Львов (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
(Шахматисты-евреи)
(Перенаправление на ej:Львов (еврейская община))
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=1
+
#redirect [[:ej:Львов (еврейская община)]]
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Львов''' — город в Западной Украине. 
+
-
 
+
-
== До XVII в. ==
+
-
 
+
-
* [[Евреи]]-[[раббаниты]] и [[караимы]] из Византии и юго-востока Европы поселились во Львове в середине XIII века, вскоре после основания города.
+
-
* В 1340 г. Казимир III Великий завоевал Львов, и евреи города получили те же [[еврейские привилегии|привилегии]], какими пользовались другие еврейские общины Польши.
+
-
 
+
-
Переселение во Львов евреев из Германии и Богемии привело к преобладанию в еврейском населении Львова [[ашкеназское еврейство|ашкеназов]] и определило восточноевропейский характер его [[еврейская община|еврейской общины]].
+
-
 
+
-
Во второй половине XIV в. в городе образовались две отдельные общины, просуществовавшие самостоятельно вплоть до конца XVIII в.:  
+
-
* община Краковского предместья - более значительная по численности, но общественно менее развитая; начиная с 1352 г. обосновалась в пригороде Львова.
+
-
* община Еврейской улицы, находившаяся в самом городе. Впервые упоминается в 1387 г.
+
-
 
+
-
В середине XVI в. эти две львовские общины:
+
-
* насчитывали соответственно 559 человек и 352 человека,
+
-
* имели отдельные синагоги и другие религиозные и общинные учреждения;
+
-
* имели общее кладбище (впервые упоминается в 1441 г.) для членов обеих общин, а также для караимов, проживавших до 1475 г. в обособленном селении близ Краковского предместья.
+
-
 
+
-
=== Экономические положение и права евреев ===
+
-
 
+
-
Евреи Львова играли заметную роль в экономической жизни города.
+
-
 
+
-
Львов являлся важным центром транзитной торговли Польши с Турцией и ее европейскими и малоазиатскими владениями.
+
-
 
+
-
Евреи занимались:
+
-
* транзитной международной торговлей
+
-
* внутренней оптовой торговлей,
+
-
* арендой поместий,
+
-
* кредитованием польских королей и галицийской знати
+
-
* откупом налогов.
+
-
 
+
-
Во второй половине XVIв. во Львове действовал банкирский дом Иосефа Наси.
+
-
 
+
-
Тем не менее, большинство евреев были:
+
-
* лавочниками,
+
-
* коробейниками
+
-
* ремесленниками.
+
-
 
+
-
Торговые права евреев основывались на дарованных польскими королями грамотах, отмены или ограничения которых постоянно требовали купцы христианской веры.
+
-
 
+
-
* Ян Альберт ограничил оптовую торговлю евреев скотом и текстильными изделиями (1493),
+
-
* Александр Ягеллон в 1503 г. и 1506 г. восстановил их прежние права.
+
-
* Сигизмунд I Старый то расширял (1515), то ограничивал эти права, в 1527 г. отменил все ограничения, но в том же году восстановил их.
+
-
* В 1581, 1592 и 1602 гг. между общиной Львова и городской управой заключались соглашения, регулировавшие торговые права евреев.
+
-
 
+
-
Возобновление этих соглашений в XVII–XVIII вв. сопровождалось протестами торговцев — христиан.
+
-
 
+
-
К началу XVII в. еврейские ремесленники создали собственные ремесленные цехи.
+
-
 
+
-
=== Еврейское самоуправление ===
+
-
 
+
-
Львов являлся административным центром
+
-
* Червонной Руси (территория современной Западной Украины)
+
-
* Подольско-Брацлавского района,
+
-
 
+
-
Еврейские общины этих земель имели представителей в общепольском [[Ваад четырех земель | Вааде четырех земель]].
+
-
 
+
-
Некоторые из этих представителей играли важную роль в деятельности Ваада:
+
-
* М. П. Хариф (1625–1702), главный раввин Львова, был его председателем в 1685 г.;
+
-
* А. Рапопорт (1584–1651), на протяжении более 40 лет возглавлявший львовскую иешиву, ведал также сбором пожертвований в фонд поддержки еврейского населения Эрец-Исраэль;
+
-
* М. С. Э. де Иона (умер в 1702 г.), придворный врач Яна III Собеского, исполнял обязанности [[парнас]]а при Ва‘аде четырех земель и занимал другие важные общественные посты.
+
-
 
+
-
Система выборов в руководящие органы общины привела к тому, что занимать должности (как правило, на продолжительные сроки) могло только небольшое число представителей знатных и богатых семей.
+
-
 
+
-
В 1582 г. в городе была построена роскошная синагога на средства И. Нахмановича (ум. в 1595 г.) – главы общины Львова и представителя еврейских общин «земель русских» (Червонной Руси и Волыни) при Вааде четырех земель.
+
-
 
+
-
Здание было разрушено в годы  Катастрофы.
+
-
 
+
-
В 1600–1606 гг. общине Львова пришлось вести тяжбы и ожесточенную борьбу с орденом иезуитов, претендовавшим на право владения участком, на котором была построена синагога.
+
-
 
+
-
=== Отношения с нееврейским населением ===
+
-
 
+
-
Обе общины Львова сильно пострадали во время 
+
-
* осад города казаками Б. Хмельницкого (1648–49)
+
-
* последующих войн 2 пол. XVII – нач. XVIII в.;
+
-
 
+
-
Особенно тяжелый ущерб был нанесен общине Краковского предместья.
+
-
 
+
-
Во времена войн евреи принимали активное участие в обороне города.
+
-
 
+
-
Горожане-евреи особенно отличились при отражении атак русских войск в ходе русско-польской войны 1654–67 гг.
+
-
 
+
-
Несмотря на это, не прекращались действия христианского населения против евреев, которые контролировали значительную часть торговли и ремесел.
+
-
 
+
-
Иногда горожане заступались за евреев:
+
-
* отказались выдать горожан-евреев казакам Хмельницкого,
+
-
* отказались выдать горожан-евреев русским войскам в 1655 г.
+
-
 
+
-
Опасность, угрожавшая еврейскому населению Львова, была предотвращена уплатой крупного выкупа.
+
-
 
+
-
Тем не менее, в 1664 г. при погроме в Краковском предместье:
+
-
* погибло свыше ста евреев
+
-
* многие дома были разрушены.
+
-
 
+
-
Некоторые магнаты и представители шляхты оказывали поддержку евреям:
+
-
* выступали против требований горожан запретить евреям селиться вне еврейского квартала и ограничить размеры их торговли,
+
-
* высоко ценили пользу, которую евреи приносили как государственной казне, так и личному хозяйству помещиков.
+
-
 
+
-
* 1656 г. - Ян II Казимир издал запрет сдавать евреям в аренду дома и лавки за пределами еврейского квартала.
+
-
* 1709 г. - запрет подтвержден городскими властями Львова,
+
-
* 1710 г. - запрет подтвержден королем Августом II.
+
-
 
+
-
Евреям удавалось обходить этот запрет.
+
-
 
+
-
В 1738 г. число «недозволенных» еврейских лавок достигло 71.
+
-
 
+
-
== Саббатианство ==
+
-
 
+
-
Община Львова оказалась в самом центре событий и распрей, связанных с появлением движения [[Шабтай Цви |Шабтая Цви]],
+
-
 
+
-
Противоположные мнения мудрецов города:
+
-
* Положительное отношение [[раввин]]а Львова Давида бен Шмуэля hа-Леви, одного из высших духовных еврейских авторитетов Польши XVII в.
+
-
* Резкое выступление против львовского [[каббала|каббалиста]] [[Нехемия hа-Коhен|Нехемии hа-Коhена]]
+
-
- потрясли евреев города и взволновали еврейскую общественность далеко за пределами Червонной Руси.
+
-
 
+
-
Конфликт в общине обострился после краха саббатианского движения.
+
-
 
+
-
В 1722 г. сторонников движения предали [[херем]]у.
+
-
 
+
-
===  Франкизм ===
+
-
 
+
-
Тридцать два года спустя после бесславного конца саббатианской авантюры львовская община была вновь взбудоражена, на этот раз посещением Лейба Крысы (после крещения — Ян Доминик Крысинский), распространителя учения Я. Франка.
+
-
 
+
-
В 1755 во Львов прибыл сам основатель секты [[франкизм|франкистов]].
+
-
 
+
-
По требованию правления общины он был вынужден покинуть город.
+
-
 
+
-
* летом 1756 г. на секту был наложен [[херем]].
+
-
 
+
-
Католическая церковь Польши по наущению франкистов развернула активные действия против традиционного еврейства.
+
-
 
+
-
Львов превратился в центр событий.
+
-
 
+
-
* в ноябре 1757 г. на городской площади были сожжены собранные из разных мест фолианты Талмуда;
+
-
* в 1758 г. франкисты опубликовали во Львове девять догматов своей веры,
+
-
* в 1759 г. — обращение в христианство членов секты, просивших крестить их;
+
-
* 12 июля – 10 сентября 1759 г. знаменитый диспут между франкистами, возводившими на евреев кровавый навет, и виднейшими раввинами юго-восточной Польши, которых возглавлял раввин Львова и округа [[Хаим бен Симха hа-Коhен Рапопорт]] (1700–71).
+
-
 
+
-
До января 1760 г. во Львове крестилось свыше 500 франкистов, в том числе сам Я. Франк, его жена и дети.
+
-
 
+
-
== XVII в. ==
+
-
 
+
-
Во второй половине XVII в. начался переезд евреев Львова из перенаселенных еврейских кварталов города в принадлежавшие польским аристократам города:
+
-
* Жолква,
+
-
* Сверж,
+
-
* Бучач,
+
-
* с конца XVII в. - Броды.
+
-
 
+
-
== XVIII в.==
+
-
 
+
-
В 1710 г. во Львове в результате беспорядков в связи с кровавым наветом была убита еврейка;
+
-
 
+
-
В 1728 г. был казнен глава иешивы [[Х. Рейцес]] (родился в 1687 г.), которого вместе с братом (который повесился в тюрьме) обвинили в том, что они склонили к возвращению в иудаизм еврея-выкреста.
+
-
 
+
-
Внутриобщинные распри, порожденные недовольством постановлениями о распределении налогов, о выборах раввинов и т. п., привели к усилению вмешательства городских властей в общинные дела.
+
-
 
+
-
Авторитет общинного управления Львова пошатнулся также по причинам:
+
-
* сужения границ его влияния после присоединения Подольской земли к Турции (1672–99)
+
-
* отказа окружного ваада подчиниться юрисдикции львовской общины и ее раввина (1720).
+
-
 
+
-
=== Экономическое положение ===
+
-
* Экономическое положение общины Львова заметно ухудшилось вследствие выплаты военных контрибуций.
+
-
* Нападения и грабежи в ходе Северной войны 1700–21 гг., особенно при вторжении шведов в 1704 г. привели общину к финансовому краху.
+
-
* 1764 - Ваад четырех земель был распущен.
+
-
* Правление общины состоявшее из семи выборных старост, не могло вовремя вернуть городским властям и католической церкви взятые им крупные займы.
+
-
* В 1770 г. община обанкротилась.
+
-
* Через сто лет, в 1874 г. долги общины все еще составляли около 500 млн. злотых.
+
-
* С присоединением Львова к Австрии (1772) борьба христианского населения за ограничение прав евреев на жительство и торговлю получила поддержку австрийских властей.
+
-
* В 1798 г. право на проживание вне еврейского квартала было предоставлено только некоторым богатым и образованным коммерсантам, которые продавали товары австрийского производства, располагали имуществом не менее чем в 30 000 гульденов и владели немецким языком.
+
-
 
+
-
1789 - Указ о терпимости императора Иосифа II официально объединил городскую и пригородную общины Львова, которые во второй половине XVIII в. e;t фактически объединились.
+
-
 
+
-
Еврейское население Львова 
+
-
* 1800 г. 18 302 человек
+
-
* 1869 г. 26 694 человек,
+
-
* 1910 г. 57 тысяч человек (27,8% всего населения Львова).
+
-
 
+
-
В 1820 г. из всего трудоспособного еврейского населения города 55% было занято торговлей (главным образом розничной), а 24,5% — ремеслами.
+
-
 
+
-
В руках крупных еврейских коммерсантов сосредоточились оптовая торговля с Россией и поставки для австрийской армии;
+
-
 
+
-
Некоторые из них заложили также основу промышленности и банковского дела во Львове.
+
-
 
+
-
Из ортодоксальных раввинов Львова, руководивших духовной жизнью общины в 17 в. – начале 19 в., особой известностью пользовались
+
-
* Давид бен Шмуэль hа-Леви, занимавший должность раввина в 1654–67 гг.;
+
-
* Ц. Х. Ашкенази (Хахам Цви) — в начале 1718 г.;
+
-
* Я. И. Фальк (1680–1756) — в 1718–24 гг.;
+
-
* Хаим Иехуда Лейб Эттингер (умер в 1739 г.) — с 1717 г. глава Львовской иешивы, с 1730 г. раввин Львова;
+
-
* Х. Рапопорт — в 1741–71 гг.;
+
-
* М. Марголиот (умер в 1790 г.), возглавлявший окружной бет-дин в 1755–57 гг. и способствовавший распространению хасидизма в Галиции;
+
-
* Ш. Хелм (родился, по-видимому, в 1715 г. – умер в 1781 г.) — в 1771–77 гг.;
+
-
* М. Орнштейн (по-прозвищу Старший, умер в 1787 г.) — в 1777–87 гг.;
+
-
* Я. М. Орнштейн (1775–1839) — в 1805–39 гг.
+
-
 
+
-
Хасидизм, проникший во Львов в конце 18 в. несмотря на яростное сопротивление ведущих митнагдим, пользовался поддержкой правления местной общины и раввина города Ц. Х. Розанеса (1733–1804).
+
-
 
+
-
В начале 1830-х гг. была основана первая хасидская синагога во Львове, к 1838 г. в городе насчитывалось семь таких синагог. Движение Хаскалы, ранним поборником которого во Львове явился Н. Х. Хомберг (1749–1841; с 1787 г. главный правительственный инспектор немецко-еврейских учебных заведений в Галиции), натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксального населения города.
+
-
 
+
-
== XIX в. ==
+
-
 
+
-
1806 указом правительства были закрыты основанные Хомбергом около 1787 г. германоязычные
+
-
* семь школ
+
-
* учительская семинария.
+
-
 
+
-
1816 г. на львовских маскилим (в частности, Ш. И. Л. Рапопорта и И. Эртера), наложен херем.
+
-
 
+
-
По требованию властей херем вскоре был отменен.
+
-
 
+
-
Значительный вклад в рост движения Хаскалы во Львове внесла группа, во главе которой стояли
+
-
* публицист А. М. М. Мор (1815–68),
+
-
* гебраист и литературный критик Я. Бодек (1819–55),
+
-
* юрист И. Блюменфельд (1801–78).
+
-
 
+
-
Поддерживаемые австрийскими властями приверженцы Хаскалы и сторонники умеренной ассимиляции
+
-
* основали [[Общество по содействию прогрессу галицийских израэлитов]]
+
-
* превратили Львов в центр просвещения и культуры для евреев Австрии и для еврейской молодежи зарубежных стран.
+
-
 
+
-
1842 власти назначили общинный совет во главе с И. Блюменфельдом, игнорируя устав о выборах в правление общины.
+
-
 
+
-
К этому времени относится и широкая просветительская деятельность, которую развернули во Львове
+
-
* Ш. И. Л. Рапопорт
+
-
* И. Эртер
+
-
* М. Леттерис,
+
-
* публицист и исследователь И. Кохен-Цедек (1827–1903),
+
-
* писатель И. Л. Мизес (1798–1831) и другие.
+
-
 
+
-
С начала 1840-х гг. главенство в общине Львова на долгое время перешло к сторонникам Хаскалы и движения за реформизм в иудаизме.
+
-
 
+
-
В 1844 г. во Львове был открыт так называемый темпль (синагога реформистской конгрегации), куда проповедником был приглашен из Хоэнемса (Австрия) ученик Н. Х. Хомберга Аврахам Кон (1807–48).
+
-
 
+
-
1846 Кона назначен раввином львовского округа.
+
-
 
+
-
Это повлекло рост сопротивления нововведениям со стороны ортодоксальной части еврейского населения Львова, возглавляемой раввином [[Ц. Х. Орнштейном]] (умер в 1888 г.).
+
-
 
+
-
В причастности к внезапной смерти Кона и его сына были заподозрены Орнштейн и его сподвижник в борьбе с реформизмом [[Я. Н. Х. Бернштейн]] (1813–73).
+
-
 
+
-
Они пробыли год в заключении, после чего был арестован, судим и приговорен к смертной казни действительный убийца-отравитель, некий Берл Пилпел; однако ему удалось бежать из тюрьмы.
+
-
 
+
-
Пост проповедника в конгрегации львовских маскилим занимал в 1856–60 гг. раввин Ш. А. Швабахер (1819–88), читавший проповеди на немецком языке.
+
-
 
+
-
Раввином и проповедником реформистской конгрегации во Львове был в 1862 г. избран Б. Лёвенштейн (1821–89).
+
-
 
+
-
Основанная им модернизированная талмуд-тора с преподаванием и светских п предметов просуществовала всего два года из-за сопротивления ортодоксальной общины.
+
-
 
+
-
Проповедником в темпле был и доктор Иехезкель Каро, с 1909 г. занимавший пост раввина реформистской конгрегации.
+
-
 
+
-
Главой еврейской общины Львова в 1903–1906 гг. был Э. Бык (1845–1906), сторонник ассимиляции и противник еврейских национальных устремлений.
+
-
 
+
-
В 1846 г. евреям был открыт доступ в средние школы и университеты, что привело к увеличению числа евреев Львова, занятых в свободных профессиях.
+
-
 
+
-
В дни революции 1848 г.,
+
-
* был сформирован отдельный еврейский отряд с еврейским командованием в составе национальной гвардии, образованной во Львове
+
-
* два представителя от евреев вошли в Народную раду Галиции.
+
-
 
+
-
С 1848 г. евреи были допущены к муниципальным выборам, но с ограниченным представительством (15%, позднее — 20% в городском совете).
+
-
 
+
-
В 1860 г. был отменен запрет на приобретение евреями недвижимости, через некоторое время муниципальные власти Львова были вынуждены отменить также все другие ограничения, противоречившие австрийской конституции 1867 г. (см. Австрия).
+
-
 
+
-
С этого времени участились случаи крещения евреев (713 человек в 1868–1907 гг.)
+
-
С другой стороны, увеличилось количество [[гиюр|присоединившихся к еврейскому народу]] (86 человек за тот же период).
+
-
 
+
-
=== Общественная деятельность ===
+
-
 
+
-
В 1869 г. ассимилированная еврейская интеллигенция Львова основала общество Шомер Исраэль, стремившееся к усилению пронемецкой культурной ориентации галицийского еврейства.
+
-
 
+
-
Издаваемый обществом еженедельник «Дер Израэлит» (выходил 35 лет) пропагандировал распространение просвещения среди широких еврейских масс, знакомил их с гражданскими и общественными задачами и поддерживал политику австрийских властей, направленную против политических требований поляков.
+
-
 
+
-
Движение за ассимиляцию с поляками усилилось среди евреев Львова в последнюю четверть XIX в.
+
-
 
+
-
В 1878 г. было основано недолго просуществовавшее пропольское общество Дореш шалом,
+
-
 
+
-
в 1883 г. основано общество Агуддат ахим, издававшее еженедельник «Ойчизна» (выходил до 1890 г.).
+
-
 
+
-
Еврейские представители Львова в австрийском парламенте присоединились к польской фракции; так называемая партия ассимиляторов поддерживала даже некоторые из антиеврейских мероприятий, проводившихся поляками в Галиции, издавала на польском языке еженедельник «Едносць» (1905–14).
+
-
 
+
-
Влияние ассимиляторов во Львове заметно ослабело после основания первых палестинофильских организаций — Микра кодеш (1883) и Цион (1888).
+
-
 
+
-
В конце XIX в. появились сионистские организации.
+
-
 
+
-
Выходили газеты и журналы: «Пшишлосць» (с 1892 г.), «Всхуд» (1900–14), «hа-Кармел», «Дер векер», «Тогблат».
+
-
 
+
-
Ассимиляторам противостояли также ортодоксальные евреи, в основном приверженцы хасидизма, создавшие в Восточной Галиции в конце 1870-х гг. общество Махзикей hа-дат, которое издавало одноименную газету (1879–1914),
+
-
 
+
-
1906 г. они объединились с ассимиляторами в борьбе против требования сионистов о создании еврейской национальной курии на выборах в австрийский парламент.
+
-
 
+
-
Среди первых политических и профсоюзных организаций еврейских рабочих была группа социалистов во главе с Х. Диамандом (1860–1930), вскоре присоединившаяся к Польской социалистической партии (ППС).
+
-
 
+
-
Были основаны организации [[Поалей Цион]] и [[Еврейская социалистическая партия]], близкая к [[Бунд]]у.
+
-
 
+
-
К концу XIX в. община Львова имела
+
-
* многочисленные синагоги,
+
-
* школы,
+
-
* библиотеки,
+
-
* филантропические организации,
+
-
* больницы,
+
-
* театр на идиш (с 1889 г.).
+
-
 
+
-
* В 1874 г. город насчитывал 69 хедеров,
+
-
* в 1885 г. был открыт первый модернизированный хедер,
+
-
* а в 1910 г. — религиозный институт.
+
-
 
+
-
Во Львове жили выдающиеся раввины и видные талмудисты 19–20 вв.:
+
-
* М. З. Эттингер (1804–63), прославившийся рядом ученых трудов, но отказывавшийся занять должность раввина;
+
-
* его шурин И. Ш. Натанзон (1810–75), автор многочисленных галахических трудов, основатель известной иешивы (1848), с 1857 г. и до конца жизни занимавший должность раввина Львова;
+
-
* сын первого И. А. Эттингер (1827–91) — городской раввин в Пшемысле и во Львове;
+
-
* раввин И. И. Шмелькес (1828–1906).
+
-
 
+
-
== ХХ в. ==
+
-
 
+
-
В 1910 г. евреи Львова (около 60 тыс. человек)
+
-
* составляли свыше 25% населения города
+
-
* представляли большинство в сфере свободных профессий (70% адвокатов и 60% врачей);
+
-
* 70% членов торгово-промышленной палаты Львова были евреями.
+
-
 
+
-
Во Львовском университете в 1910 г.
+
-
* обучалось около 1,5 тыс. евреев (33% от общего числа студентов),
+
-
* действовало несколько еврейских студенческих союзов,
+
-
* в университете преподавали евреи-ученые, в том числе выдающийся историк [[Ш. Аскенази]] (1866–1935).
+
-
 
+
-
С конца XIX в. и до Второй мировой войны Львов был одним из центров еврейского книгопечатания.
+
-
 
+
-
Художник [[З. Надель]] (1854–1926) запечатлел типы представителей местной еврейской общины и эпизоды ее повседневной жизни.
+
-
 
+
-
== Первая мировая война и Польша ==
+
-
 
+
-
Во время Первой мировой войны во Львов прибыли тысячи беженцев-евреев из пограничных с Россией районов.
+
-
 
+
-
При захвате Львова русскими войсками в августе 1914 г.:
+
-
* еврейское население подверглось грабежам,
+
-
* еврейские учреждения были закрыты,
+
-
* многие евреи были захвачены в качестве заложников.
+
-
 
+
-
Июнь 1915 г. - возвращение австрийской власти. Жизнь общины и еврейских организаций восстановилась, была налажена помощь беженцам.
+
-
 
+
-
В ноябре 1918 г., во время вооруженной борьбы поляков с украинцами за власть над Восточной Галицией, во Львове произошли погромы, в которых 70 евреев были убиты и многие ранены.
+
-
 
+
-
В составе независимой Польши (1918–39) община Львова была третьей по величине и одним из важнейших еврейских центров страны;
+
-
 
+
-
в 1939 г. она насчитывала 109 500 человек (33% всего населения).
+
-
 
+
-
В 1920–23 гг.
+
-
* во Львове существовал дом Хе-Халуца, в котором жили и готовились к репатриации в Эрец-Исраэль большие группы участников движения;
+
-
* под Львовом была организована сельскохозяйственная ферма.
+
-
 
+
-
В 1919–22 гг. во Львове состоялись три конференции галицийского Хе-Халуца.
+
-
 
+
-
Сотни участников движения из Львова прибыли в Эрец-Исраэль в составе [[третья алия|третьей алии]].
+
-
 
+
-
Община имела
+
-
* три еврейские средние школы с преподаванием на польском языке,
+
-
* педагогический институт с преподаванием на иврите (с 1920 г.), который возглавлял раввин и историк М. Шор,
+
-
* религиозно-национальную школу «Маттат»,
+
-
* профессиональную школу
+
-
* другие учебные заведения;
+
-
 
+
-
Издавались газеты
+
-
* «Хвыля» (с 1919 г.; орган сионистов),
+
-
* «Лембергер тогблат» (с 1920 г.)
+
-
* «Опиния».
+
-
 
+
-
Руководство общиной находилось в руках блока ассимиляторов и ортодоксов;
+
-
сионистскую оппозицию возглавляли И. Тон и Х. Розмарин (1882–1955), члены исполнительного комитета Сионистской организации.
+
-
 
+
-
Еврейские депутаты от Львова в польском парламенте были среди инициаторов «Угоды» — нереализованного соглашения с польским правительством в 1925 г.
+
-
 
+
-
Враждующие партии украинцев и поляков обвиняли евреев в поддержке противника.
+
-
 
+
-
Рост антисемитизма и общий экономический кризис отражались во всех сферах еврейской жизни.
+
-
 
+
-
Общинные сборы:
+
-
* 1929 - 497 тыс. злотых, 
+
-
* 1933 - 310 тыс. злотых.
+
-
 
+
-
== Холокост ==
+
-
 
+
-
В сентябре 1939 г. Львов был присоединен к СССР, в результате этого нашли укрытие тысячи беженцев-евреев с оккупированных немцами территорий Польши.
+
-
 
+
-
В рамках политики советизации была запрещена деятельность еврейских организаций и органов прессы, многие видные деятели общины Львова были репрессированы.
+
-
 
+
-
Из Львова было выслано около десяти тысяч евреев.
+
-
 
+
-
Вместе с тем отмечается активизация культурной деятельности на идиш:
+
-
* в конце 1939 г. был открыт государственный еврейский театр под руководством И. Каминьской (см. Каминьские, семья),
+
-
* в начале июня 1941 г. стала выходить газета на идиш «Дер ройтер штерн».
+
-
 
+
-
На львовской радиостанции была введена часовая передача на идиш.
+
-
 
+
-
30 июня 1941 - немцы захватили Львов.
+
-
 
+
-
В городе насчитывалось около 150 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
* Украинские отряды, вступившие во Львов вместе с немецкими войсками, и местное украинское население учинили трехдневный погром, во время которого погибли тысячи евреев.
+
-
* В течение июля были уничтожены несколько сот лидеров общины,
+
-
* более двух тысяч евреев погибли во время «акции Петлюра» (25–27 июля).
+
-
* 15 июля евреям приказали нашить на одежду желтый знак,
+
-
* в начале августа на общину был наложен штраф в размере 20 млн. рублей, после чего все еврейское имущество было конфисковано и разграблено,
+
-
* были осквернены еврейские кладбища и сожжены синагоги.
+
-
* в сентябре евреям было запрещено покупать продукты на городских базарах в течение почти всего дня. Они могли там находиться с 12 до 14 часов.
+
-
* Назначенный немцами председатель юденрата [[Ю. Парнас]] (1902–1941) и два его преемника были убиты за отказ дать требуемое число евреев на принудительные работы.
+
-
* После включения Восточной Галиции в «генерал-губернаторство Польши» (1 августа 1941 г.) на его еврейское население распространились все антиеврейские ограничения, действовавшие на территории оккупированной Польши.
+
-
* В городе и его окрестностях в первые месяцы войны в лагерях принудительного труда погибло много евреев (в основном молодежь).
+
-
 
+
-
6 ноября 1941 г. губернатор Галиции распорядился заключить 136 тыс. остававшихся к тому времени в живых евреев Львова в гетто, в котором находилось 300 домов, в большинстве одноэтажных.
+
-
 
+
-
Но даже немцам не удалось осуществить этот замысел, и евреи были сосредоточены в особом квартале.
+
-
 
+
-
Немецкие власти осуществили тотальное ограбление еврейского населения. Так, только один из транспортов, перевозивших ценные вещи евреев Львова, перевез груз весом 866 кг.
+
-
 
+
-
Юденрат сумел организовать в особом квартале, а затем в гетто три еврейские больницы, одна из них предназначалась для инфекционных больных.
+
-
 
+
-
Врач Е. Рогатина описывала, в каких условиях работали еврейские врачи: «Два раза в месяц нацисты расстреливали евреев, которые находились здесь более двух недель. Первоначально здесь работали 43 медика, затем 31 из них (вместе с главврачом) убили».
+
-
 
+
-
В начале 1942 г. во Львове на Яновской улице был создан концлагерь, куда были заключены тысячи евреев из Западной Украины и Львова, которых уничтожали всевозможными способами.
+
-
 
+
-
Комендант лагеря Вильгаус проявлял садистские наклонности.
+
-
 
+
-
По свидетельствам выживших, он лично убивал маленьких детей: «брал маленького ребенка двух-четырех лет, подбрасывал ребенка одной рукой в воздух и другой стрелял из револьвера в летящую мишень».
+
-
 
+
-
В марте 1942 г. 15 тыс. евреев Львова были депортированы в лагерь смерти Белжец.
+
-
 
+
-
Немцы, уничтожив с 10 по 23 августа около 40 тыс. евреев, учредили для оставшихся гетто.
+
-
 
+
-
Юденрат Львова стремился организовать как можно больше мастерских и фабрик, на которых выпускались товары, нужные еврейскому населению, и выполнялись заказы немецкой администрации и военного командования.
+
-
 
+
-
Руководители юденрата хотели таким путем доказать важность еврейского труда для немецких властей и благодаря этому избежать поголовного уничтожения еврейского населения.
+
-
 
+
-
Первые швейные и портновские мастерские открылись во Львове в 1941 г. В начале 1942 г. в гетто были организованы столярные и слесарные мастерские и мелкие предприятия по производству тары и аптекарских товаров.
+
-
 
+
-
Весной 1942 г. были созданы крупные мастерские, на которых изготавливалась одежда, предметы роскоши, кожевенные изделия.
+
-
 
+
-
На этих предприятиях работало около четырех–пяти тысяч человек.
+
-
 
+
-
По инициативе ряда немецких предпринимателей, заинтересованных в эксплуатации дешевой еврейской рабочей силы, был создан ряд крупных производств:
+
-
* оружейный завод,
+
-
* фабрика по переработке и сбыту утильсырья,
+
-
* мастерские по пошиву обмундирования для немецкой армии,
+
-
* мастерские по починке одежды и другие.
+
-
 
+
-
На них работали многие тысячи евреев.
+
-
 
+
-
Однако несмотря на все усилия пятнадцать тысяч евреев были уничтожены в ноябре 1942 г. – январе 1943 г.;
+
-
 
+
-
Двадцать тысяч были заключены в «еврейский лагерь» на территории гетто;
+
-
 
+
-
Юденрат был ликвидирован.
+
-
 
+
-
=== Сопротивление ===
+
-
 
+
-
Первые еврейские группы Сопротивления были созданы во Львове в 1941 г.
+
-
 
+
-
Одну из таких групп возглавлял поэт на языке идиш Я. Шудрих.
+
-
 
+
-
Группа переправляла евреев в партизанские отряды в леса или отправляла на работу в Германию по фальшивым документам.
+
-
 
+
-
Группа Я. Шудриха наладила связь с советскими и польскими подпольными организациями.
+
-
 
+
-
Другая еврейская подпольная группа «Независимая социалистическая молодежь» издала несколько номеров газеты на польском языке, используя типографское оборудование.
+
-
 
+
-
В январе 1943 г. в гетто был создан комитет, который возглавил сопротивление.
+
-
 
+
-
В него вошли представители гетто и Яновского концлагеря.
+
-
 
+
-
Комитет выпускал подпольную газету и организовал побег бойцов сопротивления в Бродские леса, где ими был создан партизанский отряд.
+
-
 
+
-
Во Львове большого размаха достигло приобретение евреями оружия.
+
-
 
+
-
Оружие ввозилось из ремонтных мастерских, закупалось у итальянских и венгерских солдат, у местных жителей.
+
-
 
+
-
Активно участвовал в операциях по приобретению оружия Ш. Визенталь.
+
-
 
+
-
20 ноября 1943 г. подняли восстание 150 членов так называемой «бригады смерти», сжигавшие трупы и уничтожавшие следы массовых казней евреев во Львове.
+
-
 
+
-
Им удалось убить нескольких эсэсовцев, разорвать проволочное заграждение.
+
-
 
+
-
Хотя почти все участники восстания погибли, десять из них спаслись.
+
-
 
+
-
Семь тысяч оставшихся в живых евреев были переведены в Яновский концлагерь, где в ноябре 1943 г. их уничтожили.
+
-
 
+
-
июль 1944 г. - освобождение Львова советскими войсками.
+
-
 
+
-
В городе был создан еврейский Комитет по оказанию помощи уцелевшим после Катастрофы.
+
-
 
+
-
Из 3400 евреев, до конца 1944 г. зарегистрировавшихся жителями Львова, около 820 человек — бывшие узники львовского гетто.
+
-
 
+
-
Комитет приложил много усилий, чтобы разыскать еврейских детей, спасенных в годы немецкой оккупации в монастырях и в украинских и польских семьях.
+
-
 
+
-
Во Львове была восстановлена синагога «Хадашим» (построена в 1856 г.).
+
-
 
+
-
Раввином синагоги был назначен Давид Кахане, спасенный, как и некоторые другие евреи, митрополитом А. Шептицким.
+
-
 
+
-
== Послевоенное время ==
+
-
 
+
-
Сохранившаяся библиотека Львовской общины (одна из крупнейших еврейских библиотек в Польше) в 1946 г. перевезена в Киев.
+
-
 
+
-
Большая часть уцелевших евреев Львова, попавших в лагеря для перемещенных лиц, репатриировались в Израиль.
+
-
 
+
-
Нелегальной эмиграцией евреев из Львова занимался Львовский центр организации Бриха.
+
-
 
+
-
Его активисты были арестованы в 1946 г. и приговорены к различным срокам тюремного заключения.
+
-
 
+
-
В 1946 г. несколько сот семей любавичских хасидов нелегально выехали из СССР в Польшу через Львов.
+
-
 
+
-
После войны еврейская культурная деятельность во Львове не возобновилась, за исключением кратковременного существования еврейского театра (во время войны работал в эвакуации в Алма-Ате), который был закрыт в 1948 г.
+
-
 
+
-
В 1959 г. во Львове проживало 25 800 евреев,
+
-
в 1970 г. — 24 362 еврея,
+
-
в 1979 г. — 17 952 еврея,
+
-
в 1989 г. — 12,8 тыс. евреев.
+
-
 
+
-
Единственная синагога, действовавшая во Львове в послевоенные годы, была закрыта в 1962 г. во время кампании борьбы с иудаизмом 1957–64 гг.
+
-
 
+
-
В 1974 г. в квартире, где собирался миньян, конфисковали свитки Торы и молитвенники.
+
-
 
+
-
В составе массовой алии из СССР—СНГ в 1970-х гг. и в 1989 г. – начале 2000-х гг. в Израиль приехало много евреев из Львова.
+
-
 
+
-
Часть евреев эмигрировали в другие страны мира.
+
-
 
+
-
Согласно Всеукраинской переписи населения 2001 г., во Львове проживало 1900 евреев (0,3% от всего населения).
+
-
 
+
-
В 1988 г. во Львове была зарегистрирована еврейская община.
+
-
 
+
-
В 1989 г. общине было возвращено здание синагоги.
+
-
 
+
-
В городе находияся ортодоксальные и реформистские общины.
+
-
 
+
-
С начала 1990-х гг. во Львове
+
-
* действует благотворительная организация «Хесед Исраэль»,
+
-
* выходит газета «Шофар».
+
-
* Функционирует Центр Холокоста (Катастрофы).
+
-
 
+
-
Современная еврейская община Львова значительно уменьшилась в результате эмиграции и, в меньшей мере, ассимиляции, и насчитывает около 2 000 человек.
+
-
 
+
-
=== Синагога ===
+
-
 
+
-
* [[Синагога "Бейс Аарон ве Исраэль"]] (ул. Братьев Михновских, 4)
+
-
 
+
-
[[Файл:Внесение_свитка_торы_в_Львове.jpg|thumb|right|260px|Внесение во львовскую синагогу [[Бейс Аарон ве Исраэль]] нового свитка [[Тора|Торы]] ([[2007]])]]
+
-
 
+
-
=== Известные евреи-львовяне ===
+
-
 
+
-
В Львове родились, жили и работали известные деятели  еврейской  истории и культуры.
+
-
 
+
-
* Шахматист  [[Белявский, Александр Генрихович|Александр Белявский]];
+
-
* писатели  [[Ванда Василевская]],  [[Шульц, Бруно|Бруно Шульц]], [[Станислав Лем]], [[Станислав Ежи Лец]]; биолог [[Вейгль, Рудольф|Рудольф Вейгль]],
+
-
* музыканты и композиторы  Стефан Ашкенази , Моррис Розенталь , [[Эмануэль Акс]],  [[Юрий Башмет]];
+
-
* философ [[Мартин Бубер]], 
+
-
* военный советник [[Мао Цзэдун]]а)Якоб Розенфельд;
+
-
* историк, писатель и обшественный деятель[[Симон Визенталь]],
+
-
* политик [[Явлинский, Григорий Алексеевич|Григорий Явлинский]],
+
-
* банкир [[Фридман, Михаил Маратович|Михаил Фридман]],
+
-
* историки [[Меир Балабан]] и [[Шимон Ашкенази]],
+
-
* журналист [[Матвей Ганапольский]].
+
-
 
+
-
Во Львове жили и работали 
+
-
* [[Шолом-Алейхем]],
+
-
* [[Гинзбург, Евгения Семёновна|Евгения Аксёнова-Гинзбург]],
+
-
* [[Мандельштам, Надежда Яковлевна|Надежда Мандельштам]].
+
-
 
+
-
=== Шахматисты-евреи ===
+
-
 
+
-
Львовская [[Шахматы|шахматная]] школа в советское время была одной из самых известных в [[СССР]] и доныне осталась среди ведущих шахматных центров Украины.
+
-
 
+
-
Среди самых известных львовских шахматистов-евреев: 
+
-
* [[Леонид Штейн]],
+
-
* [[Белявский, Александр Генрихович|Александр Белявский]], 
+
-
* [[Иосиф Дорфман]].
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:История евреев Украины]]
+
-
[[Категория:Холокост]]
+
-
[[Категория:Евреи в СССР]]
+
-
[[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
+
-
[[Категория:Еврейские общины]]
+

Текущая версия на 23:58, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Львов (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация