Литература Чертогов ("hейхалот")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 10:59, 2 января 2011; О.Э. (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



ЭЕЭ

Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие и первой главы книги пророка Иехезкеля — ма‘асе брешит и ма‘асе меркава; последняя из них известна в литературе мистицизма под названием сифрут ха-меркава (`литература колесницы`), или сифрут ха-хехалот (`литература чертогов`). В отличие от каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут ха-хехалот являются видения мистиков (иордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена столь характерной для каббалы символики. Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в пардес — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). [1]

Мистический опыт иордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Ши‘ур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к престолу славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдушша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния).



Ру-Вики

В раннемистической литературе Хейхалот («Небесных чертогов») описывается визионерское восхождение по небесным сферам в мир Меркавы и Престола, а в трактате V в. Шиур Кома приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога просто поражают, не умещаются в голове: основная единица измерения, «парасанг», равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. В этом Боге нет ни нежности, ни любви, да и вообще никаких личностных качеств; Его святость бесконечно трансцендентна: «Святость, сила, устрашение, благоговение, ужас, отчаяние, смертный страх — таковы приметы облачения Творца, Адоная, Бога Израилева, восходящего в венце на престол Свой в Своей Славе. Одеяния Его запечатлены изнутри и снаружи, и повсюду на них начертано YHVH, YHVH. Ни одни очи не стерпят зрелища их — ни очи из плоти и крови, ни очи слуг Его». (The Penguin Book of Hebrew Verse (London, 1981), p. 199). Но если человек не в силах представить себе, как выглядят облачения Господа (Гавайе), то как он может мечтать о видении Самого Бога?

Антропоморфный облик Творца, занимавший центральное место в Шиур Кома, ангела Метатрона, таящего в себе имя Божие, а также различные сияния, наблюдаемые в мистическом опыте, требовали теоретического обоснования. Ведь на данном этапе в еврейской мысли ещё не укоренилось понятие Божественной эманации, а вопрос о связи сокрытого Трансцендентного Бога и Его манифестации в проявленном мире ещё не был категориально осмыслен. Ещё не было четкой системы нисхождения Божественной эманации, которая в классической Каббале приобретет вид Древа Сфирот.

Сноски

  1. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация