Македония (История евреев Македонии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Строка 28: Строка 28:
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и [[Салоники - еврейская община|Салониках]].
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и [[Салоники - еврейская община|Салониках]].
-
Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [5] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
+
Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. <ref>A. Assa, p.36.</ref> Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [6] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Исаака Джарфати общинам немецких и венгерских евреев. в которых он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров. [7]
+
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. <ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref>  Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Исаака Джарфати общинам немецких и венгерских евреев. в которых он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.<ref>Assa, p.40.</ref>
Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на ладино.
Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на ладино.
Строка 36: Строка 36:
== Расселение и численность евреев ==
== Расселение и численность евреев ==
-
До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев) [6] и Штипе (примерно 500 евреев). [8] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битола состояла из ладиноговорящих сефардов .
+
До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)<ref name="ce-review.org"/> и Штипе (примерно 500 евреев).<ref name="ushmm.org">[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref> Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битола состояла из ладиноговорящих сефардов .
-
В марте 1941 года [[Болгария - еврейская община|Болгария]] стала союзником держав оси и [9] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии. [10]
+
В марте 1941 года [[Болгария - еврейская община|Болгария]] стала союзником держав оси и<ref name="HoloEncBulgaria"/> в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.<ref name="Chary - 45">Chary, p. 45</ref>
-
В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании [[Албания - еврейская община|Албании]]. [10] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятый еще в 1939 году. [11] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[8]
+
В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании [[Албания - еврейская община|Албании]].<ref name="Chary - 45" /> 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятый еще в 1939 году.<ref>Chary, p. 46</ref> Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.<ref name="ushmm.org"/>
-
 
+
-
Болгарские власти, к тому времени (1941), приняли антисемитский "Закон о защите нации" еще в январе. [9] В течение 1942 г., были приняты  все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в Польше . [9] [12] [13]
+
 +
Болгарские власти, к тому времени (1941), приняли антисемитский "Закон о защите нации" еще в январе.<ref name="HoloEncBulgaria">Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355</ref> В течение 1942 г., были приняты  все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в Польше . <ref name="HoloEncBulgaria"/><ref name="SA">Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the
 +
Departed Jewish Community of Bitola [http://www.holocaustfund.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=118&Itemid=593&lang=mk]</ref><ref name="verar">Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.</ref>
В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [6] [14] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [8] [14] Среди 7215 задержанх на складе были: [15]
В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [6] [14] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [8] [14] Среди 7215 задержанх на складе были: [15]

Версия 13:01, 1 сентября 2011

Тип статьи: Регулярная статья



МАКЕДОНИЯ (Республика Македония, в ЕЭС - Бывшая югославская республика Македония) - государство на Балканском полуострове, образовавшееся в результате распада Югославии в 1991 году.

История евреев в современной Республике Македонии насчитывает две тысячи лети начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. На сегодняшний день около 200 евреев, проживают в Республике Македония, в основном в столице республики - Скопье и несколько в Штипе и Битоле. [1]


Содержание

Период Римской империи

Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.[2] Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби , на юго-востоке Республики Македония. [3]


Миграция сефардов при османском владычестве

Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и Салониках.

Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [4] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.

Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [5] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Исаака Джарфати общинам немецких и венгерских евреев. в которых он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.[6]

Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на ладино.


Расселение и численность евреев

До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)[5] и Штипе (примерно 500 евреев).[7] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битола состояла из ладиноговорящих сефардов .

В марте 1941 года Болгария стала союзником держав оси и[8] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[9]

В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании Албании.[9] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятый еще в 1939 году.[10] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[7]

Болгарские власти, к тому времени (1941), приняли антисемитский "Закон о защите нации" еще в январе.[8] В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в Польше . [8][11][12] В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [6] [14] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [8] [14] Среди 7215 задержанх на складе были: [15]

  • 539 детей моложе 3-х лет,
  • 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
  • 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
  • 865 человек старше 60 лет,
  • 250 тяжело больных ( лиц, прикованных к постели),
  • 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,

4 человека погибли при прибытии в лагерь.

Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии и контролируемой Югославией и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку . Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированных из Битолы Треблинки не выжили: [16] в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью разрушена.

После освобождения Македонии в 1944 , общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419. [17] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде, [18] но только около 140 выжили. [2] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан. [6] Из депортированных в лагеря смерти, никто не выжил. [15] Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году. [17]

В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства. [19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо: [19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выреселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись. [19]

В наши дни

В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек. [1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле. [2] Община в последние годы (2003 [2]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье. [20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиле. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля. [21]


Религиозное возрождение

Македонский еврейской общины после долгого периода в 60 лет, новый родной раввина родился в Македонии , Ави М. Козма (27 лет), студент главный раввин еврейской общины в Сербии Исак Асиилова, который также был раввином Македония . Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, является студент окончил юридический факультет в Скопье , Македония. Учился раввинских исследований с его первым учителем, наставником и раввин, раввин Исаак Асиилова от ( +2 тысячи - 2007 ), и после этого он поступил во всемирно известной ешивы - раввинского колледжа Бет Мидраш Sepharadi в Иерусалиме , Израиль , во главе с всемирно известным раввинского фигура, раввин Шломо Кассин , где Козьма еще учится. Козма был торжественно открыт 5 мая 2008 года в македонском синагоги «Бет Яаков". Первой Балканской раввинской конференции также был проведен там, организованный еврейской общины в Македонии "ешивы Бейт Мидраше Sepharadi - раввин Шломо Кассин, Всемирная сионистская организация - Департамент по делам религии в диаспоре - Иерусалим - Израиль" во главе с раввином Yechiel Вассерман и Правительство Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами). Для этого события, около 25 раввинов со всего мира приняли участие в том числе главного раввина Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурге, Париже, ешивы Бейт Мидраше Sepharadi - Раввин Эзра Кассин и других раввинов из ешивы , которые служат по всему миру . Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор также принял участие, а также представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд и многие другие. Конференция была организована, в частности, путем Глигор Tashkovich, министр иностранных инвестициях в Республике Македония и он также дал обед адрес. Этот проект по обучению Козьмы, на службу в сообщество, где институт раввина не было в течение 60 лет, был поддержан еврейской общины в Македонии, ешива - раввинского колледжа Бейт Мидраше Sepharadi в Иерусалиме - Израиль и Всемирной сионистской организации - Департамент по делам религии в диаспоре - Иерусалим - Израиль. [ редактировать ]Музей Холокоста в Скопье

Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации был открыт в присутствии президента страны и представителями религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре того, что когда-то был еврейский квартал города ( македонский : Еврејско маало), в центре столице Македонии Скопье. Еврейская община в Македонии выиграли от 2002 закон, предусматривающий возвращение наследников еврейской собственности в еврейской общине, закон, который широко признан одним из лучших в Европе. Македония была широко приветствовали для включения евреям восстановить свою семейную реликвию, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, с передачей урны с прахом македонских евреев выполнен в Треблинку из Музей города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, который будет открыт в музейный комплекс, который включает археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости . Основные достопримечательности и туристические достопримечательности, такие как каменный мост , Скопье крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея. Македонский президент д-р Георге Иванов напомнил долгая история совместного проживания между евреями и македонцев и сказал, что с потерей евреев "части Македонии были вырваны и что на еврейских улицах Скопье , Битола и Штип , после Война наступила тишина ". Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей детали истории еврейской общины Македонии с древних времен. Всемирный еврейский конгресс (ВЕК) Директор по исследованиям Лоуренс Вейнбаума отметил, что никакой еврейской общины в Европе пострадала в большей степени разрушений, чем македонский один.


Сноски

  1. Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [1]
  2. Jewish Virtual Library - Macedonia
  3. Kraabel, p. 112-115
  4. A. Assa, p.36.
  5. 5,0 5,1 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  6. Assa, p.40.
  7. 7,0 7,1 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  8. 8,0 8,1 8,2 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
  9. 9,0 9,1 Chary, p. 45
  10. Chary, p. 46
  11. Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [2]
  12. Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация