Кашрут

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Кашрут)
 
(40 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Кашру́т''' ({{lang-he|כַּשְׁרוּת}}, в [[Ашкеназы|ашкеназском]] произношении «ка́шрус») — термин в [[иудаизм]]е, означающий дозволенность или пригодность чего-либо с точки зрения [[Галаха|Галахи]].
+
#redirect [[:ej:Кашрут]]
-
 
+
-
В русском языке прилагательное «коше́рный» образовано от «''ко́шер''» — [[Ашкеназы|ашкеназского]] варианта произношения {{lang-he|כָּשֵׁר}}; антоним — «трефно́й»,<ref>[http://dic.academic.ru/s_ushakov.php?t=1058014 «Трефной» в толковом словаре Ушакова]</ref> от {{lang-yi|טרײף}} ''трейф'' — букв. некошерный, в свою очередь восходит к {{lang-he|טְרֵפָה}}, ''трефа́'' — букв. «растерзанное» ({{Библия|Быт|37:33}}, {{Библия|Лев|17:15|-16}})<ref>[http://www.forward.com/articles/3350/ Peretz Rodman. Treif Wasn’t Always Non-kosher (Leviticus 16:1-18:30)]</ref>. В последние годы и в особенности в израильских изданиях встречается также написание «к'''а'''шерный».
+
-
 
+
-
== Определение ==
+
-
Кашрут — система ритуальных правил, определяющих соответствие чего-либо требованиям [[Галаха|Галахи]], еврейского Закона. В основе законов кашрута лежат заповеди [[Тора|Торы]], а также дополнительные правила, установленные еврейскими религиозными авторитетами, главным образом в [[Мишна|Мишне]] и [[Гемара|Гемаре]], вместе образующими [[Талмуд]] ([[Устная Тора]]).
+
-
 
+
-
Обычно термин «''кашрут''» используют применительно к своду религиозных предписаний, связанных с пищей, однако его применяют и в других аспектах традиционной жизни — от юридических (например, правомочность свидетелей<ref>[[Галаха]] признаёт кошерным, то есть правомочным, лишь свидетельство зрелого дееспособного мужчины (с 13-и лет, [[бар мицва]]). Некошерными свидетелями считаются [[Глухота|глухие]], [[немые]], [[слепота|слепые]], [[Слабоумие|умственно неполноценные]] и дети. Также в еврейском религиозном суде не могут выступать в качестве свидетелей женщины, [[раб]]ы и [[Преступление|осуждённые за преступления]].</ref>) до бытовых (выбор ткани<ref>[[Галаха]] запрещает надевать ''шаатнез'', то есть изделия из комбинированных тканей, сотканных из ниток животного и растительного происхождения, [[лён|льна]] и [[шерсть|шерсти]].</ref>) и ритуальных ([[тфилин]], [[цицит]]).
+
-
 
+
-
== Кашрут пищи ==
+
-
В разных еврейских общинах законы кашрута могут несколько различаться. Наибольшие различия существуют при соблюдении [[Песах|пасхальных]] запретов. Правила кашрута различаются и у разных течений внутри иудаизма, например для особо верующих имеются особо строгие правила так называемый ''глат ко́шер'' ({{lang-yi|גלאַט כּשר}} — «просто/строго кошерное»).
+
-
 
+
-
=== Кошерность мяса ===
+
-
 
+
-
{{see also|Нечистые животные}}
+
-
 
+
-
==== Животные, обитающие на суше ====
+
-
В пищу разрешено только мясо животных, являющихся '''одновременно''' [[Жвачные|жвачными]] (строго травоядных) и [[парнокопытные|парнокопытными]] (имеющих раздвоенные копыта). Это травоядные животные, такие как коровы, овцы и козы, а также: лоси, газели, горные козлы, жирафы и т. п.
+
-
 
+
-
Тора перечисляет четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности. Это [[свинья]], [[верблюд]], [[Даманы|даман]] и [[заяц]]. Эти животные запрещены в пищу. Таким образом, свинина некошерна потому, что свинья не жует жвачку, а не потому, что свинья грязнее прочих животных.
+
-
 
+
-
==== Птицы ====
+
-
Тора не определяет никаких признаков для кошерных птиц. Она просто перечисляет список трефных птиц. Среди них такие, как орёл, сова, пеликан. Поскольку сегодня нет возможности точно идентифицировать всех трефных птиц, перечисленных в Торе, в пищу употребляют только домашних птиц, о кошерности которых существует традиция. Это куры, утки, гуси, индейки и голуби.
+
-
 
+
-
Яйца птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца же тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы хищные или [[падальщики]]). Поскольку кровь категорически запрещена к употреблению, яйца, в которых есть сгусток крови — являются некошерными.
+
-
 
+
-
==== Библейские животные, современные названия которых не установлены ====
+
-
Значение названий некоторых животных, упоминающихся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] в связи с кашрутом, исследователями точно не установлено. Среди них: «''анака''»<ref>в современном иврите — [[варан]]</ref>, «''летаа''»<ref>в современном иврите — [[ящерица]]</ref>, «''хомет''», «''[[тиншемет]]''»<ref>в современном иврите — [[сипуха]] (вид [[совы|сов]])</ref>, «''харгол''»<ref>в современном иврите — [[кузнечик]]</ref>, «''хагав''»<ref>в современном иврите — кобылка, акрида (вид [[Саранча|саранчи]])</ref>, «''солам''».
+
-
 
+
-
==== Забой скота и птицы (''шхита'') и кошерование мяса ====
+
-
Законы кашрута распространяются также и на процесс забоя животного. Чтобы мясо было полностью кошерным, оно должно отвечать нескольким требованиям:
+
-
# Должно использоваться мясо только кошерных животных, перечисленных выше.
+
-
# Животное должно быть зарезано в соответствии со всеми требованиями [[Галаха|Галахи]]. Этот процесс называется ''[[шхита]]'' ({{lang-he|שחיטה}}), а квалифицированный резник — ''шо(й)хет'' ({{lang-he|שוחט}}). Животному перерезают горло, и оно должно умереть от потери крови.<ref>В Швейцарии, Швеции, Дании и Нидерландах шхита запрещена законом о защите животных как негуманный метод забоя скота.</ref>
+
-
 
+
-
Существуют также специальные законы ритуальной подготовки [[нож]]а, которым будет зарезано животное — как затачивать нож, проверять, чтобы на нём не было ни малейшей щербинки и т. п.; законы о том, где и как резать (только одним движением и только горло в районе прохождения [[сонная артерия|сонной артерии]]). Мясо зарезанных надлежащим образом животных, здоровье которых было непоправимо повреждено, некошерно.
+
-
 
+
-
Тора запрещает употреблять в пищу кровь. Поэтому мясо замачивают в воде комнатной температуры, а затем помещают на специальную доску для соления и посыпают крупной солью. Соль впитывает кровь. После этого мясо тщательно промывают.
+
-
 
+
-
''Шо(й)хет'' обычно много лет учится в [[ешива|ешиве]], чтобы получить общие знания еврейских законов. Затем он проходит специальный курс для резников, длящийся около года и завершающийся экзаменом. Только после этого он получает право делать шхиту. Законы о шхите и проверке туши животного на кошерность весьма многочисленны и сложны, поэтому лишь человек, который досконально их изучил и получил соответствующий диплом, имеет право заниматься этим ремеслом.
+
-
 
+
-
Специалист, проверяющий тушу предназначенного в пищу животного, называется ''машгиах'' ({{lang-he|משגיח}}, надзирающий). Машгиах обследует тушу, чтобы установить, есть ли признаки [[болезнь|болезни]], по которым мясо считается трефным. Существуют и другие профессии, связанные с кашрутом, например ''менакер'' ({{lang-he|מנקר}}) — человек, очищающий заднюю часть туши от запрещённых в пищу жил.
+
-
 
+
-
=== Кошерность рыбы ===
+
-
 
+
-
Подробнее см. [[Кошерность рыбы]]
+
-
 
+
-
«Рыба» в данном случае является расширенным понятием, включающим в себя не только собственно рыб, но и других обитающих в воде животных. [[Рыба]], согласно законам кашрута, [[мясо]]м не является, а потому на неё правила относительно мясных продуктов не распространяются. Рыба является «[[парве|па́рве]]» (от {{lang-yi|פּאַרעװע}}, «ни молоко, ни мясо», «нейтральное»), то есть может употребляться как с мясными, так и с молочными продуктами. Тем не менее, существует традиция не есть рыбу вместе с мясом.
+
-
 
+
-
Кошерные рыбы, согласно определению кашрута, имеют два обязательных признака: у них есть [[чешуя]] и [[плавник]]и. Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с лёгкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. В случае, если есть сомнение о наличии у рыбы плавников или чешуи, существуют вспомогательные признаки: кошерная рыба имеет [[жабры]], [[позвоночник]], и должна метать [[Рыбья икра|икру]].
+
-
 
+
-
Некоторые виды рыб ([[сом]], [[осётр]], [[угорь]], [[акула|акулы]]), а также млекопитающие [[кит]]ы и [[дельфин]]ы обладают плавниками, но не имеют кошерной чешуи, и поэтому некошерны. Соответственно [[чёрная икра|осетровая]] (чёрная) икра — не кошерна, а [[красная икра|лососевая]] (красная) — кошерна. [[Моллюски]] ([[осьминог]]и, [[устрица|устрицы]], [[кальмар]]ы) и [[ракообразные]] ([[краб]]ы, [[Рак (животное)|раки]], [[омар]]ы, [[креветка|креветки]]) не имеют ни чешуи, ни плавников, и также некошерны.
+
-
 
+
-
=== Разделение между мясным и молочным ===
+
-
{{также|Парве}}
+
-
 
+
-
Законы кашрута разделяют все пищевые продукты животного происхождения на мясные и молочные, совместное употребление которых запрещено. После приёма мясной пищи должно пройти несколько часов (сроки в некоторых общинах могут отличаться: 1, 3 или 6 часов), прежде чем можно употреблять молочную. После приёма молочной пищи мясо можно есть спустя период от 30 минут до 2 часов; точная длительность тоже зависит от общины. Исключение составляют твёрдые сыры, после употребления которых должно пройти столько же времени перед употреблением мясной пищи, сколько принято в данной общине между приёмом мясной и молочной пищи.
+
-
 
+
-
Продукты, не относящиеся ни к молочной, ни к мясной пище ([[рыбные продукты|рыба]], [[овощи]], [[фрукты]]), называются ''[[парве]]'', и их разрешено употреблять как с мясной, так и с молочной пищей. Однако если такие продукты контактировали с мясной или молочной пищей (даже если весь контакт заключался в том, что, к примеру, человек, евший молочное, не вымыл как следует руки перед тем, как брать овощи), они теряют статус «парве» и считаются мясной или молочной пищей соответственно.
+
-
 
+
-
=== Запрет на насекомых ===
+
-
Кашрут категорически запрещает употреблять в пищу [[насекомые|насекомых]], [[земноводные|земноводных]] и [[пресмыкающиеся|пресмыкающихся]]. Тора называет их ''шерец'' ({{lang-he|שרץ}}, нечисть). Это ограничение обязывает религиозную хозяйку хорошо представлять внешний вид, процесс развития и места обитания насекомых, чтобы удалять их из пищи. Особенно осторожной надо быть при употреблении в пищу муки и крупы. Муку требуется просеивать через мелкое сито, а крупу перебирать, чтобы выяснить, нет ли в ней насекомых или червей. [[Овощи]] — капусту, [[салат]], [[укроп]] и т. п. — также, с точки зрения кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться червячки и взрослые насекомые. Многие фрукты являются излюбленным местом обитания червей — такие, как [[инжир]], [[абрикос]]ы — и поэтому перед едой их следует проверять с особой тщательностью.
+
-
 
+
-
==== Исключения о насекомых ====
+
-
Запрет на употребление в пищу насекомых и продуктов их жизнедеятельности имеет исключения. Торой разрешаются в пищу некоторые виды саранчи, и некоторые другие строго определённые насекомые.
+
-
 
+
-
По законам кашрута, [[мёд]] разрешён к употреблению в пищу, поскольку он фактически не является продуктом жизнедеятельности организма пчелы, в отличие, например, от [[молоко|молока]].
+
-
{{начало цитаты}}Производство мёда начинается с того момента, как рабочая пчела покидает улей для сбора нектара или пыльцы. Пчела собирает нектар в мешок, расположенный на её теле, и приносит его в улей. В улье нектар передается от одной пчелы к другой, жуётся и выплёвывается по несколько раз. Таким образом образуется густой сироп, который содержит большее количество углеводов и очень мало влаги. Рабочая пчела выливает сироп в ячейку соты и затем обдувает его своими крылышками. Это делает сироп ещё более густым. Так получается мёд.{{конец цитаты|источник=[http://fadr.msu.ru/rin/livest/476honey.html Виртуальная библиотека по сельскому хозяйству]}}
+
-
Таким образом, несмотря на то, что со строго научной позиции, [[Нектар (сахаристый сок)|нектар]] и подвергается [[фермент]]ной биотрансформации секретами, выделяемыми в [[зоб]]у медоносной [[Пчёлы|пчелы]], с точки зрения кашрута, мёд представляет собой цветочный сок, переработанный пчелой и поэтому считается продуктом растительного, а не животного происхождения.
+
-
 
+
-
=== Кошерность напитков ===
+
-
Кошерность [[вино|вина]] обусловливается не типом [[виноград]]а или спецификой изготовления, а соблюдением определённых законов.
+
-
# ''Орла '' — первые три года после посадки виноград (в числе остальных плодовых деревьев) запрещён к употреблению в пищу;
+
-
# ''Ревия'' — плоды четвёртого года, которые полагалось приносить в [[Иерусалимский храм]], сегодня также запрещены;
+
-
# ''[[Шмита]]'' — в Израиле каждый седьмой год от начала завоевания евреями [[Ханаан]]а, вино можно изготавливать лишь соблюдая специальные правила святости плодов (не выбрасывать попусту плоды и не выливая без нужды само вино и пр.).
+
-
# Соблюдение субботы — непосредственно в производстве вина могут участвовать лишь [[евреи]], соблюдающие [[шаббат]].
+
-
# При осветлении не должны использоваться вещества животного происхождения (напр. яичный желток и [[желатин]]).
+
-
# ''Маасер'' ([[десятина]]) — [[Галаха]] требует отделять от винограда (в числе остального урожая) [[десятина|десятину]] в [[Иерусалимский храм]]. За отсутствием Храма, в [[Израиль|Израиле]] один процент от урожая виноделы уничтожают в присутствии раввина.
+
-
Все сельскохозяйственные законы Торы связаны исключительно с Землёй Израиля и в других странах не действуют.
+
-
 
+
-
[[Галаха]] запрещает использовать вино, относительно которого существует подозрение в том, что его могли использовать иноверцы в своих религиозных обрядах. Поэтому спиртные напитки из винограда (в том числе: [[коньяк]] и [[брэнди]]) должны производиться исключительно евреями.
+
-
 
+
-
Существует также постановление мудрецов о том, что вино которое открыто [[Гой|неевреем]], или неизвестно, кто его открыл, запрещено к употреблению.<ref>Этот запрет распространяется лишь на напитки, сделанные из винограда.</ref> Во избежание этого запрета, существует обычай «варить» вино, то есть нагревать его до температуры, когда появятся пузырьки на поверхности. Считается, что подобное вино непригодно для языческих обрядов (некоторые авторитеты, однако, это оспаривают, так как подобное вино по качеству не уступает обычному). В современном виноделии принято не кипятить, а быстро нагревать и затем охлаждать вино в автоклаве. Такое вино называется ''мевушаль'' (варёное) и оно может быть использовано в любом случае. Особо ревностные иудеи требуют кипятить также виноградный сок, если он используется для благословения ''кидуш''<ref>http://www.chassidus.ru/library/halacha/kitzur_shamir/078.htm</ref>.
+
-
 
+
-
Некоторые сорта водки являются трефными, поскольку в их состав входят молочные добавки (например, водка «Посольская»).
+
-
 
+
-
=== Пасхальный кашрут ===
+
-
{{main|Песах}}
+
-
Во время праздника [[Песах]] к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным (''[[хамец]]''). Запрещено употреблять в пищу и даже иметь в доме продукты, содержащие ''[[хамец]]''.
+
-
 
+
-
Для продуктов в фабричных упаковках в дополнению к штампу кашрута должен присутствовать специальный штамп «''Кашер ле-Песах''» («Kosher for Passover»).
+
-
 
+
-
==== Хамец ====
+
-
{{main|хамец}}
+
-
В Песах нельзя не только пользоваться, но и владеть квасным (хамецом).
+
-
 
+
-
Примеры квасного:
+
-
* Любые [[злаки]] — [[пшеница]], [[ячмень]], [[рожь]], [[овёс]], или [[полба]], которые входили в контакт с водой или другими жидкостями, должны рассматриваться как хамец, поскольку в них может начаться [[брожение]].
+
-
** Мучные продукты: [[лапша]] из муки, [[вермишель]], [[Овсяная каша|овсянка]], [[хлеб]], [[торт]], [[печенье]], [[пирожные]], [[маца]] и блюда из мацы, не приготовленные специально для Песаха.
+
-
** Продукты из злаковых: кукурузные хлопья, воздушные пшеничные зерна, толченая пшеница и др.
+
-
* Солодовые продукты: все солодовые и дрожжевые продукты, овощные экстракты, горчица и другие приправы.
+
-
* Напитки: пиво, виски и другие алкогольные напитки, солодовый уксус и маринованные продукты, содержащие солодовый уксус, фруктовые эссенции, глюкоза.
+
-
 
+
-
В различных еврейских общинах правила относительно квасного могут отличаться друг от друга. Так, [[ашкеназы]] запрещают в пищу и употреблению т. н. ''китнийот''<ref>http://www.istok.ru/time-n-dates/Passover/Passover_1.html</ref>: продукты, содержащие [[бобовые]], [[рис]], а также похожие на них продукты, например, [[арахис]], и др. Существуют различные обычаи по отношению к различным [[Список растительных масел|растительным маслам]], например, к соевому и кукурузному маслам.
+
-
 
+
-
== Мнения о значении кашрута ==
+
-
=== Полезность кошерной пищи ===
+
-
Согласно этому мнению, Творец, сотворивший мир, дал человечеству Закон, в соответствии с которым следует жить. Он лучше всех знает, что хорошо и полезно для духовного благополучия человека. Подобно тому, как если врач даёт пациенту определённые лекарства или назначает диету, пациент будет следовать указаниям врача, даже не понимая их смысла. Пациент понимает, что врач знает лучше, какое именно лечение необходимо, и принимает назначенные лекарства, даже если не имеет представления, как именно они действуют.
+
-
 
+
-
[[Маймонид]], бывший также выдающимся врачом своего времени, даёт медицинское обоснование законов кашрута.
+
-
 
+
-
Еврейские законоучители также объясняют, что трефная пища отрицательно влияет на духовный уровень человека, его духовная чувствительность понижается, а сердце «закрывается» для восприятия духовных идей.
+
-
{{Начало цитаты}}Возможно … характер людей может изменяться в зависимости от того, мясом какого животного питается человек. Тора поэтому запрещает есть мясо хищных и агрессивных животных, чтобы не унаследовать инстинкты убийцы. Не случайно все кошерные животные — травоядные, трефные — хищники…{{Конец цитаты|источник=философ [[Филон Александрийский]]}}
+
-
 
+
-
=== Стремление к святости ===
+
-
Согласно этому мнению, цель законов кашрута состоит в том, чтобы привить такие качества как самодисциплина и способность к самоограничению, а также возвысить акт принятия пищи от животного уровня до высокоорганизованного и сознательного.
+
-
{{Цитата|Вы должны быть святы, поскольку Я, Господь Бог ваш, свят}}
+
-
Тем самым, законы кашрута являются частью системы заповедей Торы, выполняя которые, человек учится контролировать свои желания и страсти и, тем самым, растёт духовно.
+
-
{{Цитата|Заповеди — даны Богом только для того, чтобы дисциплинировать и воспитывать людей. Какая разница Всевышнему, каких животных мы едим — чистых или нечистых?… (Мидраш Танхума, гл. «Шмини»)}}
+
-
 
+
-
=== Сохранение национальной самоидентификации ===
+
-
Многие законы кашрута направлены на то, чтобы ограничить контакты с неевреями. К примеру, многие виды пищи считаются трефными только из-за того, что приготовлены неевреями. Виноградное вино, приготовленное неевреями, также запрещено.
+
-
 
+
-
Эти «неудобные» законы служат преградой, барьером для контактов, которые могут в конце концов привести к бракам с неевреем, что является серьёзным нарушением Торы. Кашрут также сближает евреев, где бы они ни находились. Когда еврей, соблюдающий кашрут, едет в другой город или страну, он будет искать там раввина и общину, где он сможет достать кошерную еду. А в синагоге, еврей встречает ещё больше новых друзей, разделяющих его взгляды и нравственные ценности. Таким образом, соблюдающий законы кашрута еврей никогда не окажется в одиночестве в любом городе мира, где живут евреи.
+
-
 
+
-
{{Начало цитаты}}Когда кто-то в некошерном ресторане заказывает говяжий бифштекс вместо свиных отбивных, пытаясь соблюсти «кошер», я уже не смеюсь над ним. Выбор этого человека, возможно, свидетельствует о его попытке отказаться от некошерной свинины… Если он отказывается от сливочного масла и не разбавляет свой кофе молоком после мяса, я уважаю этого человека ещё больше, ибо он, очевидно, помнит заповедь Кашрута «НЕ ВАРИ ТЕЛЁНКА В МОЛОКЕ МАТЕРИ»… А если он вообще предпочитает рыбу мясному, я усматриваю в нём человека, серьёзно пытающегося жить по заповедям Бога{{конец цитаты|источник=р. Залман Шахтер, «Состояние еврейской веры»}}
+
-
 
+
-
=== Моральные ценности ===
+
-
Согласно этому подходу, цель законов кашрута в том, чтобы
+
-
# сократить до минимума число животных, которых можно убивать;
+
-
# производить умерщвление животных наиболее безболезненным способом;
+
-
# воспитать отвращение к пролитию крови.
+
-
 
+
-
Жестокость по отношению к животным прямо запрещена Торой. Охота и умерщвление животных для развлечения — запрещены. Убивать животных можно только для еды, для медицинских исследований и т. п. ''[[Шхита]]'' (забой скота согласно Торе) — является одним из наиболее гуманных методов умерщвления животного. В соответствии с законами кашрута, любое раненое животное уже не кошерно. Поэтому убивать животных следует быстро — одним ударом, чтобы уменьшить боль до минимума. Инструменты, которыми пользуется резник (нож, топор), должны быть острыми. Животное при этом теряет сознание в доли секунды.
+
-
 
+
-
Тора запрещает также употреблять в пищу кровь. Этим объясняются специальные законы забоя скота, замачивания и соления мяса, обеспечивающие удаление крови. Таким образом Тора учит не быть жестокими.
+
-
 
+
-
{{Начало цитаты}}
+
-
Удивительно, что никто из соседей израильтян не разделяет существующего у них абсолютного запрета на употребление крови. На кровь смотрят как на продукт питания… Кровь — это символ жизни. Согласно законам иудаизма, человек имеет право на поддержание своей жизни путём употребления в пищу лишь минимального количества живой материи… Человек не имеет права посягать на саму «жизнь». Поэтому кровь — жизнь — должна быть символически «возвращена Богу» — мясо должно быть обескровлено перед приготовлением пищи.
+
-
{{Конец цитаты|источник=Яков Милгром, профессор университета в Беркли}}
+
-
=== Критика кашрута ===
+
-
== Объективность и бренды кашрута ==
+
-
[[Файл:Kosher.jpg|thumb|right|300 px|На упаковке продукта может быть несколько печатей инстанций, проверяющих кошерность. Это делается, чтобы удовлетворить все сегменты рынка.]]
+
-
Из всего вышеизложенного следует, что кашрут является [[Герменевтика|герменевтическим]] сводом субъективных суждений, и его нельзя подтвердить объективным лабораторным исследованием.
+
-
Поэтому многие верующие люди не полагаются на лицензии о кашруте государственных ведомств, таких, как Главный раввинат в Израиле<ref>http://www.eleven.co.il/article/10900</ref> или Инспекция кашрута штата Нью-Йорк, или крупных организаций, как Ортодокс Юнион<ref>http://oukosher.org/</ref>, а предпочитают лицензирование от известного им или почитаемого в их общине [[раввин]]а.
+
-
 
+
-
С 1950-х годов существует общепринятый международный товарный знак кошерной пищевой продукции — буква '''«К»''' в окружности — подтверждающий кошерность продукта.{{нет АИ|28|08|2009}} На упаковке может быть несколько печатей и фирменных знаков. Это значит, что производители позаботились получить лицензию кашрута в разных инстанциях, чтоб удовлетворить все возможные сегменты рынка.
+
-
В Израиле в 1977 году все крупнейшие сети супермаркетов устранили некошерные продукты со своих прилавков.
+
-
В [[Армия обороны Израиля|Армии обороны Израиля]] обязательно приготовление лишь кошерной пищи.
+
-
 
+
-
== Рынок кошерных продуктов ==
+
-
В настоящее время рынок кошерных продуктов стал огромным бизнесом. Лишь в [[США]] годовой оборот рынка составляет по разным оценкам от 50 до 150 миллиардов [[Доллар США|долларов]]. По сообщению журнала «Новости пищевой отрасли»<ref>[http://www.foodindustrynews.com/ Food Industry News]</ref>, рынок кошерных продуктов активно расширяется, завоевывая крупные сегменты нееврейских потребителей.
+
-
 
+
-
Согласно данным журнала Kosher Today, среди 11 млн американцев, выбирающих продукты по принципу кошерности, только один миллион собственно евреев. Кошерные продукты потребляют не только набожные евреи, но и другие категории потребителей: [[Вегетарианство|вегетарианцы]], [[адвентисты седьмого дня]], [[мусульмане]], люди с [[аллергия|аллергией]] на [[лактоза|лактозу]] или [[клейковина|клейковину]] и многие другие категории потребителей.
+
-
 
+
-
Журнал [[Kosher Today]]<ref name="kt">http://www.koshertoday.com/</ref> сообщал в начале 2002 года о том, что оборот американского рынка кошерных продуктов увеличивается ежегодно на 5.9 %, а оборот кошерных ресторанов более, чем на 10 %. По другим сообщениям рост рынка составляет около 15 % в год.
+
-
 
+
-
Ежегодно в ноябре в [[Нью-Йорк]]е проходит международная ярмарка [[Кошерфест]]<ref name="kt"/>, собирающая тысячи производителей и распространителей кошерных продуктов (8 500 в 2006 г.).
+
-
 
+
-
Около 150 000 видов кошерных продуктов представлено на мировом рынке, и это количество ежегодно увеличивается примерно на 2 500 новых продуктов. Другие лидеры этого рынка — [[США]], [[Израиль]], [[Франция]], [[Великобритания]] и [[Австралия]].
+
-
 
+
-
Объём российского рынка кошерных продуктов составляет около $5 млн (на июль 2006). Помимо магазинов, традиционно работающих при [[синагога]]х, в [[2002 год]]у на Трифоновской улице ООО «Кошер» открыло первый и пока что единственный в [[Москва|Москве]] супермаркет кошерной еды.
+
-
<!-- раздел в процессе работы!--->
+
-
 
+
-
== Курьёзы, связанные с кашрутом ==
+
-
* Видные раввины XVIII века считали [[помидор]] «свиным плодом» и запрещали его в употребление <ref>http://lamerkhav.wordpress.com/как-евреи-произошли-от-славян/6-кабан-на-еврейских-знаменах/</ref>, однако в настоящее время помидоры в пищу разрешены.
+
-
 
+
-
=== Кошерность сотовых телефонов ===
+
-
 
+
-
Так, к примеру, существует кашрут сотовых телефонов.<ref name="telefony">Сведения из статьи [http://www.mignews.com/news/travel/world/091008_223453_50259.html на сайте MigNews.com]</ref> Такие телефоны имеют специальные номера, и обладание таким номером считается признаком принадлежности к ультраортодоксальной общине. Кошерные телефоны не могут получать или отправлять СМС, не могут подключаться к Интернету и не оснащены камерами. Как и в случае с пищей, кошерность телефона определяется раввином после проверки. Все основные телефонные компании Израиля предлагают «кошерные пакеты», которые несколько дешевле обычных.<ref name="telefony" />
+
-
 
+
-
== Кашрут и ислам ==
+
-
{{main|Халяль}}
+
-
Правила, аналогичные кашруту, есть и в [[ислам]]е (см. ''[[Халяль]]''). Мусульмане также не едят свинину, пользуются теми же правилами забоя [[скот]]а. Но в исламе нет специального человека, в функции которого входило бы наблюдение за соблюдением санитарно-гигиенических правил. Существует только одно ограничение, которое есть в исламе, но его нет в [[иудаизм]]е: ислам запрещает употребление [[спиртные напитки|спиртных напитков]], а с точки зрения кашрута в этом нет ничего предосудительного.
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{список примечаний}}
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{викисклад|Kosher}}
+
-
* {{ЭЕЭ|12037|Кашрут}}
+
-
* {{ЭЕЭ|14155|Трефа}}
+
-
* [http://www.koshercertification.org.uk Кошерная сертификация]
+
-
* [http://www.kosher.ru Департамент кашрута при Главном раввинате России (Москва)]
+
-
* [http://www.kasher.ru Отдел кашрута при Московском раввинском суде]
+
-
* [http://www.kosher.co.il/Default.aspx?lang=en База данных кошерных производителей]
+
-
* [http://toldot.ru/rus/articles/auth/206  Статья «Кашрут в некошерном мире»]
+
-
* [http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=531  Статья «Кашрут в странах СНГ»] [http://toldot.ru/rus/articles/auth/110 Яаков Типограф]
+
-
* [http://chassidus.ru/library/halacha/kashrut/index.htm М. Пантелят. "Путеводитель по кашруту"]
+
-
* [http://www.russiandenver.50megs.com/kashrut.html Кошерная революция в Нью-Йорке] [[Михаэль Дорфман]]
+
-
* [http://rybafish.umclidet.com/rybij-kashrut-%e2%80%93-ot-sinajskogo-otkroveniya-do-nashix-dnej.htm Рыбий кашрут – от Синайского откровения до наших дней] А. Черницкий
+
-
* [http://www.womenclub.ru/cooking/1370.htm Кошерная пища]
+
-
* {{статья
+
-
| автор        = Тубольцев Ю.
+
-
| заглавие      = Информационный кашрут и культурный плюрализм
+
-
| оригинал      =
+
-
| ссылка        = http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2009/4/Tuboltsev/
+
-
| автор издания =
+
-
| издание      = Электронный журнал «[[Знание. Понимание. Умение]]»
+
-
| тип          =
+
-
| место        =
+
-
| год          = 2009
+
-
| том          =
+
-
| номер        = 4 - [[Культурология]]
+
-
| страницы      =
+
-
}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Кашрут| ]]
+
-
[[Категория:Пища в религии]]
+
-
 
+
-
[[ar:كشروت]]
+
-
[[br:Kachrout]]
+
-
[[ca:Caixer (judaisme)]]
+
-
[[cs:Kašrut]]
+
-
[[da:Kashrut]]
+
-
[[de:Jüdische Speisegesetze]]
+
-
[[en:Kashrut]]
+
-
[[eo:Koŝera]]
+
-
[[es:Cashrut]]
+
-
[[fi:Košer]]
+
-
[[fr:Cacherouth]]
+
-
[[gl:Kóxer]]
+
-
[[he:כשרות]]
+
-
[[hu:Kóser]]
+
-
[[id:Kosher]]
+
-
[[is:Kosher]]
+
-
[[it:Casherut]]
+
-
[[ja:カシュルート]]
+
-
[[lv:Kašruts]]
+
-
[[ms:Kashrut]]
+
-
[[nl:Kasjroet]]
+
-
[[nn:Kasjrút]]
+
-
[[no:Kasjrut]]
+
-
[[pl:Koszerność]]
+
-
[[pt:Cashrut]]
+
-
[[ro:Kaşrut]]
+
-
[[simple:Kashrut]]
+
-
[[sk:Kašrut]]
+
-
[[sv:Kosher]]
+
-
[[tr:Kaşer]]
+
-
[[uk:Кошерна їжа]]
+
-
[[yi:כשרות]]
+
-
[[zh:符合教規的食物 (猶太教)]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 21:41, 5 ноября 2013

  1. redirect ej:Кашрут
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация