Литваки

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 17:31, 13 февраля 2009; Simulacrum (Обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая | Текущая версия (разн.) | Следующая → (разн.)
Перейти к: навигация, поиск

Литваки́ (от идиш ליטװאַקли́твак или ли́твэк) — территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев и исторически связанное с ними ортодоксальное течение в иудаизме.

Содержание

Отличительные особенности

Язык

Литваки как территориально-лингвистическая подгруппа ашкеназских евреев являлись носителями северо-восточного диалекта идиша, обыкновенно в разговорной речи именуемого «литовским» (идиш ליטװיש, ли́твиш). Этот диалект был исторически распространён на территории большей части современной Белоруссии, Литвы, Латвии, в некоторых прилегающих районах России, Украины и Польши. Этот ареал распространения северо-восточного диалекта идиша в еврейских источниках соответственно именуется «Литвой» (идиш ליטע, ли́тэ), а его символическая столица — Вильно — «Литовским Иерусалимом» (ашкеназский иврит и идиш: Ерушола́им д'Лита).

Традиции

Как этнолингвистическая подгруппа, евреи-литваки помимо собственного диалекта идиша и соответствующего ему произношения древнееврейского языка, обладали также некоторыми отличительными особенностями традиционной кухни и приписываемых им черт характера.

В северных областях ареала проживания ашкеназских евреев (т.е. в еврейской Литве, см. выше) хасидизм в период своего расцвета не получил широкого распространения, главным образом благодаря влиянию Виленского Гаона (в литовской традиции: рабби Элийоhу бен Шлеймэ Залменa), сторонников которого в противопоставлении к приверженцам хасидизма называли миснагдим («протестующие»). Впоследствии литваками стали называть всех миснагдим (последователей Виленского Гаона, противников хасидизма) вне зависимости от их местонахождения.

История

С середины ХIХ века последователями Виленского Гаона была развита собственная система религиозного образования, центрами которой стали ешивы Мира, Воложина и Поневежа, называемые обыкновенно ешивами (или ешиботами) литовского толка или направления. Уже в начале ХХ века филиалы этих учебных заведений начали появляться в Америке, а после разрушения традиционных центров религиозного образования литовских евреев и сами ешивы были воссозданы в США (штатах Нью-Йорк и Нью-Джерси) и Израиле (Иерусалим и Бней-Брак). Эти ешивы объединяет традиционная литовская методика обучения, разработанная в конце ХIХ — начале ХХ века.

Помимо собственно литовского течения в ортодоксальном иудаизме, среди литваков получили значительное распространение и хасидские династии специфически литвакского происхождения — Хабад (любавического и нежинского толка) и Карлинская-Столинская, а также некоторые другие.

Связанные фамилии

Ашкеназская фамилия Литвак (вариант: Литваков) обыкновенно давалась носителям северо-восточного еврейского диалекта, живущим вне его исторического ареала (чаще всего на Украине).

Литература

  • Dov Levin, Adam Teller, The Litvaks: A Short History of the Jews of Lithuania, Berghahn Books, 2001.
  • Alvydas Nikžentaitis, Stefan Schreiner, Darius Staliūnas, Leonidas Donskis, The Vanished World of Lithuanian Jews, Rodopi, 2004.
  • Dovid Katz, Lithuanian Jewish Culture. Вильнюс: Baltos lankos, 2004.

Ссылки

pl:Litwacy

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках