Каунас (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Arbeli (Обсуждение | вклад)
м (добавлена категория «Населенные пункты по алфавиту» с помощью HotCat)
Eytil2 (Обсуждение | вклад)
Строка 16: Строка 16:
== Краткая история города ==
== Краткая история города ==
-
* 1361 - Первое упоминание в письменных источниках.  
+
* 1361 г.- Первое упоминание в письменных источниках.  
-
* 1408 - Магдебургское право.
+
* 1408 г. - Магдебургское право.
-
* С 1842 центр Ковенской губернии.  
+
* С 1842 г. - центр Ковенской губернии.  
-
* В 1920—1940 «временная столица» Литовской Республики.
+
* В 1920 —1940 г.г. - «временная столица» Литовской Республики.
-
== До ХХ в. ==
+
== До ХХ века ==
В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с [[Данциг]]ом, в которой евреи принимали активное участие.
В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с [[Данциг]]ом, в которой евреи принимали активное участие.
-
В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом торговать хлебом и лесом, а в 16–17 вв. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале 18 в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.  
+
В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом, торговать хлебом и лесом, а в XVI - XVII в.в. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале XVIII в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.  
-
С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в квартале еврейском (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796–1801), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».  
+
С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда, еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в еврейском квартале (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796 –1801 г.г.), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».  
-
Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.  
+
Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855 г.г.). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848 г.). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены, и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.  
-
Со второй половины 19 в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864–96) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот.  
+
Со второй половины XIX в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864 – 1896 г.г.) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот.  
Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. [[Иешива «Слободка»|Слободская иешива]], ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.  
Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. [[Иешива «Слободка»|Слободская иешива]], ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.  
Строка 49: Строка 49:
# Прочие 1,0 %
# Прочие 1,0 %
-
С начала 1920-х гг. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.  
+
С начала 1920-х г.г. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.  
Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:
Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:
Строка 60: Строка 60:
В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш.  
В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш.  
-
В 1925 г. часть учеников и преподавателей [[Иешива «Слободка»|Слободской иешивы]] во главе с раввином [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.  
+
В 1925 г. часть учеников и преподавателей [[Иешива «Слободка»|Слободской иешивы]] во главе с раввином [[Финкель, Натан Цви|рабби Натаном Цви Финкелем]] переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940 г.) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.  
== Холокост ==
== Холокост ==
Строка 66: Строка 66:
Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.  
Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.  
-
8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями эйнзацгруппен «А», немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.  
+
8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями [[Айнзатцгруппа|айнзатцгруппен «А»]], немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.  
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».  
В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».  
Строка 80: Строка 80:
== Послевоенное время ==
== Послевоенное время ==
-
В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число КАУНАСских евреев.  
+
В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число каунасских евреев.  
-
В 1989–2004 гг. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бетара, класс по изучению Танаха. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»
+
В 1989–2004 г.г. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бейтара, класс по изучению ТаНаХа. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»
== Известные евреи-горожане ==
== Известные евреи-горожане ==

Версия 22:55, 22 февраля 2011

Тип статьи: Регулярная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Ка́унас (уст. русск. Ковна, Ковно, лит. Kaunas, польск. Kowno, белор. Коўна) — второй по величине и значению город Литвы, административный центр Каунасского уезда и Каунасского района.

Содержание

Краткая история города

  • 1361 г.- Первое упоминание в письменных источниках.
  • 1408 г. - Магдебургское право.
  • С 1842 г. - центр Ковенской губернии.
  • В 1920 —1940 г.г. - «временная столица» Литовской Республики.

До ХХ века

В эпоху позднего средневековья в Ковно находилась контора Ганзейского союза и велась оживленная торговля с Данцигом, в которой евреи принимали активное участие.

В 1472 г. великий князь литовский Александр запретил евреям въезд в Ковно. Тем не менее они приезжали в город, главным образом, торговать хлебом и лесом, а в XVI - XVII в.в. временами селились в Ковно, но подвергались изгнанию. Ковенские купцы крайне отрицательно относились к приезжавшим в город евреям, так же как ко всем иногородним купцам, составлявшим конкуренцию местным жителям. Так, в 1759 г. жители литовского города Троцка, католики и православные, «а также войт еврейский со всеми евреями и татары троцкие жаловались королю Речи Посполитой Стефану Баторию на то, что ковенские мещане запретили им приезжать в Ковно и торговать, хотя издавна троцкие евреи пользуются этим правом». Король приказал не чинить евреям препятствий, но королевский приказ не был исполнен, о чем свидетельствовало новое обращение к королю троцкого еврея Арона Шоломовича, поданное от себя «и от всей братии своей жидов троцких». В 1682 г. польский король Ян III Собеский запретил евреям жить и торговать в Ковно, согласно старинным привилегиям города. Только в начале XVIII в. было подписано соглашение между мещанами Ковно и евреями, согласно которому евреи получили право жить и торговать в Ковно, взяв на себя обязательство выплачивать пятнадцатую часть городских налогов и сборов.

С 1753 г. евреи в основном проживали в пригороде Слободка (Вильямполь). В 1761 г. евреи были изгнаны из тех районов города, где им было разрешено проживать. Но в 1782 г. надворный асессорский суд постановил, что христиане должны вернуть евреям их дома и выплатить для возмещения убытков 15 тыс. злотых. Согласно решению суда, еврейские дома и участки были возвращены евреям. В 1783 г. король Станислав Август Понятовский предоставил евреям Ковно особые привилегии, однако в самом городе им разрешалось жить только в еврейском квартале (в 1783 г. — две улицы, с 1803 г. — четыре). Христианское население, всегда недружелюбно относившееся к евреям, неоднократно требовало от властей изгнать их из города. Так, в 1797 г. христианские жители Ковны обратились с прошением к Павлу I (1796 –1801 г.г.), в котором писали императору об изгнании из города и его пригородов всех евреев с конфискацией их собственности. Павел предоставил разрешение этого вопроса виленскому и гродненскому генерал-губернатору, князю Н. Репнину, который написал, что жители Ковны, за исключением немногочисленных иностранных и польских купцов, так бедны, что изгнание евреев нанесло бы городу страшный урон. Авторы прошения, по словам Н. Репнина, «следовали только застарелой их легкомысленной и, так сказать, несмышленой к евреям зависти». В результате в 1797 г. было отдано высочайшее повеление, чтобы евреи в Ковне были оставлены «в спокойном собственности их владении, невозбранно отправляли решения и производили бы торговые дела беспрепятственно».

Ограничения для евреев были введены во время правления Николая I (1825–1855 г.г.). По ходатайству 14 жителей Ковны евреям разрешено было строить дома на двух улицах (1848 г.). В 1858 г. ограничения на пребывание евреев в Ковне были полностью отменены, и начался быстрый рост еврейской общины города. В 1864 г. в Ковне проживали 16 540 евреев (в 1847 г. — 2013), имелись синагога и 19 молитвенных домов.

Со второй половины XIX в. Ковна стала центром культурной и религиозной жизни евреев Литвы. Некоторое время раввином Ковны был М. И. И. Л. Дискин, позднее (1864 – 1896 г.г.) — раввин И. Э. Спектор; в Ковне жили писатель А. Мапу, литературный критик Ба‘ал-Махашавот.

Особой известностью пользовалась основанная в 1863 г. Слободская иешива, ставшая центром еврейской учености и привлекавшая учащихся из разных стран. Еврейская община Ковны содержала многочисленные хедеры, школы и библиотеки. В 1908 г. в Ковне было зарегистрировано 32628 евреев (41,2% от общего населения); работало 1439 еврейских предприятий. Жители Ковны Л. Брамсон и А. Г. Абрамсон (?–1907) были депутатами Государственной думы. По переписи 1897 г. в Ковне проживал 25441 еврей.

Довоенное время

В 1909 г. в Ковне состоялось Совещание еврейских общественных деятелей, на котором обсуждались вопросы о коробочном сборе и в связи с ним о введении прогрессивного налога в пользу еврейских общин, а также об урегулировании дел еврейских благотворительных учреждений. Поляки и евреи в сумме составляли до 4/5 населения дореволюционного Каунаса.

Во время Первой мировой войны русское командование осуществило высылку еврейского населения из прифронтовых губерний: 28 апреля 1915 г. — Курляндской, 5 мая 1915 г. — Ковенской. Особенно жестоко высылка осуществлялась в Ковне. Из Ковны депортировали даже больных, раненых солдат, семьи фронтовиков. Но после революции в 1917 г. многие из них вернулись в Ковну.

Этнический состав населения Ковно по переписи 1919 г.:

  1. Поляки 42 %
  2. Евреи 31 %
  3. Литовцы 16 %
  4. Русские 1,5 %
  5. Прочие 1,0 %

С начала 1920-х г.г. в Каунасе помещались центральные учреждения национально-культурной автономии евреев Литвы (Министерство по еврейским делам, Еврейский национальный совет и другие). 4 января 1920 г. в Каунасе состоялся 1-й съезд еврейских общин, в работе которого участвовало 139 делегатов и на котором был избран Еврейский национальный совет Литвы с местопребыванием в Каунасе.

Этнический состав населения Каунаса по переписи 1939 г.:

  1. Литовцы 60 %
  2. Евреи 25 %
  3. Поляки 10 %
  4. Восточные славяне 5 %

В начале 1930-х гг. в Каунасе выходило пять еврейских ежедневных газет, действовала сеть еврейских детских садов, начальных и средних школ (в том числе четыре ивритские гимназии) и учительских семинарий, в которых языком преподавания были иврит и идиш.

В 1925 г. часть учеников и преподавателей Слободской иешивы во главе с раввином рабби Натаном Цви Финкелем переехали в Эрец-Исраэль, в город Хеврон. Иешива продолжала функционировать в Каунасе под руководством раввина А. Гродзенского (?–1944). По переписи 1923 г. в Каунасе проживало около 25 тысяч евреев (свыше 25% населения), а в 1933 г. — 38 тыс. (30% населения). После присоединения Литвы к СССР (1940 г.) еврейские учреждения Каунаса были закрыты. В 1940 г. многие евреи Каунаса, так же как и представители других национальностей, были депортированы в отдаленные районы Советского Союза.

Холокост

Еще до вступления в Каунас немецких войск 23 июня 1941 г. по призыву созданного в тот же день Временного правительства Литвы начались массовые убийства евреев. Отряды литовских националистов собирали в IV и VII фортах Каунасской крепости, в автобусном гараже на Витовском проспекте евреев. Оккупационное командование стремилось, чтобы массовые убийства евреев в Прибалтике осуществлялись руками местного населения. В «Итоговом отчете на 15 октября 1941» эйнзацгруппен «А», действовавшей в Прибалтике, говорилось: «Важно было для будущего иметь доказательство того, что освобожденное население по собственной инициативе принимало энергичные меры против врагов — большевиков, евреев, причем не должно быть обнаружено руководства немецких властей. Первые эффективные результаты самоочистительных акций были достигнуты с помощью партизан в Литве, в Каунасе». Литовцы уничтожали евреев самым зверским образом: убивали ломами и топили в воде, накачивали до смерти водой из насосов в гараже. Многие евреи были расстреляны в IV и VII фортах Каунасской крепости. До 1 июля было убито семь тысяч евреев.

8 июля 1941 г. оккупационные власти опубликовали приказ о переселении евреев в течение месяца в предместье Вильямполь (Слободка), где создавалось еврейское гетто. 5 августа на собранном по распоряжению немецких властей еврейском собрании был избран глава юденрата доктор Э. Элькес. Количество узников гетто сразу после переселения евреев составляло 29 760 человек. В августе–октябре 1941 г. подразделениями айнзатцгруппен «А», немецкой полиции порядка и вспомогательной литовской полиции был осуществлен ряд акций по уничтожению евреев Каунаса, которые происходили в IX форте Каунасской крепости. 18 августа были расстреляны 534 еврея. 4 октября 1941 г. было уничтожено две тысячи обитателей городского гетто. Во время этой акции еврейский госпиталь был облит бензином и сожжен вместе с больными и медицинским персоналом. 28–29 октября 1941 г. состоялась так называемая «большая акция». В ноябре–декабре 1941 г. в IX форте были расстреляны тысячи немецких, австрийских и чехословацких евреев.

В 1942 г. – первой половине 1943 г. в гетто Каунаса не производились акции по уничтожению еврейского населения. В январе около аэродрома были открыты так называемые большие мастерские, на которых работали тысячи узников гетто и которые в основном выполняли заказы немецких и гражданских властей. Для улучшения положения еврейского населения в Каунасе юденратом была организована кухня, отпускавшая в день около восьмисот обедов, были созданы огороды, на которых работали женщины и молодежь. Были организованы школы садоводства и ремесел под руководством бывшего директора школы ОРТа в Каунасе, агронома Я. Огейского. Был создан оркестр. В гетто выходил молодежный журнал на иврите «Ницоц».

В январе 1942 г. в гетто Каунаса была основана организация сопротивления, которую возглавил идишский писатель коммунист Х. Елин (1907–1944). Вскоре была создана сионистская организация сопротивления. Летом 1943 г. подпольные движения объединились и создали Еврейскую всеобщую боевую организацию, в которую входили около шестьсот бойцов. Военную подготовку члены организации проходили под руководством еврейской полиции гетто. Для участия в партизанской борьбе было переправлено в леса 350 членов организации из Каунаса, которые составили ядро трех партизанских отрядов.

26 октября 1943 г. в гетто была проведена акция, направленная против детей и стариков, многие из которых были отправлены в Освенцим. После нее подпольная организация смогла переправить из гетто большое количество оставшихся в живых детей. Так, несколько сотен детей были выведены в партизанский отряд К. Шумаускаса.

Осенью 1943 г. гетто было превращено в рабочий лагерь. В конце 1943 г. – начале 1944 г. несколько тысяч узников гетто Каунаса были направлены в концентрационные лагеря на территории Эстонии. В декабре 1943 г. из IX форта Каунасской крепости бежала группа еврейских заключенных (62 человека) под руководством капитана советской армии И. Вишницкого. Летом 1944 г. узники гетто были депортированы в концентрационные лагеря Дахау, Штутгоф, где в большинстве были уничтожены или умерли.

Несмотря на невыносимо тяжелые условия, в гетто творили художники Я. Лифшиц (1903–44) и Эстер Лурье (родилась в 1913 г.; в Израиле в 1934–39 гг. и с 1945 г.). Их произведения экспонируются в Яд ва-Шем.

Послевоенное время

В 1959 г. в Каунасе проживало 4792 еврея (2,24% населения). В 1961 г. действовала самодеятельная театральная труппа. В 1963 г. еврейское кладбище в Каунасе было распахано; евреям предоставлен особый участок на общем кладбище. В массовый выезд евреев СССР в Израиль, начавшийся в 1971 г., включилось большое число каунасских евреев.

В 1989–2004 г.г. большинство евреев Каунаса репатриировалось в Израиль. В 2004 г. в Каунасе проживало около шестьсот евреев. В городе функционировали еврейская община под председательством С. Давидовичуса, еврейская воскресная школа, ульпан по изучению иврита, отделение Бейтара, класс по изучению ТаНаХа. Общине были возвращены здания, в которых до 1940 г. находились синагоги. В Каунасе довольно часты проявления антисемитизма. Так, в августе 2002 г., во время матча между командами Израиля и Литвы, болельщики размахивали палестинскими флагами, плакатами, восхваляющими Хамас, и выкрикивали лозунги «Евреи — вон!»

Известные евреи-горожане

  • Абрамсон, Шахно Гиршевич (1861—1907) — присяжный поверенный Ковенского окружного суда, депутат 2-й Государственной Думы, кадет.
  • Аарон Барак, (род. в 1936 Каунасе), председатель Верховного Суда Израиля, юридический советник главы правительства Израиля, декан юридического факультета Еврейского университета, в Иерусалиме.


Ссылки

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация