Культ Баала

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Строка 18: Строка 18:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
}}   
}}   
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
-
 
[[Файл:Baal Ugarit Louvre AO17330.jpg|thumb|150px|Бронзовая статуэтка Баала, XIV—XII век до н. э. Найден в Рас Шамра (др. [[Угарит]]), [[Лувр]]]]
[[Файл:Baal Ugarit Louvre AO17330.jpg|thumb|150px|Бронзовая статуэтка Баала, XIV—XII век до н. э. Найден в Рас Шамра (др. [[Угарит]]), [[Лувр]]]]
[[Файл:Louvre-Egyptien-10.jpg|thumb|150px|Стела Баал с молнией, XV—XIII век до н. э. найден в Рас Шамра (др. [[Угарит]])]]
[[Файл:Louvre-Egyptien-10.jpg|thumb|150px|Стела Баал с молнией, XV—XIII век до н. э. найден в Рас Шамра (др. [[Угарит]])]]
 +
'''Культ Ваала''', культ божества природных стихий у западных [[Семиты|семитов]].
 +
== Этимология имени ==
 +
Слово בַּעַל (баал; в русской традиции ваал) в семитских языках означает `хозяин`, `владыка`, `супруг`.
-
'''Ваала Культ''', культ божества природных стихий у западных семитов. Слово בַּעַל (баал; в русской традиции ваал) в семитских языках означает `хозяин`, `владыка`, `супруг`. Оно применялось также в качестве теофорного элемента в именах собственных, таких как Эшбаал, Мерибаал, Иерубаал и других. В сочетании с топонимом термин баал обозначал местного бога (Баал-Хацор, Баал-Хермон); женская форма этого слова в аналогичном сочетании означала местную богиню (Баалат-Беер, Баалат-Гвал). Самостоятельно этот термин выступал как обозначение верховного божества ханаанеев, основной функцией которого была функция бога погоды. Основой для культа Ваала была полная зависимость жизни [[Ханаан|Ханаана]] от дождей, рассматривавшихся как щедрость Ваала.
+
Оно применялось также в качестве теофорного элемента в именах собственных, таких как Эшбаал, Мерибаал, Иерубаал и других. В сочетании с топонимом термин ''баал'' обозначал местного бога (Баал-Хацор, Баал-Хермон); женская форма этого слова в аналогичном сочетании означала местную богиню (Баалат-Беер, Баалат-Гвал).  
-
Израильтяне были подвержены влиянию культа Ваала еще до прихода в Землю обетованную. Во время скитаний в пустыне в период [[Исход Из Египта|Исхода]] они поклонялись Баал-Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях (Чис. 25:1–11; Пс. 106:28). Поселение в стране, зависимой от осадков, усилило тяготение к культу Ваала. О приверженности израильтян к поклонению Ваалу свидетельствуют неуклонные протесты пророков (см. [[Пророки И Пророчество|Пророки и пророчество]]) против него. Однако в целом в период Первого [[Храм|храма]] (примерно 950 г. до н. э. – 586 г. до н. э.) культ Ваала был второстепенным среди евреев и не играл какой-либо значительной роли.
+
Самостоятельно этот термин выступал как обозначение верховного божества [[Ханаанеи|ханаанеев]], основной функцией которого была функция бога погоды. Основой для культа Ваала была полная зависимость жизни [[Ханаан]]а от дождей, рассматривавшихся как щедрость Ваала.
-
Лишь во время царя [[Ахав|Ахава]] он приобрел новый статус. Жена Ахава [[Изевель]] (Иезавель), дочь финикийского царя, ввела в столице Израильского царства Самарии культ тирского Ваала Мелькарта, в результате чего возобновились также служения различным местным ваалам, которые до того были искоренены или забыты. Аталия (Гофолия), дочь Изевель, царствовавшая некоторое время в Иудее, пыталась насаждать культ тирского Ваала в Иерусалиме. После того как Аталия была убита, и на престол вступил Иехоаш (II Ц. 11, 12), попытки насаждения культа Ваала в Иудее потерпели неудачу. С тех пор отправление культа Ваала среди евреев стало редким и окончательно прекратилось после возвращения из [[Пленение Вавилонское|пленения вавилонского]].
+
Культ Ваала содержал практику человеческих жертвоприношений, обычно детей (см. ниже).
-
[[Файл:Baal temple.jpg|250px|right|thumb|Остатки храма Баала в Пальмире]]
+
-
== Источники ==
+
== Влияние культа Ваала на народ Израиля ==
-
* КЕЭ, том 1, кол. 590
+
[[Израиль]]тяне были подвержены влиянию культа Ваала еще до прихода в [[Земля обетованная|Землю обетованную]].  
-
{{ElevenCopyRight|10809|ВААЛА КУЛЬТ}}
+
Во время скитаний в пустыне в период [[Исход из Египта|Исхода]] они поклонялись Баал-Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях (Чис. 25:1–11; Пс. 106:28). Поселение в стране, зависимой от осадков, усилило тяготение к культу Ваала.
-
[[Категория:Древние народы]]
+
-
<!--  
+
О приверженности израильтян к поклонению Ваалу свидетельствуют неуклонные протесты [[Пророки|пророков]] против него. Однако в целом в период [[Первый Храм|Первого храма]] (примерно 950 г. до н. э. – 586 г. до н. э.) культ Ваала был второстепенным среди евреев и не играл какой-либо значительной роли.
 +
Лишь во время царя [[Ахав]]а он приобрел новый статус. Жена Ахава [[Изевель]] (Иезавель), дочь [[Финикийцы|финикийского]] царя, ввела в столице [[Израильское царство|Израильского царства]] [[Самария (город)|Самарии]] культ [[тир]]ского Ваала Мелькарта. В результате этого возобновились также служения различным местным ваалам, которые до того были искоренены или забыты.
 +
{{Цитата|И делал Ахав, сын Омри, злое в очах Г-спода (более) всех, кто был до него. (31) Мало было ему следовать грехам Йаровама, сына Невата: он взял себе в жены Изэвэль, дочь Этбаала, царя Цидонян, и пошел (в Цидон), и стал служить Баалу и поклоняться ему. (32) И поставил он жертвенник Баалу в капище Баала, которое построил в Шомроне. (33) И сделал Ахав Ашэйру, и Ахав делал то, что гневило Г-спода, Б-га Исраэлева, больше, чем все цари Исраэлевы, которые были до него. (34) В его дни Хиэйл, Бэйтэйлянин, (принявший проклятие), отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеhошуа, сына Нуна. (II Ц. 16)<ref name="ТЕЦ1">[http://toldot.ru/tora/library/neviim/melahim-I/ Перевод ТАНАХа на сайте Толдот ешурун]</ref>}}
 +
[[Файл:Baal temple.jpg|250px|right|thumb|Остатки храма Баала в Пальмире]]
 +
В этом фрагменте явным образом упоминается обряд жертвоприношения детей при возведении зданий как часть культа Баала. Пророк Элияhу возглавил восстание против культа Баала и нанёс ему существенный урон:
 +
<blockquote>
 +
И было, когда Ахав увидел Элияhу, то сказал ему Ахав: ты ли это, наводящий беду на Исраэйль? (18) Тот сказал: не я навел беду на Исраэйль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы оставили заповеди Г-сподни, и ты следовал Баалам. (19) А теперь пошли собрать ко мне весь Исраэйль к горе Кармэль, и четырехсот пятидесяти пророков Баала, и четырехсот пророков Ашэйры, питающихся от стола Изэвэли. (20)<br /> И послал Ахав ко всем сынам Исраэйлевым, и собрал пророков к горе Кармэль. (21) И подошел Элияhу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова. (22)<br /> И сказал Элияhу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. (23) Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу, (24) И воззовите вы именем Б-га вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это. (25)<br /> И сказал Элияhу пророкам Бааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и воззовите именем Б-га вашего, но огня не подкладывайте. (26) И взяли они тельца, которого он дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: о, Баал, ответь нам. Но не было голоса, и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. (27)<br /> И было, в полдень Элияhу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он Б-г; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется. (28) И стали они громко взывать, и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. (29) И было, когда прошел полдень, они (все еще) бесновались до (поры) предвечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуху. (30)<br /> И сказал Элияhу всем людям: подойдите ко мне. И все люди подошли к нему. И он восстановил разрушенный жертвенник Г-сподень. (31) И взял Элияhу двенадцать камней, по числу колен сынов Йаакова, которому сказано было слово Г-сподне: Исраэль будет имя твое. (32) И построил (из) этих камней жертвенник во имя Г-спода, и сделал вокруг жертвенника ров, в котором можно было посеять две сеы (сеа – 1/3 эйфы) зерна. (33) И разложил дрова, и рассек тельца, и возложил на дрова. (34) И сказал он: наполните водою четыре кувшина и вылейте на всесожжение и на дрова. А (потом) сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте (так же и) в третий раз. И сделали они (так) в третий раз. (35) И потекла вода вокруг жертвенника, и наполнил он ров водою. (36)<br /> И было, при приношении дара подошел Элияhу, пророк, и сказал: Г-споди, Б-же Авраама, Ицхака и Исраэля! Да познают в сей день, что Ты – Б-г в Исраэле, и (что) я, раб Твой, сделал все по слову Твоему! (37) Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. (38) И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал.<br /> (39) И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г. (40) И сказал им Элияhу: схватите пророков Бааловых: да не спасется ни один из них. И схватили их, и свел их Элияhу к потоку Кишон, и зарезал их там. (41) (II Ц. 18)<ref name="ТЕЦ1"/>
 +
</blockquote>
 +
[[Аталия]] (Гофолия), дочь Изевель, царствовавшая некоторое время в [[Иудейское царство|Иудее]], пыталась насаждать культ тирского Ваала в [[Иерусалим]]е.
-
'''Баа́л''' (общесемит. b’l; {{lang-he| בעל или באל}} —- ''Бел, Балу, Ваал'' — букв. [[когнаты (лингвистика)|когнаты]] «бог, благой, владыка, великий», «хозяин, [[Господь]] или господин»;) — вообще является эпитетом «бог, владыка» для разных богов и [[градоначальник]]ов у древних [[семиты|западных семитов]]. Также являлся конкретным [[божество]]м в [[Ассирия|ассиро]]-[[вавилон]]ской этнокультуре, почитавшийся в [[Финикия|Финикии]], [[Ханаан]]е и [[Сирия|Сирии]] как [[громовержец]], [[бог]] [[плодородие|плодородия]], [[вода|вод]], [[война|войны]], [[небо|неба]], [[солнце|солнца]] и прочего.
+
После того как Аталия была убита, и на престол вступил Иехоаш (II Ц. 11, 12), попытки насаждения культа Ваала в Иудее потерпели неудачу. С тех пор отправление культа Ваала среди евреев стало редким, но не исчезло совсем ещё ко времени, непосредственно предшествовавшему нашествию [[Навуходоносор]]а:
 +
{{Цитата|(1) Так сказал Г-сподь: пойди и купи изготовленный горшечником глиняный кувшин и (возьми с собой) несколь ких старейшин народа и старейшин священников, (2) И выйди в Гэй Бен-Инном, что у входа в ворота Харсит, и провозгласи там те слова, которые скажу тебе. (3) И скажешь: слушайте слово Г-сподне, цари иудейские и жители Йерушалаима! Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэлев: вот, наведу Я на место это (такое) бедствие, что у каждого услышавшего о нем зазвенит в ушах; (4) За то, что оставили они Меня и сделали чуждым (Мне) место это и возжигали там курения иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их и ни цари иудейские, и (за то, что) наполнили место это кровью невинных. (5) И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих во всесожжение Баалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на ум Мне не приходило,<br />
 +
(6) За это, вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда место это не будет больше называться Ѓато́фэт и Гэй-Бен-Инном, а Гэй Ѓахарига́ (Долиной убиения). ([[Иер]]. 19)<ref>[http://toldot.ru/tora/library/neviim/yirmiya/ ТАНАХ на сайте Толдот ешурун - книга Иеремияhу]</ref>}}
-
== История ==
+
Поклонение Ваалу окончательно прекратилось после возвращения из [[Вавилонское пленение|вавилонского пленения]].
-
Первоначально имя Баал было [[Имя нарицательное|нарицательным]] обозначением божества того или иного [[племя|племени]], потом [[местность|местности]] (Баал [[Тир (город)|Тира]], Баал [[Сидон]]а и др.), в это время его [[святилище|святилища]] приурочивались к [[Источник (природный)|источникам]], [[лес]]ам и [[гора]]м. Титул «Баал» давался [[князь]]ям и [[градоначальник]]ам, входил в имя. (Например: упомянутый в египетской повести XI в. до н. э. «князь [[Библ]]а [[Тевкры|Текер]]-Баал»<ref>Путешествие Уну-Амона // Сказки и повести древнего Египта. Л., 1979. С.129, 131; о транскрипции см. Сафронов. С.130</ref>, [[Ганнибал Барка|Ганнибал]], [[Балтазар]], [[список царей Тира]].)
+
-
Позже Баала считали богом [[Солнце|солнечного света]], немного спустя он стал [[творец|творцом]] всего мира, [[Вселенная|Вселенной]], затем бог-[[Фаллический культ|оплодотворитель]]. Практически во все времена [[Религиозный культ|культ]] Баала сопровождался [[Секс|сладострастными]] [[Оргия (обряд)|оргиями]], причём при этом [[жрец]]ы в [[экстаз]]е наносили себе порезы и раны на различных частях тела, чаще всего на запястье и ладонях.
+
== Примечания ==
 +
{{примечания}}
-
В [[Угарит]]е Баал высоко почитался под именем Балу, имел эпитет Силач и Бык, был сыном бога [[Дагон|Дагану]]<ref name="MNM-astrel">Мифы народов мира / Москва / Астрель / 2006</ref>, его сестрой и возлюбленной была [[Анат]] (''«источник»'', богиня источников). Мог изображаться в облике могучего быка или воина в рогатом шлеме, что связывает его с [[Зевс]]ом, [[Амон (бог)|Зевсом-Аммоном]], вавилонским Зевсом-Баалом.
+
== Литература ==
 +
* Дональд Харден. Финикийцы. Москва, Центрполиграф 2002 ([http://www.10452lccc.com/hist.geo/ancientphoenicians.htm Donald Harden. The Phoenicians: Penguin, Harmondsworth, 1971])
 +
* Smith W. R. Die Religion der Semiten. — Freiburg — Tübingen. 1899.
-
В [[Финикия|Финикии]] он именовался Баал-Цафон (угарит. ''Баал-Цапану'', по названию горы где жил)<ref name="MNM-astrel"/> или просто Баал, Бел<ref name="MNM-astrel"/>, причём эпитет «Баал-» имели и другие финикийские боги, покровительствуя разным областям жизни. Бог проточной воды и родоначальник морских божеств. Сын [[Эль (бог)|Эла]] (угарит. Илу). Его жена — богиня [[Астарта]], аналог шумерской [[Иштар]].
+
== Источники ==
-
 
+
-
Центр культа был в [[Тир (город)|Тире]], отсюда он распространился и в древнем [[Израильское царство|Израильском царстве]] (при [[Иезавель|Иезавели]]) и в [[Иудея|Иудее]], несмотря на борьбу [[пророк]]ов (в особенности [[Илия (пророк)|Ильи]]<ref>{{Библия|3Цар|19:10}}</ref> и [[Иеремия|Иеремии]]<ref>{{Библия|Иер|19:3|-4}}, {{Библия|Иер|19:13}}</ref>).
+
-
 
+
-
Согласно Библии, служение Баалу включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей.<ref>{{Библия|Иер|19:4|-6}}</ref>
+
-
 
+
-
При религиозной революции пророка [[Илия (пророк)|Илии]] «все служители Баала были убиты»<ref>{{Библия|3Цар|18:40}}, {{Библия|3Цар|19:1}}</ref> — этим культу в Древнем Израиле был нанесён существенный ущерб.
+
-
 
+
-
Почитался Баал и в финикийском государстве [[Карфаген]]е (имя [[Ганнибал Барка|Ганнибал]] означает «любимец Баала»); через [[финикийцы|финикийцев]] и [[карфаген]]ян постепенно во [[XX век до н. э.|XX]]-[[X век до н. э.|X веке до н. э.]] культ Баала распространился далеко на Запад (в [[Древний Египет|Египет]], [[Испания|Испанию]] и др.). Император [[Гелиогабал]] (Элагабал) перенёс культ его в [[Древний Рим|Рим]].
+
-
 
+
-
== Разновидности ==
+
-
* Баал-Вериф или Баал-Брит («бог союза») — это местный Баал, которому поклонялись [[евреи]] после смерти [[Гедеон]]а.
+
-
* Баал Фегор, местный [[моавитский]] Баал, сладострастным культом которого моавитяне, следуя советам Валаама, стремились увлечь евреев.
+
-
* Баал-Хаммон — бог Солнца. В [[Карфаген]]е являлся одним из главных богов, распоряжался плодородием.
+
-
* Баал-Хаддат — бог грома и бури, а также владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресаемое божество).
+
-
* Бел — в [[Древнеармянская мифология|древнеармянской мифологии]] строитель вавилонской башни, которому противостоял родоначальник армян [[Хайк]], убивший Бела стрелой из лука.
+
-
* Ху-Баал ([[Хубал]]) — племенной бог древних арабов.
+
-
* Ваал — (брат Сатаны, в бытность Архангелом — Уээль — «Спокойствие Бога» — давал отдых и успокоение уставшим.) — Бог пыток, страданий и боли.
+
-
* Ваал — Так же известен как Вельфегор. Ваал — палач и наемный убийца в одном лице. Он казнит осужденных и устраняет негодных по приказу Пандемония. Он всегда в тени, но даже Темные Князья опасаются, что когда-нибудь он может оказаться у низ за спиной. Он также возглавляет касту демонов-ассасинов.
+
-
 
+
-
== Баал в «Гоетии» ==
+
-
[[Файл:Bael.jpg|thumb|200px|right|Демон Баал, иллюстрация книги Collin de Plancy’s «Dictionnaire infernal» ([[1862]])]]
+
-
В «[[Малый ключ Соломона#«Гоетия»|Гоетии]]» Баал (согласно ''Рудду'' на {{lang-he|באל}}), он же Баел или Баил — первый из семидесяти двух демонов, король, правящий на востоке, и управляющий более чем 66 легионами адских духов. Он появляется в различных видах: иногда как кот, иногда как жаба, иногда как человек, а иногда во всех этих образах сразу и имеет хриплый голос.
+
-
 
+
-
== В массовой культуре ==
+
-
* В компьютерной игре '''[[Diablo II: Lord of Destruction]]''' присутствует [[Баал (Diablo)|Баал]] (''Baal'') — Лорд Разрушения, как второй родной брат дьявола [[Диабло]] (''Diablo''), третьим считается [[Мефисто (Diablo)|Мефистофель]] (''Mephisto''). Баал в игре является [[Босс (компьютерные игры)|боссом]] 5-го акта.
+
-
* В компьютерной игре '''[[Fallen Lords: Condemnation]]''' Баал Разрушитель — это верховный демон, у которого на пути к превращению всех миров стойко стоит смелый воин и герой Саддиэль.
+
-
* В научно-фантастическом [[телесериал]]е «[[Звёздные врата SG-1]]» был [[гоа’улд]]ский системный владыка [[Ба'ал (Звёздные врата)|Ба’ал]] (''Ba’al''), игравший значительную роль в завершающих сезонах сериала и последующем полнометражном фильме «[[Звёздные врата: Временной континуум (фильм)|Звездные врата: Континуум]]». Его сыграл актёр [[Саймон, Клифф|Клифф Саймон]].
+
-
* Кровавый бог убийства и насилия во вселенной '''[[Забытые Королевства]]''', погибший во Время т. н. [[Кризис аватар|Кризиса Аватар]]. В компьютерных играх '''[[Baldur's Gate]]''' и '''[[Baldur's Gate II]]''' главный герой является сыном или дочерью Баала от смертной женщины, обладая частью его демонических способностей.
+
-
* В игре '''[[Devil May Cry 4]]''' Баал (Bael) — [[Босс (компьютерные игры)|босс]], в виде огромной жабы.
+
-
* В книге Григория Зотова «Печать Луны» весь сюжет закручен вокруг жертвоприношений Баал — Хаммону.
+
-
* В MMORPG Last Chaos встречается босс Баал — паук.
+
-
* В компьютерной игре King’s Bounty: The Legend встречается повелитель мира Демонис — Архидемон Баал, являющийся одним из боссов. В следующей игре серии King’s Bounty — Принцесса в доспехах, Архидемон Баал является главным противником.
+
-
* В серии игр [[Nippon Ichi Software]], таких как [[Disgaea: Hour of Darkness]], [[Disgaea 2|Disgaea 2: Cursed Memories]], [[Makai Kingdom|Makai Kingdom: Chronicles of the Sacred Tome]] Баал является сильнейшим боссом, для боя с которым необходимо пройти все «скрытые» стадии.
+
-
* В '''[[CRPG]]''' '''[[Gothic (серия)|Gothic]]''' от студии '''[[Piranha Bytes]]''' Баалом (в английском переводе, а так же в переводе от компании «Фаргус») называют Гуру Болотного Братства, например: Баал Исидро, Баал Тондрал и др.
+
-
* В фильме '''[[Обряд (фильм)|Обряд/Rite (''2011'')]]''' Баал — имя демона, который вселился в беременную 16-ти летнюю девушку, а затем в священника-экзорциста святого отца Лукаса.
+
-
* В игре '''[[RF Online]]''' Баал (Баал-Хамон) — [[Босс (компьютерные игры)|босс]], в виде чудовища с посохом и мечем.
+
-
* В игре '''[[last chaos]]''' Баал — Сильный одиночный монстр, в виде чудовища (полу человек — полу паук)
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
{{commonscat|Baal}}
{{commonscat|Baal}}
 +
* КЕЭ, том 1, кол. 590
 +
* [http://www.machanaim.org/tanach/in_tnh.htm Перевод TAНAХа на сайте Маханаим]
 +
* [http://toldot.ru/tora/library/ Перевод TAНAХа на сайте Толдот ешурун]
-
== Литература ==
+
{{ElevenCopyRight|10809|ВААЛА КУЛЬТ}}
-
* Smith W. R. Die Religion der Semiten. — Freiburg — Tübingen. [[1899]].
+
-
* Большая Советская Энциклопедия
+
-
* Мак-Каммон Роберт — Ваал
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
{{примечания}}
+
-
 
+
-
-->
+
[[Категория:Иудаизм vs. другие религии]]
[[Категория:Иудаизм vs. другие религии]]
-
 
+
[[Категория:Древние народы]]
-
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Иудаизм и другие религии]]
+

Версия 13:19, 22 апреля 2013


Статья импортирована из Электронной Еврейской Энциклопедии
и (возможно) должна быть консолидирована с одной из нижеследующих, уже имеющихся статьей: Баал


Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Baal Ugarit Louvre AO17330.jpg
Бронзовая статуэтка Баала, XIV—XII век до н. э. Найден в Рас Шамра (др. Угарит), Лувр
Файл:Louvre-Egyptien-10.jpg
Стела Баал с молнией, XV—XIII век до н. э. найден в Рас Шамра (др. Угарит)

Культ Ваала, культ божества природных стихий у западных семитов.

Содержание

Этимология имени

Слово בַּעַל (баал; в русской традиции ваал) в семитских языках означает `хозяин`, `владыка`, `супруг`.

Оно применялось также в качестве теофорного элемента в именах собственных, таких как Эшбаал, Мерибаал, Иерубаал и других. В сочетании с топонимом термин баал обозначал местного бога (Баал-Хацор, Баал-Хермон); женская форма этого слова в аналогичном сочетании означала местную богиню (Баалат-Беер, Баалат-Гвал).

Самостоятельно этот термин выступал как обозначение верховного божества ханаанеев, основной функцией которого была функция бога погоды. Основой для культа Ваала была полная зависимость жизни Ханаана от дождей, рассматривавшихся как щедрость Ваала.

Культ Ваала содержал практику человеческих жертвоприношений, обычно детей (см. ниже).

Влияние культа Ваала на народ Израиля

Израильтяне были подвержены влиянию культа Ваала еще до прихода в Землю обетованную.

Во время скитаний в пустыне в период Исхода они поклонялись Баал-Пеору, вкушали от заупокойных жертв и участвовали в культовых оргиях (Чис. 25:1–11; Пс. 106:28). Поселение в стране, зависимой от осадков, усилило тяготение к культу Ваала.

О приверженности израильтян к поклонению Ваалу свидетельствуют неуклонные протесты пророков против него. Однако в целом в период Первого храма (примерно 950 г. до н. э. – 586 г. до н. э.) культ Ваала был второстепенным среди евреев и не играл какой-либо значительной роли.

Лишь во время царя Ахава он приобрел новый статус. Жена Ахава Изевель (Иезавель), дочь финикийского царя, ввела в столице Израильского царства Самарии культ тирского Ваала Мелькарта. В результате этого возобновились также служения различным местным ваалам, которые до того были искоренены или забыты.

« И делал Ахав, сын Омри, злое в очах Г-спода (более) всех, кто был до него. (31) Мало было ему следовать грехам Йаровама, сына Невата: он взял себе в жены Изэвэль, дочь Этбаала, царя Цидонян, и пошел (в Цидон), и стал служить Баалу и поклоняться ему. (32) И поставил он жертвенник Баалу в капище Баала, которое построил в Шомроне. (33) И сделал Ахав Ашэйру, и Ахав делал то, что гневило Г-спода, Б-га Исраэлева, больше, чем все цари Исраэлевы, которые были до него. (34) В его дни Хиэйл, Бэйтэйлянин, (принявший проклятие), отстроил Йерихо: Авирамом, первенцем своим, он заложил основание его, и Сегувом, младшим сыном своим, поставил он ворота его, по слову Г-спода, которое Он изрек через Йеhошуа, сына Нуна. (II Ц. 16)[1] »
Файл:Baal temple.jpg
Остатки храма Баала в Пальмире

В этом фрагменте явным образом упоминается обряд жертвоприношения детей при возведении зданий как часть культа Баала. Пророк Элияhу возглавил восстание против культа Баала и нанёс ему существенный урон:

И было, когда Ахав увидел Элияhу, то сказал ему Ахав: ты ли это, наводящий беду на Исраэйль? (18) Тот сказал: не я навел беду на Исраэйль, а ты и дом отца твоего, тем, что вы оставили заповеди Г-сподни, и ты следовал Баалам. (19) А теперь пошли собрать ко мне весь Исраэйль к горе Кармэль, и четырехсот пятидесяти пророков Баала, и четырехсот пророков Ашэйры, питающихся от стола Изэвэли. (20)
И послал Ахав ко всем сынам Исраэйлевым, и собрал пророков к горе Кармэль. (21) И подошел Элияhу ко всему народу, и сказал: долго ли вы будете колебаться между двумя мнениями? Если Г-сподь есть Б-г, то следуйте Ему, а если Баал, то следуйте ему. И не отвечал ему народ ни слова. (22)
И сказал Элияhу народу: я один остался пророком Г-сподним, а пророков Бааловых четыреста пятьдесят человек. (23) Пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца, и положу на дрова, и огня не подложу, (24) И воззовите вы именем Б-га вашего, а я воззову именем Г-спода. И будет, тот Б-г, который ответит огнем, Он и есть Б-г. И отвечал весь народ, и сказал: хорошо слово это. (25)
И сказал Элияhу пророкам Бааловым: выберите себе одного тельца и приготовьте вы прежде, ибо вас много; и воззовите именем Б-га вашего, но огня не подкладывайте. (26) И взяли они тельца, которого он дал им, и приготовили, и взывали именем Баала с утра до полудня, говоря: о, Баал, ответь нам. Но не было голоса, и не было ответа. И скакали они у жертвенника, который сделали. (27)
И было, в полдень Элияhу стал смеяться над ними и сказал: кричите громче, ибо он Б-г; (может быть) он занят беседою, или в отлучке, или в пути; а может он спит, так он проснется. (28) И стали они громко взывать, и царапали себя, по своему обыкновению, мечами и копьями, так что кровь лилась по ним. (29) И было, когда прошел полдень, они (все еще) бесновались до (поры) предвечернего жертвоприношения, но не было ни голоса, ни ответа, ни слуху. (30)
И сказал Элияhу всем людям: подойдите ко мне. И все люди подошли к нему. И он восстановил разрушенный жертвенник Г-сподень. (31) И взял Элияhу двенадцать камней, по числу колен сынов Йаакова, которому сказано было слово Г-сподне: Исраэль будет имя твое. (32) И построил (из) этих камней жертвенник во имя Г-спода, и сделал вокруг жертвенника ров, в котором можно было посеять две сеы (сеа – 1/3 эйфы) зерна. (33) И разложил дрова, и рассек тельца, и возложил на дрова. (34) И сказал он: наполните водою четыре кувшина и вылейте на всесожжение и на дрова. А (потом) сказал: повторите. И они повторили. И сказал: сделайте (так же и) в третий раз. И сделали они (так) в третий раз. (35) И потекла вода вокруг жертвенника, и наполнил он ров водою. (36)
И было, при приношении дара подошел Элияhу, пророк, и сказал: Г-споди, Б-же Авраама, Ицхака и Исраэля! Да познают в сей день, что Ты – Б-г в Исраэле, и (что) я, раб Твой, сделал все по слову Твоему! (37) Ответь мне, Г-споди, ответь мне! И будет знать народ этот, что Ты, Г-споди, – Б-г, и Ты обратишь (к Себе) сердце их. (38) И ниспал огонь Г-сподень, и пожрал всесожжение и дрова, и камни, и прах; и воду, что была во рву, вылизал.
(39) И увидел (это) весь народ, и пал на лицо свое; и сказали (люди): Г-сподь – Он Б-г, Г-сподь – Он Б-г. (40) И сказал им Элияhу: схватите пророков Бааловых: да не спасется ни один из них. И схватили их, и свел их Элияhу к потоку Кишон, и зарезал их там. (41) (II Ц. 18)[1]

Аталия (Гофолия), дочь Изевель, царствовавшая некоторое время в Иудее, пыталась насаждать культ тирского Ваала в Иерусалиме.

После того как Аталия была убита, и на престол вступил Иехоаш (II Ц. 11, 12), попытки насаждения культа Ваала в Иудее потерпели неудачу. С тех пор отправление культа Ваала среди евреев стало редким, но не исчезло совсем ещё ко времени, непосредственно предшествовавшему нашествию Навуходоносора:

« (1) Так сказал Г-сподь: пойди и купи изготовленный горшечником глиняный кувшин и (возьми с собой) несколь ких старейшин народа и старейшин священников, (2) И выйди в Гэй Бен-Инном, что у входа в ворота Харсит, и провозгласи там те слова, которые скажу тебе. – (3) И скажешь: слушайте слово Г-сподне, цари иудейские и жители Йерушалаима! Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэлев: вот, наведу Я на место это (такое) бедствие, что у каждого услышавшего о нем зазвенит в ушах; (4) За то, что оставили они Меня и сделали чуждым (Мне) место это и возжигали там курения иным богам, которых не знали ни они, ни отцы их и ни цари иудейские, и (за то, что) наполнили место это кровью невинных. (5) И настроили они жертвенных возвышений Баалу, чтобы сжигать в огне сыновей своих во всесожжение Баалу, чего Я не повелевал и не говорил, и что на ум Мне не приходило,

(6) За это, вот, наступают дни, – сказал Г-сподь, – когда место это не будет больше называться Ѓато́фэт и Гэй-Бен-Инном, а Гэй Ѓахарига́ (Долиной убиения). (Иер. 19)[2]

»

Поклонение Ваалу окончательно прекратилось после возвращения из вавилонского пленения.

Примечания

Литература

Источники

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ВААЛА КУЛЬТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация