Левинас, Эммануэль

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (убрана категория «Требует категоризации» с помощью HotCat)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
Строка 38: Строка 38:
==Биография==
==Биография==
-
* Родился в [[еврей]]ской семье в [[Литва|Литве]], где получил воспитание в традиции [[иудаизм]]а.  
+
* Родился в [[еврей]]ской семье в [[Литва|Литве]], где получил воспитание в традиции [[иудаизм]]а. Большую часть своей жизни оставался ортодоксально соблюдающим евреем.
* В 1923 г. эмигрировал во Францию.
* В 1923 г. эмигрировал во Францию.
* Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с [[Бланшо, Морис|Морисом Бланшо]], положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению [[Феноменология|феноменологии]] во Фрайбургском Университете под руководством [[Гуссерль, Эдмунд|Эдмунда Гуссерля]]. Там же, во [[Фрайбург]]е посещал семинары [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]].  
* Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с [[Бланшо, Морис|Морисом Бланшо]], положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению [[Феноменология|феноменологии]] во Фрайбургском Университете под руководством [[Гуссерль, Эдмунд|Эдмунда Гуссерля]]. Там же, во [[Фрайбург]]е посещал семинары [[Хайдеггер, Мартин|Мартина Хайдеггера]].  
-
* В 1939 г. мобилизован в связи с началом [[II Мировая война|Второй Мировой войны]]. Был взят в плен (1940), освобожден в 1945.
+
* В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.).
-
* Был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), [[Университет Париж X - Нантер|Нантере]] (1967 - 1973), а также в Сорбонне (1973 - 1976).
+
* В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство.
 +
* В 1939 г. мобилизован в связи с началом [[II Мировая война|Второй Мировой войны]]. В 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]].
 +
* После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), [[Университет Париж X - Нантер|Нантере]] (1967 - 1973), а после этого в Сорбонне (1973 - 1976).
 +
* С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны.
* Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.
* Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.
==Философия==
==Философия==
-
Философские воззрения Левинаса формировались под влиянием феноменологии Гуссерля и [[Фундаментальная онтология|фундаментальной онтологии]] Хайдеггера, а также диалогизма [[Бубер|Мартина Бубера]] и, главным образом, [[Розенцвейг, Франц|Франца Розенцвейга]], в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.  
+
 
 +
=== Ранние работы в русле феноменологии и экзистенциализма ===
 +
 
 +
Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе  диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988).
 +
 
 +
Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность.
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции [[экзистенциализм]]ом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.
Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции [[экзистенциализм]]ом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.
-
При очевидной проблематичности тематизации философского наследия Левинаса (однозначно идентифицировать его с тем или иным интеллектуальным направлением невозможно по ряду причин), проблемное поле его философии может быть эксплицировано с достаточной определенностью. В центре внимания Левинаса - [[Этика|этическая]] проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры [[Другой|Другого]]. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я [[Трансцендентальное|трансцендентального]], не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
+
=== Собственно философия Левинаса - проблема «Другого» ===
 +
 
 +
Однако центральное место в философии Левинаса занимает проблема «Другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем еврейских концепций диалогизма [[Бубер|Мартина Бубера]] и, главным образом, [[Розенцвейг, Франц|Франца Розенцвейга]], в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.
 +
 
 +
Суть концепции Левинаса состоит в том, что мы самоопределяемся через ответственность по отношению к Другому, даже если этот Другой не отвечает нам взаимностью и не поддерживает диалог. Ключевое слово философии Левинаса - "ответственность".
 +
 
 +
В центре внимания Левинаса - [[Этика|этическая]] проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры [[Другой|Другого]]. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я [[Трансцендентальное|трансцендентального]], не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.
 +
 
 +
 
 +
== Еврейская деятельность ==
 +
 
 +
Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в ТаНаХе, [[Талмуд|Талмуде]] и другие произведения иудаизма, вплоть до [[Хасидизм|хасидизма]].
 +
 
 +
В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами ([[Глюксман, Андре|А. Глюксман]]; [[Леви Бернар-Анри|Б. А. Леви]]; [[Тригано, Шмуэль|Ш. Тригано]], Б. Шураки (см. [[А. Н. Шураки]]), [[Уакнин, Марк Ален|М. А. Уакнин]]).
 +
 
 +
Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором еврейской "Восточной нормальной школы" (Эколь нормаль ориенталь) [[Альянс|Альянса]].
 +
 
 +
Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы [[Тора|Торы]].
 +
 
 +
== Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху ==
 +
 
 +
Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века.
 +
 
 +
Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета».
 +
 
 +
Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа.
 +
 
 +
Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий».
 +
 
 +
Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству.
 +
 
 +
 
 +
== Книги ==
 +
 
 +
Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте [[Целан, Пауль|П. Целане]].
-
==Русская библиография==
+
===Русская библиография===
* ''Левинас, Э.'' [http://i-text.narod.ru/lib/levinas/levinas_vremya_i_drugoi.htm Время и другой = Le temps et l'autre;]Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
* ''Левинас, Э.'' [http://i-text.narod.ru/lib/levinas/levinas_vremya_i_drugoi.htm Время и другой = Le temps et l'autre;]Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
* Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
* Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
Строка 75: Строка 117:
   
   
-
+
{{ElevenCopyRight|12365|ЛЕВИНАС Эммануэль}}
 +
 
 +
 
 +
[[Категория:Еврейская философия]]
   
   
   
   

Версия 10:40, 4 января 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья


Эммануэль Левинас
Emmanuel Lévinas
Файл:Emmanuel Levinas.jpg
Эммануэль Левинас
Дата рождения:

30 декабря (12 января) 1906(19060112)

Место рождения:

Каунас

Дата смерти:

25 декабря 1995

Место смерти:

Париж

Оказавшие влияние:

Гуссерль, Хайдеггер, Бубер, Розенцвейг

Эммануэ́ль Левина́с (фр. Emmanuel Lévinas; 30 декабря 1905 (12 января 1906), Ковно — 25 декабря 1995, Париж) — французский философ.

Содержание

Биография

  • Родился в еврейской семье в Литве, где получил воспитание в традиции иудаизма. Большую часть своей жизни оставался ортодоксально соблюдающим евреем.
  • В 1923 г. эмигрировал во Францию.
  • Философию изучать начал в 1924 г. в Страсбургском Университете. Во время учёбы в университете произошло знакомство Левинаса с Морисом Бланшо, положившее начало их долгой дружбе. В 1928 приступил к изучению феноменологии во Фрайбургском Университете под руководством Эдмунда Гуссерля. Там же, во Фрайбурге посещал семинары Мартина Хайдеггера.
  • В эти годы изучал феноменологию и экзистенциализм, защитил докторскую диссертацию по философии «Теория интуиции в феноменологии Гуссерля» (1930, переиздана 1961 г. и 1973 г.).
  • В 1930 г. переехал в Париж и получил французское гражданство.
  • В 1939 г. мобилизован в связи с началом Второй Мировой войны. В 1940 г. попал в плен и до 1945 г. находился в лагере для военнопленных офицеров (после освобождения Левинас дал клятву никогда не ступать на землю Германии). Вся его семья, оставшаяся в Литве, погибла в Катастрофе.
  • После войны Левинас преподавал в Философском коллеже Жана Валя (1947), а после получения степени доктора филологических наук («Тотальность и Бесконечное. Эссе о внешнем», 1961; 4-е издание — 1984) был профессором университетов в Пуатье (1961 - 1967), Нантере (1967 - 1973), а после этого в Сорбонне (1973 - 1976).
  • С 1976 г. — почетный профессор Сорбонны.
  • Скончался 25 декабря 1995 г. в Париже.

Философия

Ранние работы в русле феноменологии и экзистенциализма

Был пионером в распространении идей феноменологии и экзистенциализма во Франции, посвятил им ряд книг, в том числе диссертацию и «Открывая сущее с Гуссерлем и Хайдеггером» (1949, переиздана 1967, 1988).

Временное увлечение Хайдеггера нацизмом Левинас толкует как соблазн философского подчинения личности «почве» и «бытию». Отвергая идею Хайдеггера о том, что человек должен вернуть себе смысл бытия, затемненного попытками его рационального осмысления, Левинас утверждает, что человек должен выйти за пределы онтологии через уникальную связь с другими лицами. Согласно Левинасу, традиционная метафизика сохраняет различие одного и «другого», но это различие рассматривается с единой точки зрения; «другой» просто включен в некую целостность. Субъективность «другого» всегда за пределами целостности и открывает измерение, недоступное мысли. Бытие за пределами целостности, которое отражается в ней как эсхатологическое измерение, — это бесконечность. Стремление к бесконечному — это метафизика. Моральный опыт — способ, которым эсхатология через опыт человеческого «другого» внедряется в тотальность.

Влияние Хайдеггера и Гуссерля наиболее явственно отразилось в ранних работах Левинаса: "Теория интуиции в феноменологии Гуссерля" (1930), "От существования к существующему" (1947), "Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером" (1949). Вместе с тем, ещё в 1948 увидела свет книга "Время и Другой", в которой Левинас впервые излагает собственную философскую концепцию, включающую в себя критическую рецепцию влияний. Так, собственная позиция Левинаса уточняется в развернутом на страницах книги споре с Хайдеггером и доминировавшем в интеллектуальном климате Франции экзистенциализмом. Ключевые интенции мышления Левинаса, впервые артикулированные во "Времени и Другом", получают дальнейшее развитие в его трудах "Тотальность и Бесконечное. Эссе на тему экстериорности" (1961), "Гуманизм другого человека" (1973), "Инобытие, или по другую сторону сущности" (1974), "Диахрония и репрезентация" (1983), и др.

Собственно философия Левинаса - проблема «Другого»

Однако центральное место в философии Левинаса занимает проблема «Другого» — философской формы проблемы гуманизма, в разработке которой он выступает прямым продолжателем еврейских концепций диалогизма Мартина Бубера и, главным образом, Франца Розенцвейга, в значительной мере определившего стиль мышления "зрелого" Левинаса.

Суть концепции Левинаса состоит в том, что мы самоопределяемся через ответственность по отношению к Другому, даже если этот Другой не отвечает нам взаимностью и не поддерживает диалог. Ключевое слово философии Левинаса - "ответственность".

В центре внимания Левинаса - этическая проблематика, артикулированная посредством парадигмальной фигуры Другого. В ситуации кризиса классической метафизики в целом, и классического субъекта - в частности, самотождественность Я, понимавшаяся ранее, имплицитно или эксплицитно, как единство Я эмпирического и Я трансцендентального, не выдерживает испытания на прочность и более не может служить гарантом идентичности субъекта. Представления о трансцендентальном сознании, питавшие философию вплоть до феноменологического проекта Гуссерля, показывает Левинас, иллюзорны. Единственная, по его мысли, возможная форма трансцендентального - диалог. Таким образом, Другой для меня - единственный мыслимый гарант моего Я.


Еврейская деятельность

Основная особенность философии Левинас — соединение западноевропейской философии с еврейской мыслью, представленной в ТаНаХе, Талмуде и другие произведения иудаизма, вплоть до хасидизма.

В этом отношении он приобрел во Франции немало последователей, часть которых стала известными французскими философами (А. Глюксман; Б. А. Леви; Ш. Тригано, Б. Шураки (см. А. Н. Шураки), М. А. Уакнин).

Эта линия в философии Левинаса появилась в основном в послевоенные годы, когда под влиянием Катастрофы он стал больше интересоваться еврейской жизнью и философией. В 1947 г. он стал директором еврейской "Восточной нормальной школы" (Эколь нормаль ориенталь) Альянса.

Начиная с 1947 г., Левинас занимался изучением иудаизма, в том числе Талмуда. С 1957 г. Левинас ежегодно участвовал в коллоквиуме еврейских франкоязычных интеллектуалов, читал лекции о еврейской мысли; эти лекции были затем изданы: «Четыре талмудических чтения» (1968), «От священного к святому. Пять новых талмудических чтений» (1977), «За пределами стиха: талмудические чтения и обсуждения» (1982, 2-е издание — 1986), «Время наций» (1982). Идеям иудаизма посвящена также книга «Трудная свобода: эссе об иудаизме» (1963, 2-е дополненное издание — 1976). В течение многих лет по субботам Левинас давал толкование недельной главы Торы.

Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху

Взгляды Левинаса на иудаизм и еврейский народ в современную эпоху наиболее ярко выражены во втором издании «Трудной свободы», где оценка значения иудаизма в современном обществе тесно связана с суровым осуждением современной западной цивилизации, которая характеризуется «кризисом гуманизма», вызванным трагическими событиями нашего века.

Человек постгитлеровского периода в своем желании автономии стал неразборчиво стремиться к свободе всюду, пока он, наконец, не освободил себя от ответственности за других и не впал в беззаконный, бесчеловечный эгоизм. Иудаизм же, напротив, это «высший гуманизм Бога, который предъявляет к человеку высокие требования». Гуманизм иудаизма основан на «трудной свободе», «запечатленной на скрижалях завета».

Левинас подчеркивает, что иудаизм имеет этический и общественный характер. В таком толковании он представляет собой открытый вызов современному антигуманизму. Иудаизм означает не спиритуализированный «гуманизм без нации», но ответственность, обязательства еврейского народа.

Еврейское государство, построенное на стремлении к возрождению после всего, что было перенесено, свидетельствует о воле евреев подвергнуться опасности и пожертвовать собой, чтобы встретиться лицом к лицу со своей ответственностью и обязательствами: «Сионистская мечта, которая проистекает из самой верной, самой долгой и самой невероятной ностальгии, вернулась к самым истокам Откровения и была отзвуком высших ожиданий».

Левинас признавал, что сегодня термин «иудаизм» относится скорее к «культуре», но настаивал на том, что в основе иудаизм остается религией, Божественный (и потому гуманистический) закон которой — Тора — предъявляет этические и социальные требования и еврею-индивидууму, и еврейскому народу, и еврейскому государству.


Книги

Свои философские идеи Левинас изложил в многочисленных работах; ему принадлежат около 30 книг (монографий и сборников статей), среди них: «Об избегании» (1935, 2-е издание — 1990), «От существования к существующему» (написана в лагере, 1947, 2-е издание — 1990), «Гуманизм и другой человек» (1973), «Иное, чем быть, или За пределами сущего» (1974, 2-е издание — 1990), «Время и другой» (1979, 2-е издание — 1991), «Этика и бесконечность: диалоги с Филиппом Немо» (1982), «Трансцендентность и сверхчувственность» (1984), «Вне субъекта» (1987), «Быть ответственным за другого» (1989), «Между нами: думать о другом» (1991), «Время и другой» (1991), «О Боге, пришедшем к идее» (1982, 2-е издание — 1992), «Об истирании» (1990). Левинас писал также литературоведческие труды: «Имена собственные» (1975), «О Морисе Бланшо» (1975) и другие книги, а также статьи, в том числе о поэте П. Целане.

Русская библиография

  • Левинас, Э. Время и другой = Le temps et l'autre;Гуманизм другого человека = Humanisme de l'autre homme / Пер. с фр. А. В. Парибка. — СПб.: Высш. религиоз.-филос. шк., 1998.
  • Левинас, Э. От существования к существующему // Культурология XX века.-М.,1998.-№ 11.- С.185-204.
  • Левинас, Э. Избранное: Трудная свобода / Пер. с фр. — М.: РОССПЭН, 2004.
  • Левинас, Э. Избранное: Тотальность и бесконечное / Пер. И. С. Вдовиной, Б. В. Дубина. — М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000.
  • Левинас, Э. Путь к Другому / Пер. Е. Бахтиной. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2007. — 240 с.

Литература

  • Вдовина И.С. Э.Левинас и Э.Гуссерль // История философии.№ 10. М.,2003. С.101-115.

Ссылки




Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛЕВИНАС Эммануэль в ЭЕЭ

af:Emmanuel Levinas bg:Еманюел Левинас ca:Emmanuel Lévinas cs:Emmanuel Lévinasfi:Emmanuel Lévinasja:エマニュエル・レヴィナス ko:에마뉘엘 레비나스 la:Emmanuel Levinas lb:Emmanuel Lévinas li:Emmanuel Lévinas lt:Emanuelis Levinas lv:Emanuels Levins nl:Emmanuel Lévinas no:Emmanuel Lévinas pl:Emmanuel Levinas pt:Emmanuel Lévinas ro:Emmanuel Levinas sk:Emmanuel Lévinas sr:Емануел Левинас sv:Emmanuel Levinas tl:Emmanuel Lévinas zh:列維納斯


Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках