Кобрин (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Кобрин» в «Кобрин (еврейская община)»)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
{{Остатье\ЭЕЭ
|ТИП СТАТЬИ=1
|ТИП СТАТЬИ=1
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
Строка 25: Строка 25:
-
'''Кобрин''', город в Брестской области Беларуси (см. [[Белоруссия]]). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — [[Россия|России]] (уездный город), в 1921–39 гг. — [[Польша|Польши]]. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР. Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам [[Литва|Литвы]]. По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также [[Синагога|синагога]]. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. [[Аренда]]). В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением. Записи от 1623 г. в пинкасе [[Литовский Ваад|Литовского ваада]] свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского [[Кагал|кагала]]. Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655), но вскоре, видимо, оправилось (в 1705 г. заплатило 300 злотых подушной подати). Экономический упадок Кобрина в 18 в. отразился и на положении еврейской общины города, сильно задолжавшей многим кредиторам, в том числе Пинскому женскому монастырю. Обедневшая часть еврейского населения города в этот период занималась торговлей вразнос и ремеслами, а более зажиточная продолжала торговлю солью, зерном и лесом. Кобринская община, в 1766 г. насчитывавшая вместе с еврейским населением окрестных сел и деревень 924 плательщика подушной подати, к 1847 г. увеличилась до 8840 душ (в том числе 4184 в самом Кобрине), а по переписи 1897 г. во всем уезде числилось 25 349 евреев (включая 6738 в Кобрине; 64,8% всего населения). Запрет еврейской аренды в [[Черта Оседлости|черте оседлости]] в 1882 г. и введение водочной монополии в 1897 г. сильно подорвали благосостояние евреев Кобрина, и многие из них (в первую очередь ремесленники) начали эмигрировать в США.
+
'''Кобрин''', город в Брестской области Беларуси (см. [[Белоруссия]]). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — [[Россия|России]] (уездный город), в 1921–39 гг. — [[Польша|Польши]]. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР.  
 +
=== Первое упоминание ===
 +
 
 +
Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам [[Литва|Литвы]].  
 +
=== Шестнадцатый век ===
 +
 
 +
По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также [[Синагога|синагога]]. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. [[Аренда]]).  
 +
 
 +
В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением.  
 +
=== Семнадцатый век ===
 +
 
 +
Записи от 1623 г. в пинкасе [[Литовский Ваад|Литовского ваада]] свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского [[Кагал|кагала]].  
 +
 
 +
Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655).
 +
=== Восемнадцатый век ===
 +
 
 +
Постепенно Еврейское население, видимо, оправилось (в 1705 г. заплатило 300 злотых подушной подати). Экономический упадок Кобрина в 18 в. отразился и на положении еврейской общины города, сильно задолжавшей многим кредиторам, в том числе Пинскому женскому монастырю.  
 +
 
 +
Обедневшая часть еврейского населения города в этот период занималась торговлей вразнос и ремеслами, а более зажиточная продолжала торговлю солью, зерном и лесом.  
 +
 
 +
Кобринская община, в 1766 г. насчитывавшая вместе с еврейским населением окрестных сел и деревень 924 плательщика подушной подати, к 1847 г. увеличилась до 8840 душ (в том числе 4184 в самом Кобрине).
 +
=== Девятнадцатый век ===
 +
 
 +
по переписи 1897 г. во всем уезде числилось 25 349 евреев (включая 6738 в Кобрине; 64,8% всего населения). Запрет еврейской аренды в [[Черта Оседлости|черте оседлости]] в 1882 г. и введение водочной монополии в 1897 г. сильно подорвали благосостояние евреев Кобрина, и многие из них (в первую очередь ремесленники) начали эмигрировать в США.
Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе [[Иешива|иешиву]]. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. [[Галаха]]) [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]]. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал [[Хасидизм|хасидизм]] (династия кобринских [[Цаддик|цаддиков]]: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.).
Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе [[Иешива|иешиву]]. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. [[Галаха]]) [[Берлин, Хаим|Х. Берлин]]. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал [[Хасидизм|хасидизм]] (династия кобринских [[Цаддик|цаддиков]]: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.).
Проникновению [[Сионизм|сионизма]] в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация [[Бунд|Бунда]], а позднее [[Поалей Цион|Поалей Цион]]. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных [[Хедер|хедеров]], [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]], иешива, школа [[Тарбут|Тарбута]] с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]], а также школа с преподаванием на [[Идиш Язык|идиш]]. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п.
Проникновению [[Сионизм|сионизма]] в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация [[Бунд|Бунда]], а позднее [[Поалей Цион|Поалей Цион]]. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных [[Хедер|хедеров]], [[Талмуд-Тора|талмуд-тора]], иешива, школа [[Тарбут|Тарбута]] с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]], а также школа с преподаванием на [[Идиш Язык|идиш]]. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п.

Версия 07:52, 13 июня 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья





Кобрин, город в Брестской области Беларуси (см. Белоруссия). С первой половины 14 в. город входил в состав Великого княжества Литовского, в 1795–1921 гг. — России (уездный город), в 1921–39 гг. — Польши. В 1939–91 гг. — в составе Белорусской ССР.

Содержание

Первое упоминание

Первое письменное свидетельство о еврейской общине Кобрина содержится в документе 1514 г., в котором король Сигизмунд I Старый подтвердил для евреев Кобрина привилегии, данные в 1503 г. его братом Александром Ягеллоном еврейским общинам Литвы.

Шестнадцатый век

По ревизии 1563 г. евреям Кобрина принадлежали 25 домов, около 20 фруктовых садов и огородов, а также синагога. Основными занятиями были торговля, пивоварение, откуп таможенных пошлин и корчмарство (см. Аренда).

В 1589 г. евреи Кобрина были уравнены в торговых правах с остальным населением.

Семнадцатый век

Записи от 1623 г. в пинкасе Литовского ваада свидетельствуют о том, что Кобрин принадлежал к округу Брест-Литовского кагала.

Еврейское население Кобрина сильно пострадало во время польско-шведской войны (1655).

Восемнадцатый век

Постепенно Еврейское население, видимо, оправилось (в 1705 г. заплатило 300 злотых подушной подати). Экономический упадок Кобрина в 18 в. отразился и на положении еврейской общины города, сильно задолжавшей многим кредиторам, в том числе Пинскому женскому монастырю.

Обедневшая часть еврейского населения города в этот период занималась торговлей вразнос и ремеслами, а более зажиточная продолжала торговлю солью, зерном и лесом.

Кобринская община, в 1766 г. насчитывавшая вместе с еврейским населением окрестных сел и деревень 924 плательщика подушной подати, к 1847 г. увеличилась до 8840 душ (в том числе 4184 в самом Кобрине).

Девятнадцатый век

по переписи 1897 г. во всем уезде числилось 25 349 евреев (включая 6738 в Кобрине; 64,8% всего населения). Запрет еврейской аренды в черте оседлости в 1882 г. и введение водочной монополии в 1897 г. сильно подорвали благосостояние евреев Кобрина, и многие из них (в первую очередь ремесленники) начали эмигрировать в США. Из духовных руководителей кобринской общины 17 в. — начала 18 в. особенно известны проповедник Бецалель бен Шломо из Кобрина и раввин Яаков бен Давид Шапира (умер в 1718 г.), основавший в городе иешиву. В 1892–97 гг. раввином кобринской общины был известный галахист (см. Галаха) Х. Берлин. Большое влияние на духовную жизнь еврейской общины Кобрина, начиная с 19 в., оказывал хасидизм (династия кобринских цаддиков: Моше бен Исраэль, умер в 1858 г.; Ноах Нафтали, умер в 1889 г.; Давид Шломо, умер в 1918 г.; Моше Ахарон, умер в 1942 г.; Барух Иосеф Зак, умер в 1949 г.). Проникновению сионизма в Кобрин вначале противились местные ортодоксы. После революции 1905 г. в Кобрине возникла местная организация Бунда, а позднее Поалей Цион. В начале 1920-х гг. в Кобрине (к тому времени насчитывавшем 5431 еврея, около 66% населения) было несколько реформированных хедеров, талмуд-тора, иешива, школа Тарбута с преподаванием на иврите, а также школа с преподаванием на идиш. Большинство евреев Кобрина было занято в строительстве, ткацком производстве, торговле и т. п. После занятия Кобрина советской армией (20 сентября 1939 г.) некоторая часть сионистской молодежи бежала в Вильно (см. Вильнюс), чтобы оттуда добраться до Эрец-Исраэль. Кобрин был оккупирован германскими войсками 23 июня 1941 г. Практически все еврейское население города оказалось на оккупированной территории. Вскоре после оккупации в Кобрине были созданы два гетто: гетто «Б», в котором было сосредоточено все нетрудоспособное население, и гетто «А», в котором находились специалисты и их семьи и все трудоспособное население. Евреи Кобрина должны были носить отличительный знак желтого цвета на спине. Был создан юденрат во главе с бывшим купцом Анеловичем, полностью сотрудничавшим с оккупационными властями. В конце июня 1941 г. в Кобрин прибыла эйнзацкоманда 9, входившая в состав эйнзацгруппен «Б». В Кобрине были расстреляны около 170 евреев. 25 июля немцы и подразделения белорусской полиции в урочище возле Бронной горы расстреляли всех обитателей гетто «Б». В октябре 1942 г. все заключенные гетто «А» (4250 человек) были выведены в район деревни Хизры в Борисовском лесу и расстреляны у заранее приготовленных четырех огромных ям. Около 100 евреев смогли бежать из гетто накануне расстрела и вступить в партизанские отряды имени А. Суворова и К. Ворошилова (см. Сопротивление антинацистское). При ликвидации гетто заключенные пытались оказать вооруженное сопротивление. За оказание помощи евреям были казнены настоятель собора в Кобрине Я. Урбанович и его помощник В. Гробельной, они были уничтожены вместе с евреями при окончательной ликвидации гетто. Евреи Кобрина, пережившие Катастрофу, выехали в Польшу в рамках соглашения о репатриации польских граждан, заключенного Польшей и Советским Союзом 6 июня 1945. Из Польши евреи Кобрина репатриировались в Израиль. В 1950–80-х гг. в Кобрине проживало несколько евреев. Согласно переписи населения в Беларуси 1999 г., в Кобрине евреи не проживают.


Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОБРИН в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация