрессивного налога в пользу еврейских общин, а также об урегулировании дел еврейских благотворительных (см. Благотворительность) учреждений. Поляки и евреи в сумме составляли до 4/5 населения дореволюционного Каунаса.

Во время Первой мировой войны русское командование осуществило высылку еврейского населения из прифронтовых губерний: 28 апреля 1915 г. — Курляндской, 5 мая 1915 г. — Ковенской. Особенно жестоко высылка осуществлялась в Ковне. Из Ковны депортировали даже больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. Но после революции в 1917 г. многие из них вернулись в Ковну.

Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:

  1. Поляки 42 %
  2. Евреи 31 %
  3. Литовцы 16 %
  4. Русские 1,5 %
  5. Прочие 1,0 %

С начала 1920-х гг. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.

Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:

  1. Литовцы 60 %
  2. Евреи 25 %
  3. Поляки 10 %
  4. Восточные славяне 5 %

В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш. В 1925 г. часть учеников и преподавателей Слободской иешивы во главе с раввином Н. Ц. Финкелем переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.

Холокост

Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.

8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «А», немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.

В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».

В январе 1942 г. в гетто Каунаса была основана организация сопротивления, которую возглавил идишский писатель коммунист Х. Елин (1907–1944). Вскоре была создана сионистская организация сопротивления. Летом 1943 г. подпольные движения объединились и создали Еврейскую всеобщую боевую организацию, в которую входили около шестьсот бойцов. Военную подготовку члены организации проходили под руководством еврейской полиции гетто. Для участия в партизанской борьбе было переправлено в леса 350 членов организации из Каунаса, которые составили ядро трех партизанских отрядов.

26 октября 1943 г. в гетто была проведена акция, направленная против детей и стариков, многие из которых были отправлены в Освенцим. После нее подпольная организация смогла переправить из гетто большое количество оставшихся в живых детей. Так, несколько сотен детей были выведены в партизанский отряд К. Шумаускаса.

Осенью 1943 г. гетто было превращено в рабочий лагерь. В конце 1943 г. – начале 1944 г. несколько тысяч узников гетто Каунаса были направлены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. В декабре 1943 г. из IX форта Каунасской крепости бежала группа еврейских заключенных (62 человека) под руководством капитана советской армии И. Вишницкого. Летом 1944 г. узники гетто были депортированы в концентрационные лагеря Дахау, Штутгоф, где в большинстве были уничтожены или умерли.

Несмотря на невыносимо тяжелые условия, в гетто творили художники Я. Лифшиц (1903–44) и Эстер Лурье (родилась в 1913 г.; в Израиле в 1934–39 гг. и с 1945 г.). Их произведения экспонируются в Яд ва-Шем.

Послевоенное время

В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число КАУНАСских евреев.

В 1989–2004 гг. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бетара, класс по изучению Танаха. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»

Известные евреи-горожане

  • Абрамсон, Шахно Гиршевич (1861—1907) — присяжный поверенный Ковенского окружного суда, депутат 2-й Государственной Думы, кадет.
  • Аарон Барак, (род. в 1936 Каунасе), председатель Верховного Суда Израиля, юридический советник главы правительства Израиля, декан юридического факультета Еврейского университета, в Иерусалиме.


Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация