Лилит

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
м (Происхождение имени и образа: дополнение)
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье| ТИП СТАТЬИ  = 4
+
{{Остатье\ЭЕЭ
 +
|ТИП СТАТЬИ=1| ТИП СТАТЬИ  = 2
| АВТОР1  =  
| АВТОР1  =  
| АВТОР2 =
| АВТОР2 =
| АВТОР3 =  
| АВТОР3 =  
-
| СУПЕРВАЙЗЕР =  
+
| СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| ПРОЕКТ =  
| ПРОЕКТ =  
| ПОДТЕМА =  
| ПОДТЕМА =  
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
-
| УРОВЕНЬ  =  
+
| УРОВЕНЬ  = 4
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ДАТА СОЗДАНИЯ  =
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}
}}
-
{{Сузить_тему}}
 
-
{{другие значения}}
 
-
[[Файл:AdamNeve.jpg|thumb|200px||[[Адам]], [[Ева]] и Лилит. Миниатюра [[XV век]]а]]
 
-
[[Файл:Lilith (John Collier painting).jpg|thumb|[[Кольер, Джон (художник)|Джон Кольер]], ''Лилит'']]
 
-
'''Лили́т''' ({{lang-he|לילית}}) — первая жена [[Адам]]а в еврейской мифологии. Именно в этом смысле большинство исследователей рассматривают это слово в [[Книга пророка Исайи|Книге пророка Исайи]] ({{Библия|Ис|34:14}}). Упоминается в [[Кумранские рукописи|Свитках Мёртвого моря]], [[Алфавит Бен-Сира|Алфавите Бен-Сира]], [[Книга Зогар|Книге Зогар]].
+
'''Лили́т''' ({{lang-he|לִילִית}}) — первая жена [[Адам]]а в еврейской мифологии. Именно в этом смысле некоторые исследователи рассматривают это слово в [[Книга пророка Исайи|Книге пророка Исайи]] ({{Библия|Ис|34:14}}).  
-
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В [[Междуречье]] подобное имя носит ночная [[демон]]ица, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
+
Центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число ''лилийот, лилин'').  
-
Имя Лилит встречается в [[Эпос о Гильгамеше|Эпосе о Гильгамеше]] во втором тысячелетии до н. э.
+
Упоминается в [[Кумранские рукописи|Свитках Мёртвого моря]], [[Алфавит Бен-Сира|Алфавите Бен-Сира]], [[Книга Зогар|Книге Зогар]].
 +
== Происхождение имени и образа ==
 +
Имя может быть производным от слова ליל, לילה - ночь. Кроме этого в иврите словом «''лилит''» обозначается птица неясыть, разновидность сов.  
-
== Этимология ==
+
Существует также мнение, что это имя происходит от [[Шумерский язык|шумерского]] «''лиль''» (воздух, ветер; дух, призрак).
-
В [[Семитские языки|семитских языках]], в частности в [[иврит]]е, это слово — прилагательное
+
-
женского рода «ночная» (например, {{lang-he|דממה לילית}} — «''дмама лейлит''» — ночная тишь).
+
-
Кроме этого в иврите (а возможно, и в других семитских языках) словом «лилит» обозначается птица [[Неясыти|неясыть]], разновидность [[Совообразные|сов]]. Вероятно, именно поэтому Лилит иногда изображается вместе с совой.
+
Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, [[Аккадский язык|по-аккадски]] лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».
-
Существует также мнение, что это имя происходит от [[Шумерский язык|шумерского]] «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).
+
Образ и имя ''Лилит'' заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой ''лилу'' фигурирует как бес мужского пола, а ''лилиту'' и ''урдут лилита'' — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным.
 +
 +
Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В [[Междуречье]] подобное имя носит ночная [[демон]]ица, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).
-
Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, [[Аккадский язык|по-аккадски]] лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».
+
Возможно, имя Лилит содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная [[Сирия]]): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]».
-
[[Файл:Queen of the Night (Babylon).jpg|thumb|left|Вавилонская богиня ''Царица ночи'']]
+
-
 
+
-
== Лилит в шумерской традиции ==
+
-
Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat).{{нет АИ|30|03|2010}} В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
+
-
 
+
-
Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.
+
-
 
+
-
Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером <ref>[http://elibrus.1gb.ru/ist2.shtml Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»]</ref> и Волкенстейном упоминают именно Лилит.
+
== Лилит в еврейской традиции ==
== Лилит в еврейской традиции ==
Еврейские источники говорят о двух Лилит:
Еврейские источники говорят о двух Лилит:
-
* Старшая Лилит — жена [[Самаэль|Самаэля]], царица и мать демонов (ситра ахара).
+
* Старшая Лилит — жена [[Самаэль|Самаэля]] ([[Самаэль]] часто отождествляется с [[Сатана|Сатаной]].<ref name="menc">Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. [http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002980.shtml][http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s19/a001989.shtml]</ref>), царица и мать демонов (ситра ахара), которая в мире [[Клиппа|клиппот]] (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли [[Шхина|Шхины]] в мире добра и святости.  
* Младшая Лилит — супруга [[Асмодей|Асмодея]].
* Младшая Лилит — супруга [[Асмодей|Асмодея]].
-
При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.<ref name="evrencycl">Краткая еврейская энциклопедия (КЕЭ), том 4, кол. 846—848</ref>
+
При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.
 +
=== Лилит в ТаНаХе ===
 +
Встречающееся однажды в [[Пророки (раздел ТаНаХа)|Пророках]] слово «Лилит» ([[Йешаяhу (Исаия), библейская книга|Исайа]]. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово саир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В [[Септуагинта (собрание переводов ТаНаХа)|Септуагинте]] указанное слово Лилит в книге [[Исайя]] переводится как «бес», [[Вульгата]] переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.
 +
=== Лилит в других книгах ===
 +
Согласно [[Алфавит Бен-Сиры|Алфавиту Бен-Сиры]], первой женой [[Адам]]а была Лилит.<ref name="evrencycl" /> Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога <ref>
 +
[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/342194 Большой Энциклопедический словарь, второе издание]</ref>, как и [[Адам]]. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. [[Адам]] желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она.
-
[[Самаэль]] часто отождествляется с [[Сатана|Сатаной]].<ref name="menc">Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. [http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s29/a002980.shtml][http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s19/a001989.shtml]</ref>
+
Произнеся тайное имя Бога, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Бог послал вдогонку трёх [[ангел]]ов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .<ref name="symbol">Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.</ref>
-
 
+
-
=== Легенды о происхождении Лилит ===
+
-
Согласно [[Алфавит Бен-Сиры|Алфавиту Бен-Сиры]], первой женой [[Адам]]а была Лилит.<ref name="evrencycl" /> Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога [[Яхве|Иеговы]]<ref>
+
-
[http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/342194 Большой Энциклопедический словарь, второе издание]</ref>, как и [[Адам]]. Собственно спор возник из-за [[сексуальные позиции|позиции в сексе]]. [[Адам]] желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она.
+
-
<ref>«Энциклопедия ведьм и колдовства» (Guiley, Rosemary Ellen, The Encyclopedia of Witches and Witchcraft)</ref>
+
-
 
+
-
Произнеся тайное имя бога [[Яхве|Ягве]], Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .<ref name="symbol">Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.</ref>
+
Три ангела застигли Лилит у [[Красное море|Красного моря]], и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.<ref name="menc"/>
Три ангела застигли Лилит у [[Красное море|Красного моря]], и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.<ref name="menc"/>
Строка 60: Строка 49:
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.
После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.
-
Другая легенда гласила,{{нет АИ|30|03|2010}} что Адам вступил в связь с Лилит только после изгнания из рая, в результате чего мир наполнился демонами. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин.
+
В [[Талмуд]]е Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). [[Аггада]] связывает образ Лилит с легендой об [[Адам|Адаме]], повествуя, что после грехопадения он расстался с [[Ева|Евой]] на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.
-
 
+
-
Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка.<ref name="evrencycl"/> Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед [[обрезание]]м младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг [[Каббала|Каббалы]] (такая ночь у [[Ашкеназы|ашкеназских]] евреев называется «вахтнахт»).{{нет АИ|4|08|2009}}
+
=== Лилит в каббалистической традиции ===
=== Лилит в каббалистической традиции ===
-
В [[Каббала|каббале]] Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их.<ref name="evrencycl"/>
+
В [[Каббала|каббале]] Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их и рождает от них бесчисленное число демонов и предводительствует ими
-
Согласно Bacharach, ' Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
+
Согласно Bacharach, Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.
В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.
-
Согласно каббалистической книге Зогар, Лилит стала женой [[Самаэль|Самаэля]] и матерью демонов. В Зазеркалье, где Сатана играет роль Бога{{Нет АИ|18|05|2009}}, Лилит становится отражением женского аспекта Бога, [[Шехина|Шехины]], поэтому жители долины [[Содом]], предположительно — оставшиеся в живых дети Адама и Лилит, — поклонялись Лилит, как Великой матери, одаривающей их земным огнём{{Нет АИ|18|05|2009}}.
+
Согласно каббалистической книге [[Зоhар]], Лилит стала женой [[Самаэль|Самаэля]] и матерью демонов. В Зоhаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется Наамой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной.  
-
== Лилит в современном [[сатанизм]]е ==
+
Отождествление Лилит с [[Саба|царицей Савской]], впервые встречаемое в арамейском переводе (см. [[Таргум]]) книги [[Иов]] (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском [[фольклор]]е. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод hа-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.
-
Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой [[Сатана|Сатаны]] (или Самаэля)<ref name="liberazerate">[http://www.darksign.ru/SiteData/Liber_Azerate_black_white.html Либер Азерате, Храм Черного Пламени (Liber Azerate, TOTBL), офиц. перевод E.T.]</ref>, она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с [[Кали]], [[Ума|Умой]] и [[Парвати]], [[Геката|Гекатой]], [[Хель]] и [[Эрешкигаль]]<ref name="liberazerate"/>, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).<ref name="LW" />
+
[[Файл: 12457_L.jpg|thumb|250px|left|Амулет, защищающий от Лилит]]
 +
Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных [[Амулет|амулетов]], содержащих не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: ''Батна'' (чрево), ''Одем'' (краснота) или ''Аморфо'' (не имеющая формы). или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!», прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели.
-
В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Черная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света.
+
Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед [[обрезание]]м младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «[[Зогар]]» и других книг [[Каббала|Каббалы]] (такая ночь у [[Ашкеназы|ашкеназских]] евреев называется «вахтнахт»).
 +
== Лилит в шумерской традиции ==
 +
Имя Лилит встречается в [[Эпос о Гильгамеше|Эпосе о Гильгамеше]] во втором тысячелетии до&nbsp;н.&nbsp;э.
-
Исключением является [[ЛаВей, Антон|Лавеевская]] традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов:
+
Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat).{{нет АИ|30|03|2010}} В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.
-
* Мать Жизни и Смерти согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит).<ref>[http://templumlilithi.tenebrositas.org/rus.html Официальный сайт Храма Лилит]</ref>
+
-
{{начало цитаты}}.Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия.
+
-
Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града….{{конец цитаты}}
+
-
* Мать Демонов согласно Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) <ref name="decium">[http://www.darksign.ru/index.php?id=89 Книга Десяти Воззваний (Codex Decium), на англ. и лат. языках опубликовано в издании «A.M.S.G.», V.Scavr, русская официальная публикация]</ref> Валентина Скавра.
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
<poem>О, Мать Лилит, Мать Демонов,
+
-
К Тебе взываю, Тебя приглашаю…
+
-
Царица Тьмы и нечистых чар,
+
-
Лица Твои — Ночь и Ужас,
+
-
Сердце Твое — средоточие Зла. Книга Десяти Воззваний (Codex Decium) <ref name="decium" /></poem> {{конец цитаты}}
+
-
* Одна из 11 высших дьяволов и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate)<ref name="liberazerate"/>, изданной Храмом Чёрного Света (TOTBL).
+
Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.
-
{{начало цитаты}}
+
-
От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
+
-
От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.<ref name="liberazerate" />{{конец цитаты}}
+
Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером <ref>[http://elibrus.1gb.ru/ist2.shtml Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»]</ref> и Волкенстейном упоминают именно Лилит.
-
 
+
== Лилит в нееврейском фольклоре ==
-
* Мать [[Каин]]а и супруга Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian Witchcraft, Michael Ford) <ref name="LW">Люциферианское Ведьмовство, Форд М, Суккубус Паблишинг (Luciferian Witchcraft, Succubus Publishing, Michael Ford), MMV</ref>
+
Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами ''Карина'' или ''Табиа''.
-
{{начало цитаты}}
+
-
Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что [[Ариман]]-[[Самаэль]] не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI.)
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
 
+
-
* Одна из девяти высших дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry) <ref name="TCBoD">The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5</ref>.
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорожденных младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти.
+
-
 
+
-
Лилит — княгиня (принцесса) Ада.
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
 
+
-
* Мать племени демонов в Inferion <ref name="inferion">[http://voxinfernipress.com/infer.html Inferion, Vox Inferni Press, 2008]</ref>.
+
-
{{начало цитаты}}
+
-
<poem>Я — матерь племени Демонов.
+
-
Как ночь, я являю атрибуты своей власти.
+
-
Мое немилосердное присутствие
+
-
Обескровливает Вселенную.</poem>
+
-
{{конец цитаты}}
+
-
 
+
-
Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на действительность.
+
-
 
+
-
== Лилит в астрологии ==
+
-
{{нет источников в разделе}}
+
-
[[Файл:BlackMoon66624543636grtreyreyyery.png‎|thumb|200px|Знак апогея [[Орбита|орбиты]] [[Луна|Луны]] (также называемого Лилит и Чёрная Луна), принятый в современной астрологии. Багрово-алый цвет знака соответствует Скорпиону, обители Черной Луны.]]
+
-
 
+
-
Под именем Лилит в астрологии понимаются различные объекты:
+
-
 
+
-
* [[Апогей (астрономия)|Апогей]] орбиты Луны. Также этот объект называют Чёрной Луной. Немаловажно, что апогей может быть истинным или кажущимся. В современной астрологии рассматриваются оба варианта.
+
-
* Второй фокус лунной орбиты. Также этот объект называют Чёрной Луной.
+
-
* Неподвижная звезда [[Алголь]].
+
-
* Астероид N 1181
+
-
* Гипотетическая планета.
+
-
 
+
-
'''Гипотетическая планета'''. В 1898 году доктор Георг Вальтемас из Гамбурга объявил об открытии нескольких дополнительных спутников Земли. Спутник обнаружить не удалось, но по указаниям Вальтемаса астролог Сефариал рассчитал «эфемериды» этого объекта. Он утверждал, что объект настолько чёрен, что его невозможно увидеть, за исключением времени противостояния или пересечения объектом солнечного диска. Сефариал также утверждал, что Чёрная Луна имеет такую же массу, как и обычная (что невозможно, поскольку возмущения движения Земли при этом несложно было бы обнаружить).
+
-
 
+
-
В настоящее время эта планета не используется ни в астрономии, ни в астрологии.{{нет АИ|30|11|2009}}
+
-
 
+
-
На данный момент установилось исключительное соответствие имени Лилит и апогея (или второго фокуса) орбиты Луны. Эти две точки проецируются в свою очередь в одну точку [[Натальная астрология|натальной]] карты (всегда), поэтому их качества для астрологов неразличимы.
+
-
 
+
-
Изображается в виде неполной Луны чёрного цвета над перевернутым или равносторонним крестом, рога серпа смотрят при этом вправо.
+
-
 
+
-
Этой точке соответствует 8-й дом и знак [[Скорпион (созвездие)|Скорпиона]], что, в свою очередь, означает её связь с магией и психологией.
+
-
 
+
-
Распространена точка зрения, что Лилит или Чёрная Луна представляют силу индивидуации, позволяющую не слиться в единое целое с мета-сущностью, физическим Солнцем, нарушающую предопределённость и ведущую к тому, что Артур Мейчен называл «великим грехом» — хаотизации мироздания. Эта точка способствует освобождению человека, не позволяя Солнцу целиком определять его и делая осмысленным понятие «свободной воли».
+
-
 
+
-
Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение.
+
-
 
+
-
По мнению других астрологов, она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку [[Зодиак]]а, где свершается предначертанное.
+
-
 
+
-
В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с Юнговским архетипом [[Тень|Тени]]. В данном случае она показывает скрытые, неосознаваемые стороны человека.
+
-
 
+
-
Некоторые источники указывают Лилит, как точку «сильной женщины». Сильная Лилит в натальной карте женщины обозначает сильную личность. Сильная Лилит в натальной карте мужчины — притяжение к сильным женщинам.
+
-
 
+
-
Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа. В данном случае она определяет собой ведьмовские способности рождённого. Также она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.
+
-
 
+
-
== Образ Лилит в мировой культуре ==
+
-
Благодаря большому интересу к Каббале, в Европе [[Эпоха Возрождения|эпохи Возрождения]] предание о Лилит как первой жене Адама стало известно в литературе, где она обрела облик прекрасной, соблазнительной женщины. Подобное представление о Лилит появляется и в средневековой еврейской литературе, хотя в еврейской традиции красивая внешность Лилит связана с её способностью менять свой облик. Легенда о ней вдохновила английского поэта [[Россетти, Данте Габриэль|Данте Габриэля Россетти]] ([[1828]]—[[1882]]) на написание поэмы «Райская обитель», в которой Лилит-змея стала первой женой Адама, а Еву Бог создал потом. Чтобы отомстить Еве, Лилит уговорила её отведать запретный плод и зачать [[Каин]]а, брата и убийцу [[Авель|Авеля]]. Такова первоначальная форма мифа, которую развил Россетти.{{Нет АИ|18|05|2009}}
+
-
[[Файл:Dante Gabriel Rossetti - Lady Lilith.JPG|thumb|[[Россетти, Данте Габриэль|Данте Габриэль Россетти]] ''Леди Лилит'']]
+
-
Образ Лилит, реализующий «альтернативную [[мифология|мифологию]]» и противопоставляющийся привычному образу [[Ева|Евы]], получил большую популярность у [[романтизм|романтиков]].
+
-
 
+
-
=== Литература ===
+
-
Образ Лилит многократно и по-разному обыгран в мировой литературе.
+
-
 
+
-
Так, у [[Гёте, Иоганн Вольфганг|Гёте]] [[Фауст]] видит красавицу<ref>Гете. Фауст. Перевод: Борис Пастернак, М.: Государственное издательство художественной литературы, 1960.
+
-
[http://lib.ru/POEZIQ/GETE/faust.txt]</ref> и получает предупреждение, что это первая жена Адама и что её волос следует остерегаться:
+
-
 
+
-
<blockquote><poem>…Остерегись её волос:
+
-
Она не одного подростка
+
-
Сгубила этою причёской.</poem>
+
-
</blockquote>
+
-
У [[Франс, Анатоль|Анатоля Франса]] в рассказе «Дочь Лилит» Лилит — мать женщины, совратившей главного героя. В рассказе Лилит не знает добра и зла, страдания и смерти:
+
-
«Над ней не тяготеют страдание и смерть, у неё нет души, о спасении которой ей надо заботиться, ей неведомы ни добро, ни зло» <ref>Анатоль Франс. Дочь Лилит. Опубликовано: Анатоль Франс. Собрание сочинений в восьми томах, том 2-й. М.:
+
-
М Гос.изд-во Художественной литературы, 1958. — 880 с. Стр.37-49. Перевод Н.Н. Соколовой [http://brb.silverage.ru/lilit/frans.htm]</ref>
+
-
 
+
-
В «[[Роза Мира|Розе Мира]]» [[Андреев, Даниил Леонидович|Даниила Андреева]] Лилит — одна из Великих [[Стихиали|Стихиалей]], ваятельница плоти людей, [[даймоны|даймонов]], [[рарруги|рарругов]] и [[игвы|игв]], «Всенародная [[Афродита]]» всех человечеств. Также с образом Лилит у Андреева связан образ демоницы [[Воглеа]].
+
-
 
+
-
У русского писателя-символиста [[Сологуб, Фёдор Кузьмич|Фёдора Сологуба]] в сборнике «Пламенный круг» это не мрачный образ, а кусочек лунного света.
+
-
 
+
-
Романтическую окраску Лилит получила и в поэме [[Исаакян, Аветик|Аветика Исаакяна]] «Лилит», где прекрасная, неземная, сделанная из огня Лилит противопоставляется обыденной Еве.
+
-
 
+
-
Противопоставление Лилит земным женщинам имеется в стихотворении [[Цветаева, Марина Ивановна|Марины Цветаевой]] «Попытка ревности».<ref>[http://www.litera.ru/stixiya/authors/cvetaeva/kak-zhivetsya-vam.html Марина Цветаева. «Просто — сердце…». Домашняя библиотека поэзии, Москва: Эксмо-Пресс, 1998]</ref>
+
-
 
+
-
Переосмысленные мотивы мифа о Лилит содержатся в фантастической повести [[Обухова, Лидия Алексеевна|Лидии Обуховой]] «Лилит» (1966).
+
-
 
+
-
В [[1930 год]]у [[Набоков, Владимир Владимирович|Владимир Набоков]] написал стихотворение «Лилит» (опубликовано в [[1970 год]]у), в котором дано описание юной обольстительной девочки, соблазняющей героя (первый набросок сюжета, позднее обработанного в повести «Волшебник» и романе «[[Лолита (роман)|Лолита]]». Созвучие имён Лилит—Лолита не случайно<ref>''Набоков В.'' Собрание сочинений русского периода в 5 т. Т.5. СПб, 2000. С.436—438 и комм. на с.753</ref>. <!-- Стихи Набокова спел бард Александр Бережков. — насколько это значимо и релевантно? -->
+
-
 
+
-
Лилит упоминается в рассказе [[Лавкрафт, Говард Филлипс|Говарда Лавкрафта]] «Кошмар в Ред-Хуке».
+
-
 
+
-
Так же является одним из действующих лиц в романе [[Баркер, Клайв|Клайва Баркера]] «Каньон холодных сердец».
+
-
 
+
-
Пропитанный мрачным эротизмом образ вампирши Лилит по-своему описывает Уитли Стрибер в романе «Сон Лилит»<ref>[http://lib.adtm.ru/lib/treasures_of_a_world_fantasy_and_horror/witley_striber Уитли Стрибер «Сон Лилит» (роман)]</ref>, ставшем продолжением романов «Голод» и «Последний вампир», послуживших основой культового фильма [[Голод (фильм, 1983)|«Голод»]] (1983), снятого режиссером Тони Скоттом, с [[Боуи, Дэвид|Дэвидом Боуи]], [[Сьюзен Сарандон]] и [[Катрин Денёв]] в главных ролях.
+
-
 
+
-
=== Музыка ===
+
-
У швейцарской [[Трэш-метал|trash-metal]] группы [[Coroner]] в альбоме 1991 года «Mental Vortex» есть песня «Son of Lilith».
+
-
 
+
-
В [[готик-метал]] «опере» [[Samsas Traum|Александра Каште]] под названием [[Tineoidea]] [[Самаэль|Samael]] и Лилит представлены анти-Марией и Иосифом [[XXI век]]а. Также Самаэль и Лилит — герои [[блэк-метал]] оперетты [[Die Liebe Gottes]].
+
-
 
+
-
У российской рок-группы [[Аквариум (рок-группа)|«Аквариум»]] есть альбом [[Лилит (альбом)|«Лилит»]]. Этот альбом является 19-м «естественным» альбомом группы и первым альбомом в 4-ом составе. После этого альбома группа стала носить имя «Aquarium Lilith Blues Band».
+
-
 
+
-
Лилит упоминается в песне ''Via Nocturna'' группы [[Therion]]. В альбоме этой же группы «Gothic Kabbala» ей посвящены несколько песен, в которых она также выступает под именем Софии и Афродиты, или Венус, «вечной мудрости», «сокровища ума».
+
-
 
+
-
У [[блэк-метал]] группы [[Lord Belial]] в альбоме [[Kiss The Goat]] есть песня с названием «Lilith — Demonic Queen of the Black Light» («Лилит — демоническая королева чёрного света»).<ref>[[Lord Belial]], [[Kiss the Goat]], май 1995, выпущено No Fashion Records.</ref>
+
-
 
+
-
В [[2002 год]]у в [[Германия|Германии]] фронтменом группы «[[Virgin Steele]]» [[ДеФейс, Дэвид|Дэвидом Дефейсом]] была поставлена метал-опера «Lilith».
+
-
 
+
-
У [[Италия|итальянской]] группы [[Theatres des Vampires]], которая относит свою музыку к жанру «Vampiric Metal», есть песня «Lilith’s Child» («Дитя Лилит»).
+
-
 
+
-
У российской рок-группы «[[Зимовье зверей]]» в альбоме «Родословная» есть песня «Дети Лилит».
+
-
 
+
-
У финской англоязычной группы «[[Eternal Tears of Sorrow]]», исполняющей музыку в стиле «мелодический death-metal», в альбоме «[[Before the Bleeding Sun]]» (2006) есть песня «Sweet Lilith Of My Dreams».
+
-
 
+
-
У блэк-метал группы «[[Moonspell]]» в альбоме «[[Night Eternal]]» (2008) есть песня «Dreamless Lucifer and Lilith».
+
-
 
+
-
В 2008 году в Консерватории [[Сан-Франциско]] состоялась мировая премьера симфонической поэмы для большого симфонического оркестра «Лилит» петербургского композитора [[Демуцкий, Илья|Ильи Демуцкого]].
+
-
 
+
-
У проекта Маргариты Пушкиной «Margenta» вышла песня под названием «Лилия и Лилит» в исполнении Артура Беркута.
+
-
 
+
-
=== Кинематограф ===
+
-
* '''Логово змея''' / Serpent’s Lair
+
-
 
+
-
Краткое содержание:
+
-
 
+
-
Все неприятности бизнесмена Тома Беннета ([[Фэйи, Джефф|Джефф Фэйи]]) и его жены начались с переезда в новую квартиру, где покончил жизнь самоубийством ученый-археолог. Подозрительные соседи, странная черная кошка и эротические сны с черноволосой незнакомкой делают жизнь Тома неспокойной. Но когда появляется сестра умершего археолога — черноволосая '''Лилит''' (Лиса Би), чтобы забрать вещи брата, — начинается настоящий кошмар.
+
-
 
+
-
* в сериале «Сверхъестественное» '''Лилит''' — это невероятный по силе демон, стремящийся освободить Люцифера от его подземного заточения. Что впоследствии и происходит. Для освобождения Люцифера необходимо было снять '''66''' печатей из '''666'''. И смерть '''Лилит''' была '''66''' и обязательной печатью, снял эту печать необходимый сосуд Люцифера, ради освобождения которого должна была умереть Лилит.
+
-
Интересно то, что сценаристы не отошли от мифа и сделали '''Лилит''' демоном-детоубийцей. Для того, чтобы поддерживать свою демоническую силу '''Лилит''' должна была питаться кровью детей.
+
-
* в фильме «[[Дело № 39]]» девочку, которая оказалась демоном, зовут Лилит <ref>[http://www.filmz.ru/film/3025/ Дело № 39 на Filmz.Ru]</ref>
+
-
 
+
-
=== Аниме и анимационное кино ===
+
-
* Лилит присутствует в японском аниме-сериале '''[[Евангелион]]''' как главная причина появления Ангелов на Земле, нападающих на японский город Токио-3, где расположена организация Nerv, исследующая происхождение странных гигантских человекообразных созданий.
+
 +
В эпоху Возрождения, когда нееврейские мыслители увлеклись каббалой, легенды о Лилит вошли в европейскую литературу. К образу магически соблазнительной Лилит (в еврейском средневековом [[фольклор]]е она принимает облик красавицы лишь для введения в соблазн) обращались многие писатели вплоть до 20 в. (например, роман шотландского поэта и прозаика Дж. Макдональда «Лилит», рассказ А. Франса «Дочь Лилит»). Влекущая и прекрасная Лилит как антипод будничной Евы — мотив стихотворения М. Цветаевой «Попытка ревности», поэмы в прозе А. Исаакяна «Лилит» (между 1911 г. и 1914 г.), повести Л. Обуховой «Лилит» (1966).
== Источники ==
== Источники ==
-
* Liber Azerate, TOTBL [[Орден Черного Пламени]], офиц. перевод E.T. [http://www.darksign.ru/SiteData/Liber_Azerate_black_white.html]
 
-
* A.M.S.G., автор V.Scavr, The Black Press, 2009.
 
-
* The Complete Book of Demonolatry, S.Connoly, ISBN 978-0-9669788-6-5
 
-
* Liber HVHI, Форд М, Succubus Publishing, 2005
 
-
* Luciferian Witchcraft, Форд М, Succubus Publishing, MMV
 
-
* Сатанинская Библия, Антон Шандор ЛаВей
 
-
* [[Фоссе, Шарль|Шарль Фоссе]] [http://www.tiamat.ru/magic1.htm Ассирийская магия] (с предисловием В. В. Емельянова)
 
-
* [[Борхес, Хорхе Луис|Борхес Х. Л.]] Бестиарий: Книга вымышленных существ. М., 2000.
 
-
* Женщина в мифах и легендах: Энциклопедический справочник. Ташкент, 1992.
 
-
* Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М., 1999.
 
* [[Руслан Хазарзар]] [http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/lilith.htm Лилит и другие]
* [[Руслан Хазарзар]] [http://khazarzar.skeptik.net/books/kh/lilith.htm Лилит и другие]
* Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»
* Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»
Строка 248: Строка 87:
== Ссылки ==
== Ссылки ==
-
{{commonscat|Lilith}}
 
-
* [http://tayra.ucoz.ru/publ/lilit_mat_vsekh_demonov_i_vedm/13-1-0-7027 Лилит — мать всех демонов и ведьм]
 
-
* [http://tayra.ucoz.ru/publ/nadilja_doch_lilit/13-1-0-7028 «Надиля — дочь Лилит»]
 
-
* [http://kupol-preispodnei.narod.ru/myarhiv/gl-1.html «Глашатай Люцифера»]
 
-
 
{{Адам и Ева}}
{{Адам и Ева}}
 +
{{ElevenCopyRight|12457|ЛИЛИТ}}
-
[[Категория:Демоны в иудаизме]]
 
-
[[Категория:Аккадская мифология]]
 
-
[[Категория:Персонажи «Книги вымышленных существ» Борхеса]]
 
-
[[Категория:Герои легенд]]
 
-
[[Категория:Вымышленные злодеи]]
 
-
[[Категория:Перволюди]]
 
-
[[Категория:Мифические существа]]
 
-
[[ar:ليليث]]
+
[[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
-
[[bg:Лилиту]]
+
 
-
[[ca:Lilit]]
+
[[Категория:Демоны в иудаизме]]
-
[[cs:Lilith]]
+
{{checked}}
-
[[cy:Lilith]]
+
-
[[da:Lilith]]
+
-
[[de:Lilith]]
+
-
[[el:Λίλιθ]]
+
-
[[en:Lilith]]
+
-
[[es:Lilit]]
+
-
[[et:Lilith]]
+
-
[[fa:لیلیت]]
+
-
[[fi:Lilith]]
+
-
[[fr:Lilith]]
+
-
[[he:לילית (מיתולוגיה)]]
+
-
[[hy:Լիլիթ]]
+
-
[[id:Lilith]]
+
-
[[is:Lilith]]
+
-
[[it:Lilith]]
+
-
[[ja:リリス]]
+
-
[[ka:ლილითი]]
+
-
[[ko:릴리트]]
+
-
[[lt:Lilita]]
+
-
[[nl:Lilith]]
+
-
[[no:Lilith]]
+
-
[[pl:Lilith]]
+
-
[[pt:Lilith]]
+
-
[[ro:Lilith]]
+
-
[[sk:Lilit]]
+
-
[[sl:Lilit]]
+
-
[[sr:Лилит]]
+
-
[[sv:Lilit]]
+
-
[[szl:Lilith]]
+
-
[[th:ลิลิธ]]
+
-
[[tr:Lilith]]
+
-
[[uk:Ліліт]]
+
-
[[vi:Lilith]]
+
-
[[zh:莉莉斯]]{{WikiCopyRight}}
+

Текущая версия на 14:28, 19 июля 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Лили́т (ивр. לִילִית‎) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Именно в этом смысле некоторые исследователи рассматривают это слово в Книге пророка Исайи (Ис.34:14).

Центральная женская фигура еврейской демонологии; иногда — нарицательное обозначение демона женского рода (мн. число лилийот, лилин).

Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар.

Содержание

Происхождение имени и образа

Имя может быть производным от слова ליל, לילה - ночь. Кроме этого в иврите словом «лилит» обозначается птица неясыть, разновидность сов.

Существует также мнение, что это имя происходит от шумерского «лиль» (воздух, ветер; дух, призрак).

Возможно, верны все точки зрения. В. В. Емельянов в предисловии к «Ассирийской магии» Шарля Фоссе пишет следующее: «Юноша и девушка-лилиту — демоны, в имени которых заключена игра слов из разных языков. По-шумерски лиль означает „воздух, ветер; дух, призрак“, по-аккадски лилу — „ночь“. Отсюда и смесь представлений: демонов этого рода считали ночными привидениями. Вероятно, их можно сопоставить со славянскими заложными покойниками — то есть с людьми, умершими неестественной смертью и раньше срока. Во всяком случае, они всегда отличаются от гадим — обычных духов умерших предков (хотя и для последних характерны необычные случаи смерти). Вполне возможно, что люди, превратившиеся в духов лилу, при жизни были безбрачны и не оставили потомства. Так можно объяснить склонность мужчин-лилу вступать в связь с земными женщинами (причём от этих связей у них рождаются либо уроды, либо такие же демоны)».

Образ и имя Лилит заимствованы из вавилонской (возможно, и шумерской) мифологии, в которой лилу фигурирует как бес мужского пола, а лилиту и урдут лилита — как бесы женского пола, соблазняющие мужчин и вредящие роженицам и новорожденным.

Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»).

Возможно, имя Лилит содержится в дефектной ивритской или ханаанейской надписи-заклинании 8–7 вв. до н. э. из Арслан-Таша (Северная Сирия): «Летающей в темных покоях — уйди быстрее, Лл[т?]».

Лилит в еврейской традиции

Еврейские источники говорят о двух Лилит:

  • Старшая Лилит — жена Самаэля (Самаэль часто отождествляется с Сатаной.[1]), царица и мать демонов (ситра ахара), которая в мире клиппот (буквально `скорлупы`) играет роль, подобную роли Шхины в мире добра и святости.
  • Младшая Лилит — супруга Асмодея.

При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы.

Лилит в ТаНаХе

Встречающееся однажды в Пророках слово «Лилит» (Исайа. 34:14) толкуется большинством исследователей и комментаторов как название беса, другими же — как название ночной птицы; ср. слово саир (буквально `мохнатый`) в том же стихе, имеющее в Библии два значения: животное (козел, например, Быт. 37:31; Лев. 4:24) или демон и идол (Лев. 17:7; II Хр. 11:15). В Септуагинте указанное слово Лилит в книге Исайя переводится как «бес», Вульгата переводит его как Lamia — род чудовища женского пола.

Лилит в других книгах

Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит.[2] Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением Бога [3], как и Адам. Собственно спор возник из-за позиции в сексе. Адам желал быть сверху в миссионерской позиции. Лилит же считала, что сверху должна быть она.

Произнеся тайное имя Бога, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Богу с жалобой на бежавшую жену. Бог послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) .[4]

Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу.[1]

После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной.

В Талмуде Лилит представлена как демон с женским лицом, длинными волосами и крыльями (Эр. 100б, Нид. 24б), мать Ахримана, верховного божества зла в иранской мифологии (ББ. 73а), овладевающая человеком, ночующим в пустом доме (Шаб. 151б). Аггада связывает образ Лилит с легендой об Адаме, повествуя, что после грехопадения он расстался с Евой на 130 лет, в течение которых от его связи с духами (в числе которых была и Лилит, по имени Пизнай) рождались демоны и лилин (Эр. 18б; ср. Быт. Р. 20:11). Потомством этих духов полон весь мир.

Лилит в каббалистической традиции

В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их и рождает от них бесчисленное число демонов и предводительствует ими

Согласно Bacharach, Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы.

В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами.

Согласно каббалистической книге Зоhар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов. В Зоhаре и более поздней каббалистической литературе Лилит как душительница детей иногда заменяется Наамой и именуется Блудницей, Нечестивой, Вероломной и Черной.

Отождествление Лилит с царицей Савской, впервые встречаемое в арамейском переводе (см. Таргум) книги Иов (1:15), получило в средние века широкое развитие в еврейском фольклоре. Иногда Лилит является людям в виде кошки, гусыни или другого животного. Ее планета — Сатурн; люди «черной желчи» (меланхолики) — ее потомки. Легенда о крайней жестокости Лилит, «погружающей матерей в смертный сон, сосущей кровь младенцев, высасывающей их костный мозг, пожирающей их тело», приводится в книге «Сод hа-Шем» («Тайна Господня», 1680) Давида бен Арье Лейба Лиды (умер в 1696 г.). Существовало поверье, что смех ребенка во сне — признак того, что с ним играет Лилит. Его следует щелкнуть по носу, чтобы прекратить наваждение.

Амулет, защищающий от Лилит

Во многих общинах (главным образом восточных) бытует и поныне возникший в средние века обычай охранять рожениц и новорожденных от Лилит посредством нательных амулетов, содержащих не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). или листков с текстом псалма 121 («...не спит и не дремлет Страж Израилев...»), заклинаниями вроде «Прочь, Лилит!», прикрепляемых над дверью в комнату роженицы и у изголовья ее постели.

Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы (такая ночь у ашкеназских евреев называется «вахтнахт»).

Лилит в шумерской традиции

Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э.

Существует несколько шумерских легенд о Лилит. В первую очередь это безымянная легенда, приводящаяся в статье Чарльза Моффета (Charles Alexander Moffat). В ней Лилит — богиня-покровительница своего народа. Тем не менее, очевидна и её тёмная суть. Так, слёзы Лилит даруют жизнь, но её поцелуи приносят смерть.

Легенда объясняет происхождение двух львов в традиционной шумерской иконографии Лилит.

Также предполагается, что под именем ki-sikil-lil-la-ke в прологе шумерской версии эпоса о Гильгамеше упоминается именно Лилит. В частности, независимые переводы этого пролога Крамером [5] и Волкенстейном упоминают именно Лилит.

Лилит в нееврейском фольклоре

Представление о Лилит как губительнице новорожденных и рожениц встречается также в христианской литературе византийской и более поздней эпохи. В арабской демонологии она известна под именами Карина или Табиа.

В эпоху Возрождения, когда нееврейские мыслители увлеклись каббалой, легенды о Лилит вошли в европейскую литературу. К образу магически соблазнительной Лилит (в еврейском средневековом фольклоре она принимает облик красавицы лишь для введения в соблазн) обращались многие писатели вплоть до 20 в. (например, роман шотландского поэта и прозаика Дж. Макдональда «Лилит», рассказ А. Франса «Дочь Лилит»). Влекущая и прекрасная Лилит как антипод будничной Евы — мотив стихотворения М. Цветаевой «Попытка ревности», поэмы в прозе А. Исаакяна «Лилит» (между 1911 г. и 1914 г.), повести Л. Обуховой «Лилит» (1966).

Источники

  • Руслан Хазарзар Лилит и другие
  • Рыбалка А. «Энциклопедия еврейской демонологии»

Примечания

  1. 1,0 1,1 Мифологический словарь/Гл.ред. Е. М. Мелетинский — М.:'Советская энциклопедия', 1990 г.- 672 с. [1][2]
  2. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок evrencycl не указан текст
  3. Большой Энциклопедический словарь, второе издание
  4. Лилит, Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия/ Авт.-сост. д-р ист. наук, проф. В. Э. Багдасарян, д-р ист. наук, проф. И. Б. Орлов, д-р ист. наук В. Л. Телицын; под общ. ред. В. Л. Телицына. — 2-е изд. — М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2005.
  5. Крамер С. Н. «История начинается в Шумере»

Ссылки

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛИЛИТ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация