Кусевицкий, Сергей Александрович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:35, 2 февраля 2013; Marys (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Сергей Александрович Кусевицкий
Файл:Serge Koussevitzky.jpg
Дата рождения

26 июля 1874

Место рождения

Вышний Волочёк, Российская империя

Дата смерти

4 июня 1951

Место смерти

Бостон, США

Страны

Россия Россия
Соединённые Штаты Америки США

Профессия

исполнитель
дирижёр
педагог

Инструменты

контрабас

Жанр

классическая музыка

Серге́й Алекса́ндрович Кусеви́цкий (англ. Serge Koussevitzky; 26 июля 1874, Вышний Волочёк — 4 июня 1951, Бостон) — выдающийся контрабасист, русский и американский дирижёр.

Содержание

Биография и творчество

Семья

Родился в музыкальной еврейской семье — отставного военного музыканта и мелкого ремесленника Александра Кусевицкого и пианистки Анны Барабейчик.[1][2][3] Мать умерла в 1877 году и воспитанием детей занимался отец (у Сергея была сестра Анна, 1866—1945, и три брата — Адольф, Александр и Николай; в 1902 году от второго брака отца родился младший брат Соломон).[4]Отец организовал семейный оркестр, в который, кроме него и Сергея, вошли еще три его брата и сестра. Оркестр играл на свадьбах, в трактирах, на ярмарках и летних гуляниях. Сергей обучался игре на скрипке, виолончели, фортепиано под руководством местного педагога Марии Фёдоровны Розенберг. В 1881 году семья приняла лютеранство, чтобы поддержать правожительство вне пределов черты оседлости.[5][6]

Учёба

В 1891 г. Кусевицкий, уже владевший игрой на альте, виолончели и контрабасе, приехал в Москву для обучения дирижированию, однако, опоздав к приему, был принят в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. Получив стипендию для обучения,закончил класс Й. Рамбаусека (контрабас) в 1894 году.

Участие в музыкальной жизни России в качестве контрабасиста

Еще в 1892 г. он стал контрабасистом оркестра в оперном театре Мамонтова, в 1894 год г. был принят в оркестр Мариинского театра, а в 1895 г. — в оркестр Большого театра и получил звание артиста императорских театров. С 1896 г. выступал с сольными концертами как контрабасист, в 1901 г. становится концертмейстером контрабасов оркестра Большого театра и профессором по классу контрабаса Музыкально-драматического училища. В это же время Кусевицкий становится одним из лидеров музыкальной жизни в России, поднимая непопулярный прежде для сольных выступлений контрабас на высокий исполнительский уровень и завоевав популярность, соизмеримую с популярностью лучших пианистов, скрипачей и вокалистов.

Учёба на дирижёра заграницей

В 1905 г. Кусевицкий женился на Наталье Ушковой, дочери миллионера, готового вкладывать деньги в искусство. Получив финансовую свободу, Кусевицкий смог реализовать свое стремление стать дирижером, а также воплотить в жизнь идеи, связанные с развитием музыкального искусства. В 1905–1909 гг. жил в Европе. В 1905–1908 гг. учился дирижированию. Среди его учителей — К. Мук. Ф. Моттль, Р. Штраус, Ф. фон Вайнгартнер, А. Никиш, Г. Малер. В 1908 году. дебютировал как дирижер в Берлине, исполнив программу современной русской музыки, затем также с программой русской музыки успешно выступил в Лондоне; затем в Вене дирижировал исполнением произведений Бетховена. В сезоне 1908–1909 гг. критика назвала Кусевицкого «одним из самых даровитых дирижеров молодого поколения».


Участие в музыкальной и общественной жизни России (1909—1917)

В (1909) г., вернувшись в Россию, Кусевицкий основал в Москве Оркестр Кусевицкого, ставший первым московским постоянным симфоническим оркестром и «Российское музыкальное издательство». Оркестр с успехом исполнял произведенияРахманинова, Скрябина, Стравинского, Прокофьева в России и в Европе, а «Российское музыкальное издательство»впервые опубликовало партитуры многих сочинений этих композиторов. С целью пропаганды русской музыки, в 1912 г. Кусевицкий основал в Санкт-Петербурге бесплатную музыкальную библиотеку. В те же годы он занял ряд постов в общественных организациях: председатель правления Общества призрения престарелых артистов, почетный член московского Общества оркестровых музыкантов, член жюри петербургского конкурса скрипачей имени Л. Ауэра, участник издания журналов «Аполлон» и «Студия», один из учредителей акционерного общества «Московские общедоступные театры» (наряду с С. Мамонтовым, К. Станиславским, В. Немировичем-Данченко). Роль Оркестра Кусевицкого в русской музыке трудно переоценить. На его концертах исполнялось, наряду с классикой, много новой русской и западной музыки. Особо примечательна роль Кусевицкого и его оркестра в пропаганде музыки Скрябина; кроме того, Кусевицкий оказывал материальную помощь Скрябину до 1910 г., прекратившуюся после конфликта Скрябина с Кусевицким.

Участие в музыкальной и общественной жизни Советской России (1917—1920)

В первые годы после революции Кусевицкий продолжал активно выступать как контрабасист и дирижер и заниматься музыкально-просветительской деятельностью. руководил симфоническим оркестром в Петрограде (1917—1920). В 1920 г. он дирижировал в Большом театре исполнением оперы П. Чайковского «Пиковая дама», в те же годы выступал в ансамблях с С. Рахманиновым, Ф. Шаляпиным, Л. Собиновым, часто музицировал в квартире А. Луначарского.

Участие в музыкальной жизни Западной Европы (1920—1928)

В 1920 г. Кусевицкий покинул Россию. Сохранив в зарубежных банках значительную часть капитала, он смог продолжить свою деятельность в Европе. В 1921 г. он основал в Париже оркестр и стал проводить с ним «Симфонические концерты Кусевицкого» (в которых в 1921–28 гг. состоялись премьеры многих сочинений русских и французских композиторов, созданных порой по инициативе Кусевицкого), продолжил издательскую деятельность, переведя из Москвы в Париж «Российское музыкальное издательство» и основав его филиалы в Лондоне и Нью-Йорке.

В те же годы Кусевицкий активно работал в опере, участвовал в создании спектаклей в парижской «Гранд опера» и в Барселонской опере, в 1928 г. дирижировал в Париже премьерой оперы С. Прокофьева «Огненный ангел».

Участие в музыкальной жизни США (1924—1951)

В 1924 г. Кусевицкий получил приглашение занять должность главного дирижера Бостонского симфонического оркестра и занимал эту должность до 1949 г. Под его руководством Бостонский симфонический оркестр стал ведущим коллективом в Соединенных Штатах Америки, а затем завоевал мировое признание. В течение всей жизни Кусевицкий продолжал оставаться неутомимым пропагандистом русской музыки 19–20 вв., он дирижировал исполнением произведений С. Прокофьева, Д. Шостаковича, И. Стравинского. Кусевицкий пользовался авторитетом в музыкальном мире; к годовщине 50-летия Бостонского симфонического оркестра (1931) по его просьбе специально к этому случаю написали новые произведения И. Стравинский, П. Хиндемит, А. Онеггер, С. Прокофьев, А. Руссель, М. Равель, А. Копленд, Дж. Гершвин. В 1942 г., после смерти жены, Кусевицкий основал и посвятил ее памяти Музыкальную ассоциацию (издательство) и Фонд имени Натальи Кусевицкой, помогающий композиторам. Им были организованы летние концерты оркестра в пригороде Бостона Танглвуде, способствовавшие открытию там в 1940 г. Беркширского музыкального центра, а также Тэнглвудской летней школы молодых музыкантов, где Кусевицкий вел класс дирижирования. К работе в школе Кусевицкому удалось привлечь композиторов П. Хиндемита, А. Онеггера, О. Мессиана, Л. Даллапиколо, Б. Мартину. В США учеником и близким другом С. Кусевицкого стал Л. Бернстайн. Одним из открытий Беркширского музыкального фестиваля 1942 г. стал Альфредо Кокоцца — будущий великий тенор Марио Ланца (Кусевицкий стал автором его псевдонима).

Факты биографии

Он дружил с Прокофьевым, Стравинским, Равелем, Ник. Обуховым. В 1924—1949 руководил Бостонским симфоническим оркестром. Дирижировал сочинениями Сибелиуса, Сати, Бартока, Бриттена, Хиндемита, Мессиана и др.

Племянник С. Кусевицкого (сын его брата Адольфа Александровича, 1867—1939, и Раисы Давыдовны Кусевицких) — американский дирижёр Фабиан Севицкий.

Связь с Израилем

Уступив в 1949 г. пост главного дирижера Бостонского симфонического оркестра Ш. Мюншу, Кусевицкий инициировал первые гастроли Израильского филармонического оркестра в США, в 1950 г. дирижировал в Израиле циклом концертов этого оркестра. Он много концертировал в Европе, США и Латинской Америке; последний концерт с участием Кусевицкого состоялся в Сан-Франциско, за три месяца до его смерти. Свою нотную библиотеку Кусевицкий завещал Еврейскому университету в Иерусалиме, а коллекцию музыкальных инструментов — Академии музыки имени С. Рубина (Иерусалим).

Дирижерский стиль Кусевицкого

Дирижерскому стилю Кусевицкого свойственны яркий темперамент и сдержанность, что при четкой технике дирижирования позволяло ему добиваться совершенства оркестрового исполнения. Интерпретации Кусевицкого отличаются чрезвычайным вниманием к авторскому тексту и замыслам. Так, после записи исполнения Седьмой симфонии Д. Шостаковича, получив список замечаний автора, он сделал новую запись с их учетом. Кусевицкий также занимался композицией, среди его произведений — концерт для контрабаса с оркестром и «Пассакалия на русскую тему» для оркестра. В личности и творчестве Кусевицкого сочетались выдающийся инструменталист и дирижер, музыкальный просветитель и меценат.

Некоторые премьеры

Произведения, премьерами которых продирижировал Сергей Кусевицкий:

  • 1911 — А. Н. Скрябин, «Прометей (Поэма огня)»
  • 1921 — И. Ф. Стравинский, «Симфонии духовых»
  • 1924 — И. Ф. Стравинский, Концерт для фортепиано, духового оркестра, литавр и контрабасов
  • 1943 — И. Ф. Стравинский. «Ода»

Награды и звания

  • 1925 Орден Почетного легиона, Франция
  • 1926 Почетный профессор университета в Брауне США
  • 1937 Почетный профессор университета в Руджерсе США
  • 1938 Почетный профессор университета в Йелле США
  • 1940 Почетный профессор университета в Рочестере США
  • 1945 Почетный профессор университета в Бостоне США
  • 1929 Почетный доктор искусств в Гарвардском университете
  • 1947 Почетный доктор искусств в Принстонском университете

Ученики

Среди учеников Кусевицкого был Леонард Бернстайн.

Наследие

  • 1936 г. открыл ежегодные летние концерты Бостонского симфонического оркестра, переросшие затем в Тэнглвудский музыкальный фестиваль и открытый
  • 1940 г. Тэнглвудский музыкальный центр — одну из важнейших летних музыкальных школ США.
  • 1942 г. учредил Музыкальный фонд Кусевицкого, из его средств вручается международная музыкальная премия.
  • 1963 г. учреждена премия имени Кусевицкого, присуждаемая Международной ассоциацией музыкальных критиков за запись исполнения новаторских произведений.

Именем Кусевицкого назана малая планета (1799 Koussevitzky).

Литература

  • Leichtentritt H. Serge Koussevitzky, the Boston Symphony Orchestra, and the new American music. New York: AMS Press, 1978

Примечания

  1. Семейное древо в Serge Koussevitzky Archive: Фамилия матери иногда неверно указывается как Воробейчик.
  2. Moses Smith. Koussevitzky. New York, 1947 (гл. 1, стр. 4)
  3. Serge Koussevitzky
  4. Биография С. Кусевицкого
  5. См. интервью С. А. Кусевицкого Леону Аркину в ежедневной нью-йоркской газете «Форвертс» (The Jewish Daily Forward) от 27 сентября 1924 года (примечание на стр. 4): «Yes, I was born a Jew. But when I was six years old my parents embraced Christianity in order to be able to maintain their right of residence and not be ruined».
  6. Б. Сарнов «Я ещё не всё про себя знаю»

Ссылки


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья КУСЕВИЦКИЙ Сергей в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация