Козаков, Михаил Эммануилович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м
Maria Akopyan (Обсуждение | вклад)
 
Строка 1: Строка 1:
{{О_статье\ЭЕЭ
{{О_статье\ЭЕЭ
-
| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 39: Строка 39:
| Викитека        =
| Викитека        =
}}
}}
-
'''Михаил Эммануилович Козаков''' (1897—1954) — советский прозаик и драматург.
+
'''Михаил Эммануилович Козаков''' (1897, станция Ромодан, Полтавская губерния, — 1954, Москва) — советский прозаик и драматург.
== Биография ==
== Биография ==
 +
Михаил Козаков родился на станции Ромодан [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]] (ныне [[Миргородский район|Миргородского района]] [[Полтавская область|Полтавской области]] [[Украина|Украины]]), в [[еврей]]ской семье. В раннем детстве жил в [[Крым]]у, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в [[Лубны|Лубнах]], где в [[1916 год]]у окончил гимназию.
Михаил Козаков родился на станции Ромодан [[Полтавская губерния|Полтавской губернии]] (ныне [[Миргородский район|Миргородского района]] [[Полтавская область|Полтавской области]] [[Украина|Украины]]), в [[еврей]]ской семье. В раннем детстве жил в [[Крым]]у, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в [[Лубны|Лубнах]], где в [[1916 год]]у окончил гимназию.
-
Недолгое время учился в [[Киевский университет|Киевском университете]] на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе [[1919 год]]а назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города [[Лубны]], где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии [[Деникин]]а в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в [[Казань]], где в [[1920 год]]у возобновил обучение в [[Казанский университет|местном университете]]. В [[1921 год]]у попал в [[Петроград]], и уже там в [[1922 год]]у окон­чил юридический факультет [[СПбГУ|университета]].
+
Недолгое время учился в [[Киевский университет|Киевском университете]] на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе [[1919 год]]а назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города [[Лубны]], где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии [[Деникин]]а в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в [[Казань]], где в [[1920 год]]у возобновил обучение в [[Казанский университет|местном университете]]. В [[1921 год]]у попал в [[Петроград]], и уже там в [[1922 год]]у окон­чил юридический факультет Петроградского университета, в том же году начал печататься.
 +
 
 +
== Литературная деятельность ==
-
Начинал как журналист; дебютировал рассказами в [[1923 год]]у («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В [[1924 год]]у вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от [[Ремизов, Алексей Михайлович|А. Ремизова]] пристрастие к изощренности повествова­тельной техники, например, к вмешательству ав­тора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами син­таксиса»<ref>{{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}} — С. 191.</ref>. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм».  
+
Начинал как журналист; дебютировал рассказами в [[1923 год]]у («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В [[1924 год]]у вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от [[Ремизов, Алексей Михайлович|А. Ремизова]] пристрастие к изощренности повествова­тельной техники, например, к вмешательству ав­тора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами син­таксиса»<ref>{{Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века}} — С. 191.</ref>. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм».
На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене [[антисемитизм]]а), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В [[1932 год]]у по его сценарию была снята кинокартина [[Блестящая карьера (фильм)|«Блестящая карьера»]] (''[[Ленфильм|Ленсоюзкино]]'', режиссёр — [[Браун, Владимир Александрович|В. А. Браун]]).
На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене [[антисемитизм]]а), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В [[1932 год]]у по его сценарию была снята кинокартина [[Блестящая карьера (фильм)|«Блестящая карьера»]] (''[[Ленфильм|Ленсоюзкино]]'', режиссёр — [[Браун, Владимир Александрович|В. А. Браун]]).
Строка 59: Строка 62:
В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно.  
В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно.  
-
Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр [[Козаков, Михаил Михайлович|Михаил Козаков]].
+
== Особенности творчества ==
 +
 
 +
В сказовой манере его ранних произведений ощутимо влияние так называемой орнаментальной школы (А. Белый, А. Ремизов, Б. Пильняк).
-
== Творчество ==
 
Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама») и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией.
Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама») и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией.
Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. ;1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие).
Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. ;1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие).
 +
 +
== Семья ==
 +
 +
Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр [[Козаков, Михаил Михайлович|Михаил Козаков]].
 +
== Сочинения ==
== Сочинения ==
 +
* Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924
* Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924
* Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926
* Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926
Строка 82: Строка 92:
== О М. Э. Казакове ==
== О М. Э. Казакове ==
 +
* И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934
* И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934
Строка 94: Строка 105:
{{WikiCopyRight}}
{{WikiCopyRight}}
{{ElevenCopyRight|12157|КОЗАКОВ Михаил Эммануилович}}
{{ElevenCopyRight|12157|КОЗАКОВ Михаил Эммануилович}}
-
 
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
[[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]

Текущая версия на 17:29, 8 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Михаил Козаков
Дата рождения:

11 (23) августа 1897(18970823)

Место рождения:

Ромодан (Полтавская губерния)

Дата смерти:

16 декабря 1954

Место смерти:

Москва

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Род деятельности:

прозаик

Язык произведений:

русский

Михаил Эммануилович Козаков (1897, станция Ромодан, Полтавская губерния, — 1954, Москва) — советский прозаик и драматург.

Содержание

Биография

Михаил Козаков родился на станции Ромодан Полтавской губернии (ныне Миргородского района Полтавской области Украины), в еврейской семье. В раннем детстве жил в Крыму, где его отец устроился весовщиком в порту; школьные годы провёл в Лубнах, где в 1916 году окончил гимназию.

Недолгое время учился в Киевском университете на медицинском, затем юридическом факультетах (1916—1917). В январе 1919 года назначен комиссаром труда исполкома Совета рабочих депутатов города Лубны, где в ту пору жила его мать — Матильда Мироновна Козакова; стал сотрудником редколлегии местных «Известий» и корреспондентом телеграфного агентства РОСТА. Во время наступления армии Деникина в августе того же года был назначен ответственным за эвакуацию местного населения, в качестве комиссара эшелона сопровождал эвакуированных в Казань, где в 1920 году возобновил обучение в местном университете. В 1921 году попал в Петроград, и уже там в 1922 году окон­чил юридический факультет Петроградского университета, в том же году начал печататься.

Литературная деятельность

Начинал как журналист; дебютировал рассказами в 1923 году («Санька» — в «Юном пролетарии», «Три дня» — в «Литературном еженедельнике»). В 1924 году вышел первый сборник рассказов «Попугаево счастье», в котором «сказывается идущее от А. Ремизова пристрастие к изощренности повествова­тельной техники, например, к вмешательству ав­тора в процесс повествования, необычным метафорам и отстранению средствами син­таксиса»[1]. Козакова неоднократно подвергали критике за «формализм».

На протяжении 1920-х годов опубликовал повести «Мещанин Адамейко», «Полтора хама» (обе — 1927), «Человек, падающий ниц» (1929, о феномене антисемитизма), несколько сборников рассказов. В 1930-е годы был главным редактором журнала «Литературный современник», сотрудником газеты «Литературный Ленинград». В 1932 году по его сценарию была снята кинокартина «Блестящая карьера» (Ленсоюзкино, режиссёр — В. А. Браун).

Написал около 10 пьес, в том числе «Когда я один» (1934), «Чекисты» (1939, поставлена в Ленинградских театрах имени Пушкина и Ленсовета), «Остров великих надежд», «Золотой обруч», «Преступление на улице Марата» (последние три — 1945 и совместно с А. Б. Мариенгофом) и «Неистовый Виссарион» (1948) о В. Г. Белинском. Постановкой «Золотого обруча» в режиссуре С. А. Майорова открылся в 1946 году Театр на Спартаковской (впоследствии Московский драматический театр на Малой Бронной). Постановка «Преступления на улице Марата» в Театре имени Комиссаржевской была остановлена специальным постановлением в 1946 году. «Остров великих надежд» был поставлен в 1951 году Г. А. Товстоноговым в Ленинградском театре имени Ленинского комсомола.

Главное произведение М. Э. Козакова — роман «Крушение империи» (1956), в первоначальном виде опубликованный четырьмя частями в 1929—1939 годах под названием «Девять точек». Это пространное пове­ствование, в котором события 1913—1917 годов изла­гаются в манере, сочетающей документаль­ность и художественный вымысел. Полностью и в переработанном виде он впервые был опубликован только после смерти писателя и остался почти неза­меченным критикой.

«Роман Козакова в идейно-общественном, историческом плане строится на ... ленинском толковании событий фев­ральской революции»

— Константин Федин[2]

В послевоенные годы написал исторические повести «Петроградские дни» и «Московские дни», роман «Жители этого города», изданные посмертно.

Особенности творчества

В сказовой манере его ранних произведений ощутимо влияние так называемой орнаментальной школы (А. Белый, А. Ремизов, Б. Пильняк).

Произведения Козакова 1920-х гг. посвящены быту советских мещан (сб. «Попугаево счастье», повести «Мещанин Адамейко» и «Полтора хама») и еврейской жизни, выбитой из колеи революцией.

Образы евреев — наводчика, братоубийцы и нэпмана Абрама (повесть «Абрам Нашатырь, содержатель гостиницы», 1927), неудачливого грабителя Иоськи Каца (рассказ «Смертники», 1925), щедрого ко всем и отважного коротышки Айзика Евсеевича («Повесть о карлике Максе...», 1926) — привели к острой полемике и даже к обвинениям автора в юдофобстве. Повесть Козакова о природе антисемитизма в Советской России «Человек, падающий ниц» (1929) вызвала живой отклик как в СССР, так и за рубежом. К середине 1930-х гг. Козаков, как и большинство русских писателей-евреев, писавших на еврейскую тему, был вынужден расстаться с ней. Однако даже в наиболее известном эпическом романе Козакова «Девять точек» (кн. 1–4, 1929–37; полностью опубликован под названием «Крушение империи», ч. ;1–4, 1956), над которым он работал около 25 лет, одной из основных сюжетных линий является история еврейской семьи. Козакову принадлежат также пьесы и повести на так называемые темы революционной борьбы (пьесы «Чекисты», 1939; «Неистовый Виссарион», 1948; повесть об Октябрьской революции «Петроградские дни», 1957, и другие).

Семья

Сын (от второго брака на редакторе Зое Александровне Никитиной, урождённой Гацкевич, 1902—1973) — актёр и режиссёр Михаил Козаков.

Сочинения

  • Попугаево счастье (сборник рассказов). Ленинград, 1924
  • Человечья закутка (сборник рассказов). Ленинград, 1926
  • Повесть о карлике Максе. Ленинград, 1926
  • Полтора хама. Ленинград: Мысль, 1927
  • Мещанин Адамейко: повесть. Ленинград: Рабочее издательство «Прибой», 1927
  • Избранные сочинения: тт. I—IV. Ленинград: Прибой, 1929—1931
  • Человек падающий ниц: повести и рассказы (Человек, падающий ниц; Смертники; Повесть о карлике Максе; Куприкчаевская квартира). Ленинград: Прибой, 1930
  • Девять точек: роман, книга I (Избранные сочинения, т. 4). Ленинград: Прибой, 1930, с переизданиями; I и II части — 1934; III часть — 1936; IV часть — 1939
  • Жители этого города: роман. Москва: Молодая гвардия, 1955
  • Крушение империи: роман в 4-х частях. Москва: Известия, 1956 и 1963 (в 2-х тт.), Москва: Художественная литература, 1986; Ташкент, 1989 (в 2-х тт.)

Современные издания

  • Козаковы: Три-Михаила-Три. Повести и рассказы. Москва: Рутена, 1999
  • Избранное. Серия «Отечественная проза». Москва: Гудьял-пресс, 2002

О М. Э. Казакове

  • И. Виноградов. Углубление темы: о творчестве М. Козакова. Институт литературы и искусства, Ленинградское отделение. Издательство писателей в Ленинграде, 1934

Примечания

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8 — С. 191.
  2. из послесловия к посмертному изданию романа

Ссылки

Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КОЗАКОВ Михаил Эммануилович в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация