Лурье, Иосиф

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

Версия от 16:59, 9 ноября 2013; Kmysh (Обсуждение | вклад)
Перейти к: навигация, поиск
Тип статьи: Регулярная статья
Файл:Yossef Luria cropped.jpg
Иосиф Лурье

Ио́сиф (Йосеф) Лурье́ (Луриа) (1871, Пумпяны, Ковенская губерния - 03.12.1937, Иерусалим) - еврейский педагог, публицист, редактор ряда изданий на иврите и идише, деятель культуры и сионистский активист, один из основателей российского и международного сионистского движения.

После прибытия в 1907 г. в Палестину - один из руководителей системы просвещения на иврите. Член общества «Бней-Моше», делегат Первого международного сионистского конгресса (1897 г.) в Базеле и последующих конгрессов, участник т.н. Демократической фракции Всемирной сионистской организации. Редактор еженедельников на идише «Дер йуд» и «Дос идише фолк» и глава литературного отдела газеты «Фрайнд». Директор «Хедер метукан» ("исправленного, просвещённого хедера") в Варшаве и учитель в гимназии «Герцлия» в Тель-Авиве, глава Учительского центра, а с 1919 г. - директор отдела просвещения и образования Всемирной сионистской организации, впоследствии - и соответствующего отдела в «Национальном комитете» («Ваад Леуми»).

Биография

Родился в родовитой многодетной семье Рейзы и Авром-Абы Лурье. Учился не в бейт-мидраше или йешиве, а в реальной гимназии (не еврейской) в Ромнах Полтавской губернии. После её окончания изучал педагогику в Берлинском университете. Там присоединился к студенческой организации движения «Бней-Моше». В 1899 г., будучи студентом, при участии Шмарьяhу Левина и Лео (Льва) Моцкина, создал научное русско-еврейское общество в Берлине, а также берлинское бюро «Ховевей Цион». В 1896 г. получил звание доктора философии, вернулся в Российскую империю и стал руководить «Хедер метукан» - еврейской школой с сионистским уклоном под названием «ha-Хинух», в которой традиционные предметы изучались вместе с общеобразовательными дисциплинами (располагалась на ул. Джельна в Варшаве). На этой должности проработал до конца 1900 г.

В 1897 г. Лурье был среди делегатов от Варшавы на Первом международном сионистском конгрессе в Базеле. В дальнейшем участвовал и в следующих конгрессах, а с начала ХХ в. активно участвовал в деятельности Демократической фракции Всемирной сионистской организации (ВСО), представленной в значительной степени активистами из Варшавы. Именно во время пребывания Лурье в Варшаве началась его литературная деятельность. Издательской компанией «Ахиасаф» он был избран вместо уволившегося Х.-Н. Бялика главным редактором идишской газеты «Дер йуд», и редактировал её с декабря 1899 по январь 1902 г. (Лурье находился в Варшаве, но газета выходила в Кракове). При активном его участии газета превратилась в рупор молодых идишских литераторов Польши и вообще в арену современной литературы на языке идиш. С основанием в СПб первой ежедневной газеты на идише «Дер фрайнд» Лурье был приглашён в столицу возглавить литературный отдел редакции этой газеты - с условием, что прекратит издание «Дер йуд». Лурье согласился и переехал из Варшавы в Петербург. Под влиянием событий Первой русской революции 1905 г. и погромов на национальной почве, члены редакции и многие авторы «Дер фрайнд» перешли на радикально левые позиции, вследствие чего Лурье оставил редактирование издания и уволился в 1906 г.

В течение своего пребывания в СПб он также издавал в 1904-1905 гг. педагогический ежемесячник на русском языке «Еврейская школа» (сперва выходил под его редакцией, а с октября 1905 г. - под редакцией Меира Крейнина). В конце 1906 г. Лурье направился в Вильну, где редактировал сионистский еженедельник на идише «Дос идише фолк». В конце 1907 г. прибыл в Палестину как турист. Под впечатлением увиденного склонился к мысли осесть в стране, и достаточно быстро присоединился к работе «Гимназия иврит» (школа с преподаванием на иврите, называвшаяся «Герцлия» - по имени покойного Т. Герцля), располагавшейся сперва в Яффо, а в дальнейшем в Тель-Авиве, на должности учителя общей истории. Работая в гимназии, подготовил к изданию большое исследование по истории Древнего мира, так и не увидевшее свет.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, Лурье уже возглавлял «Учительский центр», в дальнейшем ставший организацией профсоюза учителей Палестины. Накануне войны он явился одним из вдохновителей борьбы за повсеместное и повседневное внедрение иврита во все сферы жизни еврейского ишува (явление, получившее название "Войны языков в Эрец Исраэль"). Во время Первой мировой войны, как обладатель паспорта враждебного государства, был депортирован оттоманскими властями из Палестины. С оккупацией Палестины Британией вернулся в страну и в 1919 г. возглавил отдел образования и культуры Сионистской организации («Анhaла ционит», прообраз Сохнута) в Эрец Исраэль (работал в этой должности до 1925 г.). С 1926 г. и до самой смерти возглавлял аналогичный отдел при «Национальном комитете» («Ваад Леуми»). Под его руководством были изданы многочисленные учебники для школ на иврите. Ему также принадлежит идея сдачи экзаменов на аттестат зрелости для выпускников средних школ в Палестине, в дальнейшем узаконенная как обязательная процедура в Государстве Израиль. С 1908 г. писал также для ивритских газет и журналов, выходивших за рубежом, и способствовал всемерной их поддержке. Из сочинений Лурье, увидевших свет в еженедельнике «ha-Олам», который выходил под редакцией Алтера Друянова, был составлен сборник «Эрец Исраэль». После того, как Ицхак-Лейб Гольдберг основал ежедневную газету на иврите «ha-Арец» (выходящую до сих пор в Тель-Авиве и считающуюся площадкой интеллектуальной элиты Израиля леволиберального направления), Лурье стал одним из членов редакции газеты (1919-1922 гг.). Был также активистом общественного объединения «Брит Шалом» и писал статьи для ежемесячника, издававшегося руководством этой организации в начале 1930-х годов.

Лурье скончался зимой 1937 г. в иерусалимском районе Рехавия, в доме своего близкого друга Мордехая бен Гиллель ha-Коэна[1], с которым познакомился ещё в дни сотрудничества в редакции «Дер фрайнд» в начале века, и который умер за год до него. Через несколько месяцев после смерти Лурье его именем был назван общественный парк в иерусалимском квартале Арнона, а впоследствии - и улицы в Иерусалиме и Тель-Авиве. Личный архив Йосефа Лурье хранится в Центральном сионистском архиве в Иерусалиме.

Примечания

  1. см. מרדכי בן הלל הכהן
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация