Книга Иова

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Датировка книги Иова: викификация)
(Перенаправление на ej:Книга Иова)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Книга Иова]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=01/01/2013
+
-
}}
+
-
[[Файл:Bonnat02.jpg|250px|right|thumb|Леон Бонна, Иов, 1880]]
+
-
'''Иов''' (אִיּוֹב) - третья книга [[Писания|Писаний]], трактующая проблему страдания праведного. Книга Иов — один из древнейших образцов спекулятивной нравоучительной литературы Ближнего Востока.
+
-
== Состав книги ==
+
-
Книга Иова составлена из прозаической повествовательной рамки (пролог — главы 1–2; эпилог — 42:7–17) и поэтических глав, в которых представлены дискуссия Иова с друзьями и ответ Бога Иову. Прозаические и поэтические главы различны не только по форме, но и по содержанию:
+
-
{|class="standard"
+
-
!В прозаических главах: ||В поэтических главах:
+
-
|-
+
-
|Иов страдает смиренно; ||Иов восстает;
+
-
|-
+
-
|личная проблема Иова; ||универсальная проблема страданий праведника;
+
-
|-
+
-
|фольклорное решение; ||спекулятивное решение;
+
-
|-
+
-
|избавление Иова; ||пути Господа неисповедимы;
+
-
|-
+
-
|Имя Бога: Яхве. ||Эль, Элоах, Шаддай.
+
-
|}
+
-
== Содержание книги ==
+
-
Иов, житель восточной земли [[Уц]], обладатель несметных стад и многочисленных слуг (подобно [[Патриархи (отцы-прародители народа Израиля)|патриарх]]ам в книге [[Бытие]]), отец семи сыновей и трех дочерей — угодный Господу праведник: «Нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла»<ref>Иов 1:8</ref>, — говорит Господь [[Сатана|Сатане]].
+
-
[[Файл:Jan Lievens - Job.jpg|250px|right|thumb|Jan Lievens, "Иов"]]
+
-
Однако Сатана заявляет, что благочестие Иова небескорыстно: «Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя?» (1:11). В следующих одно за другим несчастьях Иов в один день теряет все свое имущество и детей, однако ни одно богохульное слово не сходит с его уст. Напротив, он заявляет: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (1:21). Однако это испытание не кажется Сатане решающим, и он предлагает испытать Иова телесными страданиями. С позволения Бога Сатана насылает на Иова проказу, однако Иов стойко переносит и это несчастье: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?» (2:10).
+
-
 
+
-
В эпилоге Бог сторицей вознаграждает Иова за стойкость в страданиях и порицает трех его друзей за то, что те «говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов» (42:7).
+
-
 
+
-
В этом прозаическом обрамлении развертывается дискуссия (поэтические главы книги), в которой Иов предстает не как благочестивый человек, принимающий с любовью беды, обрушиваемые на него Богом, а как мятежник, вступающий, вопреки увещеваниям друзей, в спор с Богом. Иов проклинает день своего рождения (3:3), обвиняет друзей в [[Файл:Job and his friends.jpg|280px|left|thumb|Репин, "Иов и его друзья"]]недостаточном сочувствии к его страданиям (6:14–30; 16:1–5), утверждает свою непорочность (23; 27; 31) и требует третейского суда между ним и Богом (9:29–35; 16:21–22); Иов обвиняет Господа в несправедливости Его кар (10), сокрушающих надежды праведника (14:18–22), теряет веру в воздаяние за добродетель (21) и в справедливость установленного Богом порядка вещей (24). В ответ Бог вопрошает Иова о мере его знания (38, 39), и устыженный Иов замыкает уста; Бог вопрошает Иова, не хочет ли он обвинить Его, чтобы оправдать себя (40:8), и Иов «отрекается и раскаивается в прахе и пепле» (42:6).
+
-
 
+
-
== Связь с другими книгами ==
+
-
Прозаическая часть книги Иова (пролог и эпилог) представляет собой независимое от поэтической части литературное произведение. Герой повествования упоминается в книге пророка [[Иехезкель|Иехезкеля]]: «Если бы нашлись... сии три мужа: [[Ноах]], [[Даниэль]] и Иов, то они праведностью своею спасли бы только свои души... но не спасли бы ни сыновей, ни дочерей, а они, только они спаслись бы...» (14:14 и 16). Имя Иова, так же как название его местопребывания — Уц (в Библии также имя одного из внуков [[Сим]]а<ref>Быт. 10:23</ref>), следует рассматривать как анахронизмы, а роль, которую играет в рассказе Сатана, свидетельствует о влиянии персидской культуры. О попытке придать повествованию архаический характер говорят и другие анахронизмы (например, халдеи упомянуты под их древним названием касдим; 1:17). Действие происходит в земле «сынов Востока» (Иов 1:3), то есть на исторической родине патриархов; как и в историях о патриархах, богатство измеряется числом слуг и количеством скота<ref>Иов 1:3; 42:12; Быт. 24:35; 26:14; 30:43</ref>; долголетие Иова напоминает долголетие патриархов<ref>Иов 42:16; Быт. 25:7; 35:28; 47:28</ref>; Иов, как и Авраам, называется «раб Господень»<ref>Иов 1:8; 2:3; 42:8; Быт. 26:24</ref> и, как [[Авраам]]<ref>Быт. 22:1, 12</ref>, испытывается Богом и успешно выдерживает испытание своей веры; наконец, упоминаемая в книге Иова денежная единица ксита (42:11) встречается только в повествованиях о патриархах (Быт. 33:19). Новейшие филологические исследования доказывают, что в дошедшей до нас форме рассказ был зафиксирован после возвращения изгнанников из пленения вавилонского.
+
-
== Датировка книги Иова ==
+
-
Многочисленные попытки библеистов установить период составления поэтических глав книги Иова не привели к однозначным результатам. В языке диалогов столь заметно влияние [[Арамейский язык|арамейского языка]], что некоторые исследователи (например, Н. Х. [[Тур-Синай]]) пришли к выводу, что книга Иова была либо переведена с арамейского, либо составлена на северной периферии [[Эрец-Исраэль]], подверженной влиянию арамейской литературы. С другой стороны, имена друзей Иова (Элифаз из Теймана, Билдад из Шуаха и Цофар из Наамы) указывают на их связь с [[Эдом]]ом.
+
-
 
+
-
Среди современных библеистов преобладает мнение, что и поэтическая часть книги Иова приняла окончательную форму после вавилонского пленения. Во всяком случае, именно в этот период поэтически-философская дискуссия была включена в теодицею повествовательной рамки. Книга Иова — вершина библейской поэтической «литературы мудрости», которая процветала на Ближнем Востоке, но в древней культуре Израиля подверглась уникальной трансформации и в Библии пронизана глубоким религиозным чувством.
+
-
 
+
-
== Анализ книги ==
+
-
[[Файл:Kardos The God-fearing Job.jpg|250px|right|thumb|Gyula Kardos, "Страдания Иова"]]
+
-
Страждущий праведник — тема, известная шумеро-вавилонской и древней египетской литературам, но там она не озарена драматической напряженностью книги Иов. Пафос протеста человека против деяний Бога сравним в некоторой мере лишь с пафосом древнегреческой классической трагедии. Однако в последней царит неумолимый рок, неподвластный даже богам. В книге же Иова герой призывает самого Бога к суду и требует от него ответа, а Бог отвечает ему и упрекает в неискренности друзей Иова за то, что они порицали его, исходя из формальной теодицеи, отрицающей сомнение.
+
-
 
+
-
Вера в милость Бога, который нисходит до ответа смертному, свидетельствует о сугубо религиозной сущности книги Иов, несмотря на наличие в ней элемента скептицизма. Глубокая религиозность, которой проникнута книга, выходит далеко за рамки библейского жанра. Иов с его метаниями, сомнениями, вызовом Богу и, наконец, смирением перед открывшимся ему величием Всевышнего стал в еврейской и мировой художественной и философской литературе символом трагической и одновременно жизнеутверждающей героической конфронтации человека с Богом и созданной Им вселенной.
+
-
 
+
-
На протяжении веков смысл книги Иов трактовался различно. В [[Талмуд]]е и [[Мидраш]]е Иов рассматривается то как один из немногих подлинно богобоязненных персонажей Библии, то как богохульник. В Талмуде приводится мнение о том, что Иов — вымышленная личность, герой назидательной притчи<ref>ББ. 15а–б</ref>. В том же контексте, однако, сказано<ref>ББ. 15б</ref>, что по библейской характеристике Иов превосходит праведностью даже праотца Авраама.
+
-
 
+
-
Современные исследователи придерживаются различных точек зрения на морально-религиозный смысл книги Иов. Бог не дает Иову прямого ответа; вместо объяснения причины страданий Иова Бог ставит перед ним ряд на первый взгляд не относящихся к делу иронических вопросов, которые убеждают его в ничтожности знания и силы человека. Моральный пафос книги Иов усматривают в утверждении трех истин: традиционная доктрина причинной связи между страданием и грехом ложна; величие Божьих дел, превышающее человеческое понимание, служит доказательством Божьей справедливости; связь фактической судьбы индивида с его моральными заслугами остается для человека тайной. Более того, в свете познания Иовом Божественного величия и силы вопросы, обращенные им к Богу, теряют свою уместность: лишь при условии, что человек способен понять мудрость и силу Бога, он может понять и пути Божьего провидения; Иов сознает полную невозможность этого и заключает: «Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (42:6).
+
-
== Примечания ==
+
-
<references/>
+
-
{{ElevenCopyRight|1180|Иов}}
+
-
{{Книги ТаНаХа}}
+
-
[[Категория:Книги ТаНаХа]]
+

Текущая версия на 23:39, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Книга Иова
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация