Лулав

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
(Создание статьи)
 
(2 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
{{Остатье\ЭЕЭ
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
|ТИП СТАТЬИ=2
|СУПЕРВАЙЗЕР=
|СУПЕРВАЙЗЕР=
-
|УРОВЕНЬ=1
+
|УРОВЕНЬ=
|КАЧЕСТВО=
|КАЧЕСТВО=
-
|АВТОР1=Raphael
+
|АВТОР1=
|АВТОР2=
|АВТОР2=
|АВТОР3=
|АВТОР3=
Строка 11: Строка 11:
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
|ПОДТЕМА=
|ПОДТЕМА=
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=02/05/2011
+
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
}}
}}
-
'''Лула́в''' - {{lang-he|לוּלָב}}
+
'''Лула́в''' - {{lang-he|לוּלָב}}, буквально "побег", "молодая ветвь":
а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом
а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом
б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на [[Суккот]]
б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на [[Суккот]]
-
в) [[мицва]] (заповедь) соединения четырёх видов растений на [[Суккот]]
+
в) [[мицва]] (заповедь) соединения четырёх видов растений на [[Суккот]]. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с [[Этрог|этрогом]] составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных [[Библия|Библией]] для ритуала празднования Суккот (Лев. 23:40).
== Упоминание в Торе ==
== Упоминание в Торе ==
[[Файл:Лулав (Шагал).jpg|300px|right|thumb|Марк Шагал, "Раввин с этрогом"]]
[[Файл:Лулав (Шагал).jpg|300px|right|thumb|Марк Шагал, "Раввин с этрогом"]]
-
«Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим [[Суккот|семь дней]]» (Ваикра, 23)
+
«Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим [[Суккот|семь дней]]» (Ваикра, 23).
=== Значение растений лулава ===
=== Значение растений лулава ===
Строка 50: Строка 50:
Кстати, в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех – ג,ז,ל, составляющих слово גזל – «воровство». Отсюда мудрецы делают вывод, что где есть воровство, нет заповеди о «четырех видах растений», а там где есть эта заповедь, не может быть и тени воровства!
Кстати, в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех – ג,ז,ל, составляющих слово גזל – «воровство». Отсюда мудрецы делают вывод, что где есть воровство, нет заповеди о «четырех видах растений», а там где есть эта заповедь, не может быть и тени воровства!
-
== Упоминание в Талмуде ==
+
== Упоминание в [[Талмуд]]е ==
-
«У жителей [[Иерусалим]]а было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в синагогу и читает [[Шма Исраэль]] – лулав все время с ним. Он учит [[Тора|Тору]] и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в [[бейт-мидраш]], он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли [[Мицва|заповеди]]» (трактат Сука)
+
«У жителей [[Иерусалим]]а было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в [[Синагога|синагогу]] и читает [[Шма Исраэль]] – лулав все время с ним. Он учит [[Тора|Тору]] и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в [[бейт мидраш]], он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли [[Мицва|заповеди]]» (трактат Сука).
 +
 
 +
Правила, касающиеся лулава в главах второй и третьей трактата Сукка Вавилонского и Иерусалимского [[Талмуд|Талмудов]], кодифицированы [[Маймонид|Маймонидом]] в разделе Хилхот лулав кодекса Яд hа-хазака. Дальнейшую обработку они получили в [[Шулхан Арух|Шулхан арухе]] (раздел ОХ. 625, 651–658). См. также [[Суккот]].
 +
 
 +
Лулав и этрог изображены на многих монетах периода [[Хасмонеи|Хасмонеев]] и Бар-Кохбы (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]), а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях [[Хазария|Хазарии]] и в других местах.
[[Категория:Заповеди]]
[[Категория:Заповеди]]
 +
[[Категория:Календарь и праздники]]
 +
 +
{{ElevenCopyRight|12506|ЛУЛАВ}}

Текущая версия на 19:32, 28 мая 2012

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная исправленная статья

Лула́в - ивр. לוּלָב‎, буквально "побег", "молодая ветвь": а) ветвь (финиковой) пальмы с нераскрывшимся листом б) букет из четырёх видов растений, которые надлежит собирать вместе на Суккот в) мицва (заповедь) соединения четырёх видов растений на Суккот. Связанный в пучок с ветвями вербы и мирта, лулав вместе с ними и с этрогом составляет так называемые четыре вида (арбаа миним) растений, предписанных Библией для ритуала празднования Суккот (Лев. 23:40).

Содержание

Упоминание в Торе

Марк Шагал, "Раввин с этрогом"

«Возьмите себе в первый день плод прекрасного дерева, пальмовые ветви, отростки густолиственного дерева и речные вербы и веселитесь перед Гoсподом Бoгом вашим семь дней» (Ваикра, 23).

Значение растений лулава

  • «Плод прекрасного дерева (этрог)» – это Израиль. У этрога есть и вкус, и аромат, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой и творящие добро.
  • «Пальмовые листья» – это Израиль. Как у плода пальмы (финика) есть вкус, но нет запаха, так и среди сынов Израиля есть люди, занимающиеся Торой, но не совершающие добрых дел.
  • «Ветвь густолиственного дерева» – и это Израиль. Так же как мирт благоухает, но не имеет вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, совершающие много добрых дел, но не занимающиеся Торой.
  • «Речные вербы (ивы)» – это тоже Израиль. Как верба не имеет ни запаха, ни вкуса, так и среди сынов Израиля есть люди, не занимающиеся Торой и не преуспевшие в добрых делах. Что же делать Всевышнему с подобными людьми? Ведь не уничтожать же их! Он сказал: «Присоединю их к остальным, и будут все они в одной связке, так что одни смогут искупить грехи других».

Требования к лулаву

Совершенно засохший участок, лишенный признаков жизни, делает негодным любое растение, ибо увядший – значит мертвый, а в Танахе сказано: «Не мёртвым славить Господа» (Псалом 115:17).

Невозможно исполнить заповедь с помощью украденного растения, ибо это путь преступления, а Тора учит: «Я Господь, ненавидящий злодеяние и воровство».

Любое растение с усеченной вершиной не годится для исполнения заповеди.

Порядок исполнения заповеди

Берут один этрог, один лулав, три ветви мирта и две веточки ивы. Этрог держат отдельно, остальные соединяют вместе в двух местах сухими пальмовыми листьями: стебель лулава посередине, мирт – справа, а иву – слева, немного ниже мирта.

Ветви берут в правую руку (этрог)- в левую – ведь он один. (Этрог должен быть обращен питмой (отростком) вниз, а черенком вверх). После этого соединяют обе руки вместе и произносят благословение, затем переворачивают этрог питмой вверх и взмахивают растениями вверх и вниз, направляя их к четырем сторонам света. Сефарды кладут этрог на стол, произносят благословение и после этого берут его в левую руку, соединяют с лулавом и взмахивают ими вместе.

Заповедь исполняется при свете дня все дни кроме Шабата

Намёк на лулав в Теhилим

В 119-ом Псалме («Счастливы идущие прямыми путями») 176 стихов. Каждый из них состоит из пяти, шести или большего числа слов, и только четыре стиха состоят всего из четырех слов - они намекают на растения лулава:

  • Повеления Твои (Тора) я буду обсуждать, созерцая пути Твои (заповеди) [стих 15] - намёк на (этрог).
  • И увлекаться буду заповедями Твоими, которые люблю [стих 47] - намёк на мирт
  • Замышляющих неправду ненавижу, учение Твоё (Тора) люблю я [стих 113] - намёк на лулав
  • Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить свидетельства Твои [стих 146] - намёк на вербу

Кстати, в этих четырех стихах использованы все буквы еврейского алфавита, кроме трех – ג,ז,ל, составляющих слово גזל – «воровство». Отсюда мудрецы делают вывод, что где есть воровство, нет заповеди о «четырех видах растений», а там где есть эта заповедь, не может быть и тени воровства!

Упоминание в Талмуде

«У жителей Иерусалима было принято: человек выходит из дома – в его руке лулав. Он идет в синагогу и читает Шма Исраэль – лулав все время с ним. Он учит Тору и навещает больных тоже не расставаясь с лулавом. Войдя в бейт мидраш, он передает лулав сыну или слуге. Все это должно напоминать нам, насколько старательно наши отцы исполняли заповеди» (трактат Сука).

Правила, касающиеся лулава в главах второй и третьей трактата Сукка Вавилонского и Иерусалимского Талмудов, кодифицированы Маймонидом в разделе Хилхот лулав кодекса Яд hа-хазака. Дальнейшую обработку они получили в Шулхан арухе (раздел ОХ. 625, 651–658). См. также Суккот.

Лулав и этрог изображены на многих монетах периода Хасмонеев и Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание), а также на барельефных украшениях, мозаиках и стенных росписях древних синагог, обнаруженных в Израиле, на надгробиях Хазарии и в других местах.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья ЛУЛАВ в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация