Киев (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Антисемитизм» с помощью HotCat)
м (добавлена категория «Холокост в Украине» с помощью HotCat)
Строка 225: Строка 225:
[[Категория:Еврейские погромы]]
[[Категория:Еврейские погромы]]
[[Категория:Антисемитизм]]
[[Категория:Антисемитизм]]
 +
[[Категория:Холокост в Украине]]

Версия 15:33, 25 мая 2012



Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Киев Представители Джойнта капитан Э. Вурзангер (сидит слева) и доктор Ч. Спивак (справа) с членами Комитета помощи еврейскому населению в Киеве. Слева стоит главный раввин Киева С. Аронсон


Киев, столица Киевской Руси (10–12 вв.), с 1934 г. — Украинской ССР, ныне — столица Украины.

Содержание

Первые упоминания

Самое раннее свидетельство проживания в Киеве евреев (очевидно, хазарских) — так называемое Киевское письмо: адресованный еврейским общинам мира призыв собрать средства для помощи киевлянину Яакову бар Ханукке (10 в.).

Поселением киевских евреев было, возможно, урочище Козары (см. Хазария) у впадения реки Почайны в Днепр, упоминаемое в записи Ипатьевской летописи за 945 г.

В другой записи говорится, что в 986 г. к князю Владимиру прибыли евреи из Хазарского каганата склонять его к обращению Руси в иудаизм.

В новых городских стенах (закончены в 1037 г.) имелись Жидовские ворота, к которым примыкал еврейский квартал (см. Кварталы еврейские).

Летописец Нестор (около 1080 г.) в «Житии... Феодосия» (основателя и игумена Киево-Печерского монастыря) рассказывает, что тот посещал по ночам евреев и вел с ними религиозные споры.

Двенадцатый век

В еврейских источниках упоминаются холхей Русия (`идущие в Русь`), видимо, участвовавшие в 12 в. в торговле между Востоком и Западом, шедшей через Киев.

Члены еврейской общины вели денежные операции и, очевидно, были связаны с княжеским двором. Когда в 1113 г., после смерти князя Святополка восставшие киевляне напали на еврейский квартал, они грозили князю Владимиру Мономаху «не Путятин [тысяцкий] двор, ни соцьких, но и жиды грабити», что, как видно, должно было сильно ущемить интересы князя.

Биньямин из Туделы в 1173 г. назвал Киев «великим городом». Евреев Киева посещали Птахия из Регенсбурга, с родным городом которого они вели интенсивную торговлю, Ицхак бар Дорбело (12 в.) и, возможно, Элиэзер бен Натан из Майнца (1090? – 1170?) — сподвижники Яакова бен Меира Тама. С последним поддерживал связь, а возможно, и учился у него рабби Моше, который жил в Киеве в 12 в. и переписывался с Шмуэлем бен Али hа-Леви (умер, по-видимому, в 1194 г.), главой иешивы в Багдаде.

Греческий монах Феодосий писал в 1156 г. о живших в Киеве караимах.

Значительный ущерб евреям Киева нанесли пожар еврейского квартала в 1124 г. и ограбление города дружинами Андрея Боголюбского в 1169 г.

Четырнадцатый - пятнадцатый век

О положении евреев Киева в период татаро-монгольского ига и после занятия города в 1320 г. литовскими князьями достоверных сведений не сохранилось.

В документах 15 в. упоминаются киевские евреи — сборщики податей, владевшие значительным имуществом. В это время еврейская община прославилась ученостью, чему немало способствовала деятельность рабби Моше бен Яакова из Киева. Процветала и современная ему община караимов.

В 1470 г. из Киева в Новгород выехал Схария Жидовин, с которым русские источники связывают зарождение «ереси жидовствующих».

При нашествии на Киев хана Менгли-Гирея в 1482 г. многие взятые в плен евреи были увезены в Крым.

При изгнании евреев из Литвы в 1495 г. они были изгнаны и из Киева.

Шестнадцатый век

В 1503 г. указ об изгнании был отменен, община возродилась, получила от короля Сигизмунда I участок земли за Львовскими (бывшими Жидовскими) воротами для устройства кладбища, а откуп на налоги был отдан еврею, некоему Шамаку Даниловичу.

Семнадцатый век

Ходатайства купцов-христиан привели в 1619 г. к запрету евреям проживать в Киеве более одного дня и только в «гостином городском доме». Но и после этого евреи продолжали владеть землями, домами и лавками в городе, а некий Мисан Иосифович — откупом на «водные поборы».

Русский источник указывает, что во время резни при захвате Киева Б. Хмельницким были замучены многие евреи.

Приняв власть над Украиной, царь Алексей Михайлович в 1654 г. и в 1660 г. подтвердил запрет 1619 г., и какие-либо сведения о евреях в Киеве исчезают надолго.

Восемнадцатый - девятнадцатый век

Новая еврейская община зародилась в Киеве около 1792 г. (73 человека, выходцы из белорусских и польских областей).

В 1798 г. община (раввин — Аврахам Абеле бен Нафтали) уже имела свое кладбище, а в 1815 г. насчитывала около полутора тысяч человек и владела молитвенным домом на Подоле и синагогой на Печерске.

В 1827 г. Николай I издал приказ о выселении евреев из Киева, однако исполнение его оттягивалось до 1835 г. городскими властями, которые предвидели отрицательное влияние этой акции на жизнь города.

В 1843 г. генерал-губернатор добился у царя разрешения на временное проживание в Киеве (в двух арендуемых евреями подворьях; существовали до 1857 г.) еврейских купцов и ремесленников, так как экономическая жизнь города пришла в упадок. При закрытии подворий на евреев Киева был наложен акцизный сбор (см. Коробочный сбор) в пользу городской казны.

После издания в 1861 г. новых правил, дававших право постоянного жительства вне черты оседлости евреям — купцам первой гильдии, фабрикантам, ремесленникам, лицам свободных профессий, а также их служащим, ученикам и прислуге, начался быстрый рост еврейского населения Киева (1411 человек в 1862 г., 3013 в 1863 г., свыше 50 тысяч к 1910 г., 81 256, то есть 13% всего населения, в 1913 г.). Несмотря на частые полицейские облавы, которыми славился Киев, численность его еврейского населения намного превосходила официальные данные, не учитывавшие лиц со статусом временных жителей.

В 1862 г. еврейская община имела несколько молитвенных домов, основанную А. А. Куперником (1822–1902) собственную бесплатную больницу (городская общественная больница открылась лишь в 1875 г.), благотворительные и учебные заведения. К концу 19 в. евреи составляли 44% киевского купечества, а на еврейские производства приходилась четверть выпускаемой в городе продукции.

Особенно значительными были мукомольные предприятия и сахарные заводы Бродских, И. М. Зайцева (1827–1907) и Д. С. Марголина (1850–19?; организатор пароходства на Днепре, устройства в Киеве водопровода, первого в России трамвайного пути, 1892 г., и снабжения жителей газом).

Видную роль в экономической жизни страны играл Южнорусский промышленный банк, основанный в Киеве Поляковыми в 1870-х гг. В то же время около 40% еврейского населения ремесленного Подола получали пособия как нуждающиеся от различных общинных благотворительных (см. Благотворительность) обществ.

Общине принадлежали свыше 20 синагог (в том числе Хоральная, построенная к 1898 г. на средства Л. И. Бродского; затем — здание Украинского театра музыкальной комедии), две школы талмуд-тора, детский приют, еврейское казенное училище и многое другое.

В 1896 г. И М. Зайцев в дар общине построил еврейскую хирургическую больницу.

Погром 1881 года

26 апреля 1881 г. в Киеве разразился погром, который продолжался три дня. Несколько евреев были убиты, более 20 женщин изнасилованы, было разгромлено более тысячи еврейских квартир и магазинов.

Палестинофильские настроения

В кругах еврейской интеллигенции пробудились палестинофильские настроения, которые значительно усилились в 1890-х гг. На 2-м Сионистском конгрессе (1898) киевскую организацию представлял доктор М. Э. Мандельштам.

Двадцатый век (до 1941 г.)

В 1900 г. караимы Киева возвели собственную синагогу (кенасса; затем — кинотеатр).

Проживание в Киеве значительного числа еврейских писателей (в том числе Шалом Алейхема, в произведениях которого Киев назван Ехупец), учителей, юристов, врачей способствовало развитию интенсивной просветительской деятельности. Киевское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России содержало два еврейских детских сада, образцовый хедер, субботнюю школу для взрослых, библиотеку (около шести с половиной тысяч книг) и другое.

Росла вместе с тем и тяга к ассимиляции. Еврейские дети составляли семь–девять процентов от общего числа учеников в нееврейских средних учебных заведениях, а в университете в 1911 г. около 17% студентов составляли евреи.

Возникшие в начале 20 в. еврейские политические течения и партии в 1905–1907 гг. развили в Киеве активную деятельность. Пропагандистами политического сионизма были Ш. Аронсон, главный раввин Киева в 1907–21 гг., и Я. Алешковский (1872–1946), киевский раввин в 1904–20 гг.

Погром 1905 года

Во время погрома 18–20 октября 1905 г. местные власти активно способствовали погромщикам. Для провоцирования погрома был распущен ложный слух о том, что евреи разорвали царский портрет в помещении городской Думы. Полицмейстер Киева Цеховский с балкона здания Киевской городской Думы призывал погромщиков: «Бей жидов, грабь, ломай». Войска вместо того, чтобы защищать евреев, активно участвовали в погроме.

Сенатская комиссия, расследовавшая обстоятельства погрома в Киеве, сделала вывод, что полицейские и погромщики часто сами стреляли из еврейских домов, чтобы спровоцировать войска громить их. Армия активно действовала против еврейской самообороны. Погром сопровождался большим количеством жертв.

Антисемитские выступления 1911 года

В марте–июле 1911 г. антисемитская пресса инспирировала в Киеве кровавый навет (см. М. М. Бейлис), а в сентябре в городе возникла предпогромная ситуация, вызванная покушением Д. Богрова на председателя совета министров П. Столыпина (умер от раны).

Положение евреев (1914 - 1919 г.)

В 1915 г. власти разрешили селиться в Киеве евреям, бежавшим или выселенным из района военных действий, и к 1917 г. еврейское население города выросло до 87 240 человек (19% общего населения), а после отмены в дни февральской революции «особых законов о евреях» стало еще заметней увеличиваться и в 1919 г. достигло 114 524 человек (21% населения).

Киевские деятели еврейских политических партий активно участвовали в Центральной Раде (украинский парламент).

Глава созданного в 1917 г. Еврейского министерства входил в состав украинского правительства, принявшего 10 января 1918 г. закон о национально-культурной персональной автономии.

Верховным органом еврейских демократических общин являлся Еврейский национальный совет. Командование частей германской армии, оккупировавших Киев весной 1918 г., с пониманием относилось к нуждам еврейского населения. Но переход власти к Директории и ее борьба за Киев с Красной армией и Добровольческой армией А. Деникина, бои между ними, налеты различных банд, частые смены властей почти всегда сопровождались насилием, убийствами, грабежом еврейского населения, пытавшегося организовать самооборону против гайдамаков С. Петлюры, деникинских солдат и офицеров, банды Струка и т. д.

Особенно сильно пострадало еврейское население от солдат Вооруженных сил Юга России под командованием А. Деникина.

После того, как в конце сентября 1919 г. части Красной армии ненадолго ворвались в город, евреи были обвинены в том, что они якобы стреляли в белогвардейских солдат. 1–5 октября «многие воинские части и целые группы воинских чинов, продолжая преследование отступающего противника, приступили к грабежам еврейского населения». Группы вооруженных солдат и офицеров обходили еврейские квартиры, осуществляя сплошной грабеж еврейского населения, который сопровождался многочисленными случаями изнасилований и убийств. Всего же по отчету Еврейского комитета помощи во время этого погрома было убито 294 еврея.

Поскольку советская власть объявляла вне закона антисемитизм и погромы, значительное число еврейской молодежи вступало в ряды Красной армии и советские вооруженные отряды.

В июле 1919 г. почти полностью погиб отряд из 100 комсомольцев (преимущественно евреев) Подола, отправившихся во главе с М. Ратманским (1900–1919) на борьбу с бандой Зеленого в Триполье (так называемая Трипольская трагедия).

Широкий размах получило сионистское рабочее и молодежное движение, с которым уже к 1919 г. начали вести борьбу органы Чрезвычайной комиссии (ЧК) и Евсекция.

6 июня 1919 г. ЧК провела массовые обыски у сионистов.

Еврейская жизнь (1921 - 1939 г.)

3 октября 1921 г. (в день Рош hа-Шана) Евсекция устроила публичный суд над еврейской религией.

4 мая 1922 г. Всеукраинская конференция Цеирей Цион (51 делегат) была арестована, и 27 человек были приговорены к различным срокам заключения и ссылки.

Тем не менее, отряды hа-Шомер hа-цаир функционировали в Киеве до 1924 г., как и ивритская гимназия «Тарбут», а затем продолжали действовать нелегально до 1928 г.

В 1925 г. состоялся суд над устроителем подпольной иешивы Винярским. В 1926 г. была закрыта Хоральная синагога, в которой стал играть детский еврейский театр. Однако подпольная любавичская (см. Хасидизм) иешива на квартире М. З. Раппопорта (1890–1941) просуществовала до 1937 г.

Почти до конца 1930-х гг. Киев был крупным центром советской культуры на идиш. Здесь развивалась еврейская советская литература (Д. Гофштейн, П. Маркиш, Д. Бергельсон и многие другие; см. Идиш литература), была сеть еврейских школ, художественный техникум, ряд еврейских факультетов в высших учебных заведениях, отделение еврейской культуры при Украинской академии наук (с 1926 г.; с 1930 г. — Институт еврейской пролетарской культуры), еврейский театр и детский еврейский театр, множество еврейских профессиональных и районных клубов, литературные издательства, периодическая печать и т. д.

С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание деятельности, а в 1937–38 гг. — почти полная ликвидация всех этих начинаний. По переписи 1939 г., в Киеве проживало 224 200 евреев.

Немецкая окупация

Уничтожение евреев

21 сентября 1941 г. германская армия захватила Киев. Согласно немецким официальным документам, составленным сразу после захвата города, большинство евреев Киева не успело эвакуироваться. В городе оставалось около 150 тысяч евреев. Современный еврейский историк из Украины Ф. Левитас на основании изучения архивных документов сделал вывод, что расстрелы евреев в Бабьем Яру начались 22 сентября. Массовое уничтожение еврейского населения Киева было осуществлено 29 сентября – 1 октября 1941 г. эйнзацгруппен «С» и подразделением украинской полиции. Согласно немецким документам, за три дня был уничтожен 33 771 еврей. Расстрелы скрывавшихся продолжались в 1941–43 гг. По данным Государственной чрезвычайной следственной комиссии, за время оккупации в Бабьем Яру было расстреляно 125 тысяч человек, в подавляющем большинстве евреев.

Антинацистское сопротивление

Евреи принимали активное участие в деятельности антинацистского (см. Сопротивление антинацистское) подполья в Киеве, одним из руководителей которого был секретарь подпольного горкома КПУ С. Бруз (1905–1942), погибший в перестрелке с гестаповцами. Связная подпольного горкома Татьяна Маркус (1922?–1942) достала документы на имя «грузинской княжны Татьяны Маркусидзе» и устроилась работать в офицерскую столовую. Она пользовалась большим успехом у немецких офицеров и заманивала их в засаду, уничтожала их сначала с помощью других подпольщиков, а затем одна. Она была казнена летом 1942 г.

Антисемитизм в послевоенный период

После окончания войны в городе часто происходили антиеврейские инциденты. Так, 4 сентября 1945 г. лейтенант НКВД И. Розенштейн подвергся нападению двух военнослужащих-антисемитов и, защищаясь, застрелил их. Состоявшиеся 7 сентября похороны убитых переросли в массовые антиеврейские беспорядки, во время которых пять евреев были убиты.

С 1946 г. в Киеве функционировала синагога (раввин И. Шехтман, 1887–1953). В конце 1940-х гг. предпринимались безуспешные попытки открыть вторую синагогу.

Во время антиеврейской кампании в Советском Союзе в 1948–53 гг. в Киеве были закрыты Кабинет еврейской культуры АН УССР, альманах на языке идиш «Дер Штерн». Были арестованы многие деятели еврейской культуры: поэт Д. Гофштейн, директор Кабинета еврейской культуры Э. Спивак, писатель М. Талалаевский. Некоторые из них были расстреляны или скончались в заключении.

В 1952 г. в Киеве была арестована группа «еврейских националистов», в начале 1953 г. уволены многие евреи-медики. Тогда же по распоряжению властей было ликвидировано старое еврейское (Лукьяновское) кладбище.

В 1956 г. были приговорены к различным срокам заключения за «антисоветскую агитацию и пропаганду» А. Парташников (см. Н. Прат), А. Фельдман (родился в 1935 г.), М. Гарцман (родился в 1935 г.). В 1957 г. были осуждены за сионистскую деятельность Б. Вайсман, М. Дразнин (1897–?), Г. Ременник (1910–1986, с 1986 г. в Израиле).

Во время проводившейся в СССР в 1957–64 гг. кампании борьбы с иудаизмом, в 1958 г., накануне Иом-Киппура на еврейском кладбище в Киеве были осквернены несколько десятков могил, в городе распространялись антисемитские листовки.

В Киеве были опубликованы работы Т. Кичко, в которых нападки на иудаизм носили особенно грубый характер: «Иудейская религия, ее происхождение и сущность» (украинский язык, 1962), «Иудаизм без прикрас» (1962).

В 1961–64 гг. проводилась кампания борьбы с «хищениями социалистической собственности», носившей откровенно антисемитский характер. Во время кампании часто за незначительные преступления многие евреи были приговорены к смертной казни.

Особенно много смертных приговоров выносилось на Украине, где в то время за экономические преступления было казнено 79 евреев, многие из них в Киеве (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1953–67 гг.).

В 1960–75 гг. в Советском Союзе наблюдался усиливавшийся антисемитизм властей, органов массовой пропаганды, широких слоев населения.

Особенно активно он проявлялся на Украине. Это выражалось во все усиливавшихся ограничениях для поступления представителей еврейской молодежи в высшие учебные заведения Киева, в проекте засыпки Бабьего Яра для строительства там стадиона, в жестких мерах в отношении зарождавшегося еврейского движения. Так, за отказ от службы в армии из-за опасения, что это приведет к дальнейшему отказу в выезде в Израиль по соображениям секретности, были осуждены несколько киевских евреев: например, в 1973 г. М. Луцкер (был приговорен к двум годам лишения свободы).

В мае 1981 г. по ложному обвинению в злостном хулиганстве В. Кислик был приговорен к трем годам тюрьмы; в июле 1981 г. по сфабрикованному обвинению в хранении оружия и наркотиков к четырем годам С. Зубко; в декабре 1984 г. И. Беренштейн (родился в 1937 г., с 1987 г. в Израиле) к четырем годам тюрьмы, где по наущению КГБ уголовники порезали ему бритвой глаза.

С 1986 г. закрыто для захоронений единственное в Киеве еврейское (Берковецкое) кладбище.

Восстановление еврейской общинной жизни

В 1987 г., после многолетнего перерыва, должность раввина еврейской религиозной общины занял И. Фукс (родился в 1960 г.). Несмотря на жестокие преследования властей, еврейское национальное движение в Киеве развивалось.

С конца 1960-х гг. в Бабьем Яру проводились ежегодные траурные мероприятия, в которых участвовали представители еврейского движения из разных городов Советского Союза. В 1976 г. в Бабьем Яру был открыт памятник погибшим, в надписи на нем не говорилось о национальности жертв.

В 1959 г. в Киеве проживало 153 466 евреев (13,8% от всего населения), в 1970 г. — 151 933 еврея (9,3%), в 1979 г. — 132 197 евреев, в 1989 г. — 100 584 еврея (3,9%).

Одна из причин сокращения численности еврейского населения Киева заключалась в выезде евреев в Израиль, США, Германию и другие страны.

Выезд евреев из Киева начался в 1970-х гг., но особенно массовый характер он приобрел в 1989 г. – 1990-х гг. Так, в 1989 г. в Израиль из Киева, по неточным данным Еврейского агентства, выехал 581 человек, в 1990 г. — 12 292 человека, в 1991 г. — 10 368 человек, в 1992 г. — 3572 человека, в 1993 г. — 2355 человек, в 1994 г. — 2631 человек, в 1995 г. — 1999 человек, в 1996 г. — 255 человек, в 1997 г. — 357 человек.

С конца 1980-х гг. в Киеве начался процесс восстановления еврейской общинной жизни. В Киеве открываются еврейские школы, создаются учреждения науки и культуры, общественные организации.

В начале 1990-х гг. был открыт Кабинет еврейской истории и культуры АН Украины, с 1993 г. в Киеве действует Институт иудаики (директор Л. Финкель, родился в 1948 г.), Еврейский педагогический центр, Международный Соломонов университет (1993), еврейские театры «Мазлтов», «Семь стульев», Киевский еврейский молодежный театр «Ган Эден».

В городе действуют различные еврейские учебные заведения, в том числе две еврейские гимназии, школа «Ор Авнер», две еврейские воскресные школы, колледж еврейской общины «Эш hа-Тора».

Начало ХХ1 века

Согласно данным всеукраинской переписи населения 2001 г., в Киеве проживало 17 900 евреев.

В начале 21 в. в Киеве выходили различные еврейские периодические издания: «Еврейские вести», «Возрождение-2001», «Еврейский обозреватель», «Киев еврейский», «Открытая дверь», «Век со всеми и для всех».

Издается общественно-политический и литературно-художественный альманах «Егупец». Функционируют еврейские молодежные, музыкальные и творческие организации: Народный еврейский хор, танцевальный еврейский ансамбль «Шахар», детский камерный вокально-инструментальный ансамбль «Зиванит», Киевское городское еврейское общество образования, физкультуры и спорта и другие. В 1995 г. в собственность еврейской общине Киева было передано здание Хоральной синагоги, в котором на протяжении многих десятилетий размещался кукольный театр. После восстановительных работ в 2000 г. Хоральная синагога была открыта. При синагоге функционирует Всеукраинская иудейская духовная академия «Томхей тмимим».

В Киеве действуют еще две синагоги, Объединение иудейских религиозных организаций. Главным раввином Украины является А. Хайкин.

В Киеве находится центр Всеукраинских еврейских организаций; Ассоциация еврейских общин (Ваад Украины), созданная 14 января 1991 г. (председатель И. Зисельс, родился в 1946 г.); Всеукраинский еврейский конгресс, глава В. Рабинович, и другие. В Киеве довольно часто происходят акты антисемитизма. Так, 25 мая 2004 г. было разбито более 50 еврейских могил на Куреневском кладбище.

Ряд периодических изданий нагнетает антисемитскую истерию на Украине: орган социалистической партии Украины на украинском языке «Сельские вести», газета «Идеалист», газеты и журналы МАУП (Межрегиональной академии управления персоналом).

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КИЕВ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация