Лисицкий, Лазарь Маркович

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Add notice: From Wiki)
94.158.203.246 (Обсуждение | вклад)
(Библиография)
(1 промежуточная версия не показана)
Строка 1: Строка 1:
-
{{IsFromWiki}}
 
-
 
-
{{Template:IsFromWiki}}
 
-
 
{{Художник
{{Художник
-
| фон              =  
+
{{IsFromWiki}}|фон              =  
-
| имя              = Лазарь Маркович Лисицкий
+
|имя              = Лазарь Маркович Лисицкий
-
| имя при рождении =  
+
|имя при рождении = Лазарь Мордухович Лисицкий
-
| портрет          = El Lissitzky self portrait 1914.jpg
+
|портрет          = El Lissitzky self portrait 1914.jpg
-
| ширина          = 150px
+
|ширина          = 150px
-
| заголовок        =  
+
|заголовок        =  
-
| дата рождения    = [[22 ноября]] [[1890]]
+
|дата рождения    = 22.11.1890
-
| место рождения  = село [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]]
+
|место рождения  = село [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]]
-
| дата смерти      = [[30 декабря]] [[1941]]
+
|дата смерти      = 30.12.1941
-
| место смерти    = [[Москва]]
+
|место смерти    = [[Москва]]
-
| гражданство      =  
+
|гражданство      =  
-
| национальность  = еврей
+
|национальность  = еврей
-
| жанр            = авангард
+
|жанр            = авангард
-
| учеба           =  
+
|учёба           =  
-
| стиль            =  
+
|стиль            =  
-
| работы          =  
+
|работы          =  
-
| покровители      =  
+
|покровители      =  
-
| влияние          =
+
|влияние          =  
-
| влияние на      =
+
|влияние на      =  
-
| награды          =  
+
|награды          =  
-
| викисклад        = Category:El Lissitzky
+
|викисклад        = Category:El Lissitzky
}}
}}
-
[[Изображение:ElLissitsky-Suprem-01.jpg|thumb|«Про два квадрата»]]
+
[[Файл:ElLissitsky-Suprem-01.jpg|thumb|«Про два квадрата»]]
-
'''Ла́зарь Ма́ркович Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]]е подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי&lrm;<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]].  
+
'''Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий''' (книжную графику на [[идиш]]е подписывал именем ''Лейзер (Элиэзер) Лисицкий'' — אליעזר ליסיצקי&lrm;<ref>[http://www.library.upenn.edu/exhibits/cajs/fellows05/cajs2005.html Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»]</ref><ref>См. иллюстрации [http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/8/82/Book_cover_by_El_Lissitzky_c1918.jpg здесь]</ref>; 10 ([[22 ноября|22]]) ноября [[1890]], с. [[Починок (Смоленская область)|Починок]] [[Смоленская губерния|Смоленской губернии]] (ныне [[Смоленская область]]) — [[30 декабря]] [[1941]], [[Москва]]) — советский художник и архитектор, также широко известный как «'''Эль Лисицкий'''»; один из выдающихся представителей [[Русский авангард|русского]]<ref>http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.</ref>и еврейского<ref>[http://www.artfact.com/catalog/viewLot.cfm?lotCode=7ghIaLlQ&lotType=artist&aID=22849 ArtFacts]</ref><ref>Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL</ref><ref>Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ''ibid''.</ref><ref>Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: [[Денвер]] ([[Колорадо]]), 2002.</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Советская Култур-Лиге]</ref> [[авангард (искусство)|авангард]]а<ref>[http://www.trinitypark.com/charlottetest/JewishExpressioninTwentiethCenturyFineArts.htm Еврейское искусство (книга)]</ref><ref>{{ЭЕЭ|15156|Юдовин}}</ref>. Совместно с [[Малевич, Казимир Северинович|Казимиром Малевичем]] разрабатывал [[супрематизм]].  
== Биография ==
== Биография ==
-
[[Image:Book cover by El Lissitzky c1918.jpg|thumb|left| Книжная графика Э. Лисицкого: «Ингл-цингл-хват» [[Мани-Лейб]]а ([[идиш]], 1918)]]
+
[[Файл:Book cover by El Lissitzky c1918.jpg|thumb|left| Книжная графика Э. Лисицкого: «Ингл-цингл-хват» [[Мани-Лейб]]а ([[идиш]], 1918)]]
-
Родился в семье ремесленника-предпринимателя. Окончил реальное училище в Смоленске ([[1909]]). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в [[Дармштадт]]е и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[Москва|Москву]] ([[1915]]—[[1916]]). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.  
+
Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.<ref>[http://www.studiocleo.com/gallerie/lissitzky/biography.html An introduction to El Lissitzky]</ref> Окончил реальное училище в Смоленске ([[1909]]). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в [[Дармштадт]]е и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время [[Первая мировая война|Первой мировой войны]] в [[Москва|Москву]] ([[1915]]—[[1916]]). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.  
-
В [[1918 год]]у Лисицкий стал одним из основателей «[[Култур-лиге]]» ([[идиш]]: ''лига культуры'') — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.<ref>[http://www.judaicacenter.kiev.ua/index.php?lang=3&menu_id=301 Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.]</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Художники Култур-Лиге]</ref>  
+
С [[1916 год]]а участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в [[1920 год]]у в [[Киев]]е. Тогда же, в [[1917 год]]у занялся иллюстрацией изданных на [[идиш]]е книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (''еврейское народное издательство''), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.<ref>[http://www.nbuv.gov.ua/portal/soc_gum/VKhDADM/2007-8/07kerlma.pdf Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.]</ref><ref>[http://www.studiocleo.com/gallerie/lissitzky/biography.html An introduction to El Lissitzky]</ref> В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/186/litin.htm А. Литин, Синагога на Школище]</ref> результатом этой поездки явились опубликованные им в [[1923 год]]у в [[Берлин]]е репродукции росписей [[могилёв]]ской [[синагога|синагоги]] на Школище и сопроводительная  статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (''Воспоминания о могилевской синагоге'', журнал «Милгройм»)<ref>[http://www.eprarebooks.com/cgi-bin/phillips/35.html «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923]</ref> — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.<ref>[http://www.judaica.kiev.ua/Eg_12/Eg12-16.htm Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами]</ref>
 +
<ref>[http://www.lechaim.ru/ARHIV/169/n1.htmА. Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941]</ref>  
-
В [[1919]] году переехал в [[Витебск]], где преподавал в Народной художественной школе ([[1919]]—[[1920]]). С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском [[Вхутемас]]е ([[1921]]) и [[Вхутеин]]е (с [[1926]]); в 1920 вступил в [[Инхук]].
+
В [[1918 год]]у в [[Киев]]е Лисицкий стал одним из основателей «[[Култур-лиге]]» ([[идиш]]: ''лига культуры'') — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.<ref>[http://www.judaicacenter.kiev.ua/index.php?lang=3&menu_id=301 Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.]</ref><ref>[http://beinecke.library.yale.edu/digitallibrary/yiddish.html Художники Култур-Лиге]</ref><ref>[http://www.yazib.org/yb050309.html Еврейские художники Витебска]</ref> В [[1919]] году по приглашению [[Шагал, Марк Захарович|Марка Шагала]] переехал в [[Витебск]], где преподавал в Народной художественной школе ([[1919]]—[[1920]]).  
 +
 
 +
В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной [[еврей]]ской литературы и в особенности детской поэзии на [[идиш]]е, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.<ref>[http://www.chagal-vitebsk.com/node/36 Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания]</ref><ref>[http://www.utoronto.ca/tsq/12/katzis12.shtml Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К.С. Малевича и Эль-Лисицкого)]</ref><ref>[http://www.navoprosotveta.net/13/13_1763.htm Эль Лисицкий]</ref>В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с [[1920 год]]а Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים»
 +
(см. [http://en.wikipedia.org/wiki/File:Design_by_El_Lissitzky_1922.jpg фотографию], 1922), «Шифс-карта» (1922, [http://yiddish.forward.com/node/2488 см. фотографию]), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918-1922), [[Раввин|Равви]] (1922) и другим.<ref>[http://www.getty.edu/research/conducting_research/digitized_collections/lissitzky/index2.html Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.]</ref> Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).<ref>[http://www.lorenzodemedici.it/graphic/?p=679 Книжные иллюстрации Лисицкого]</ref> После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.
 +
 
 +
С [[1920]] года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском [[Вхутемас]]е ([[1921]]) и [[Вхутеин]]е (с [[1926]]); в 1920 вступил в [[Инхук]].
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» ([[1920]]—[[1924]]). В [[1923]] г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «[[Победа над Солнцем]]». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу [[Стиль (группа)|«Стиль»]].
В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» ([[1920]]—[[1924]]). В [[1923]] г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «[[Победа над Солнцем]]». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу [[Стиль (группа)|«Стиль»]].
Строка 44: Строка 46:
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»;
Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько [[агитация|агитационных]] плакатов, например, «Клином красным бей белых!»;
разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах.
разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах.
-
Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год). Занимался иллюстрацией произведений современной [[еврей]]ской литературы и в особенности детской поэзии на [[идиш]]е, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации 1920-х годов.
+
Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).  
-
[[Изображение:Photomontage of the Wolkenbugel by El Lissitzky 1925.jpg|thumb|Небоскреб у Никитских ворот из проекта «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого]]
+
[[Файл:Photomontage of the Wolkenbugel by El Lissitzky 1925.jpg|thumb|Небоскреб у Никитских ворот из проекта «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого]]
-
Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.[[Image:Illustration by El Lissitzky from Jewish book 1919 2.png|thumb|left|Иллюстрации к двуязычному изданию [[Песах|пасхальной]] [[аггада|аггады]] на [[идиш]]е (1919)]]
+
Он увлекался фотографией, в частности, [[фотомонтаж]]ом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в [[Цюрих]]е (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается [[циклоп]]ическое изображение двух голов, слитое в единое целое.[[Файл:Illustration by El Lissitzky from Jewish book 1919 2.png|thumb|left|Иллюстрации к двуязычному изданию [[Песах|пасхальной]] [[аггада|аггады]] на [[идиш]]е (1919)]]
== Библиография ==
== Библиография ==
-
* В. А. Шишанов [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. — 144 с.
+
* ''В. А. Шишанов'' [[Витебский музей современного искусства]] история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с.
 +
* ''Канцедикас, А.'', ''Ярыгина, З''. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт.  Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.<ref>[http://www.rosphoto.org/ru/2008-11-04-22-25-32/details/9-----1890-1941 Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941]</ref>
 +
*[[Раппапорт, Александр Гербертович|''А.Раппапорт'']]. [http://papardes.blogspot.com/2009/12/blog-post_5072.html|Эль Лисицкий и идея пангеометрии] // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий 20 века. Сборник статей. — М., 1988.
== Примечания ==
== Примечания ==
Строка 95: Строка 99:
[[tr:El Lissitzky]]
[[tr:El Lissitzky]]
[[yi:על ליסיצקי]]
[[yi:על ליסיצקי]]
-
[[zh:埃尔·利西斯基]]
+
[[zh:埃尔·利西斯基]]{{WikiCopyRight}}
-
 
+
-
 
+
-
{{WikiCopyRight}}
+

Версия 06:53, 13 декабря 2009

{{Художник

|фон = |имя = Лазарь Маркович Лисицкий |имя при рождении = Лазарь Мордухович Лисицкий |портрет = El Lissitzky self portrait 1914.jpg |ширина = 150px |заголовок = |дата рождения = 22.11.1890 |место рождения = село Починок Смоленской губернии |дата смерти = 30.12.1941 |место смерти = Москва |гражданство = |национальность = еврей |жанр = авангард |учёба = |стиль = |работы = |покровители = |влияние = |влияние на = |награды = |викисклад = Category:El Lissitzky }}

Файл:ElLissitsky-Suprem-01.jpg
«Про два квадрата»

Ла́зарь Ма́ркович (Мо́рдухович) Лиси́цкий (книжную графику на идише подписывал именем Лейзер (Элиэзер) Лисицкий — אליעזר ליסיצקי‎[1][2]; 10 (22) ноября 1890, с. Починок Смоленской губернии (ныне Смоленская область) — 30 декабря 1941, Москва) — советский художник и архитектор, также широко известный как «Эль Лисицкий»; один из выдающихся представителей русского[3]и еврейского[4][5][6][7][8] авангарда[9][10]. Совместно с Казимиром Малевичем разрабатывал супрематизм.

Содержание

Биография

Файл:Book cover by El Lissitzky c1918.jpg
Книжная графика Э. Лисицкого: «Ингл-цингл-хват» Мани-Лейба (идиш, 1918)

Лазарь Мордухович Лисицкий родился в семье ремесленника-предпринимателя Мордуха Залмановича Лисицкого и домохозяйки Сарры Лейбовны Лисицкой.[11] Окончил реальное училище в Смоленске (1909). Учился на архитектурном факультете Высшей политехнической школы в Дармштадте и в Рижском политехническом институте, эвакуированном во время Первой мировой войны в Москву (1915—1916). Работал в архитектурном бюро Великовского и Клейна в Москве.

С 1916 года участвовал в работе Еврейского общества поощрения художеств, в том числе в коллективных выставках общества в 1917 и 1918 годах в Москве и в 1920 году в Киеве. Тогда же, в 1917 году занялся иллюстрацией изданных на идише книг, в том числе современных еврейских авторов и произведений для детей. С использованием традиционной еврейской народной символики создал марку для киевского издательства «Идишер фолкс-фарлаг» (еврейское народное издательство), с которым он 22 апреля 1919 года подписал контракт на иллюстрацию 11 книг для детей.[12][13] В этот же период (1916) Лисицкий принял участие в этнографических поездках по ряду городов и местечек белорусского Поднепровья и Литвы с целью выявления и фиксации памятников еврейской старины;[14] результатом этой поездки явились опубликованные им в 1923 году в Берлине репродукции росписей могилёвской синагоги на Школище и сопроводительная статья на идише «װעגן דער מאָלעװער שול: זכרונות» (Воспоминания о могилевской синагоге, журнал «Милгройм»)[15] — единственная теоретическая работа художника, посвящённая еврейскому декоративному искусству.[16] [17]

В 1918 году в Киеве Лисицкий стал одним из основателей «Култур-лиге» (идиш: лига культуры) — авангардного художественного и литературного объединения, ставившего своей целью создание нового еврейского национального искусства.[18][19][20] В 1919 году по приглашению Марка Шагала переехал в Витебск, где преподавал в Народной художественной школе (1919—1920).

В 1917-19 годах Лисицкий посвятил себя иллюстрации произведений современной еврейской литературы и в особенности детской поэзии на идише, став одним из основателей авангардного стиля в еврейской книжной иллюстрации.[21][22][23]В отличие от тяготевшего к традиционному еврейскому искусству Шагала, с 1920 года Лисицкий под влиянием Малевича обратился к супрематизму. Именно в таком ключе выполнены более поздние книжные иллюстрации начала 1920-х годов, например к книгам периода Проуна «אַרבעה תישים» (см. фотографию, 1922), «Шифс-карта» (1922, см. фотографию), «ייִנגל-צינגל-כװאַט» (стихи Мани Лейба, 1918-1922), Равви (1922) и другим.[24] Именно к берлинскому периоду Лисицкого относится его последняя активная работа в еврейской книжной графике (1922—1923).[25] После возвращения в Советский Союз Лисицкий к книжной графике, в том числе еврейской, больше не обращался.

С 1920 года выступал под артистическим именем «Эль Лисицкий». Преподавал в московском Вхутемасе (1921) и Вхутеине (с 1926); в 1920 вступил в Инхук.

В мастерской Лисицкого выполнен проект «Ленинская трибуна» (1920—1924). В 1923 г. выполнил эскизы к неосуществленной постановке оперы «Победа над Солнцем». В 1921—1925 годах жил в Германии и Швейцарии; вступил в голландскую группу «Стиль».

Архитектурная деятельность Лисицкого заключалась, в частности, в решении проблем вертикального зонирования городской застройки (проекты «горизонтальных небоскрёбов» для Москвы, 1923—1925).

Лисицкий выполнил в духе супрематизма несколько агитационных плакатов, например, «Клином красным бей белых!»; разрабатывал трансформируемую и встроенную мебель в 1928—1929 годах. Он создал новые принципы выставочной экспозиции, воспринимая её как целостный организм. Отличным примером тому служит Всесоюзная полиграфическая выставка в Москве (1927 год).

Файл:Photomontage of the Wolkenbugel by El Lissitzky 1925.jpg
Небоскреб у Никитских ворот из проекта «горизонтальных небоскребов» Эля Лисицкого

Он увлекался фотографией, в частности, фотомонтажом. Одно из лучших изображений этой области — плакат для «Русской выставки» в Цюрихе (1929), где над обобщёнными архитектурными конструкциями поднимается циклопическое изображение двух голов, слитое в единое целое.

Файл:Illustration by El Lissitzky from Jewish book 1919 2.png
Иллюстрации к двуязычному изданию пасхальной аггады на идише (1919)

Библиография

  • В. А. Шишанов Витебский музей современного искусства история создания и коллекции. 1918—1941. — Минск: Медисонт, 2007. —144 с.
  • Канцедикас, А., Ярыгина, З. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941. В 7 тт. Галерея Новый Эрмитаж-1: Москва, 2005.[26]
  • А.Раппапорт. Лисицкий и идея пангеометрии // Россия. Франция. Проблемы культуры первых десятилетий 20 века. Сборник статей. — М., 1988.

Примечания

  1. Arnold J. Band, в «Modern Jewish Literatures»
  2. См. иллюстрации здесь
  3. http://www.staratel.com/pictures/ruspaint/360.htm Эль Лисицкий. Русская живопись.
  4. ArtFacts
  5. Igor Dukhan, Space and Body in Jewish Avant-garde Art: El Lissitzky versus Chaim Soutine, Conference of the British Association of Jewish Studies, 11-13 July 2007 at UCL
  6. Christina Lodder. Art and Identity: El Lissitzky and the Jewish Avant-garde in Berlin, ibid.
  7. Russian Revolutions: Generations of Russian Jewish Avant-Garde Artists, Singer Gallery Catalogue. Mizel Center for Arts and Culture: Денвер (Колорадо), 2002.
  8. Советская Култур-Лиге
  9. Еврейское искусство (книга)
  10. Статья «Юдовин» в Электронной еврейской энциклопедии
  11. An introduction to El Lissitzky
  12. Е. Р. Котляр, Образы штетла в произведениях художников Культур-лиги.
  13. An introduction to El Lissitzky
  14. А. Литин, Синагога на Школище
  15. «Милгройм» — журнал искусства и литературы на идише, Берлин, 1923
  16. Г. Казовский, Штетл в творчестве еврейских художников между двумя мировыми войнами
  17. Канцедикас, З. Ярыгина, Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890–1941
  18. Култур-лиге: художественный авангард 1910-1920-х гг.
  19. Художники Култур-Лиге
  20. Еврейские художники Витебска
  21. Клер Ле Фолль, Киевская Культур-лига и Витебская художественная школа: два подхода к проблеме еврейского искусства и национального самосознания
  22. Леонид Кацис, Идеология витебского Уновиса, Иерусалимский Храм и Талмуд (Квадраты К.С. Малевича и Эль-Лисицкого)
  23. Эль Лисицкий
  24. Perloff, Nancy et al. (2005). «Design by El Lissitzky». Getty Research Institute.
  25. Книжные иллюстрации Лисицкого
  26. Эль Лисицкий. Фильм жизни. 1890—1941

Ссылки

ar:إل ليسيتزكي cs:El Lisickijet:Lazar Lissitskihu:El Liszickijja:エル・リシツキー lv:Els Ļisickis nl:El Lissitzky pl:El Lissitzky pt:El Lissitzky ro:El Lissitzky sk:El Markovič Lisickij sr:Ел Лисицки sv:El Lisitskij tr:El Lissitzkyzh:埃尔·利西斯基Уведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация