Лукач, Дьердь

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 18:02, 27 февраля 2013; Gorozmey (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья
Дьёрдь Лукач
Файл:Lukács György.jpg
Дьёрдь Лукач
Дата рождения:

13 апреля 1885(18850413)

Место рождения:

Будапешт, Венгрия

Дата смерти:

4 июня 1971

Место смерти:

Париж, Франция

Школа/традиция:

Марксизм

Период:

Философия XX века

Направление:

Западные философы

Значительные идеи:

реификация, классовое сознание

Оказавшие влияние:

Гегель, Маркс, Энгельс, Ленин

Последователи:

Франкфуртская школа, Школа Праксис, Люсьен Гольдман, Боливар Эчеверриа

Дьёрдь Лукач (наст. имя и фам. Дьёрдь Бернат Лёвингер; венг. Lukács György; 13 апреля 1885, Будапешт — 4 июня 1971, Париж) — венгерский философ-марксист, литературный критик, эстетик, литературовед, член Венгерской Академии наук. Писал на немецком и венгерском языках.

Содержание

Биография

Полное венгерское имя Лукача звучит как Дьёрдь Бернат Лукач Сегедский (венг. Szegedi Lukács György Bernát), однако во многих источниках, особенно на Западе, оно передаётся в немецкой форме Георг Бернхард Лукач фон Сегедин (нем. Georg Bernhard Lukács von Szegedin).

Родился в Будапеште в состоятельной еврейской семье. Сын директора государственного банка. После окончания протестантской гимназии изучал философию в университетах Будапешта, Берлина и Гейдельберга. Докторскую степень получил в 1906 году.

. Был близок к Г. Зиммелю и М. Веберу; испытал влияние В. Дильтея, Г. Риккерта и : «Душа и форма» (1910), «История развития современной драмы» (1917), «Теория романа» (1917).

Домарксистский период

Во время учёбы в Будапеште сблизился с социалистическими кругами, в частности с анархо-синдикалистом Эрвин Сабо, познакомившего Лукача с творчеством Жоржа Сореля, бывшего в начале века идейным вдохновителем многих левацких и правых движений. С 1904 по 1908 принимал участие в работе театрального кружка, усилиями которого ставились пьесы величайших венгерских и зарубежных драматургов (в их числе были произведения Генрика Ибсена, Юхана Августа Стриндберга, Герхарта Гауптмана), направленные на привлечение в театр рабочих. Занимаясь в кружке, Лукач проявил себя как переводчик, режиссёр и собственно драматург.

Был близок с Георгом Зиммелем, Максом Вебером, Эрнстом Блохом, и других представителей немецкого идеализма, которое сказалось в первых работах Лукача по литературоведению. При этом мировоззрение Лукача складывалось под влиянием кантианства. Основными его трудами этого периода стали «Душа и формы» (1910), «История развития современной драмы» (1912), «Теория романа» (1920).

Уже тогда он казался современником значительной величиной — считается, что Томас Манн взял его в качестве прототипа для образа католического реакционера еврейского происхождения Нафты в «Волшебной горе»[1].

Коммунистический лидер

Рано отойдя от иудаизма, во время Первой мировой войны Лукач сблизился с революционными марксистскими группами. После 1-й мировой войны Лукач вышел из кружка Вебера и занял интернационалистическую позицию. Большое влияние оказала на него Октябрьская революция в России. В 1918 Лукач вступил в Коммунистическую партию Венгрии. В 1919 году занял пост народного комиссара по культурным делам Венгерской советской республики в правительстве Б. Куна. После падения республики эмигрировал в Вену, где сблизился с группой «левых коммунистов», затем в Берлин, участвовал в подпольной деятельности Коммунистической партии в Венгрии. В эти годы им были написаны книги «История и классовое сознание» (1923 год) и «Ленин: очерк взаимосвязи его идей» (1924 год). Статью Лукача «К вопросу о парламентаризме» (1920) подверг критике В. И. Ленин.


В Вене Лукач написал свою наиболее оригинальную работу «История и классовое содержание» (1923), в которой содержится новая интерпретация марксистской философии, во многом противоположная той, которая господствовала в идеологии как социал-демократических, так и коммунистических партий. Лукач возродил концепцию отчуждения, содержавшуюся в ранних работах Маркса (опубликованных значительно позднее). Трактовка Лукача понятия «отчуждение» носила отпечаток гегельянства. Лукач отрицал экономический детерминизм, применимость диалектики к природе и отождествление практики с экспериментом и промышленностью. Согласно Лукачу, в пролетарском сознании, самостоятельно и стихийно преобразующем действительность, преодолевается противоречие между теорией и практикой. В коммунистических кругах идеи Лукача были объявлены идеалистическими и подверглись резкой критике. Несмотря на то, что в 1930-х гг. Лукач публично осудил свои «гегельянские ошибки», книга «История и классовое содержание» стала впоследствии одним из главных источников западного неомарксизма (так называемая франкфуртская школа, Г. Маркузе, Э. Фромм, югославская группа «Праксис» и другие).

в автобиографической статье «Мой путь к Марксу» (1933) Лукач писал о гуманистических истоках своего социалистического мировоззрения. В 1931–33 гг. Лукач находился в Берлине, где активно участвовал в борьбе коммунистов против нацизма и социал-демократии. Одновременно он вел дискуссии по проблемам эстетики революционного искусства с леворадикальными деятелями немецкой культуры (Б. Брехт, Э. Пискатор и другие).

Жизнь в СССР

В 1930—45 Лукач работал в Москве. Здесь он занимался исследованиями в области марксистской эстетики и социологии. Был научным сотрудником Института философии АН СССР, сотрудничал с Коммунистической академией и журналом «Литературный критик» и и «Интернациональная литература».

Большое влияние на него в те годы оказал Михаил Лифшиц:

Можно сказать, что я испортил Лукача, но что его отказ от идей «Истории и классового сознания» etc. был связан с нашим знакомством, что в 30-х годах возник другой Лукач, этого отрицать невозможно.

Лукач исследовал эстетические воззрения Маркса и Энгельса, проблемы истории и теории литературы.В эти годы Лукачем были написаны работы, собранные в сборнике «Литературные теории XIX века и марксизм» (1937), а также «К истории реализма» (1939), «Исторический роман», «Гёте и его эпоха», «Молодой Гегель», «Ответственность писателей» (1944), «Немецкая литература в эпоху империализма» (1945) — переведены на многие языки, и другие. В них Л Лукач выступал против «формализма» и «вульгарного социологизма», обосновывал теорию реалистического искусства. Работа Лукача «Молодой Гегель» была опубликована в 1948 г. в Цюрихе и лишь в 1954 г. в Восточном Берлине.


Возвращение в Венгрию

В 1945 Лукач вернулся в Венгрию. Был членом Всемирного Совета Мира.


Был стал депутатом парламента, членом Венгерской АН и профессором Будапештского университета. Во время Венгерского восстания 1956 года стал министром образования в правительстве И.Надя, но после этого никаким официальным репрессиям не подвергался.

В 50-х годах Лукач продолжает работу в области марксистской эстетики, систематическое изложение которой приводит в книге «Специфика эстетического» (1963) В двух первых томах этой работы содержится анализ принципов реализма в искусстве с позиции теории отражения. Эти взгляды Лукача вызвали критику со стороны Франкфуртской школы, Роже Гароди и других.

Публиковал многочисленные статьи по вопросам политики и культуры. Хотя Лукач стоял на последовательно коммунистических позициях, его критиковали за нечеткость классовой позиции (Лукач придавал борьбе против фашизма большее значение, чем борьбе против капитализма). В этот период Лукач опубликовал работы «Проблемы реализма» (1948), «Очерки по истории новой немецкой литературы» (1955) и другие. В большом труде «Разрушение разума» (1954) Лукач трактовал философский иррационализм как идейный источник фашизма. В 1956 г. Лукач вошел в качестве министра культуры в правительство И. Надя. После роспуска венгерской компартии Лукач не вступил во вновь организованную партию (ВСРП), за что был обвинен в ревизионизме, однако продолжал беспрепятственно заниматься научной и литературной деятельностью. В условиях либерализации коммунистического режима Венгрии Лукач был официально признан одним из крупнейших теоретиков современного марксизма. Восстановлен в партии в 1967 г.

Итогом исследований в области эстетики стали труды последнего периода его жизни: «Особенное как центральная категория эстетики» (1956) и «Эстетика. Специфика эстетического» (тт. 1–2, 1963). Лукач отстаивал в них принципы реализма в искусстве с точки зрения «ленинской теории отражения». Эта позиция была расценена многими как отступничество Лукача от его прежних идей.

Последний труд Лукача «Онтология общественного бытия» (тт. 1–3, 1971–73) остался неоконченным. Творческое наследие Лукача продолжает быть предметом споров: одни считают его сторонником гуманистического социализма, другие — догматиком и апологетом сталинизма.

В русском переводе кроме упомянутых выше трудов и статей, издана статья «Материализация и пролетарское сознание» (из работы «История и классовое сознание») в журнале «Вестник Социалистической Академии» (1923). В Советском Союзе переводились и издавались многие работы Лукача.


Будапештская школа

Хотя в конце жизни у Лукача было много учеников, которых иногда объединяют под общим термином «Будапештская школа» (Агнеш Хеллер, Дьёрдь Маркуш, Ференц Фехер, Михай Варга), и они продолжали философские поиски учителя в русле неортодоксального марксизма, но после смерти Лукача все ключевые представители Будапештской школы отреклись не только от него, но и вообще от марксистских идей. Большинство из них, лишённые возможности преподавать в Венгрии, эмигрировали в Австрию, где окончательно встали на позиции социал-либерализма. Агнеш Хеллер, дольше других сохранявшая преданность левой идее, за последнее десятилетие перешла к неолиберализму и неоконсерватизму.

Премии и награды

  • Премия имени Кошута (1948, 1955).
  • Юбилейная медаль СССР в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина

Основные работы

  • Душа и формы (1910)
  • История развития современной драмы (1912)
  • Теория романа (1920)
  • История и классовое сознание (1923)
  • Ленин: очерк взаимосвязи его идей (1924)
  • Литературные теории XIX века и марксизм (1937)
  • К истории реализма (1939)
  • Исторический роман
  • Гёте и его эпоха
  • Молодой Гегель
  • Специфика эстетического (1963)
  • Разрушение разума (1954)

Книги на русском

О Лукаче

  • Ойзерман Т. И. Дьердь Лукач как исследователь философии Гегеля // Вопросы философии. № 11. 1985.
  • Жижек С. Г. Лукач — философ ленинизма // История и классовое сознание. Исследования по марксистской диалектике. М.: Логос-Альтера, 2003. (сокр. вариант)
  • Дмитриев А. Н. Марксизм без пролетариата: Георг Лукач и ранняя Франкфуртская школа (1920—1930-е гг.). — СПб.; М.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2004. — 528 c. — (Труды факультета политических наук и социологии; Вып. 10.) отрывки
  • Земляной, С. Духовные искания молодого Лукача (PDF) // Логос. — 2006. — № 1. — С. 109—115.
  • Поцелуев С. П. «История и классовое сознание» Д. Лукача: теория «овеществления» и романтический антикапитализм. // Вопросы философии.1993 № 4.
  • Ишицука Ш. Понятие природы у Лукача и Гуссерля. Перевод В. В. Бибихина. // Философия и человек. М., 1993. Ч. II. С.224-227.

Примечания

Ссылки

ca:György Lukács cs:György Lukács da:Georg Lukacseo:György Lukácset:György Lukács fa:گئورگ لوکاچ fi:Georg Lukácshr:György Lukács hu:Lukács György io:Georg Lukácsja:ルカーチ・ジェルジ ko:게오르크 루카치 la:Georgius Lukacs lt:György Lukács mk:Ѓерѓ Лукач nl:Georg Lukács no:Georg Lukács oc:Georg Lukács pl:György Lukács pt:Georg Lukács sh:György Lukács sk:György Lukács sr:Ђерђ Лукач sv:Georg Lukács tr:Georg LukácsУведомление: Предварительной основой данной статьи была аналогичная статья в http://ru.wikipedia.org, на условиях CC-BY-SA, http://creativecommons.org/licenses/by-sa/3.0, которая в дальнейшем изменялась, исправлялась и редактировалась.


Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация
На других языках