Кимхи, Иосиф бен-Исаак

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 09:57, 21 декабря 2012; Л.Гроервейдл (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии
Иосиф бен-Исаак Кимхи
יוסף קמחי
Дата рождения:

1105 год(1105)

Место рождения:

юг Испании

Дата смерти:

1170 год(1170)

Место смерти:

Нарбонна

Научная сфера:

грамматика, экзегетика

Известен как:

комментатор Библии,
поэт и переводчик

Кимхи, Иосиф бен-Исаак (Рикам, רי״קם‎, он же Maistre Petit) — грамматик, экзегет, поэт и переводчик. Род. на юге Испании около 1105 г., умер приблизительно в 1170 г.

Вынужденный, вследствие религиозных преследований Омайядов, оставить страну, он поселился в Нарбонне (в Провансе), где, вероятно, и провел остаток своей жизни. Утверждение, будто он был родом из Майнца, не заслуживает никакого доверия. Жил К. в бедности, добывая средства к жизни уроками. Из многих его учеников лишь некоторым удалось сохранить свое имя для потомства. Кроме его сына Моисея, к ученикам его следует причислить р. Иосифа ибн-Забару, р. Менахема бен-Симон из Posquières и р. Соломона бен-Иссака га-Несиа. Сын его Давид, оставшийся по смерти отца малолетним, может также быть включен в их число, так как он был воспитан на произведениях отца своим старшим братом Моиссеем.

Содержание

Кимхи и ибн Эзра

Авраам ибн Эзра, посетивший в 1160 г. во время своих путешествий Нарбонну, вероятно, был с ним знаком. В некоторых деталях К. следовал ибн-Эзре; с другой стороны, ибн-Эзра цитирует К. в своих комментариях. Оба ученых работали в одно время и в одном направлении, популяризуя иудео-арабскую науку среди евреев христианской Европы, заимствуя у арабов и переводя их сочинения. Хотя ибн-Эзра и превосходит К. в науке, но последний имеет полное право претендовать на первенство в насаждении иудео-арабской науки на почве христианской Европы. Изложение К. изящно и ясно, расположение материала искусное, обработка сюжета без уклонений в сторону, и вследствие этого сочинение К. более доступно изучению, чем произведения ибн-Эзры, лишенные всех вышеупомянутых достоинств.

Кимхи и Рабейну Там

Другим современником К. был р. Яков бен-Меир, называемый также "Рабейну Там", слывший величайшим авторитетом среди галахистов своего времени. Желая положить конец разногласиям между последователями Менахема бен-Сарук и приверженцами Дунаша бен-Лабрата, р. Там написал книгу, названную им "Гахраот" (примирительные решения), в которой он явился сторонником Менахема. К. не был удовлетворен этими решениями и, считая себя более компетентным разрешить спор двух школ, написал в 1165 г. книгу "Sefer ha-Galui" (םפר הגלױ‎). Книга распадается на две части; первая трактует о разногласиях между Менахемом и Дунашом, вторая заключает в себе свободную критику словаря первого ученого. В введении к этой книге К. оправдывается в своей смелости выступить открыто против такого признанного в то время авторитета. Веньямин из Кентербюри, ученик р. Тама, написал возражения против "Sefer ha-Galui", вступаясь за честь своего учителя.

Грамматика

В своей грамматике "Sefer Zikkaron" (ספר‎, זכרון‎, изд. Bacher'ом, Berlin, 1888) и в "Sefer ha-Galui" (ספר הגלױ, изд. Matthews, ib., 1887) К. в полной зависимости от Хаюджа во всем, что касается трактовки сюжета, только в объяснениях слов он опирается, главным образом, на ибн-Джанаха. В общем, он не оригинален; только в немногих вопросах он идет своей дорогой, и его изыскания имели значение и для будущего времени. Так, например, он первый открыл, что гифил (הפעיל‎) имеет возвратное и непереходящее значение, и впервые установил номинальные формы для определения восьми классов глаголов и классифицировал гласные в пять долгих и 5 кратких. В своих трудах он часто уделяет внимание языку литургии. В этимологических объяснениях он подыскивает аналогию в Библии, Талмуде, Таргуме и в арабском яз. Из его экзегетических трудов известны: "Сефер га-Тора" — комментарии на Пятикнижие; "Сефер га-Микна" — комментарий к Пророкам — и "Хиббур га-Лекет", неизвестного содержания. В манускрипте сохранился его комментарий к Песне Песней, а комментарий к Притчам издан под именем "Сефер га-Хукка" Б. Дубровым (Breslau, 1868); варианты плохо изданного текста опубликовал Eppenstein в "Zeisch. für. Hebr. Bibl.", V, 143 и сл. Один фрагмент комментария к книге "Иова" опубликовал Шварц в соч. "Tikwat Enosch" (תקות אנוש‎, Берлин, 1868), а остальные части Eppenstein в "REJ", XXXVII, 86 и сл. Многие экзегетические замечания разбросаны в его трудах по грамматике. Метод его по большей части приближается к "пешат", т. е. к буквальной интерпретации. К. является первым эклектиком в провансальской школе экзегетов.

Поэтическое творчество

К. выступал и на поприще поэзии. Его литургические гимны и другие произведения отличаются красотою формы и изяществом языка, но они не могут быть сравнимы с произведениями великих испанских поэтов. Тем не менее, он занимает видное место среди провансальских поэтов. Впоследствии его произведения пользовались успехом и часто цитировались.

Переводы

Кимхи перевел этическое произведение Бахии ибн-Пакуды, «Хобот га-Лебабот», с арабского на еврейский; им же переложен «Мибхар га-Пениним» (מנחר הפנינים‎) ибн-Гебироля в стихотворную форму, под названием «Schekel ha-Kodesch» (שקל הקדש‎). От перевода «Chobot ha-Lebabot» сохранился лишь фрагмент, опубликованный Jellinek’ом в издании Бенъякоба (Лейпциг, 1846). «שקל הקדש‎», за исключением отрывков, изданных в журнале «Цион» и в соч. «דרך טונים‎» Эдельмана, остался ненапечатанным. В своем переводе К., слишком высоко ценивший изящность выражения, не строго держался оригинала. Но своим переводом он способствовал лучшему пониманию арабских авторов и служит поэтому дополнением к трудам Тиббонидов.

Апологетика

Наконец, следует отметить и апологетические труды К. «Sefer ha-Berit» (ספר הנרית‎), один фрагмент которого был напечатан в «מלחמת חונה‎» (Константинополь, 1710). Труд этот написан по просьбе одного из его учеников, пожелавшего иметь сборник всех тех сентенций пророков, которые могли бы послужить вспомогательным средством в споре с теми, которые отрицают Тору. Он составлен в виде диалога между правоверным евреем и отщепенцем. Правоверный утверждает, что истинная религия еврейская может быть узнана по нравственному поведению еврея. Все евреи выполняют в своей жизни предписания десяти заповедей. Не отрицая этого, отщепенец, однако, бросает евреям упрек в лихоимстве. На это правоверный отвечает, что порок этот встречается и среди неевреев в равной мере. Книга «Сефер га-Берит» (ספר הנרית‎) интересна в том смысле, что служит прекрасным отражением нравственного состояния евреев того времени, как и доказательством той свободы, которою евреи тогда пользовались в Провансе не только в выражениях относительно своей собственной религии, но и относительно религии соседей-христиан.

Время деятельности Давид Кимхи в истории иудаизма

Ошибка: неверное или отсутствующее изображение

Литература

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация