Литература Чертогов ("hейхалот")

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 12:27, 2 января 2011; О.Э. (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск



Характеристика

Одним из древнейших источников каббалы является литература мистического характера, сложившаяся в 1–3 вв. н. э. в Эрец-Исраэль и Вавилонии на основании первой главы книги Бытие (ма‘асе брешит)и первой главы книги пророка Иехезкеля (ма‘асе меркава), которая известна под названием сифрут ха-меркава ("литература колесницы"), или сифрут ха-хехалот ("литература чертогов"). В отличие от классической, более поздней каббалы, стремящейся к постижению сущности и внутренней диалектики Божества, центральной темой сифрут ха-хейхалот являются видения мистиков (йордей меркава), чья душа вознеслась к престолу Божьей славы (кавод), визуальные аспекты Бога, восседающего на небесном престоле. Этой литературе присущ описательный характер, а также специфическая терминология, унаследованная впоследствии каббалой, однако она лишена характерной для каббалы символики сфирот.

Мистические настроения этого времени отражены в некоторых отрывках из Талмуда (самый известный из них — рассказ о четырех мудрецах, вошедших в Пардес — Хаг. 14б) и в так называемой апокалиптической литературе (книга Эноха, четвертая книга Эзры), в которой важную роль играет образ ангела Метатрона (см. Ангелы). [1]

Мистический опыт йордей меркава описывается в нескольких небольших по объему произведениях, по-видимому, написанных в Вавилонии в 6–8 веках: «Большие хехалот», «Малые хехалот», «Шиур кома», «Алфавит рабби Акивы», «Мидраш Конен». Для этих произведений характерно чувство благоговейного трепета перед величием Божества. Часто в них описывается опыт прохождения через различные чертоги небесных дворцов (хехалот), охраняемых ангельским воинством, на пути к Престолу Славы. Книги содержат экстатические гимны, ссылки на сложную систему ангелологии, размышления о мистическом значении чисел и букв, указания на посты и очистительные обряды, которые предшествуют экстатическим видениям, и т. д. Эта литература оставила след в еврейской литургии (например, молитва Кдуша и многие гимны, включенные в литургию Десяти дней покаяния). [2]



Книга "Шиур кома"

В трактате "Шиур Кома" приводится учение о «размерах тела Бога». Размеры антропоморфного Бога поражают: основная единица измерения, парасанг, равна 180 триллионам «перстов», а каждый «перст» равен протяженности Земли от края до края. «Шиур кома» стремится показать, что Бога невозможно ни измерить, ни вместить в рамки человеческих представлений. Медитация на эти чудовищные размеры приносит новый опыт запредельности Бога, пребывающего выше всех человеческих понятий. Его святость бесконечно трансцендентна.

Сноски

  1. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
  2. http://www.eleven.co.il/article/11899#01
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация