Крейн, Александр Абрамович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 52: Строка 52:
В ранних сочинениях Крейна ([[романс]]ы, инструментальные [[Пьеса|пьесы]] и [[Камерный ансамбль|камерные ансамбли]]) заметно влияние [[Скрябин, Александр Николаевич|Александра Скрябина]], французских импрессионистов и ориентализм композиторов «Могучей кучки». Ранние работы Крейна связаны с еврейской тематикой и фольклором. Среди его произведений на еврейскую тематику числятся: «Поэма» для виолончели и [[фортепиано]] ([[1909]]), «Поэма-квартет» ([[1910]]), две сюиты для [[кларнет]]а и струнного [[квартет]]а «Еврейские эскизы» ([[1910]], [[1911]]), «Еврейский каприс» для [[Скрипка|скрипки]] и фортепиано ([[1917]]), «Песни гетто» ([[1916]]—[[1923]]), «Песнь Песней» ([[1918]]) для голоса и фортепиано, . Известна также [[кантата]] «Кадиш» ([[1922]]), музыка которой написана к [[спектакль|спектаклям]] «Габима» и «Госет». [[Клавир]] «Кадиша» был издан в [[Вена|Вене]] [[1928 год]]у, а партитура была уничтожена там же [[фашист]]ами в [[1930-е|1930-х]]; кантата публично не исполнялась. Соната для фортепиано (1922) и 1-я симфония (1922–25), в которых претворены интонации «Песни Песней» (см. выше). Написал множество музыкальных номеров к спектаклям (в том числе «Ночь на старом рынке» ([[1925]]), «Саббатай Цви» ([[1927]] и т. д.). Также среди его произведений числятся [[опера]] «Загмук» ([[1930]]), «Десять еврейских песен» ([[1937]]) и множество романсов на стихи [[Эренбург, Илья Григорьевич|Ильи Эренбурга]], [[Бялик, Хаим Нахман|Хаима Бялика]], [[Эфрос, Абрам Маркович|А. Эфроса]] и другие. Вторая симфония (1944–46) была задумана как музыкальное претворение истории еврейского народа от глубокой древности до трагических событий в годы Второй мировой войны.
В ранних сочинениях Крейна ([[романс]]ы, инструментальные [[Пьеса|пьесы]] и [[Камерный ансамбль|камерные ансамбли]]) заметно влияние [[Скрябин, Александр Николаевич|Александра Скрябина]], французских импрессионистов и ориентализм композиторов «Могучей кучки». Ранние работы Крейна связаны с еврейской тематикой и фольклором. Среди его произведений на еврейскую тематику числятся: «Поэма» для виолончели и [[фортепиано]] ([[1909]]), «Поэма-квартет» ([[1910]]), две сюиты для [[кларнет]]а и струнного [[квартет]]а «Еврейские эскизы» ([[1910]], [[1911]]), «Еврейский каприс» для [[Скрипка|скрипки]] и фортепиано ([[1917]]), «Песни гетто» ([[1916]]—[[1923]]), «Песнь Песней» ([[1918]]) для голоса и фортепиано, . Известна также [[кантата]] «Кадиш» ([[1922]]), музыка которой написана к [[спектакль|спектаклям]] «Габима» и «Госет». [[Клавир]] «Кадиша» был издан в [[Вена|Вене]] [[1928 год]]у, а партитура была уничтожена там же [[фашист]]ами в [[1930-е|1930-х]]; кантата публично не исполнялась. Соната для фортепиано (1922) и 1-я симфония (1922–25), в которых претворены интонации «Песни Песней» (см. выше). Написал множество музыкальных номеров к спектаклям (в том числе «Ночь на старом рынке» ([[1925]]), «Саббатай Цви» ([[1927]] и т. д.). Также среди его произведений числятся [[опера]] «Загмук» ([[1930]]), «Десять еврейских песен» ([[1937]]) и множество романсов на стихи [[Эренбург, Илья Григорьевич|Ильи Эренбурга]], [[Бялик, Хаим Нахман|Хаима Бялика]], [[Эфрос, Абрам Маркович|А. Эфроса]] и другие. Вторая симфония (1944–46) была задумана как музыкальное претворение истории еврейского народа от глубокой древности до трагических событий в годы Второй мировой войны.
-
=== Нееврейская тематика ===
+
== Нееврейская тематика ==
Из произведений Крейна на нееврейскую тематику наиболее известны [[балет]]ы «Лауренсия» ([[1939]]) и «Татьяна» ([[1943]]) и музыка к спектаклю «Учитель танцев» (автор — [[Вега, Лопе де|Лопе де Вега]], поставленный в [[1946]] в Центральном театре Красной армии, построенные на испанском музыкальном наследии и окрашенные ориентальными интонациями. Написал [[Траур]]ная [[Ода|оду]] памяти [[Ленин]]а ([[1926]]) для [[оркестр]]а и [[хор]]а, романсы на стихи [[Блок, Александр Александрович|Александра Блока]] и [[Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константина Бальмонта]]. Крейн — автор статей о [[Энгель, Иоэль|И. Энгеле]], [[Пульвер, Лейб|Л. Пульвере]] и других.
Из произведений Крейна на нееврейскую тематику наиболее известны [[балет]]ы «Лауренсия» ([[1939]]) и «Татьяна» ([[1943]]) и музыка к спектаклю «Учитель танцев» (автор — [[Вега, Лопе де|Лопе де Вега]], поставленный в [[1946]] в Центральном театре Красной армии, построенные на испанском музыкальном наследии и окрашенные ориентальными интонациями. Написал [[Траур]]ная [[Ода|оду]] памяти [[Ленин]]а ([[1926]]) для [[оркестр]]а и [[хор]]а, романсы на стихи [[Блок, Александр Александрович|Александра Блока]] и [[Бальмонт, Константин Дмитриевич|Константина Бальмонта]]. Крейн — автор статей о [[Энгель, Иоэль|И. Энгеле]], [[Пульвер, Лейб|Л. Пульвере]] и других.

Версия 08:46, 8 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Александр Абрамович Крейн
Дата рождения

20 октября 1883

Место рождения

Нижний Новгород

Дата смерти

25 апреля 1951

Место смерти

Старая Руза

Страна

{{Флагификация/Россия Россия, Союз Советских Социалистических Республик СССР | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

композитор, виолончелист, педагог

Инструменты

Виолончель

Награды

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Александр Абрамович Крейн — российский композитор и музыкальный деятель еврейского происхождения.

Содержание

Биография

Александр Крейн родился 20 октября 1883 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Аврахам Крейн (1838—1921), скрипач и собиратель еврейского музыкального фольклора, увлекавшийся синагогальной и светской еврейской музыкой, прививал своим семи сыновьям любовь к музыке. Все его сыновья стали профессиональными музыкантами. Александр Крейн учился в Московской консерватории по классу виолончели у Альфреда Глена и по классу композиции Болеслава Яворского и Леонида Николаева.В 1908 г. окончил Московскую консерваторию.

Преподавал в московской Народной консерватории в 1912-1927 годах. С 1913 года был членом московского отделения Общества еврейской народной музыки. В 1918-1927 годах работал в музыкальном отделе наркомпроса (народный комиссариат просвещения) и государственном музыкальном издательстве. С 1908 года выступал на страницах некоторых дореволюционных и советских газет как музыкальный критик, позднее начал сочинять музыку. Одним из первых композиторов обратился к революционной тематике (1920-е). В 1934 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Скончался 21 апреля 1951 года в посёлке Старая Руза (Московская область).

Творчество

В ранних сочинениях Крейна (романсы, инструментальные пьесы и камерные ансамбли) заметно влияние Александра Скрябина, французских импрессионистов и ориентализм композиторов «Могучей кучки». Ранние работы Крейна связаны с еврейской тематикой и фольклором. Среди его произведений на еврейскую тематику числятся: «Поэма» для виолончели и фортепиано (1909), «Поэма-квартет» (1910), две сюиты для кларнета и струнного квартета «Еврейские эскизы» (1910, 1911), «Еврейский каприс» для скрипки и фортепиано (1917), «Песни гетто» (1916—1923), «Песнь Песней» (1918) для голоса и фортепиано, . Известна также кантата «Кадиш» (1922), музыка которой написана к спектаклям «Габима» и «Госет». Клавир «Кадиша» был издан в Вене 1928 году, а партитура была уничтожена там же фашистами в 1930-х; кантата публично не исполнялась. Соната для фортепиано (1922) и 1-я симфония (1922–25), в которых претворены интонации «Песни Песней» (см. выше). Написал множество музыкальных номеров к спектаклям (в том числе «Ночь на старом рынке» (1925), «Саббатай Цви» (1927 и т. д.). Также среди его произведений числятся опера «Загмук» (1930), «Десять еврейских песен» (1937) и множество романсов на стихи Ильи Эренбурга, Хаима Бялика, А. Эфроса и другие. Вторая симфония (1944–46) была задумана как музыкальное претворение истории еврейского народа от глубокой древности до трагических событий в годы Второй мировой войны.

Нееврейская тематика

Из произведений Крейна на нееврейскую тематику наиболее известны балеты «Лауренсия» (1939) и «Татьяна» (1943) и музыка к спектаклю «Учитель танцев» (автор — Лопе де Вега, поставленный в 1946 в Центральном театре Красной армии, построенные на испанском музыкальном наследии и окрашенные ориентальными интонациями. Написал Траурная оду памяти Ленина (1926) для оркестра и хора, романсы на стихи Александра Блока и Константина Бальмонта. Крейн — автор статей о И. Энгеле, Л. Пульвере и других.

Семья

Давид Крейн (после крещения в конце 19 в. — Сергеевич; 1869, Курляндия, – 1926, Москва), брат Александра, скрипач, педагог. С 1900 г. был концертмейстером оркестра Большого театра, с 1918 г. также профессор Московской консерватории. В 1894–1924 гг. участник «Московского трио» (пианист Д. Шор, виолончелист М. Альтшулер /1873–1963/, которого после его эмиграции в США в конце 1890-х гг. заменил Р. Эрлих), одного из первых в России постоянных ансамблей, который сыграл важную роль в пропаганде камерной музыки.

Григорий Крейн (1879, Нижний Новгород, – 1955, Репино, Ленинградская область), брат Александра, композитор. Учился в Московской консерватории (1900–1905) по классам скрипки у И. Гржимали и композиции у Р. Глиэра (1875–1956) и в Лейпцигской консерватории (1907–1908) по классу композиции у М. Регера. Его творчество во многом сродни по направленности и по испытанным им влияниям творчеству Александра Крейна, но отличается большей тягой к эксперименту в области музыкального языка. Многие из его произведений построены на еврейских интонациях, в частности — струнный квартет (1915), две сонаты для фортепиано (1906, 1924), «Еврейская рапсодия» для кларнета и оркестра (1926), симфонические поэмы «Давид и Саул» (1928) и «Песнь Давида» (1928).

Юлиан Крейн (1913, Москва, – 1996, Москва), сын Григория, композитор и музыковед. Учился под руководством отца, который сопровождал его в период командировки для совершенствования в Вену (1926–27) и Париж (1928–34), где до 1932 г. Юлиан занимался у П. Дюка. В ранних произведениях обращался к еврейскому мелосу (симфоническая прелюдия «Разрушение», 1929). Его балет «Галатея» (1934), симфонические поэмы, камерные и вокальные сочинения отмечены романтической настроенностью, тонким вкусом и изяществом. Автор статей о П. Дюка, Д. Мийо, М. Равеле, К. Дебюсси и других, монографии «Александр Крейн» (1964, совместно с Н. Рогожиной), книги «Стиль и колорит в оркестре» (1967).

Литература

  • Гл. ред. Ю. В. Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 31-32. — 1102 с.

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КРЕЙН Александр Абрамович в ЭЕЭ


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках