Книга Зоhар

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Структура книги: оформление)
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Авторство и время написания: викификация)
Строка 26: Строка 26:
Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимоном Баром Йохаем]] (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства.  
Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби [[Шимон Бар Иохай|Шимоном Баром Йохаем]] (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства.  
-
[[Изображение:Mose ben Sem Tob .jpg|thumb|left|Моше де Леон, [[Гвадалахара]]]]
+
[[Изображение:Mose ben Sem Tob.jpg|thumb|left|Моше де Леон, [[Гвадалахара]]]]
В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:
В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:
<blockquote>«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)</blockquote>
<blockquote>«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)</blockquote>
Строка 32: Строка 32:
Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры<ref>[http://yaqir-mamlal.livejournal.com/32965.html Перевод свидетельства Ицхака де-мин Акко.]</ref>, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зоhар а, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом [[Моше бен Шем Тов де Леон|Моше де Леоном]], который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая [[Абулафия, Тодрос|Тодроса Абулафия]] и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Предполагают, что Зоhар написан не ранее 1270 года.
Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры<ref>[http://yaqir-mamlal.livejournal.com/32965.html Перевод свидетельства Ицхака де-мин Акко.]</ref>, который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зоhар а, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом [[Моше бен Шем Тов де Леон|Моше де Леоном]], который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая [[Абулафия, Тодрос|Тодроса Абулафия]] и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Предполагают, что Зоhар написан не ранее 1270 года.
-
Одним из трудов, опровергающих древность Зоhара, является книга Элияху Дельмедиго «Бхинат hа-дат» («Исследование религии»). Г. Грец первым высказал предположение, что автором Зоhар а был кастильский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон, принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования Г. Шолема, предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зоhар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зоhар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода<ref>[http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]</ref>. В относительно короткое время (основная часть Зоhар а написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода Онкелоса, испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов.  
+
Одним из трудов, опровергающих древность Зохара, является книга Элияhу [[Дельмедиго, семья|Дельмедиго]] «Бхинат hа-дат» («Исследование религии»). [[Грец, Генрих|Г. Грец]] первым высказал предположение, что автором Зохара был кастильский каббалист [[Моше Бен Шем Тов Де Леон|Моше бен Шем Тов де Леон]], принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования [[Шолем, Гершом|Г. Шолема]], предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зоhар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зоhар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода<ref>[http://abuss.narod.ru/Biblio/sholem/sholem.htm ''Основные течения в еврейской мистике'', Гершом Шолем (Москва 2004)]</ref>.  
-
Видимо, перу Моше де Леона принадлежат все части Зоhара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Ра‘ая мехемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тиккуней hа-Зоhар » — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в.
+
В относительно короткое время (основная часть Зоhар а написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода [[Онкелос И Аквила|Онкелоса]], испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов.
 +
 
 +
Видимо, перу Моше де Леона принадлежат все части Зоhара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Раая меhемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тикуней hа-Зоhар» — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в.
== Содержание ==
== Содержание ==

Версия 14:56, 6 ноября 2012

Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Файл:Zohar.png
Титульный лист книги Зоhар , 1558

Книга Зо́hар (также Зохар, Зогар, Зоар ивр. סֶפֶר זהַר‎, Се́фер Зо́hap, «Книга Сияния») — основная и самая известная книга в корпусе каббалистической литературы.

Зоhар является мистическим комментарием (мидраш) к Торе (деление комментария соответствует еженедельным чтениям Торы), перемежающимся более или менее пространными отступлениями, которые содержат поучения, предания (в основном о рабби Шимоне бар Иохае и его сподвижниках), различные рассуждения и т. п. Темы: устройство и сотворение мироздания, Тора, будущее человечества, отношения Бога и человека.

Зоhар оказал огромное влияние на развитие каббалы, на все мистические течения в иудаизме после XIII в. и на духовную жизнь еврейства вообще, что видно, в частности, по обилию экзегетической литературы и руководств к изучению книги Зоhар

Полное издание Зоhар в 22 томах с переводом на иврит и текстовыми вариантами было подготовлено Иехудой Ашлагом (Ба‘ал hа-Сулам; 1884?–1954) и вышло в свет в Иерусалиме в 1945–58 гг. Полный русский перевод выполнен Эфраимом Баухом в 1995 г.

Содержание

Авторство и время написания

Каббалисты утверждают, что книга была написана рабби Шимоном Баром Йохаем (РаШБИ) во II веке н. э. и в течение многих столетий была скрыта. Однако уже вскоре после появления книги в некоторых раввинистических кругах возникло сомнение в подлинности его авторства.

Файл:Mose ben Sem Tob.jpg
Моше де Леон, Гвадалахара

В одном из комментариев к Зohapy приводится такая история появления этой книги:

«Рассказывают, что книга Зohap была спрятана в одной из пещер возле Мерона и нашел ее там араб, и продал бродячим торговцам из верхней Галилеи. И несколько листов из нее попало в руки некоего мудреца, пришедшего с Запада. И он пошел, и стал искать, и собрал все листы у торговцев, а часть нашел в мусоре, так как обнаружил, что торговцы, продавая снедь, завертывали ее в эти листы» (Авраам Азулай. Ор ha Хама. Йерушалаим, 1886, л. 2)

Согласно свидетельству Ицхака бен Шмуэля из Акры[1], который в начале XIV века собрал противоречивую информацию относительно возникновения и природы Зоhар а, эта книга была опубликована по частям испанским каббалистом Моше де Леоном, который умер в 1305 г., после того, как он встретил Ицхака из Акры. Этот каббалист с 1286 по 1293 гг. написал много книг на иврите, носящих его имя. Он был связан с несколькими каббалистами своего времени, включая Тодроса Абулафия и его сына, Иосифа из Толедо, одного из лидеров кастильского еврейства, который поддерживал Моше де Леона. Предполагают, что Зоhар написан не ранее 1270 года.

Одним из трудов, опровергающих древность Зохара, является книга Элияhу Дельмедиго «Бхинат hа-дат» («Исследование религии»). Г. Грец первым высказал предположение, что автором Зохара был кастильский каббалист Моше бен Шем Тов де Леон, принадлежавший к так называемому теософскому, или символистскому направлению каббалы. Как показали исследования Г. Шолема, предположение Греца было правильным, но его крайне рационалистическое мировоззрение помешало ему уловить оригинальность и глубину этого произведения. Г. Шолем, подвергший Зоhар филологическому анализу, отверг бытовавшее мнение, согласно которому Зоhар представляет собой средневековую компиляцию различных произведений более раннего периода[2].

В относительно короткое время (основная часть Зоhар а написана в 1280–86 гг.) Моше де Леон написал обширное, единственное в своем роде, эпическое произведение, создав не только его фабулу, но и его язык, являющийся амальгамой арамейского языка Вавилонского Талмуда и перевода Онкелоса, испанских и арабских слов, а также собственных неологизмов.

Видимо, перу Моше де Леона принадлежат все части Зоhара, за исключением нескольких коротких произведений, не имеющих названия, а также раздела «Раая меhемна» («Верный пастырь»), темой которого являются запреты и предписания Торы, и «Тикуней hа-Зоhар» — комментариев к первому слову книги Бытие, написанных неизвестным автором в начале 14 в.

Содержание

Зоhар включает 27 частей, в том числе:

  • Основная часть
  • Сифра ди-цниута
  • Идра Раба (אידרא רבא — большое заседание) — содержит мистический материал о строении и создании мира, о божественности, об Адаме, о душе (см. Основные понятия в Каббале). Эта часть состоит из вопросов, которые ученики задают РАШБИ, и его ответов на них. В конце заседания трое из десятерых учеников умирают от восхищения.
  • Идра Зута (אידרא זוטא — малое заседание) — рассказывает об смерти РАШБИ и его предсмертных словах своим ученикам. РАШБИ подводит итог Идра Раба, и умирает со словом «Хаи́м»(ивр. חיים‎ — Жизнь).
  • Идра Дбей Мишкана (אידרא דבי משכנא — домашнее заседание) — РАШБИ обсуждает с тремя из своих учеников значение и скрытый смысл молитв.
  • һейхалот
  • Раза деразин
  • Сабба
  • Йенука
  • Рав Метивта
  • Ситрей Тора
  • Матнитин
  • Зohap к Песне песней
  • Кав амида
  • Ситрей отиёт

Структура книги

С литературной точки зрения Зоhар представляет собой множество мидрашей, чаще всего каббалистического характера, объединенных общей фабулой: герои Зоhара — рабби Шимон бар Иохай, его сын Эльазар и его ученики странствуют по Эрец-Исраэль. Во время этих странствий они сами, а также встречающиеся на их пути люди (часто старики и дети) рассказывают мидраши каббалистического содержания, темой которых является познание таинств Божества. Нередко автор Зоhар а придает рассказам характер мифов и сопровождает их каббалистическим толкованием.

Сложившийся к настоящему времени кодекс «Сефер ha-Зohap» представляет собой структурно сложную книгу, состоящую из множества текстов. Три главных тома Зohapa выстроены в форме толкования Торы (Пятикнижия):

  1. Первый том представляет собой толкования на Берешит
  2. Второй том является толкованиями Шмот
  3. Третий том включает толкования на остальные книги Торы (Ваикра, Бемидбар, Дварим)
  4. Четвёртый том, так называемый Зohap Хадаш (Новый Зohap), содержит толкования, не вошедшие по каким-то причинам в другие тома. Помимо основной части, которая собственно и именуется «Зohap», в состав книги входят еще несколько текстов. Вот главные из них:
  • Сифра де-Цниута (Сокровенная Книга) — это анонимный рассказ о наиболее глубоких аспектах и внутреннем смысле Мироздания. Содержит пять небольших по объему глав. Входит в состав второго тома Зohapa.
  • Идра Раба (Великие Покои) — рассказ о тайнах, которые раби Шимон открыл узкому кругу своих учеников. Здесь подробно излагается то, о чем лишь намеком сказано в Сифра де-Цниута. Этот текст находится в третьем томе Зohapa.
  • Идра Зута (Малые Покои) — излагает те тайны, которые раби Шимон открыл ученикам перед своей кончиной. Текст также располагается в третьем томе.
  • Мидраш Неелам (Скрытый Мидраш) — эта часть, фрагментами располагающаяся в первом томе Зohapa и в Зohap Хадаш, во многом подобна основной части Зohapa. Текст здесь не только на арамейском языке, но и на иврите, и в качестве действующих лиц выступают иные, чем в Зohape, авторитеты Мишны и Талмуда.
  • Ситрей Тора (Тайны Торы) — отрывки с таким названием находятся в первом томе Зohapa. По своему характеру Ситрей Тора подобны Мидраш Неелам и посвящены преимущественно тайнам души и именам Ангелов.
  • Раза де-Разин (Тайна Тайн) — текст, повествующий о тайнах физиогномики и хиромантии. Находится во втором томе Зohapa.
  • Райа Mehемна (Верный Пастырь) — мистическое толкование заповедей Торы. Центральным действующим лицом этого текста является пророк Моше (он и зовется верным пастырем). Помимо него в разделе действуют пророк Элияhу, раби Шимон и не называемые по именам праведники Мишны и Талмуда. Судя по составу действующих лиц, само действие происходит за гранью этого мира. Отрывки под названием Райа Mehемна содержатся во втором и третьем томах Зohapa.
  • Ситрей Отийот (Тайны Букв) — этот текст находится в Зohap Хадаш и посвящен тайнам еврейского алфавита.
  • Тикуней ha-Зohap (Исправления Зohapa) — эта книга составляет отдельный том и содержит семьдесят толкований первого слова Торы. По стилю, языку и другим особенностям этот текст близок к Райа Mehемна. Остальные тексты, которые обычно выделяют, говоря о структуре Зohapa, кажутся нам второстепенными или примыкающими к перечисленным выше, и поэтому мы их здесь не обсуждаем. Согласно еврейской религиозной традиции, до нас дошла лишь малая часть этой книги.

«Воспринял я предание, что книга эта была столь велика в своем объеме, что собрав ее вместе, можно было целиком нагрузить верблюда» (Шалшелет ha-Кабала. Жолков, 1822, л. 23).

Учение Зоhара

Основной посылкой Зоhар а, как и всей каббалы, является положение, что материальный мир — это лишь видимый аспект незримой реальности, одновременно символ и часть этой высшей реальности, недоступной физическому восприятию, но частично раскрывающейся посвященным в тайны эзотерической мудрости. Каббала утверждает единство сокровенного и видимого миров: любое явление в низшем мире связано с процессами в высшем, духовном мире; это соответствие между высшей и низшей сферами присуще всем частям Божественного творения. Центральным и самым полным символом этого соответствия является человек, в котором Творец соединил все тайны обоих миров. Одной из главных идей каббалы является положение, что высший и низший миры могут влиять друг на друга. Каждое событие в низшем мире вызывает соответствующее изменение в высших сферах. Человек является поэтому активным сотрудником Бога, соучастником в работе творения. Руководством человеку в этой работе служит Тора, в которой каббалисты усматривают как бы шифрованное описание динамики внутренней Божественной жизни, лежащей в основе творения. Каббала стремится расшифровать сокровенный смысл Писания. Человеческий ум не может проникнуть в глубочайшую тайну трансцендентного Божества. Он может постичь лишь облачения (левушим) Божества — Его проявления в качестве живого Бога религии в бытии, творении и откровении. Эти «облачения», по существу, являются эманациями Божества, проявлениями Его сокровенной сущности и одновременно каналами (циннорот), по которым Божественное влияние проникает во все миры и действует в них.

В каббале Зоhар а каждый стих несет в себе миф, каждое слово — символ, за которым скрывается тайна. По мнению автора Зоhар а, библейское повествование нельзя понимать буквально — оно не что иное как символичное описание процессов, происходящих в мире сфирот. В каббале Зоhар а нашли то или иное отражение большинство каббалистических теорий, о знакомстве с которыми автора свидетельствует содержание книги. Зоhар использует символику света и учение жеронской каббалы о сфирот, но вместе с тем отвергает учение о мировых циклах, содержащееся в «Сефер hа-тмуна»; развивается демонология и сексуальная символика гностической каббалы, нередко встречаются в книге каббалистические термины, заимствованные Моше де Леоном у его друга, каббалиста Иосефа Гикатилы (Джикатилы; 1248 – около 1325). Трудно говорить о какой-то определенной линии в каббале Зоhар а, так как автор книги не стремится к построению спекулятивной системы, предпочитая свободное изложение переполняющих его идей, даже если некоторые из них находятся в очевидном противоречии друг с другом. В то время как каббалисты предыдущих поколений занимались построением теорий, автор Зоhар а создает пластическую картину взаимоотношений и процессов в высших мирах.

Влияние Зоhар а на дальнейшее развитие каббалы было чрезвычайно велико. Затмив произведения раннего периода, Зоhар оставался важнейшим каббалистическим произведением вплоть до появления лурианской каббалы, которая, однако, также основана на каббале Зоhара.

Духовная сила книги

С точки зрения каббалистов Зоhар имеет огромную духовную силу. Каббалисты рассматривают изучение Зоhар а как наиболее высокое духовное постижения человека. Даже чтение текстов Зоhар а без комментариев и нахождение книг Зоhар а в доме, по мнению каббалистов даёт духовную силу и защиту.

Ссылки

  1. Перевод свидетельства Ицхака де-мин Акко.
  2. Основные течения в еврейской мистике, Гершом Шолем (Москва 2004)

Литература

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация