Лившиц, Мотл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
О.Э. (Обсуждение | вклад)
(Новая страница: «Реб Мотл Лившиц (р. в 1916 г.) Один из «стариков» в Московской синагоге в 1970-х – начале 1980-х гг,…»)
Следующая правка →

Версия 18:18, 27 февраля 2013

Реб Мотл Лившиц (р. в 1916 г.)

Один из «стариков» в Московской синагоге в 1970-х – начале 1980-х гг, вместе с реб Гече Виленским и реб Аврумом Меллером составлял основу «базовой» еврейской жизни в Москве в этот период.

родился в хасидской, но не в хабадской семье, но затем перешел в Хабад.

Реб Мотл был самым молодым из стариков в синагоге, и, в отличие от других, он не успел изучать иудаизм до революции. Он изучал его только в подпольных советских условиях и часто рассказывал нам следующую историю из своей биографии. Что, будучи детьми, учащимися в хедере, они взяли еврейские книги и на чердаке занимались. Туда нагрянула советская милиция, их задержала, привела детей к следователю. Следователь спрашивает: "Кто у вас ребе?" Понятно, что для следователя не столько представляли интерес дети, сколько найти того, кто с ними занимается. На что дети сказали, что они занимаются сами, ребе у них нет, и они занимаются по книгам. Следователь на это их спрашивает: "Как это вы занимаетесь по книгам? Сами читаете, что ли?" Дети говорят: "Да, сами читаем". Следователь говорит: "Как это – сами читаете? И Раши читаете, и Тосафот читаете? И Маhарам, и Маhарша? Всё сами читаете?" Собственно, следователь сам, понятно, был евреем, который сам в свое время учился в хедере, но потом, в советское время, перешел на сторону советской власти и стал бороться с религией. Нам, слышавшим эту историю в 70-е гг., то, что следователь сам, к сожалению, знал, как изучают Талмуд, было одновременно и смешно, и грустно. (Из воспоминаний П. Полонского)

"…реб Мотл Лифшиц, он же был шойхетом, он же ставил мне хупу в 1972 году, он же обрезал моего младшего сына. Мотл интересный человек. Десять лет отсидел в лагерях: потому что в 1939 году послал письмо ребе Раяцу в Варшаву с просьбой о разрешении жениться, а почтальоны уже пришли с винтовками и под белы ручки…" (Из воспоминаний М. Гринберга) "Реб Михаил Львович, а-шойхет, а-завхоз" http://booknik.ru/context/all/greenberg/  


Дочь реб Мотла, выехав за границу раньше, в 70-е гг., вышла замуж за Берла Хаскелевича, однако реб Мотл не уезжал из Советского Союза, поскольку считал, что его миссия – это сохранение еврейской жизни в Москве. Поскольку он был незаменимым шойхетом и моэлем, то его роль была необычайно высока.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация