Кумран

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 30: Строка 30:
[[Image:Qumran Caves.jpg|thumb|180px|left|Пещеры Кумрана]]
[[Image:Qumran Caves.jpg|thumb|180px|left|Пещеры Кумрана]]
-
В период 1947 – 1956 годов было найдено почти 900  [[Кумранские рукописи|свитков]], написанных главным образом на пергаменте (некоторые на папирусе), и были предприняты обширные раскопки поселения. Были найдены сосуды, водоемы, кладбища, а также различные помещения: обеденный зал, зал для приемов гостей, развалины помещения, предназначенного для переписки рукописей, печи для обжига глиняной посуды и др. Многие ученые полагают, что именно это место стало родиной еврейской секты [[Ессеи|ессеев]] (преимущественное предположение); другие ученые делают иные предположения, например, что это была крепость [[Хасмонеи|Хасмонеев]], позднее преобразованная в имение богатой семьи, или что оно было центром производства, возможно глиняной посуды, есть и другие предположения. В восточной части рассматриваемого участка было обнаружено большое кладбище. Большинство могил содержат останки мужчин, но есть и женские захоронения, некоторые могилы могут быть отнесены к Средним векам. Лишь небольшая часть могил обследована, так как согласно еврейскому закону раскопки кладбищ запрещаются. Всего на кладбище Кумрана захоронено более тысячи тел.[1] Одна из гипотез ученых утверждает, что это захоронения умерших сектантов, в то время как другая - что тела были принесены в Кумран, так как похороны здесь легче, чем в других, более скалистых местах. [2] Большинство [[Кумранские рукописи|свитков]] было найдено в одиннадцати пещерах вокруг поселения, но некоторые – внутри поселения. Одни ученые утверждали, что пещеры являлись библиотеками данной [[Ессеи|секты]]. Другие ученые полагают, что некоторые пещеры также служили убежищами для жителей этой местности. Многие из текстов, найденных в пещерах, описывают общепринятые еврейские верования и практики, в то время как другие тексты говорят об отклонениях и уникальных интерпретациях меньшинств и их практиках. Некоторые ученые полагают, что некоторые из этих текстов описывают верования жителей Кумрана, которыми, возможно, были [[Ессеи|ессеи]], другие предполагают Кумран убежищем сторонников традиционного священнической семьи [[Цадоков]], скрывавшихся от [[Хасмонеи|Хасмонеев]]. Литературные тексты, изданные в 1990-х годах, пытаются описать причины для создания сообществ, некоторые из которых напоминают [[Саддукеи|саддукейские]] и ищут для этого аргументы в [[Талмуд|Талмуде]]. [3] Предполагается, что большинство свитков было скрыты в пещерах во время  Первого еврейского Восстания 67-73 г.г. н.э., хотя некоторые из них, возможно, были спрятаны там ранее.
+
В период 1947 – 1956 годов было найдено почти 900  [[Кумранские рукописи|свитков]], написанных главным образом на пергаменте (некоторые на папирусе), и были предприняты обширные раскопки поселения. Были найдены сосуды, водоемы, кладбища, а также различные помещения: обеденный зал, зал для приемов гостей, развалины помещения, предназначенного для переписки рукописей, печи для обжига глиняной посуды и др. Многие ученые полагают, что именно это место стало родиной еврейской секты [[Ессеи|ессеев]] (преимущественное предположение); другие ученые делают иные предположения, например, что это была крепость [[Хасмонеи|Хасмонеев]], позднее преобразованная в имение богатой семьи, или что оно было центром производства, возможно глиняной посуды, есть и другие предположения. В восточной части рассматриваемого участка было обнаружено большое кладбище. Большинство могил содержат останки мужчин, но есть и женские захоронения, некоторые могилы могут быть отнесены к Средним векам. Лишь небольшая часть могил обследована, так как согласно еврейскому закону раскопки кладбищ запрещаются. Всего на кладбище Кумрана захоронено более тысячи тел.<ref>1. de Vaux 1973, стp. 45f. Автор отмечает, что было 1100 могил на основном кладбище. Однако, Kapera 2000, стp. 46, приводит доводы только в пользу 669 могил. Однако объективное  рассмотрение отмечает, что более правы Де Воа, Ешель, Ханаана, Магена Броши, Ричарда Фрейнда и Брайена Шульца. См. «New Data on the Cemetery East of Khirbet Qumran» DSD 9/2 (2002) 135-165. </ref> Одна из гипотез ученых утверждает, что это захоронения умерших сектантов, в то время как другая - что тела были принесены в Кумран, так как похороны здесь легче, чем в других, более скалистых местах. <ref>2. Stacey, Some Notes on the Archaeological Context of Qumran in the Light of Recent Publications</ref> Большинство [[Кумранские рукописи|свитков]] было найдено в одиннадцати пещерах вокруг поселения, но некоторые – внутри поселения. Одни ученые утверждали, что пещеры являлись библиотеками данной [[Ессеи|секты]]. Другие ученые полагают, что некоторые пещеры также служили убежищами для жителей этой местности. Многие из текстов, найденных в пещерах, описывают общепринятые еврейские верования и практики, в то время как другие тексты говорят об отклонениях и уникальных интерпретациях меньшинств и их практиках. Некоторые ученые полагают, что некоторые из этих текстов описывают верования жителей Кумрана, которыми, возможно, были [[Ессеи|ессеи]], другие предполагают Кумран убежищем сторонников традиционного священнической семьи [[Цадоков]], скрывавшихся от [[Хасмонеи|Хасмонеев]]. Литературные тексты, изданные в 1990-х годах, пытаются описать причины для создания сообществ, некоторые из которых напоминают [[Саддукеи|саддукейские]] и ищут для этого аргументы в [[Талмуд|Талмуде]]. <ref>3. Joseph M. Baumgarten, "The 'Halakha' in Miqsat Ma`ase ha-Torah (MMT)." JAOS 116/3 (1996) 512-516). Автор предостерег от преждевременных предположений о саддукеях, как  указывающих на идентичность. См. также Шофилд (Schofield), Элисон и Джеймс К. Вандеркам "Were the Hasmoneans Zadokites?"  JBL 124/1 (2005) 73-87, где показано, что идентичность с цадоками не однозначна. Кроме того, саддукеи периода Второго Храма не полностью идентичны с талмудическим толкованием термина. В некоторых свитках "сыновья Цадока" являются членами секты, но это не дает основание для названия всей секты. </ref> Предполагается, что большинство свитков было скрыты в пещерах во время  Первого еврейского Восстания 67-73 г.г. н.э., хотя некоторые из них, возможно, были спрятаны там ранее.
=== Первые открытия ===
=== Первые открытия ===
-
Территория Кумрана была известна европейским исследователям с 19-ого столетия. [4] Первоначальное внимание исследователей было сосредоточено на кладбище (начиная с De Saulcy в 1851 году). Таковыми были первые раскопки в Кумране, проведенные Генри Пулом в 1855 году и Чарльзом Клермонт-Ганнео в 1873 году. [5] Альберт Исаакс, британский советник Джеймс Финн, и фотограф Джеймс Грехэм посетили Кумран в декабре 1856 года. Их заинтересовала т.наз. «башня», относительно которой Исаакс сказал: "Едва ли может быть подвергнуто сомнению, что сформировало башню или крепость такого вида. Сама ситуация определила, чтобы крепость была хорошо приспособлена к защитным операциям". [6] Финн позже также заявил, что Кумран был "древним фортом". [7] Британский ученый Эрнест Уильям Герней Мастерман посетил Кумран несколько раз в течение 1900 – 1901 годов. После осмотра расположения Кумрана сверху плато он заключил, что эти руины "возможно, были когда-то очень хорошей маленькой крепостью". [8] Мастерман стал сомневаться в том, что маленькому форту было необходимо кладбище с более чем тысячей могил. [9] Густав Далман посетил Кумран в 1914 году, он идентифицировал Кумран как поселение, или как форт. [10] Археолог Майкл Ави-Ионах согласился с определением Кумрана в качестве форта. Его географическая карта закрепила определение Кумрана как части цепочки крепостей вдоль юго-восточной Иудейской границы. <ref>См. cтp. 164 в Avi-Yonah, M. " Map of Roman Palestine," Quarterly of the Department of Antiquities in Palestine 5 (1936): 139-196. </ref>
+
Территория Кумрана была известна европейским исследователям с 19-ого столетия. <ref>4. J. E. Тэйлор, "Khirbet Qumran in the Nineteenth Century and the Name of the Site" стр 144-164. Cansdale 2000. Особенно стр. 633 относительно F. de Saulcy . </ref> Первоначальное внимание исследователей было сосредоточено на кладбище (начиная с De Saulcy в 1851 году). Таковыми были первые раскопки в Кумране, проведенные Генри Пулом в 1855 году и Чарльзом Клермонт-Ганнео в 1873 году. <ref>5. B. Schultz " The Qumran Cemetery: 150 Years of Research" стр 194-196. </ref> Альберт Исаакс, британский советник Джеймс Финн, и фотограф Джеймс Грехэм посетили Кумран в декабре 1856 года. Их заинтересовала т.наз. «башня», относительно которой Исаакс сказал: "Едва ли может быть подвергнуто сомнению, что сформировало башню или крепость такого вида. Сама ситуация определила, чтобы крепость была хорошо приспособлена к защитным операциям". <ref>6. См. стр. 66 в А. Isaacs. The Dead Sea: or, Notes and Observations Made During a Journey to Palestine in 1856-1857, (London: Hatchard and Son, 1857). </ref> Финн позже также заявил, что Кумран был "древним фортом". <ref>7. См. стp. 416 в Finn, J., Byeways in Palestine (London: James Nisbet, 1868). </ref> Британский ученый Эрнест Уильям Герней Мастерман посетил Кумран несколько раз в течение 1900 – 1901 годов. После осмотра расположения Кумрана сверху плато он заключил, что эти руины "возможно, были когда-то очень хорошей маленькой крепостью". <ref>8. См. стp. 161 в Masterman, E. W. G. "Ain el-Feshkhah, el-Hajar, el-Asbah, and Khurbet Kumrân" PEFQS 27 (1902): 160-167; 297-299. </ref> Мастерман стал сомневаться в том, что маленькому форту было необходимо кладбище с более чем тысячей могил. <ref>9. См. стp. 162 в Masterman, E. W. G. "Ain el-Feshkhah, el-Hajar, el-Asbah, and Khurbet Kumrân" PEFQS 27 (1902): 160-167; 297-299. </ref> Густав Далман посетил Кумран в 1914 году, он идентифицировал Кумран как поселение, или как форт. <ref>10 Dalman, Г. Palästinajahrbuch des Deutschen evangelischen Instituts für Altertumswissenschaft des heiligen Landes zu Jerusalem. (Berlin: Ernst Siegfried Mittler, 1914), 9-11. </ref> Археолог Майкл Ави-Ионах согласился с определением Кумрана в качестве форта. Его географическая карта закрепила определение Кумрана как части цепочки крепостей вдоль юго-восточной Иудейской границы. <ref>См. cтp. 164 в Avi-Yonah, M. " Map of Roman Palestine," Quarterly of the Department of Antiquities in Palestine 5 (1936): 139-196. </ref>
=== Главные раскопки и находки ===
=== Главные раскопки и находки ===

Версия 09:31, 24 июля 2011

Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман



Кумран (ивр. חירבת קומראן‎, араб. خربة قمران‎‎) — местность на сухом плато, примерно в полутора километрах от северо-западного побережья Мёртвого моря, на Западном берегу реки Иордан, рядом с израильским кибуцом Калия.

Поселение эллинистического периода было построено во время правления Иоанна Гиркана, в 134—104 до н. э. или несколько позже, и было занято большую часть времени, пока не было разрушено римлянами в 68 н. э. или вскоре после него. Это поселение как и вся местность стала известна благодаря расположенному недалеко от него тайнику со свитками в пещерах отвесных скал и ниже, в мергелевых уступах.

С момента открытия в 1947 году и до 1956 года были найдены около 900 свитков различной степени сохранности, в основном, написанные на пергаменте, но также и на папирусе. Были проведены обширные раскопки. Сосуды, еврейские ритуальные ванны и кладбища были найдены вместе со столовой или комнатой для собраний, также были обнаружены обломки верхнего этажа (возможно служившего скрипторием), печи для обжига керамики и башня.

Многие учёные считают, что здесь размещалась община еврейской секты ессеев, другие предложили нерелигиозные интерпретации. Согласно одним из них, это был Хасмонейский форт, позже превратившийся в виллу богатой семьи или производственный центр, возможно, завод керамики или что-то подобное.

К востоку от места было обнаружено большое кладбище. В большинстве могил находятся останки мужчин, были обнаружены и женщины. Однако некоторые захоронения могут относиться к временам средневековья.

Свитки были обнаружены в 11 пещерах возле поселения.

Содержание

Открытия и раскопки

Файл:Qumran Caves.jpg
Пещеры Кумрана

В период 1947 – 1956 годов было найдено почти 900 свитков, написанных главным образом на пергаменте (некоторые на папирусе), и были предприняты обширные раскопки поселения. Были найдены сосуды, водоемы, кладбища, а также различные помещения: обеденный зал, зал для приемов гостей, развалины помещения, предназначенного для переписки рукописей, печи для обжига глиняной посуды и др. Многие ученые полагают, что именно это место стало родиной еврейской секты ессеев (преимущественное предположение); другие ученые делают иные предположения, например, что это была крепость Хасмонеев, позднее преобразованная в имение богатой семьи, или что оно было центром производства, возможно глиняной посуды, есть и другие предположения. В восточной части рассматриваемого участка было обнаружено большое кладбище. Большинство могил содержат останки мужчин, но есть и женские захоронения, некоторые могилы могут быть отнесены к Средним векам. Лишь небольшая часть могил обследована, так как согласно еврейскому закону раскопки кладбищ запрещаются. Всего на кладбище Кумрана захоронено более тысячи тел.[1] Одна из гипотез ученых утверждает, что это захоронения умерших сектантов, в то время как другая - что тела были принесены в Кумран, так как похороны здесь легче, чем в других, более скалистых местах. [2] Большинство свитков было найдено в одиннадцати пещерах вокруг поселения, но некоторые – внутри поселения. Одни ученые утверждали, что пещеры являлись библиотеками данной секты. Другие ученые полагают, что некоторые пещеры также служили убежищами для жителей этой местности. Многие из текстов, найденных в пещерах, описывают общепринятые еврейские верования и практики, в то время как другие тексты говорят об отклонениях и уникальных интерпретациях меньшинств и их практиках. Некоторые ученые полагают, что некоторые из этих текстов описывают верования жителей Кумрана, которыми, возможно, были ессеи, другие предполагают Кумран убежищем сторонников традиционного священнической семьи Цадоков, скрывавшихся от Хасмонеев. Литературные тексты, изданные в 1990-х годах, пытаются описать причины для создания сообществ, некоторые из которых напоминают саддукейские и ищут для этого аргументы в Талмуде. [3] Предполагается, что большинство свитков было скрыты в пещерах во время Первого еврейского Восстания 67-73 г.г. н.э., хотя некоторые из них, возможно, были спрятаны там ранее.

Первые открытия

Территория Кумрана была известна европейским исследователям с 19-ого столетия. [4] Первоначальное внимание исследователей было сосредоточено на кладбище (начиная с De Saulcy в 1851 году). Таковыми были первые раскопки в Кумране, проведенные Генри Пулом в 1855 году и Чарльзом Клермонт-Ганнео в 1873 году. [5] Альберт Исаакс, британский советник Джеймс Финн, и фотограф Джеймс Грехэм посетили Кумран в декабре 1856 года. Их заинтересовала т.наз. «башня», относительно которой Исаакс сказал: "Едва ли может быть подвергнуто сомнению, что сформировало башню или крепость такого вида. Сама ситуация определила, чтобы крепость была хорошо приспособлена к защитным операциям". [6] Финн позже также заявил, что Кумран был "древним фортом". [7] Британский ученый Эрнест Уильям Герней Мастерман посетил Кумран несколько раз в течение 1900 – 1901 годов. После осмотра расположения Кумрана сверху плато он заключил, что эти руины "возможно, были когда-то очень хорошей маленькой крепостью". [8] Мастерман стал сомневаться в том, что маленькому форту было необходимо кладбище с более чем тысячей могил. [9] Густав Далман посетил Кумран в 1914 году, он идентифицировал Кумран как поселение, или как форт. [10] Археолог Майкл Ави-Ионах согласился с определением Кумрана в качестве форта. Его географическая карта закрепила определение Кумрана как части цепочки крепостей вдоль юго-восточной Иудейской границы. [11]

Главные раскопки и находки

Полномасштабная работа в Кумране началась после Роланда де Воа (Roland de Vaux) и Ланкастера Хардинга (Lankester Harding) в 1949 году. Они нашли то, что позднее стало известным как Пещера №1, в которой впервые нашли свиток. Поверхностный обзор этой находки в том же году не вызвал большого интереса [12], но работа продолжилась, а новый интерес к свиткам привел к существенным исследованиям развалин Кумрана в 1951 году. Эти исследования привели к находкам глиняной посуды, связанной с находками в Пещере №1. [13] Далее - интенсивные раскопки на участке в течение шести сезонов под руководством Де Воа. Находки раскопок периода «железного века» были скромны, но позволили Де Воа идентифицировать Кумран как один из городов, упомянутых в Навине 15:62 (т. наз. «Город Соли»). Кумран мог быть также идентифицирован с Сехаха (Secacah), на который ссылаются там же в Навине 15:61. Сехаха упомянут также в «Медном Свитке». [15] Текст этого источника может объяснять находки Кумрана слоя времени железного века. Дальнейшее показало, что Кумран, как территория, преимущественно стал использоваться со времени Хасмонеев вплоть до короткого периода после разрушения Храма Титом. Де Воа разделил все это время на три периода: начальный период, эпоха Хасмонеев, делящуюся на два подпериода: время Йоханана Гиркана и подпериод последних Хасмонеев до землетрясения и пожара в 31 году до н.э., второй период - эра Ирода, начинающаяся в 4 году до н.э. до разрушения территории римлянами во время Еврейского восстания 70 года и третий период – реоккупация территории, находящейся в руинах. Такая периодизация Де Воа бросила вызов двум ученым - Jodi Magness [16] и Yizhar Hirschfeld. [17] Территория, исследованная Де Воа, делится на две главные части: главное здание, c центральным внутренним двором и защитной башней на ее северо-западной оконечности, и вспомогательное здание на западе. Раскопки выявили сложную водную систему, которая поставляла воду в несколько водоемов, некоторые из которых весьма большие, расположенные в различных частях рассматриваемого участка. Два из этих водоема были размещены в пределах контура главного здания. Здания и водная система показывают последовательное развитие в виде дополнений, расширений и усовершенствований. Водный канал был поднят, чтобы подавать воду к новым водоемам, а дамба была перенесена в верхнюю секцию Кумрана, чтобы подавать больше воды, направляемой акведуком. Комнаты здания достраивались, этажи – приподнимались, печи для обжига глиняной посуды реконструировались, их местоположение менялось. Именно Де Воа нашел в Кумране три первых чернильницы (места 30 (2 штуки) и 31). В последующие годы были найдены другие чернильницы: Ян Гунневег (Jan Gunneweg) нашел четвертую (место 129), S. Steckoll – пятую (около помещения для переписки рукописей), Маген (Magen) и Пелег (Peleg) - шестую. Большее количество чернильниц на данном месте, в сравнении с другими участками (речь идет о периоде Второго Храма) - это существенный признак того, что рукописи переписывались именно письма здесь.

Интерпретация Де Воа

Де Воа сопоставил обнаруженные им материальные артефакты с информацией, содержавшейся в Свитках Мертвого моря, которые продолжали находить в соседних пещерах. Из этого Де Воа предположил, что в свое время Кумран покинуло именно сектантское религиозное сообщество. Для такого предположения он использовал эти находки, а так же текстуальные источники, включая Свитки Мертвого моря и свидетельства, упоминаемые Плинием Старшим, Филоном и Иосифом Флавием. Заключением Де Воа был вывод о том, что жителями Кумрана были евреи – сектанты, определяемые как ессеи. Это заключение получило название "ессейской гипотезы Кумрана". [18] Она предполагает, что жителями поселения были ессеи, и что они устроили это поселение в пустыне исключительно в религиозных целях. Де Воа назвал комнату над «местами №30» помещением для переписки рукописей, потому что он нашел чернильницы именно там. Де Воа предположил также, что возможно в этом месте ессеи написали по крайней мере некоторые из Свитков Мертвого моря. Де Воа интерпретировал «место 77» как «столовая», а соседнее «место 89» как «кладовая», на что указывали находки этих мест. Также Де Воа интерпретировал многие из обнаруженных водоемов как еврейские ритуальные ванны из-за их подобия ритуальным ваннам Иерусалима возле Храма. Относительно свитков Де Воа очень осторожно предположил, что "рукописи были скопированы в помещении для переписки рукописей в Кумране... Мы можем также предположить ..., что некоторые работы были составлены в Кумране, но более этого мы ничего не знаем". [19] Он считал также, что позже ессеи спрятали свитки в соседних пещерах, именно в это время они стали ощущать сомнения в своей безопасности.

Обзор дальнейших раскопок и находок Хотя раскопки Де Воа в Кумране были очень обширными, дав самый важный источник информации о поселении, после него было организовано еще несколько раскопок. В течение 1960-ых годов их выполняли Джон Аллегро и Соломон Стеколл. [20] Стеколл также исследовал кумранское кладбище, изучив 12 могил. [21] В 1967 году Департаментом древностей Иордании в Кумране выполнялись исследования под руководством Дайяни (R.W. Dajjani). [22] В 1984 – 1985 годах Патрич (Joseph_Patrich) и Ядин (Yigael Yadin) выполнили систематический обзор пещер и пешеходных троп вокруг Кумрана. В течение 1985 – 1991 годов Патрич раскапывал 5 пещер, в том числе пещеры, обозначаемые индексами 3Q и 11Q. Одним из выводов Патрича было заключение о том, что пещеры "не служили жильем для членов Секты Мертвого моря, а были скорее складами и укрытиями". [23] С ноября 1993 года до января 1994 года израильский Департамент древностей выполнил работы на соседних сооружениях в качестве части запланированной "Операции Свитков" под руководством Амира Дрори (Amir Drori) и Ицхака Магена (Yitzhak Magen). [24] Зимой сезона 1995-1996 годов и позднее Маген Броши (Magen Broshi) и Ханан Эшель (Hanan Eshel) выполнили дальнейшие раскопки в пещерах к северу от Кумрана; они также раскапывали кладбище и пещеры на террасе из известковой глины. [22] В 1996 году Джеймс Строунж (James Strange) и другие проводили дальнейшие археологические работы. [25] В 1996 – 1999 годах и позже Ицхак Маген и Юваль Пелег (Yuval Peleg) выполнили раскопки под эгидой администрации парков Израиля. [26] Рэнделл Прайс (Randall Price) и Орен Гатфилд (Oren Gutfield) в сезоны 2002, 2004 и 2005 годов, (и по плану 2010 года) исследовали кумранское плато. [27]

Последующие археологические открытия и их анализ

Большинство первых выводов из исследований происходило из заключений Де Воа, однако смерть Роланда Де Воа прервала его исследования. В конце 1980-ых годов Роберт Донкил (Robert Donceel), анализируя материалы Де Воа с целью их публикации, обнаружил новые экспонаты, не поддерживающие принятую религиозную модель. Этими экспонатами были сосуд и отдельные керамические изделия. [28] В 1992 году Полин Донкил-Вут (Pauline Donceel-Voute), в попытке объяснить эти экспонаты, выдвинула идею модели римской виллы. [29] Последующая публикация о раскопках, выполненная Жаном-Батистом Хумбертом (Jean-Baptist Humbert ) [30], показала новые экспонаты в виде украшенного бордюра, прекрасных колонн и др., что позволяет сделать предположение о кумранском богатом доме.

Глиняная посуда

Разнообразие глиняной посуды, стекла и большое количество монет, найденных в Кумране плохо соответствует контексту сектантского поселения, это было замечено Donceels. [31] и [32] Чтобы торговать, пишут они, нельзя было быть в вакууме. Рахиль Бар-Натан (Rachel Bar-Nathan) также сомневалась из-за подобия кумранской глиняной посуды посуде во дворцах Хасмонеев и Ирода (в Иерихоне). Это подобие дало основание предположить, что Кумран мог быть частью общеиорданского поселения, а не изолированным участком. [33] Если когда-то думали, что цилиндрические кувшины (фляги) со свитками из Кумрана были уникальны, то Бар-Натан указала на их похожесть найденным в Иерихоне, Масаде (Masada) [34] и других местах. [35] "Возможно проследить типологическое развитие этой группы кувшинов (цилиндрических фляг)". [34] Йоди Магнесс (Jodi Magness) также говорит: "Большинство этих фляг было сделано в Иерихоне в гончарном производстве периода Ирода". [36] Однако Ян Ганевег (Jan Gunneweg) отмечает, что предложенная параллель Иерихону – «частично сохраненное горлышко кувшина с вертикальной ручкой и др.» «вовсе не является сосудом для сохранения свитков». [37] Другой исследователь сообщил о более поздних однотипных находках в Иордании, вблизи Абилы (Abila). В это время, однако, еще не были опубликованы фотографии и рисунки находок. Принимая во внимание подтипы глиняной посуды было отмечено, что найденные цилиндрические фляги не имели распространения вне Кумрана. Но и они, однако, не были уникальны для Кумрана. Бар-Натан отметила в целом относительную "редкость такого кувшина для периода Второго Храма." [38] О некоторых из рассмотренных подобных фляг из Масады Бар- Натан написала, что "кажется, что эта группа фляг была привнесена (или украдена) из области Кумрана и, возможно, также из равнины Иерихона." [39]

Водоемы

Несколько больших ступенчатых водоемов, которые являются характерной особенностью Кумрана, рассматривались учеными как ритуальные ванны. Это согласуется с религиозной моделью поселения. Однако есть трудности в таком понимании задач водоемов. Вода в Кумране прибывает лишь два раза в год, поэтому она была одним из наиболее ценимых предметов потребления, а водное регулирование является неотъемлемой частью жизнедеятельности людей, именно это объясняет многочисленные водоемы и каналы. Если бы большие водоемы были ритуальными ваннами, то вода в них была бы стоячей, становясь все более грязной из-за ритуального купания в течение года, также она была бы нечасто пополняема. Вопрос назначения водоемов все еще окончательно не решен. Катарина Галор (Katharina Galor) предлагает смешанное использование ступенчатых водоемов: и для ритуальных целей и для сохранения и накопления воды. [40] Согласно выводам израильских археологов Магена и Пелег (Peleg), глина, найденная в водоемах использовалась также для пополнения запасов сырья при производстве глиняной посуды. [41]

Нумизматические исследования

Монеты Кумрана - одна из самых важных групп первичного освидетельствования этого участка. Большая часть того, что было написано о хронологии и исторических периодах Кумрана, была основана на сообщениях и лекциях Роланда Де Воа в 1961 году, расшифрованных лишь в 1973 году. [42] Предварительный список бронзовых монет Кумрана наряду с полевым дневником Воа был издан в 1994 году на французском языке, на немецком языке в 1996 году и на английском - в 2003. [43] Первая реконструкция бронзовой чеканки Кумрана, включая полный каталог монет с обновленными и перекрестными ссылками, была сделана Кеннетом и Миной Леннквистами (Kenneth Lönnqvist, Minna Lönnqvist) в 2005 году. [44] Однако уже в 1955 году три очень важных клада серебряных монет были найдены в Кумране. Первые серебряные монеты были описаны Марсиа Шарабани (Marcia Sharabani) в 1980 году. [45], последние - Кеннетом Леннквистом в 2007 году. [46]

Бронзовая чеканка

Раскопки Де Воа обнаружили в Кумране примерно 1250 монет (569 серебряных и 681 бронзовых). Сегодня некоторые кумранские монеты утеряны, а некоторые партии монет перепутаны. Следует отметить однако несколько особенностей находок. Во-первых, это достаточно большое число монет, найденных на участке, что заставляет отнести монеты к эллинистическому и римскому периодам и предположить, что жители Кумрана не были сообществом бедных и изолированных людей. То, что поток наличных денег в Кумране, возможно, был достаточно большим в 1-ом столетии н.э., едва ли удивляет. Данные археологические находки говорят о бытовавшей в Кумране торговле предметами роскоши, например, красивыми сосудами в форме стакана. Такие стаканы могут быть определенно отнесены к этому периоду. Форма монет Кумрана отражает изменения роли денег в экономической системе в течение приблизительно от 150 г. до н. э. до 73 г. н.э. Примечательно, что количество монет, найденных в Кумране предполагает, согласно нумизматическим правилам потери и выживания древних монет, что здесь, возможно, имело место хождение миллионов бронзовых монет. Некоторые бронзовые монеты, идентифицированные как кумранские, могут быть датированы вторым и третьим годами Еврейского восстания; это указывает, что участок был в использовании еще в 68 г. н.э. и был разрушен после 70 г. н.э., возможно только в 73 г.н.э. [47][48] Специфический ряд монет Кумрана этого периода заканчивается набором бронзовых монет, чеканившихся в 72-73 г.г. н.э. в Ашкелоне (Ascalon) , городе, который послал вспомогательные войска, чтобы помочь римской армии в Первой Еврейской войне (66-73 г.г. н.э.). В 73 г.н.э. римляне штурмовали крепость на горе Масада (Masada), расположенную на западном берегу Мертвого моря. Более чем вероятно, что Кумран был разрушен в это то же самое время, т.к. монеты находят на окраине участка, причем вместе с теми же самыми специфическими бронзовыми монетами, чеканившимися в Ашкелоне.

Серебряная чеканка

Представление большой части серебряных монет в 2007 году вызвало новые интерпретации относительно важности, хронологии и значения монет. Во-первых, недавно идентифицированные монеты в серебряных кладах показывают самую раннюю дату складирования запасов монеты на 52-66 годы н.э. Однако археологическая и нумизматическая природа складирования серебряных монет показывает, что монеты, возможно, были складированы лишь в начале 3-его столетия н.э. Последняя монета этого схрона принадлежит римскому императору Каракалле и доставлена из римского монетного двора (206-210 годы н.э.). Выдвинуто новое предположение о том, что серебряные запасы монет из Кумрана могут быть связаны с римскими военными кампаниями в данной области, поскольку они отображают ситуацию начала 3-его столетия н.э. Например, возможно, что серебро было частью римских армейских платежей, сделанных войскам местного гарнизона. Выполненные свидетельства регистрации и документирования запасов серебряных монет Кумрана в 2006-2007 годах показали, что монеты доставлены из групп или партий монет, которые прошли лишь в немногих или в одной, единственной большой оплате. Эта оплата, возможно, выполнена римским монетным двором, банком или администрацией как оплата услуг римской армии. Новые свидетельства опровергают возможность того, что серебряные монеты были взяты у индивидуумов, например, в качестве налоговых платежей, или что Кумран сам был региональным ‘налоговым домом’. [49] Таким образом, анализ серебряной чеканки, выполненный в 2007 году, противоречит первоначальным данным Де Воа, Сейринга (Seyrig) и Спайкермана (Spijkerman), также как и работам Роберта Донкила (Robert Donceel). [50] Донкил был удивлен, когда в музее Аммана были обнаружены незафиксированные ранее монеты, особенно динарии императора Траяна. По поводу этих монет Донкил написал: «…Предварительный анализ монет, найденных в Аммане, имеет несколько неожиданностей: деньги представляются нам динариями Траяна. Мы сделали параллельное наблюдение над монетами, найденными в Иерусалиме. К счастью мы располагаем для сравнения своими списками (Сейринга), представленные фотографиями …». Отчеты музея Аммана о монетах Кумрана и сумках, в которых монеты хранились, делают предпочтительной гипотезу о том, что эти монеты являются римскими монетами 2-ого и 3-его веков н.э. в сравнении с гипотезой о финикийском серебре. Кроме того, новые исследования [51] не поддерживают дату 9-8 веков до нашей эры. Идентификация запасов серебра Кумрана предлагает, что три клада были захоронены в одно и тоже время, не ранее 52-53 г. н.э. Однако доказательством того, что дата захоронения трех серебряных кладов монет в Кумране - 3-е столетие - возможна, является очень необычный тип клада монет, найденного у Айн-Ханазив (Ain Hanaziv) в иорданской долине в начале 1960 г., о чем было сообщено в израильском Нумизматическом бюллетене. [52] Клад охватывал сотни лет, начиная с эпохи Селевкидов и кончая временем Септимия Севера (193-211). Поэтому требование атрибутирования кладов серебра более ранней датой ненадежно и противоречит первой полной регистрации запасов серебра Кумрана, сделанной в 2007 году Леннквистом, включавшей фотографирование кладов монет и сравнение с монетами из других кладов.

Население Кумрана

Одна важная проблема для понимания феномена Кумрана - реалистическое исчисление населения. Используя оценки, основанные на размере кладбища и средней продолжительности жизни, Де Воа вычислил, что число жителей "не может сильно превышать двухсот человек". [53] Он отметил также "явную непропорциональность между числом могил и числом жителей". [54] Предметом его размышлений была также проблема: использовались ли пещеры в качестве жилья для этих примерно 200 жителей. Милик (J.T. Milik) несколькими годами ранее принял оценку между 150 и 200 человек, как среднее число жителей, принятое в сопоставлении с населением монастыря Мар Саба, который насчитывал 150 монахов (9-ый в.) и оценки Иосифа Флавия, насчитавшего всего, в сумме, 3 000 ессеев, из которых в Кумране "по крайней мере 5% жили строгой монашеской жизнью ". [55] Лаперроузаз (E.M. Laperrousaz) оценил число жителей выше: 1428. [56] Маген Броши (Magen Broshi), анализируя размер помещения L77, которое он называет актовым залом, прикинул, что примерно 120 - 150 человек могли сидеть в этой комнате, к этому он добавил несколько десятков кандидатов, подводя это число к немногим более чем 170 индивидуумам. [57] С 1983 до 1987 годы Джозеф Петрич (Joseph Patrich) выполнил археологические раскопки вокруг Кумрана и его пещер. Он пришел к идее, что пещеры могли быть "магазинами и укрытиями". Петрич считал, что местное население исчислялось лишь 50-70 человеками. [58] Маген Броши и Ханан Эшли (Hanan Eshel) , посещая пещеры и территорию вокруг Кумрана в 1995-1996 годах повторно, позже указали, что оценка Петрича была даже слишком высока и что в Кумране могло жить только 12-20 человек. [59] Петрич, ожидая публикации Броши и Эшли, сомневался в возможности того, что было "значительно больше пригодных для жилья пещер", указывая на нехватку путей и подходящего ландшафта. Он вернулся к числу " в несколько десятков жителей, самое большее 50 человек". [60] Джоди Магнесс (Jodi Magness) принял оценку Броши, добавляя, что "это число согласуется лучше, чем более низкие оценки в связи с наличием более чем 1000 обеденных тарелок в кладовой (помещение L86)." [61] Исходя из плотности населения в других древних поселениях, Изхор Гиршфельд (Yizhar Hirschfeld) оценил население Кумрана следующим образом: "Если мы используем нижнее значение плотности: 15 человек на 1 000 м², выясняется, что в период Хасмонеев только примерно 20 человек могли занимать территорию Кумрана. [62] Ицхак Меген и Ювал Пелег (Yuval Peleg) подключились к обсуждению проблемы - как можно было прокормить такое количество членов сообщества: "Если бы мы примем предположение, что секта жила в Кумране примерно в течение 170 лет, мы можем ожидать находок очень большого числа горшков для варки пищи". [63] Популяционный вопрос - сложная проблема, что подтверждается вышеупомянутыми рассмотрениями. Много зависит от интерпретации местоположения двух помещений в Кумране, называемых "столовой" и "кладовой". Споря с очевидно завышенной высокой оценкой Лаперроузаза, многие предположения останавливаются на числе жителей в пределах 20 - 200 человек, живших в самом Кумране и вокруг него.

Обсуждение гипотезы ессейского Кумрана

Ранние предположения

Со времени предположений Де Воа было лишь немного серьезных критических вызовов относительно его интерпретации территории Кумрана. В то время как археолог Лаперрузаз [64], [65] предложил несколько далеких друг от друга вариантов, члены команды Де Воа следовали приблизительно за своим учителем. Другие ученые также предложили иные интерпретации (Анри де Медичи [66], Соломон Цейтлин [67] и Драйвер [68]), однако их исследования пока не получили должной оценки. В 1960 году Карл Генрих Ренгсторф (Каrl Heinrich Rengstorf) предложил, что свитки Мертвого моря не были изготовлены в Кумране, а были привезены из библиотеки иерусалимского Храма [69] (это предположение Ренгсторфа стало очень популярным, так как кумранские материалы раскопок были внесены на общественное обсуждение лишь в 1992 году. [70]). В 1980 году Чарльзворф (J.H. Charlesworth) предположил, что Кумран был разрушен во время Парфянской войны 40 г. до н. э. [71]

Более поздние суждения: за идею секты

Полевые записки Де Воа [72] были опубликованы Жаном- Батистой Хумбертом. Он предложил комбинированное решение суждений о Кумране. Хумберт считал, что данный участок был первоначально создан как вилла, но затем он был оставлен и был повторно занят ессеями в конце 1-ого в. до н.э. Хумберт утверждал также, что, возможно, участок был запрещен для паломничества во время паломнических праздников в Иерусалиме. [73] Минна и Кеннет Лоннквисты привнесли в исследования Кумрана новый подход, основанном на контекстной археологии с пространственными исследованиями и интерпретацией символического языка археологических данных. При этом были преодолен чисто археологический контекст вне его идеологического понимания. Лоннквисты предположили, что расположение поселения и могил в нем показывают приверженность жителей к продуманной, специально разработанной схеме, основанной на календаре. Они утверждали также, что поселение и кладбище связаны с двумя факторами: со свитками Мертвого моря и с проессейской группой, которая, по мнению Лоннквистов, имеет близкие параллели с группой «терапевтов» - сектой еврейских аскетов, живших в 1 в. н.э. недалеко от Александрии (Египет). [74] Роберт Каргилл (Robert Cargill) предположил, что Кумран был хасмонейской крепостью, что не противоречит идее неоднократного занятия участка группой еврейских сектантов. Каргилл предположил, что Кумран был построен как форт Хасмонеев (см. ниже, "Кумран как крепость"), позже оставленный, а затем повторно занятый еврейскими поселенцами, которые расширили участок хозяйственным, невоенным способом, и которые стали инициаторами написания и схрона Свитков Мертвого моря. [75], [76]

Более поздние суждения: против идеи секты

Были также ученые, бросившие вызов результатам находок Де Воа. Они не соглашались с интерпретацией Свитков Мертвого моря как чисто археологических находок. Они утверждали, что история Кумрана должна трактоваться без влияния на нее Свитков Мертвого моря. Различные реинтерпретации привели и к другим, самым различным заключениям о Кумране, в том числе: - Кумран как крепость; - Кумран как вилла; - Кумран как коммерческий центр; - Кумран как часть Иорданской долины.

Кумран как крепость

Песах Бар-Адон (Pessach Bar-Adon) предположил, что Кумран был крепостью. Используя данные, полученные Де Воа, и результаты собственных раскопок в Аин эль-Гувер (Ain el-Ghuweir) в 15 км к югу от Кумрана , а также данные Вениамина Мазара (Mazar) Бар-Адон писал: "Эти крепости принадлежали Йоханану Гиркану, который нуждался в сильной, всесторонней системе защиты с жизненно важными водными источниками, сельскохозяйственными угодьями и др. Он превратил Кумран и другие близлежащие земли в оазис, передал их в собственность царя, а арендаторов этих земель стал считать исполнителями своих стратегических планов." [77] Норман Голб (Norman Golb) предложил, чтобы поселение Кумран было определено как крепость и привел свои доводы для этого мнения, он также был убежден, что Кумран не был местом дислокации сектантских групп и что на этом участке вообще не было сектантов. Как и Ренгсторф (Rengstorf) он считал, что Свитки были написаны в Иерусалиме, но, в отличие от Ренгсторфа, Голб утверждал, что свитки привезли из различных библиотек Иерусалима и были спрятаны в пещерах евреями, бежавшими от римлян во время восстания. [78]

Кумран как вилла

Роберт и Полин Донкили (Donceels) сосредоточили свои исследования на неописанных Де Воа артефактах: стеклянная посуда (55 экземпляра), керамические изделия (53), металлическое оборудование и монеты. Вопреки представлениям о том, что жители Кумрана были бедными людьми, Донкили предположили, что эти жители были торговцами со связями с высшим сословием и богачами Иерусалима. Они считали, что Кумран был виллой или поместьем богатой семьи из Иерусалима. [79], [80] Эрик Мейерс (Eric Meyers) позже подтвердил это: "Я соглашусь, что мои посещения (Кумрана) также подтверждают это." [81] Рашель Бар-Натан поддержала эту точку зрения. [82]

Кумран как коммерческий центр

То, что модель виллы получила сравнительно мало поддержки, привело к попыткам другого объяснения. Лина Кансдэйл (Lena Cansdale) и Алан Краун (Alan Crown) утверждали, что поселение было укрепленной дорожной станцией и городом-портом на берегу Мертвого моря, т.е. данный участок фактически был коммерческим центром (или большим хранилищем-складом) на главном торговом пути между севером и югом. [83] Хиршфельд утверждал, что Кумран сначала был крепостью Хасмонеев, но затем (во времена Ирода) стал укрепленной торговой станцией. [84], [85] Маген и Пелег сосредоточили свои 10-летние раскопки на обширной водной системе Кумрана. Они признают, что участок был первоначально "передовым военно-полевым фортом", но, пишут они, затем участок был занят производством глиняной посуды, а водная система использовалась для подведения воды для этого производства. [86] Однако после анализа образцов этой глины было установлено, что она не соответствует найденной здесь глиняной посуде.[87], [88]

Кумран как часть Иорданской долины

Рашель Бар-Натан возражает против того, что столовая посуда, найденная в Кумране указывает на какую-то секту, и говорит, что похожая глиняная посуда была найдена в Масаде, Иерихоне и других местах. [89] Дэвид Стакей (David Stacey) утверждает, что поселение в Кумране было связано с колебаниями сезонного климата в Иерихоне. Он предположил, что из-за периодически возникавшего дефицита воды, участок служил лишь для сезонного производства кожи и глиняной посуды. [90]

Другие проблемы

Недавнее научное свидетельство, опубликованное Айрой Рабиным (Ira Rabin), Оливером Ханом (Oliver Hahn), Тимо Вольфом (Timo Wolff), Адмиром Масиком (Admir Masic), и Гизелой Вайнберг (Gisela Weinberg), обнаружило в чернилах «Свитка Благодарения» использование воды из Мертвого моря и таким образом была продемонстрирована связь между территорией Мертвого моря и некоторыми свитками. [91] Палеограф Ада Ярдени (Ada Yardeni) [92], проанализировав почерк множества рукописей из различных пещер (номера 1, 2, 3, 4, 6, 8, и 11), обнаружила лишь единственного человека - возможного писца, которого она назвала "писцом Кумрана". Гили Кахила Бар-Гал (Gila Kahila Bar-Gal) [93] обнаружила использование для части Свитков Мертвого Моря кожи нубийского козерога, ареалом обитания которого были Гермон, Голанские высоты, горы Негева и западный берег Мертвого моря, (однако, не район Иерусалима).

Фотографии

Файл:Kuneran3.jpg
Поперечный вид плато около поселения.

1. Если смотреть на восток от ущелья Кумран, посетитель увидит среди деревьев небольшой современный центр изучения Кумрана. Руины Кумрана могут быть увидены справа. Поселение было построено близко к морской стороне плато. Мертвое море формирует расплывчатый (туманный) фон. Сразу направо располагается Вади Кумран (Wadi Qumran) - проток, который является сухим большинство времени года. В тех редких случаях, когда идет дождь, он становится разрушительным, разрушившим ту сторону плато, на котором и был построен Кумран. В середине уцелевших остатков акведука может быть замечен канал, спускающийся к поселению. Этот канал мог снабжать Кумран высокоценимой здесь водой. В центре картинки расположена «Пещера №4», поставившая исследователям большую часть Свитков Мертвого моря.

Файл:Qumran.jpeg
Классическое представление Пещеры №4.

2. Это - другое представление Вади Кумран, взятое с эспланады, примыкающей к южной стороне поселения Кумран. Пещера №4 здесь может быть очень отчетливо увидена. Мы видим искусственное сужение пещеры спереди от наблюдателя. Несколько сотен свитков были найдены в этой пещере. Первый из них был найден местным бедуином в прошлом веке. Сзади пещеры на утесах может быть замечено начало канала.

Файл:Khirbet Qumrān 2.jpg
Первое представление поселения Кумран.

3. Подъем для всех, кто переходит из центра в угловую башню. Слева мы видим укрепление (опору, подпорку) башни. Это формирует северо-западный угол главного здания. Спереди - современный проход, который позволяет посетителям увидеть некоторые из особенностей водной системы. Сзади этого прохода можно увидеть акведук, который направлял дождевую воду на участок. В центре можно видеть собственно ущелье Кумран.

Файл:Qumran citerne locus 110.jpg
Пространство между двумя зданиями.

4. Главный канал продолжает свой путь вокруг круглого водоема перед изгибом на юг и в восточном направлении. Круглый водоем был первоначально построен в период железного века, т.о. это одна из самых старых построек в Кумране. Отметим, что в центре видно, что питающая вода стекала вниз в ступенчатый водоем (сооружение L117), расположенный сзади. В удалении виден навес.

Файл:Israel Qumran BW 4.JPG
Вид на запад от водной системы к утесам.

5. Здесь можно увидеть некоторую производственную установку, которая, возможно, была основанием печи. С левой стороны от нее видна плоская часть – место входа в ступенчатый водоем (L117). Ступени его спускаются влево. Главный водный канал может быть виден перед проходом. Сзади прохода - руины западного здания. Дальше их - акведук, который направлял дождевую воду к поселению.

Файл:Qumran L30 scriptorium.jpg
Помещение, идентифицируемое как "помещение для переписки рукописей" (L30)

6. При взгляде из башни на юг видна длинная узкая комната, построенная напротив внутренней стены западного крыла главного здания. Здесь Де Воа обнаружил две чернильницы и элементы, которые он интерпретировал как скамьи или столы для письма. Наибольший из них, после восстановления был 5 метров в длину, 40 сантиметров в ширину и только 50 сантиметров в высоту. [94] Де Воа упомянул эту комнату как "помещение для переписки рукописей" и заключил, что Свитки Мертвого моря, возможно, были написаны здесь, но не все ученые соглашаются с этой интерпретацией. Почти все ученые, однако, знают, что некоторые из писем были найдены здесь, на полу этого сооружения (место 30). Несколько артефактов, в т.ч. алфавит, были найдены внутри и вокруг этого участка. [95]

Файл:Israel Qumran BW 5.JPG
Ступенчатый водоем (L56/58)

7. Для смотрящего с востока в сторону Мертвого моря этот ступенчатый водоем расположен непосредственно к югу от главного здания, в пределах главной южной стены. Первоначально он был одним длинным бассейном, затем его разделили на два, сделав западную половину (L56) по типу большинства других ступенчатых водоемов. Восточная часть (L58) была существенно углублена, что дало преимущество наклона. Конструкция объединенного водоема появилась уже после того, как водная система Кумрана была приподнята, что позволило передавать воду значительно дальше и открыло возможность для большей вместимости. Южный конец главного здания может быть виден слева. Между ним и стеной водоема есть канал, который подавал воду к другим ступенчатым водоемам (L48/49 и L71).

Файл:Qumran refectoire locus 77.jpg
Длинная комната на юге от главного здания (L77)

8. При взгляде на юго-восток видна длинная узкая комната, построенная напротив главной южной стены. Столбы вдалеке натолкнули Де Воа на идею о том, что здесь был второй ярус, хотя никаких следов этого яруса не были найдены. Эту комнату Де Воа считал "столовой", т.к. в смежной комнате, обычно называемой "кладовой", были найдены более тысячи частей глиняной посуды. Эта глиняная посуда, полагал Де Воа, была предназначена для приготовления и приема «коммунальной» пищи, хотя другие исследователи не были согласны с такой трактовкой. Фактические размеры и расположение комнаты допускают также, чтобы она была местом для сушки при производстве глины. То, что она вытянута на линии с возможным направлением солнечных лучей в летний период, говорит за эту теорию.

Файл:Qumran Locus 86.jpg
Комната с 1000 артефактами из керамики (L86/89)

9. Это помещение обычно называют "кладовой". В южном конце этой комнаты знаменитым Де Воа были найдены 708 шаров, 204 пластины, 75 кубков, 21 фляга, 11 кувшинов, другие вещи из керамики. Они были, в основном, аккуратно сложены. Де Воа полагал, что эта посуда использовалась для приема пищи в помещении L77, которое он называл "столовой". Южный конец комнаты был отгорожен. Позже эта стенка разрушилась из-за землетрясения. Одной из интересных находок в этой комнате был шар, надписанный именем «Элиэзер» (англ. "Eleazar"). В комнате сохранились также остатки двух пилястров.

Файл:Qumran miqveh est locus 48.jpg
Разрушенный водоем (L48/49)

10. Очень интересным оказались раскопки на восточной стороне главного здания растрескавшегося из-за землетрясения ступенчатого водоема. Далее на юг шел канал, который питал наибольшие из бассейнов Кумрана, разрушенные по той же причине (землетрясение). Некоторые ученые предположили, что они служили ритуальными бассейнами – миквами, из-за схожести с таковыми, найденными около Иерусалима [96], однако не все ученые, одна из них Катарина Галор (Katharina Galor) [97], не согласны с такой версией.

Файл:Qumran L-71 pool.jpg
Помещение номер 71.

11. При взгляде на юг можно увидеть длинное узкое помещение, вырытое в юго-восточной части поселения. Это – последний и наибольший бассейн в водной системе Кумрана. Здесь могло находиться до 300 кубических метров воды, больше чем в любом другом ступенчатом бассейне Кумрана. [98] Во время третьего периода, т.е после Восстания, трассировка водного канала была частично изменена из-за предшествующего разрушения, с тем, чтобы была возможность заполнения бассейна. Ученые дебатируют, была ли это миква, просто водоем или емкость для собирания глины.

Смотри также...

Внешние ссылки

Академические сообщения

Другие сообщения

Сноски

  1. 1. de Vaux 1973, стp. 45f. Автор отмечает, что было 1100 могил на основном кладбище. Однако, Kapera 2000, стp. 46, приводит доводы только в пользу 669 могил. Однако объективное рассмотрение отмечает, что более правы Де Воа, Ешель, Ханаана, Магена Броши, Ричарда Фрейнда и Брайена Шульца. См. «New Data on the Cemetery East of Khirbet Qumran» DSD 9/2 (2002) 135-165.
  2. 2. Stacey, Some Notes on the Archaeological Context of Qumran in the Light of Recent Publications
  3. 3. Joseph M. Baumgarten, "The 'Halakha' in Miqsat Ma`ase ha-Torah (MMT)." JAOS 116/3 (1996) 512-516). Автор предостерег от преждевременных предположений о саддукеях, как указывающих на идентичность. См. также Шофилд (Schofield), Элисон и Джеймс К. Вандеркам "Were the Hasmoneans Zadokites?" JBL 124/1 (2005) 73-87, где показано, что идентичность с цадоками не однозначна. Кроме того, саддукеи периода Второго Храма не полностью идентичны с талмудическим толкованием термина. В некоторых свитках "сыновья Цадока" являются членами секты, но это не дает основание для названия всей секты.
  4. 4. J. E. Тэйлор, "Khirbet Qumran in the Nineteenth Century and the Name of the Site" стр 144-164. Cansdale 2000. Особенно стр. 633 относительно F. de Saulcy .
  5. 5. B. Schultz " The Qumran Cemetery: 150 Years of Research" стр 194-196.
  6. 6. См. стр. 66 в А. Isaacs. The Dead Sea: or, Notes and Observations Made During a Journey to Palestine in 1856-1857, (London: Hatchard and Son, 1857).
  7. 7. См. стp. 416 в Finn, J., Byeways in Palestine (London: James Nisbet, 1868).
  8. 8. См. стp. 161 в Masterman, E. W. G. "Ain el-Feshkhah, el-Hajar, el-Asbah, and Khurbet Kumrân" PEFQS 27 (1902): 160-167; 297-299.
  9. 9. См. стp. 162 в Masterman, E. W. G. "Ain el-Feshkhah, el-Hajar, el-Asbah, and Khurbet Kumrân" PEFQS 27 (1902): 160-167; 297-299.
  10. 10 Dalman, Г. Palästinajahrbuch des Deutschen evangelischen Instituts für Altertumswissenschaft des heiligen Landes zu Jerusalem. (Berlin: Ernst Siegfried Mittler, 1914), 9-11.
  11. См. cтp. 164 в Avi-Yonah, M. " Map of Roman Palestine," Quarterly of the Department of Antiquities in Palestine 5 (1936): 139-196.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация