Кропивницкий, Евгений Леонидович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:15, 1 февраля 2011; Марк (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Текст унаследован из Википедии


Евгений Кропивницкий
Фотография
Имя при рождении:

Евгений Леонидович Кропивницкий

Дата рождения:

13 июля (25 июля) 1893(18930725)

Место рождения:

Москва

Дата смерти:

19 января 1979

Гражданство:

Союз Советских Социалистических Республик СССР

Влияние на:

Оскар Рабин, Лев Кропивницкий, Валентина Кропивницкая, Всеволод Некрасов

Евге́ний Леони́дович Кропивни́цкий (1893—1979) — русский поэт, художник, композитор.

Содержание

Биография

Родился 25 (13 по старому стилю) июля 1893 года в Москве, в семье железнодорожного служащего, интересовавшейся музыкой и литературой. Его отец писал прозу и печатался в тогдашней периодике, мать сочиняла детские стихи, также публиковавшиеся в периодических изданиях. В 1911 году окончил Императорское Строгановское художественное училище со званием «ученый-рисовальщик». В 1912 — 1920 годах жил в Москве, работал в театрах оформителем и гримером, учился в университете Шанявского на факультете истории. В 1920 — 1923 годах жил и работал в городах Севера, Урала, Сибири. С 1923 года жил под Москвой, с 1934 года — в бараке на станции Долгопрудная, последние годы жизни в Москве. Работал учителем рисования, преподавал в народных студиях, кружках. Умер 19 января 1979 года.

Творчество

В 1910-х годах занимался композиторским творчеством, написанные им оперные сцены «Кирибеевич» были положительно оценены Александром Глазуновым. Позже, из-за бытовых условий, не позволявших держать дома фортепиано, занятия музыкой прекратил. Как художник в 1920-х годах был близок к живописцам группы «Бубновый валет», писал крупноформатные полотна (не сохранились). Участвовал в групповых выставках. Член Союза художников СССР с 1939 года. В 1963 году был исключен из Московского отделения союза художников (МОСХ) по обвинению в формализме и организации «Лианозовской группы».

Стихи писал с 1909 года. Раннее поэтическое творчество отмечено влиянием символизма, но к середине 1930-х годов Кропивницкий выработал собственную поэтику, сочетавшую классическое стихосложение с гротеском и примитивом. Называя себя поэтом окраины, отразил в стихах жизнь городских низов, повседневный быт и сознание обитателей пригородных поселков.

В официальной печати стихи Кропивницкого не публиковались (за исключением нескольких детских стихотворений), но с 1950-х годов распространялись в самиздате. Позже стихи печатались за рубежом, первая книга «Печально улыбнуться…» вышла в 1977 году в Париже.

Влияние

К середине 1950-х годов вокруг Кропивницкого сложилась группа поэтов и художников, одни из которых были его прямыми учениками (поэты Игорь Холин, Эдуард Лимонов и Генрих Сапгир, художник Оскар Рабин, дети Евгения Кропивницкого, Лев и Валентина), другие испытали влияние его творческих и жизненных принципов.

Популярность группы привлекла внимание КГБ, установившего наблюдение за Кропивницким и инициировавшего его исключение из МОСХ. Именно сотрудники КГБ впервые назвали группу «Лианозовской» — в подмосковном тогда Лианозово, у жившего там Оскара Рабина, ученика и зятя Евгения Кропивницкого, по выходным проходили публичные показы картин и чтения стихов. Название устоялось и было позже признано самими участниками группы.

Влияние «лианозовцев», среди которых был и Всеволод Некрасов, сказалось на становлении московского концептуализма, на развитии минималистской поэзии и на всем дальнейшем существовании искусства и литературы.

Публикации

  • Печально улыбнуться… (стихи и проза). — Париж: Третья волна, 1977. — 48 с.
  • Земной уют. Избранные стихи. — М.: Прометей, 1989. — 32 с.
  • Избранное. 736 стихотворений + другие материалы. Составление, комментарии: И. Ахметьев. Предисловие: Ю. Орлицкий. — М.: Культурный слой, 2004.

Семья

Литература

  • «Другое искусство»: Москва 1956—1976. В двух томах. — М.: Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук»; 1991. Сост. Л. П. Талочкин, И. Г. Алпатова. Т.1. С.28-32
  • «Другое искусство»: Москва 1956—1976. В двух томах. — М.: Художественная галерея «Московская коллекция», СП «Интербук»; 1991. Сост. Л. П. Талочкин, И. Г. Алпатова. Т.2. С.113-114
  • Вольфганг Казак. Лексикон русской литературы XX века. — М.: РИК «Культура», 1996. С.208-209.
  • Владислав Кулаков. Поэзия как факт: Статьи о стихах. — М.: НЛО, 1999. С.14-18 и др.
  • Ю. Орлицкий. «Для выражения чувства…»: Стихи Е. Л. Кропивницкого // НЛО, № 5 (1993), с.186—195; Стрелец, № 1 (81), 1998, с.123-134.
  • Наталья Шмелькова. Во чреве мачехи, или Жизнь — диктатура красного. — СПб.: Лимбус Пресс, 1999. С.163-196.
  • Г. Сапгир. Евгений Кропивницкий, Ольга Потапова // Стрелец, № 1 (81), 1998, с.225-227.
  • Виктор Пивоваров. О любви слова и изображения. — М.: НЛО, 2004. Дно культуры, или Эстетика маргинальности (С.5-18).

Ссылки


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация