Литва - еврейские общины

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Академический супервайзер: д-р Арье Ольман


Дата создания: 01/02/2011

Координаты: 55°35′00″ с. ш. 24°07′00″ в. д. / 55.583333° с. ш. 24.116667° в. д. (G) (O)

Литовская Республика
Lietuvos Respublika
Литва Файл:Coat of Arms of Lithuania.svg
Флаг Литвы Герб Литвы
Файл:EU-Lithuania.svg
Гимн: «Tautiška giesmė»
Основано 1236 г.
Дата независимости Дата провозглашения восстановления независимости — 11 марта 1990 года
Дата признания независимости — 6 сентября 1991 года
Официальный язык литовский
Столица Вильнюс
Крупнейшие города Вильнюс, Каунас, Клайпеда
Форма правления Парламентская республика
Президент
Премьер-министр
Даля Грибаускайте
Андрюс Кубилюс
Территория
  • Всего
120-я в мире
65 200 км²
Население
  • Всего (2008)
  • Плотность
128-е в мире
3 366 357 чел.
55 чел./км²
ВВП
  • Итого (2008)
  • На душу населения
75-й в мире
48,132 млрд.[1] $
14 273[1] $
Валюта Лит (LTL)
Интернет-домен .lt
Телефонный код +370
Часовой пояс UTC +2

Литва́ (в еврейской традиции לִיטָא, Лита), с XII века — Великое княжество Литовское (включавшее с XIV века Белоруссию, Волынь и часть собственно Украины); с XVI века — часть Польско-Литовского государства; с 1795 года — в составе России; с 1918 по 1940 годы - независимое государство, с 1940 по 1991 - Литовская ССР в составе СССР, с 1991 года — восстановлена как независимая республика.

Содержание

До XVIII века

Пражский епископ Адальберт, посланный в 997 г. насаждать христианство среди литовцев, сообщает о наличии в Литве евреев. С присоединением Волыни (первая половина XIV в.) численность еврейского населения Литвы значительно возросла.[2]

Файл:750th anniversary of the crowning of Mindaugas Reversum.png Файл:750th anniversary of the crowning of Mindaugas Aversum.png
Юбилейная монета в память 750-летия коронации Миндовга

В конце XIV в. великий князь Витовт переселил из Крыма наряду с пленными татарами часть крымских евреев и караимов в город Троки (ныне Тракай), ставший впоследствии караимским центром Польско-Литовского государства; караимские общины возникли в Луцке и Владимире-Волынском.

В 1388–89 годах Витовт даровал евреям ряда городов княжества хартии, гарантировавшие свободу вероисповедания, защиту жизни и имущества и право на занятие торговлей и ремеслами, а также подсудность непосредственно великокняжескому суду или суду старосты-еврея; запрещалось обвинение евреев в ритуальном использовании человеческой крови.

С XVI века отдельные еврейские общины получили признание в качестве автономных единиц как в юридическом, так и в налоговом отношениях. Во главе общин стояли старейшины, представлявшие общину перед властями и отвечавшие за сбор налогов в государственную казну.

В 1495 году великий князь Александр Ягеллон (с 1501 г. — король Польский), очевидно, под влиянием изгнания евреев из Испании (1492) издал указ об изгнании евреев и караимов из Литвы и конфискации их недвижимости. Большинство евреев юга страны переселилось в Крым и Турцию (в основном — в Константинополь), а евреи северных общин нашли убежище в приграничных городах Польши.

Тяжелое финансовое положение страны при нависшей угрозе войны с Москвой побудило Александра отменить указ (1503). Евреи получили право селиться по всей территории Литвы, им были возвращены дома, синагоги и кладбища. За возвратившимися было признано право взыскивать оставшиеся неоплаченными долги и выкупать конфискованную недвижимость у ее новых владельцев по цене, уплаченной последними княжеской казне. Вместе с тем, наряду с уплатой значительного ежегодного налога местным властям, евреи были обязаны оплачивать содержание королевского конного отряда в тысячу всадников.

При Сигизмунде I начинается период экономического и политического расцвета литовского еврейства. Король подтвердил хартии Витовта (в 1529 г. включены в 1-й Литовский статут). Вплоть до Люблинской унии (1569) евреи проживали в основном на землях княжеских городов и пользовались покровительством князя. Согласно 1-му Литовскому статуту, убийство дворянина, еврея или горожанина каралось смертной казнью, а семья убийцы была обязана платить семье убитого пеню, причем за убийство еврея равно как за убийство дворянина — 100 грошей, а за убийство горожанина — лишь 12 грошей.

Наиболее знатные евреи именовались в официальных документах «панами». Сигизмунд I широко прибегал к услугам еврейских откупщиков. Один из них, Аврам Езофович (1450–1519), принял православие и был назначен министром финансов великого князя («земским подскарбием»). Наибольшим влиянием среди откупщиков пользовался его брат Михель Езофович (умер, по-видимому, в 1529 г.).

Сигизмунд, стремившийся создать централизованное руководство своих еврейских подданных и обеспечить упорядоченное взимание с них государственных налогов, назначил в 1514 г. М. Езофовича старейшиной литовских евреев, наделив его широкими полномочиями, включая судебные, а в 1525 г. даровал ему потомственное дворянство (единственный случай возведения некрещенного еврея в дворянство). Однако евреи отказались признать назначенного великим князем старейшину.

Несмотря на обвинение евреев Литвы в обращении христиан в иудаизм (1540), рост еврейских общин Литвы продолжался на всем протяжении XVI в. Мигрировавшие из Центральной Европы (главным образом из Богемии) евреи создали общины в Кобрине, Клецке, Новогрудке, Тыкоцине, Слониме и Остроге. Основа Литовского ваада, который состоял из старейшин и верховных раввинов главных общин, была заложена к 60 гг. XVI в. Главными общинами в этот период были общины Бреста, Гродно и Пинска. В 1573 году в Вильно была построена Большая синагога.

В результате Люблинской унии 1569 г. Волынь и Подолия, включавшие такие крупные общины, как общины Луцка, Владимира-Волынского и Острога, вышли из состава Литвы и были присоединены к Польскому королевству. В царствование Стефана Батория (1576–86), подтвердившего старинные привилегии литовских евреев, общины достигли значительного расцвета.

Евреи занимались ремеслом и торговлей, в том числе экспортной, а также земледелием. Со времен Витовта евреи брали на откуп великокняжеские доходы, а также ссужали в рост, хотя ростовщичество не играло существенной роли в экономической жизни евреев Литвы.

В противоположность благосклонному отношению к евреям со стороны королевской власти с середины XVI в. нарастают антиеврейские настроения в среде горожан, дворянства и духовенства. В 1527 г. горожане Вильно добились запрета на поселение евреев в городе, и лишь в 1551 г. немногим еврейским торговцам было разрешено посещать его в коммерческих целях. На Виленском сейме в 1551 г. дворяне ходатайствовали об обложении евреев подушной податью в один злотый в год (введена королевским универсалом в 1563 г.).

Дворянство добилось также внесения антиеврейских ограничений в Литовский статут в 1566 г.: евреям запрещалось ношение дорогой одежды и оружия и вводилось обязательное ношение отличительного знака. Одним из результатов польско-литовской унии 1569 г. было расширение прав дворянства за счет привилегий горожан и евреев. Контрреформация и усиление влияния иезуитов привели к тому, что вопреки декретам Сигизмунда II Августа и Стефана Батория имели место многократные кровавые наветы и обвинения в осквернении гостий (Бельск, ныне Бельск-Подляски, 1564; Россош, 1566; Вогин, 1577; Селец, 1617, и другие населенные пункты).

Ослабление королевской власти в конце XVI в. и ее неспособность обеспечивать евреям эффективную защиту от проявлений враждебности со стороны литовского населения и произвола магистратов, ущемлявших экономические права евреев, побудили литовских евреев искать покровительства у местных магнатов.

Тяжелый удар еврейским общинам нанесло вторжение в мае 1648 г. в Польско-Литовское королевство казаков Б. Хмельницкого. Казаки, поддерживаемые в Белоруссии местными крестьянами и горожанами, тысячами убивали евреев или насильственно крестили. Их союзники татары брали евреев в плен и продавали в рабство.

Многим евреям Гомеля, Стародуба, Чернигова, Брагина, Пинска, Слуцка и других городов удалось бежать. Сильно пострадали крупные общины Бреста и Пинска. Русско-казацкое войско, вступившее на территорию Литвы в 1659–60 гг., избивало евреев и изгоняло их из захваченных городов.

К концу XVII в. община Бреста уступила главенствующее положение виленской общине. По экономическим причинам королевская власть была заинтересована в восстановлении общин, пострадавших в период кризиса. Ян Казимир разрешил насильственно крещенным евреям вернуться к иудаизму. Дворянство, со своей стороны, было заинтересовано в исправном поступлении еврейских налогов и потому не требовало радикальных мер по ограничению экономической деятельности евреев. Во второй половине XVII в. вновь имели место кровавые наветы (Ружаны, 1658; Шаты /близ Трок/, 1679; Тыкоцин, 1680).

Несмотря на бедствия, обрушившиеся на литовское еврейство, саббатианство не пустило здесь глубоких корней. В некоторых городах (например, в Пинске и Вильно — в марте 1666 г.) состоялись манифестации приверженцев движения, вызвавшие антиеврейские нападения, из-за чего король Ян Казимир запретил ношение по улицам портретов лжемессии и приказал местным властям положить конец беспорядкам (6 мая 1666 г.).

XVIII век

Война между Россией и Швецией (Северная война, 1700–21), гражданская междоусобица и борьба со Станиславом Лещинским (1704–1709) положили конец процессу восстановления еврейской общины Литвы после погромов Хмельницкого. Август II (1697–1706, 1709–33), хотя и подтвердил в 1720 г. «старинные привилегии» польско-литовских евреев, не мог оградить их от постоянных посягательств шляхты, купечества и ремесленных цехов; более того, для пополнения истощенной казны были значительно увеличены взимаемые с евреев налоги.

Упадок королевской власти открыл путь для произвола местной администрации, вымогавшей у разоренных еврейских общин взятки за освобождение незаконно арестованных членов и за отмену наказаний за якобы совершенные ими преступления. Ослабление центральной власти при Августе III (1733–63) и усиление социального брожения позволили гайдамакам, дошедшим до южных окраин Литвы, громить евреев даже в крупных населенных пунктах. Подстрекательства католического духовенства и кровавые наветы (Гродно, 1790; Сенно, 1799) привели к учащению нападений на евреев.

Зародившееся в Подолии в середине XVIII в. движение франкистов не имело успеха в Литве; опасаясь влияния идей Франка, особенно ввиду предстоявшего публичного диспута с франкистами в Каменце-Подольском, некоторые крупные общины, а затем и Ваад четырех земель, наложили в июне 1757 г. херем на основателя секты и его последователей.

После сокращения в 1764 г. функций Ваада четырех земель и Литовского ваада сейм возложил ответственность за погашение огромных по тому времени долгов, взимаемых с еврейских общин, непосредственно на управление отдельных кагалов. Еврейское население (за исключением детей до одного года) было обложено подушной податью в два злотых в год.

Произведенная в фискальных целях перепись еврейского населения Литвы установила численность подлежащих налогообложению в приблизительно 150 тыс. человек.

Вследствие тяжелого финансового положения многие общины были вынуждены прибегнуть к продаже общинных должностей, включая должность раввина, то есть назначать на эти должности лиц, готовых дать общине крупные займы.

Одним из следствий этой системы были внутриобщинные распри, вызванные требованиями раввинов, заплативших крупные суммы за свои посты, передавать свой пост по наследству членам своих семейств (в Вильно такие распри длились с 1766 г. по 1790 г.), что нанесло ущерб престижу раввината и привело к дальнейшему упадку еврейского самоуправления. Конфликты по поводу раскладки финансового бремени между пятью «главными» общинами и соподчиненными им административно малыми общинами побудили последних обратиться с жалобой в Литовский трибунал.

Когда в 1792 г. русские войска вторглись в Литву, часть литовских евреев приняла участие в вооруженном сопротивлении интервенции. В 1795 г. Литва была официально присоединена к России (об истории евреев Литвы под русской властью до конца Первой мировой войны см. История евреев России).

Духовная жизнь

Первым известным ученым Литвы был Моше бен Яаков из Киева. В XVI в. раввинами и духовными лидерами литовского еврейства были видные ученые, в своем большинстве приглашавшиеся из-за рубежа:

Известностью в XVI в. пользовался хахам караимской общины Ицхак бен Аврахам из Трок (1525/33–1586/94?), автор апологетического и полемического трактата «Хизу́к эмуна́» («Укрепление веры»).

С середины XVII в. доминирующее положение начинают приобретать местные раввины — уроженцы Литвы и воспитанники ее иешив:

В Белоруссии, еврейство которой культурно тяготело к литовским центрам, действовали раввинский проповедник и hалахист Ахарон Шмуэль Койдановер (1614–76) и талмудист и историограф И. Гейлприн (Хеилприн, 1660–1746), автор хронологического и библиографического сочинения «Седер hа-дорот» («Порядок поколений», издано в 1769 г.).

Файл:Vilna Gaon portrait.gif
Виленский Гаон рабби Элияху бен Шломо Залман

Во второй половине XVIII в. ведущим авторитетом в области раввинистической учености стал Виленский Гаон (Элияху бен Шломо Залман), ярый оппонент хасидизма, получившего распространение среди части белорусских евреев, однако не проникшего в собственно Литву. Ученики Виленского Гаона, убедившись в невозможности подавить хасидизм, сосредоточились на углубленном изучении Торы, чем, по их мнению, пренебрегал хасидизм.

Таким образом, была заложена основа талмудического образования широких кругов еврейской молодежи Литвы. В XIX–XX вв. в Литве, Белоруссии и других местах учениками и последователями Виленского Гаона был создан ряд йешив, особую известность среди которых снискали йешивы городов и местечек Воложин, Мир, Тельшяй, Слободка (пригород Ковно), Кейдан (ныне Кедайняй), Вилкомир (ныне Укмерге), Пинск, Слуцк и других. Во главе этих иешив стояли

В последней четверти XVIII в. в Белоруссии и Литве появляются первые еврейские типографии (Шклов, 1783; Гродно, 1788). В XIX в. Вильно становится одним из главных центров еврейского книгопечатания (издательство семьи Ромм и другие).

В 1777 г. группа белорусских хасидов во главе с Менахемом Мендлом из Витебска (1730–88) переселилась в Эрец-Исраэль; в 1808–10 гг. туда же прибыли три группы последователей Виленского Гаона (прушим) из Литвы и Белоруссии; новоприбывшие поселились в Иерусалиме, Цфате, Тверии и Хевроне.

Ѓаскала

В конце XVIII в. в Литву начинают проникать идеи Ѓаскалы. В 1830–40-х гг. в Вильно действовала группа маскилим. К середине XIX в. Ѓаскала превратилась в фактор, оказывавший влияние на культурную жизнь евреев в Литве и за ее пределами. Среди литовских маскилим — писатели на иврите и идише

критики и публицисты

переводчики

Многие из них писали на двух и даже трех языках.

Деятели Ѓаскалы ставили целью распространение русской культуры среди еврейской молодежи и одновременно развитие еврейской культуры. Эта двойственность вызвала появление в кругах маскилим полярных тенденций — от ассимиляторства и участия в русском революционном движении до национализма и создания самостоятельного социалистического движения.

Наиболее активную роль в кружке евреев-революционеров в Вильно в 1870-х гг. играл Ш. Либерман, сторонник создания еврейской рабочей революционной организации.

После разгрома первого кружка возникла новая организация во главе с Л. Давидовичем (1855–98), имевшая отделения в разных городах. Бунд (Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России) был основан в 1897 г. на нелегальном съезде в Вильно, ставшем крупнейшим центром его деятельности в Литве, особенно выразившейся в годы революции 1905–1907 гг. в создании отрядов самообороны, а также в борьбе против сионизма. Руководителями Бунда в Литве были

Сионистское движение в Литве

Идеи палестинофильства, а затем сионизма получили широкий отклик в литовском еврействе. Распространению сионистских идей в Литве активно содействовали раввины и ученые

писатели, публицисты и историки

а также общественные деятели и филантропы М. Э. Мандельштам и К. З. Высоцкий.

В 1880-х гг. в ряде городов Литвы (находившейся в то время в составе Российской империи) образовались общества Ховевей Цион. Их делегаты участвовали в Катовицком съезде (1884). Второй съезд движения состоялся в 1887 г. в литовском городе Друскеники (ныне Друскининкай).

Литовские евреи были в числе участников первой алии. С 1896 г. в Вильне (ныне Вильнюс), Ковне (ныне Каунас) и ряде других городов и местечек Литвы начали создаваться группы последователей Т. Герцля, поддерживавшие тесные контакты с сионистскими организациями России (среди руководителей последних были выходцы из Литвы — А. Идельсон, Ю. Бруцкус и другие).

Второй съезд сионистов России (1902) состоялся в Минске. 16 августа 1903 г. Вильну посетил Т. Герцль, возвращавшийся в Вену после визита в Санкт-Петербург; еврейское население города устроило ему восторженный прием. С 1906 г. в Вильне действовал краевой сионистский комитет, который возглавлял И. Л. Гольдберг (родственник Б. Гольдберга).

Большинство участников сионистского движения Литвы поддерживало Мизрахи. Учредительный съезд этого движения состоялся в 1902 г. в Вильне, второй в Лиде.

В начале XX в. в Вильне и Ковне возникли также первые ячейки Поалей Цион, позднее — кружки Цеирей Цион. В 1907 г. сторонники социалистического сионизма начали издавать в Вильне газеты на идише «Дер пролетаришер геданк» и «Форвертс». Сотрудником первой из них был Ш. З. Рубашов (З. Шазар). После выхода нескольких номеров оба издания были закрыты властями.

До Первой мировой войны Вильно был одним из важнейших центров российского сионистского движения.

В годы Первой мировой войны сионистские организации Литвы продолжали функционировать, несмотря на изгнание по приказу русских военных властей значительной части еврейского населения края и его оккупацию германскими войсками, приведшую к разрыву связей литовских сионистов с центральными органами сионистского движения России, находившимися в Петрограде (см. Санкт-Петербург). С восстановлением этих связей в 1918 г. развитие движения возобновилось. В Вильне образовался самостоятельный сионистский центр; было решено начать издание ежедневной сионистской газеты «Ди лецте найес»; сионистские организации впервые выдвинули своих кандидатов на муниципальных выборах. В независимой Литовской республике, провозглашенной в феврале 1918 г., сионистское движение стало крупной политической силой; к 1935 г. число его сторонников превысило 50 тыс. человек (около 30% всего еврейского населения страны). В Литве действовали отделения партий сионистов-социалистов, Цеирей Цион — Хит’ахадут, «левой» Поалей Цион, общих сионистов, Мизрахи, союза сионистов-ревизионистов (с 1925 г.), Партии еврейского государства (с 1933 г.), многочисленные молодежные халуцианские движения, как связанные с определенными партиями, так и внепартийные. Почти все сионистские группировки выпускали на идиш собственные газеты: общие сионисты — «Ди идише штиме», сионисты-социалисты — «Дос ворт», ревизионисты — «Момент», Мизрахи — «Дос идиш ворт», Партия еврейского государства — «Иднштат», «левая» Поалей Цион — «Арбетер цайтунг». Выходили также периодические издания на иврите. Первоначально в движении преобладали общие сионисты, однако после их раскола на две соперничающие фракции и объединения сионистов-социалистов с Цеирей Цион — Хит’ахадут в единую рабочую партию (1930) лидерство перешло к социалистическому крылу. Почти во всех общинах страны сионисты пользовались значительным влиянием; несмотря на оппозицию со стороны Фолкспартей и части религиозных ортодоксов, они фактически встали во главе еврейского национального меньшинства, которому в первые годы существования Литовской республики была предоставлена национально-культурная автономия. Сионист С. Розенбаум (до 1918 г. — один из лидеров движения в России) возглавил Национальный совет, образованный в 1919 г. на конференции представителей еврейских общин страны, состоявшейся в Ковне; в дальнейшем руководство этим органом (до его роспуска в 1924 г.) неизменно находилось в руках сионистов.

До середины 1920-х гг. сионистские организации Литвы активно участвовали в политической жизни страны; в литовском парламенте они были представлены в этот период несколькими депутатами. В первое правительство республики вошли три сиониста. Лидеры движения — Я. Выгодский (1856–1941), Ю. Бруцкус, Макс Соловейчик (Менахем Солиэли) и С. Розенбаум возглавляли в разное время министерство по еврейским делам, вплоть до его ликвидации в 1924 г. В парламенте и правительстве сионисты последовательно отстаивали экономические, социальные и политические права литовского еврейства, противоборствуя стремлению националистических кругов ограничить и выхолостить его автономию (эта борьба окончилась неудачей, и уже в 1924 г. еврейская автономия в Литве была, по существу, ликвидирована). Сионистские организации сыграли важную роль в укреплении экономической инфраструктуры еврейских общин Литвы: при их непосредственном участии была создана сеть еврейских народных банков и кооперативов. Действовавшее под эгидой сионистов общество Тарбут открыло к 1935 г. около 200 учебных заведений с преподаванием на иврите; в них работало 635 преподавателей, обучавших одновременно около 18 тыс. человек. В межвоенный период 70% еврейских детей Литвы посещали школы, где преподавание велось на иврите (в школах с обучением на идиш училось всего 17% и 13% — в общих учебных заведениях).

С середины 1920-х гг. важнейшим направлением деятельности сионистских объединений Литвы стали пропаганда и организация алии. В 1919–41 гг. в Эрец-Исраэль переселились 9240 литовских евреев; многие из них прошли перед отъездом курс подготовки на учебных фермах Хе-Халуца. Репатрианты из Литвы были в числе основателей киббуцов Гиват-Бреннер, Дафна, ряда сельскохозяйственных поселений. В 1920-х гг. через Литву проходил также один из маршрутов репатриации советских евреев в Эрец-Исраэль.

В 1939 г. литовские сионисты оказали значительную помощь еврейским беженцам из захваченного нацистской Германией района Мемеля (ныне Клайпеда), а затем из Польши; некоторых из них удалось переправить в Эрец-Исраэль. После присоединения Литвы к Советскому Союзу (лето 1940 г.) все сионистские организации страны были ликвидированы, их активисты брошены в исправительно-трудовые лагеря или отправлены в ссылку. В годы оккупации Литвы немецкими войсками (1941–44) многие сионисты приняли активное участие в борьбе с нацистами в составе подпольных групп Сопротивления (например, в гетто Вильнюса и Каунаса) и партизанских отрядов. С конца 1960-х гг. Литва стала одним из центров борьбы советского еврейства за алию и возрождение национальной культуры (см. Советский Союз). В конце 1980-х гг. здесь начали вновь создаваться легальные сионистские группы, однако их численность и активность сравнительно невелики. В 1960–80-х гг. и в период массовой алии из Советского Союза и возникших после его распада независимых государств (1989–92) тысячи литовских евреев репатриировались в Израиль.

ХХ век

Файл:Rzeczpospolita Lithuania claims.png
Литва и Польша после Первой мировой войны

К началу XX века евреи составляли 40% населения Вильнюса. С этого времени происходила миграция евреев из Литвы в менее густонаселенные места (преимущественно на Украину) и в города, где шла интенсивная индустриализация (Белосток и Варшаву); значительные размеры приняла эмиграция в Англию, США, Южную Африку и Австралию.

Весной 1915 г., после ряда военных поражений русской армии, военные власти стали обвинять евреев Литвы в шпионаже в пользу Германии. Евреи были изгнаны из пограничных районов Сувалкской, Ковенской и Гродненской губерний во внутренние области страны. Отступавшая русская армия и присоединявшееся к ней местное население грабили и убивали евреев.

В период германской оккупации (1915–18) часть изгнанных вернулась на старые места, однако страдала от безработицы, голода и болезней, от которых не спасала даже поступавшая из-за рубежа материальная поддержка и организованная литовскими евреями система взаимопомощи.

Между двумя мировыми войнами

После войны белорусские области, еврейское население которых в культурном отношении представляло собою часть литовского еврейства, вошли в состав советской России. Южная часть Литвы отошла к Польше, а в центральной части страны образовалась независимая Литовская республика (февраль 1918 г.), столицей которой, после того как Вильно был захвачен Польшей (октябрь 1920 г.), стал Каунас (Ковно). В 1919 г. короткое время существовала советская республика Литбел (Литва-Белоруссия).

В Литовской республике

Согласно переписи 1923 г., еврейское население независимой Литвы достигало примерно 154 тыс. человек (7,6% всего населения), проживавших в основном в крупных городах — Каунасе (25 тыс., 27%), Паневежисе (6,8 тыс., 36%), Шяуляе (5,3 тыс., 24,9%), Укмерге (3,9 тыс., 37,5%), Вилкавишкисе (Волковышки; 3,2 тыс., 44%) — и местечках.

В первые годы существования независимой Литвы политическое, культурное и экономическое положение еврейского меньшинства было весьма прочным. Правительство страны было заинтересовано в использовании способностей литовских евреев и их международных связей для укрепления молодого государства. В первом литовском правительстве (1918–19) было три министра-еврея: Я. Выгодский (1856–1941), Ш. Розенбаум и Н. Рахмилевич (1876–1941).

В 1919 г. евреям Литвы была предоставлена автономия, в рамках которой была учреждена система еврейских общин во главе с Еврейским национальным советом (председатель Ш. Розенбаум), действовавшим в сотрудничестве с Министерством по еврейским делам. Общины обладали правом налогообложения своих членов и автономией в религиозной и образовательной сферах, а также в деле социального обеспечения. Выборы общинного руководства проводились на основе всеобщего и равного избирательного права и пропорционального представительства.

Литва Сотрудники Министерства по еврейским делам Литвы. 1921. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»

В 1923 г. около 25 тыс. евреев были заняты в торговле (в основном мелкой) и банковском деле, около 18 тыс. — в промышленности и ремесленном производстве, около пяти тысяч — в сельском хозяйстве, около четырех тысяч — в свободных профессиях, около двух тысяч — в транспорте. Около 90% еврейских детей школьного возраста обучались в школах сети Тарбут (сионистского направление), Явне (ортодоксальной) или идишистско-социалистической ориентации. В 1936 г. эти три сети насчитывали 108 начальных школ (14 тыс. учащихся), в которых преподавание велось на иврите и идиш. Действовала сеть детских садов, значительное число хедеров и иешив.

Начальные и средние школы, содержавшиеся Култур-лиге, были закрыты властями в 1922 г. из-за их коммунистической ориентации.

Наиболее влиятельными еврейскими партиями, действовавшими в Литве этого периода (1919–26), были Цеирей Цион, Общие сионисты, Мизрахи, Агуддат Исраэль, Народная партия (левое крыло Поалей Цион). Молодежные (в основном сионистские) организации насчитывали в 1931 г. около девяти тысяч членов. На идиш и иврите издавались газеты и журналы различных направлений. Действовали спортивные организации «Маккаби» и «Бетар».

В конце 1922 г. правительство Литвы, уступая давлению клерикальных и националистических кругов, начало постепенно отступать от обязательств по соблюдению прав национальных меньшинств, взятых на себя в декларации, представленной Лиге Наций полугодом раньше.

В марте 1924 г. сейм постановил прекратить финансирование Министерства по еврейским делам, а 3 сентября 1924 г. оно было формально упразднено. В сентябре того же года власти распустили Еврейский национальный совет. Резкое ограничение сеймом автономных прав отдельных общин привело к фактической ликвидации выборных органов литовского еврейства. К концу 1924 г. от еврейской национальной автономии остались лишь так называемые еврейские народные банки и сеть школ с преподаванием на иврите и идиш.


Националистические лидеры, пришедшие к власти в результате государственного переворота 17 декабря 1926 г., выдвинули лозунг «Литва — литовцам» и приступили к вытеснению евреев из экономики страны. Коммерческие кооперативы, конкурировавшие с еврейскими торговцами, были фактически освобождены от налогов; евреи постепенно утрачивали свои позиции в импортно-экспортной торговле; последовавшая за аграрной реформой 1922 г. быстрая урбанизация литовского населения лишила многих евреев традиционных источников средств существования. В результате ухудшения экономического положения свыше 20 тыс. евреев покинули Литву в период между двумя мировыми войнами (из них свыше 9 тыс. уехали в подмандатную Палестину). Дискриминационная политика привела к учащению антиеврейских выступлений, которые приняли особенно серьезную форму в 1930-х гг.

В польской части Литвы

Центром культурной жизни евреев в отторгнутых Польшей литовских областях был Вильно, тогда по праву носивший название «Северный Иерусалим» или «литовский Иерусалим». По-прежнему действовали иешивы в Мире, Радуне, Слониме, Ломже, Клецке и других населенных пунктах. Начальные и средние школы с преподаванием на иврите, а также ряд учительских семинарий были основаны организацией Тарбут. Школы с преподаванием на идиш содержались Центральной организацией идишских школ (ЦИШО). В 1925 г. в Вильно был основан Еврейский Академический институт для изучения культуры и истории евреев — ИВО. Продолжала действовать Виленская труппа, возникла литературная группа Юнг Вилне (см. также Вильнюс). Широкую деятельность развернули сионистские и халуцианские молодежные движения (см. также Польша и Белоруссия). В 1938 году выходили 6 ежедневных газет на иврите и идише.

Вторая мировая война

По тайному приложению к советско-германскому пакту о ненападении (23 августа 1939 г.) балтийские страны были включены в зону советского влияния. После раздела польской территории между СССР и нацистской Германией Вильнюсский край, отторгнутый в 1920 г. Польшей, был в октябре 1939 г. передан Советским Союзом Литве, вследствие чего еврейское население Литвы увеличилось до 250 тыс. человек (около 10% всего населения).


Ошибка цитирования Для существующего тега <ref> не найдено соответствующего тега <references/>

Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация