Китайские евреи

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Кайфэнские евреи)
Строка 46: Строка 46:
== Кайфэнские евреи ==
== Кайфэнские евреи ==
-
Проверку временем выдержала лишь община в [[Кайфэн]]е, которая со временем приобрела особый этнический облик. Внешне кайфэнские евреи почти ничем не отличаются от своих соседей — китайцев.<ref>http://www.hadassah.org/news/content/per_hadassah/archive/2005/05_DEC/feature_kaifeng.asp</ref> Связано это с тем, что после разрушения [[синагога|синагоги]] во время [[восстание тайпинов|восстания тайпинов]] многие евреи выехали из Кайфэна, а оставшиеся для продолжения рода вступали в брак с китаянками и [[Хуэйцы|хуэйками]]. Поскольку счёт родства у кайфэнских евреев патрилинейный, при репатриации в Израиль по [[Закон о возвращении|Закону о возвращении]] им приходится формально принимать [[иудаизм]].
+
Проверку временем выдержала лишь община в Кайфэне, которая со временем приобрела особый этнический облик. Внешне кайфэнские евреи почти ничем не отличаются от своих соседей — китайцев.<ref>http://www.hadassah.org/news/content/per_hadassah/archive/2005/05_DEC/feature_kaifeng.asp</ref> Связано это с тем, что после разрушения [[синагога|синагоги]] во время восстания тайпинов многие евреи выехали из Кайфэна, а оставшиеся для продолжения рода вступали в брак с китаянками и хуэйками. Поскольку счёт родства у кайфэнских евреев патрилинейный, при репатриации в Израиль по [[Закон о возвращении|Закону о возвращении]] им приходится формально принимать [[иудаизм]].
=== История кайфэнской общины ===
=== История кайфэнской общины ===
-
Надпись на местной стеле (1489) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада ([[Индия]] или [[Персия]]), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне.<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12106|Китайские евреи}}</ref> Поскольку Кайфэн был столицей империи [[Северная Сун]] в 960—1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда [[похищение императоров|Кайфэн был захвачен]] [[Чжурчжэни|чжурчжэнями]] и двор бежал на юг, за реку [[Янцзы]]. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. Более поздние стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках [[Юэ Фэй|Юэ Фэя]].
+
Надпись на местной стеле (1489) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада (Индия или Персия), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне<ref name="ЭЕЭ">{{ЭЕЭ|12106|Китайские евреи}}</ref>. Поскольку Кайфэн был столицей империи Северная Сун в 960—1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда Кайфэн был захвачен чжурчжэнями и двор бежал на юг, за реку Янцзы. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. Более поздние стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках Юэ Фэя.
-
Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был [[новоперсидский язык|новоперсидский]], они занимались изготовлением, крашением и украшением узорами хлопчатобумажных тканей. По одной из гипотез, китайские евреи пришли из [[Бухара|Бухары]] и постепенно прибывали в Кайфэн небольшими группами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как её литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только [[персидские евреи|персидских]], но и [[йеменские евреи|йеменских евреев]].<ref name="ЭЕЭ" /> Рукописные тексты на [[древнееврейский язык|древнееврейском]] свидетельствуют о том, что переписчики не имели представления о действительном произношении слов (в частности, гласных). [[Файл:Member of the Jewish Zhao clan, Kaifeng, Henan.JPG|thumb|280px|Еврейка из Кайфэна.]]
+
Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский, они занимались изготовлением, крашением и украшением узорами хлопчатобумажных тканей. По одной из гипотез, китайские евреи пришли из [[Бухара|Бухары]] и постепенно прибывали в Кайфэн небольшими группами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как её литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только [[персидские евреи|персидских]], но и [[йеменские евреи|йеменских евреев]]<ref name="ЭЕЭ" />. Рукописные тексты на [[древнееврейский язык|древнееврейском]] свидетельствуют о том, что переписчики не имели представления о действительном произношении слов (в частности, гласных). [[Файл:Member of the Jewish Zhao clan, Kaifeng, Henan.JPG|thumb|280px|Еврейка из Кайфэна]]
-
О существовании китайских евреев европейцам стало известно от [[иезуит]]ского миссионера [[Маттео Риччи]], который встретил в 1605 г. молодого кайфэнского еврея по имени Ай Тянь (艾田) и узнал от него, что тот верит в единого Бога. Изображение [[Богоматерь|Богоматери]] с младенцем он принял за [[Ревекка|Ревекку]] с [[Иаков]]ом. Из дальнейших расспросов и визитов в Кайфэн иезуитам стало известно о том, что тамошние евреи посещают [[синагога|синагогу]] и воздерживаются от употребления свинины.
+
О существовании китайских евреев европейцам стало известно от иезуитского миссионера Маттео Риччи, который встретил в 1605 г. молодого кайфэнского еврея по имени Ай Тянь (艾田) и узнал от него, что тот верит в единого Бога. Изображение Богоматери с младенцем он принял за [[Ривка|Ривки]] с [[Яаков]]ом. Из дальнейших расспросов и визитов в Кайфэн иезуитам стало известно о том, что тамошние евреи посещают [[синагога|синагогу]] и воздерживаются от употребления свинины.
== Примечания ==
== Примечания ==

Версия 16:20, 30 ноября 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Китайские евреи
Файл:Jews china.jpg
Общая численность

ок. 1000 чел.

Расселение

Китай

Язык

китайский язык

Религия

Иудаизм

Родственные народы

Китайцы, евреи

Китайские евреи (или кайфынские; так называемые ютай или ютайжэнь) — еврейская этнолингвистическая группа (община), которая на протяжении по крайней мере 700 лет была сосредоточена в китайском городе Кайфэн (провинция Хэнань).

Термин «китайские евреи» возник в XVII—XVIII вв., когда христианские миссионеры впервые столкнулись с представителями данной общины. Сами китайцы называли иудаизм «тяо цзинь цзяо» (挑筋教), что значит «религия вытягивания жил» (намёк на кашрут).

К началу 1980-х гг. свыше 200 потомков членов этой общины, ассимилировавшихся в религиозном, культурном и даже антропологическом отношении, продолжали называть себя евреями. Некоторые впоследствии выехали в Израиль[1].

Содержание

Истоки

Согласно преданиям, китайские евреи прибыли в Китай при династии Хань в I в. н. э.[2] В это время уже существовал Великий Шёлковый Путь через Джунгарию и Восточный Туркестан в страны Средней Азии и Ближнего Востока.

Документальные данные подтверждают присутствие еврейских торговцев в Китае в VIII—IX вв. Арабские, китайские и другие источники IX—XIV вв. сообщают о существовании в Китае еврейских торговых колоний и даже общин в Ханчжоу, Пекине и других городах[2]. Эти общины достигли расцвета в XIII—XIV вв., но впоследствии бесследно исчезли.

Файл:Kaifeng in China.png
Кайфэн и провинция Хэнань на карте Китая

Кайфэнские евреи

Проверку временем выдержала лишь община в Кайфэне, которая со временем приобрела особый этнический облик. Внешне кайфэнские евреи почти ничем не отличаются от своих соседей — китайцев.[3] Связано это с тем, что после разрушения синагоги во время восстания тайпинов многие евреи выехали из Кайфэна, а оставшиеся для продолжения рода вступали в брак с китаянками и хуэйками. Поскольку счёт родства у кайфэнских евреев патрилинейный, при репатриации в Израиль по Закону о возвращении им приходится формально принимать иудаизм.

История кайфэнской общины

Надпись на местной стеле (1489) утверждает, что 70 еврейских семейств прибыли некогда с запада (Индия или Персия), поднесли в дар императору хлопчатобумажные ткани и получили разрешение поселиться в Кайфэне[2]. Поскольку Кайфэн был столицей империи Северная Сун в 960—1127 гг., то это событие могло произойти не позднее 1127 г., когда Кайфэн был захвачен чжурчжэнями и двор бежал на юг, за реку Янцзы. Возведение синагоги стела относит к 1169 году. Более поздние стелы подчёркивают верность евреев императору и их доблестную службу в войсках Юэ Фэя.

Видимо, первоначально разговорным языком китайских евреев был новоперсидский, они занимались изготовлением, крашением и украшением узорами хлопчатобумажных тканей. По одной из гипотез, китайские евреи пришли из Бухары и постепенно прибывали в Кайфэн небольшими группами. Вероятно, община в дальнейшем принимала выходцев из других стран Востока, так как её литургия (известная по молитвенникам китайских евреев) отражает влияние не только персидских, но и йеменских евреев[2]. Рукописные тексты на древнееврейском свидетельствуют о том, что переписчики не имели представления о действительном произношении слов (в частности, гласных).

О существовании китайских евреев европейцам стало известно от иезуитского миссионера Маттео Риччи, который встретил в 1605 г. молодого кайфэнского еврея по имени Ай Тянь (艾田) и узнал от него, что тот верит в единого Бога. Изображение Богоматери с младенцем он принял за Ривки с Яаковом. Из дальнейших расспросов и визитов в Кайфэн иезуитам стало известно о том, что тамошние евреи посещают синагогу и воздерживаются от употребления свинины.

Примечания

Литература

Ссылки

zh:开封犹太人Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках