Крейн, Александр Абрамович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Delete this category, not in RUB)
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 79: Строка 79:
[[uk:Крейн Олександр Абрамович]]{{WikiCopyRight}}
[[uk:Крейн Олександр Абрамович]]{{WikiCopyRight}}
-
[[Категория:требует категоризации]]{{checked_final}}
+
{{checked_final}}

Версия 22:06, 19 января 2011

Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Александр Абрамович Крейн
Дата рождения

20 октября 1883

Место рождения

Нижний Новгород

Дата смерти

25 апреля 1951

Место смерти

Старая Руза

Страна

{{Флагификация/Россия Россия, Союз Советских Социалистических Республик СССР | Флагификация/флагификация | variant = | размер = }}

Профессии

композитор, виолончелист, педагог

Инструменты

Виолончель

Награды

Заслуженный деятель искусств РСФСР

Александр Абрамович Крейн — российский композитор и музыкальный деятель еврейского происхождения.

Содержание

Биография

Александр Крейн родился 20 октября 1883 года в Нижнем Новгороде. Его отец, Аврахам Крейн (1838—1921), скрипач и собиратель еврейского музыкального фольклора, увлекавшийся синагогальной и светской еврейской музыкой, прививал своим семи сыновьям любовь к музыке. Все его сыновья стали профессиональными музыкантами. Александр Крейн учился в Московской консерватории по классу виолончели у Альфреда Глена и по классу композиции Болеслава Яворского и Леонида Николаева.

Преподавал в московской Народной консерватории в 1912-1927 годах. С 1913 года был членом московского отделения Общества еврейской народной музыки. В 1918-1927 годах работал в музыкальном отделе наркомпроса (народный комиссариат просвещения) и государственном музыкальном издательстве. С 1908 года выступал на страницах некоторых дореволюционных и советских газет как музыкальный критик, позднее начал сочинять музыку. Одним из первых композиторов обратился к революционной тематике (1920-е). В 1934 году получил звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Скончался 21 апреля 1951 года в посёлке Старая Руза (Московская область).

Творчество

В ранних сочинениях Крейна (романсы, инструментальные пьесы и камерные ансамбли) заметно влияние Александра Скрябина. Ранние работы Крейна связаны с еврейской тематикой и фольклором. Среди его произведений на еврейскую тематику числятся: «Поэма» для виолончели и фортепиано (1909), «Поэма-квартет» (1910), две сюиты для кларнета и струнного квартета «Еврейские эскизы» (1910, 1911), «Еврейский каприс» для скрипки и фортепиано (1917), «Песни гетто» (1916—1923), «Песнь Песней» (1918) для голоса и фортепиано, . Известна также кантата «Кадиш» (1922), музыка которой написана к спектаклям «Габима» и «Госет». Клавир «Кадиша» был издан в Вене 1928 году, а партитура была уничтожена там же фашистами в 1930-х. Написал множество музыкальных номеров к спектаклям (в том числе «Ночь на старом рынке» (1925), «Саббатай Цви» (1927 и т. д.). Также среди его произведений числятся опера «Загмук» (1930), «Десять еврейских песен» (1937) и множество романсов на стихи Ильи Эренбурга, Хаима Бялика и т. д.

Нееврейская тематика

Из произведений Крейна на нееврейскую тематику наиболее известны балеты «Лауренсия» (1939) и «Татьяна» (1943) и музыка к спектаклю «Учитель танцев» (автор — Лопе де Вега, 1946). Написал Траурная оду памяти Ленина (1926) для оркестра и хора, романсы на стихи Александра Блока и Константина Бальмонта.

Литература

  • Гл. ред. Ю. В. Келдыш Музыкальная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1976. — Т. 3. — С. 31-32. — 1102 с.

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках