Македония (История евреев Македонии)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Jonatan Tzur (Обсуждение | вклад)
Gorozmey (Обсуждение | вклад)
 
(44 промежуточные версии не показаны)
Строка 8: Строка 8:
| КАЧЕСТВО  =  
| КАЧЕСТВО  =  
| УРОВЕНЬ  =  
| УРОВЕНЬ  =  
-
| ДАТА СОЗДАНИЯ =
+
| ДАТА СОЗДАНИЯ = 31 августа 2011
| ВИКИПЕДИЯ =
| ВИКИПЕДИЯ =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
| НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ  =
}}{{checked_final}}
}}{{checked_final}}
-
{{Начало_работы}}
 
-
'''МАКЕДОНИЯ''' (Республика Македония, в ЕЭС - Бывшая югославская республика Македония) - государство на Балканском полуострове, образовавшееся в результате распада [[Югославия - еврейская община|Югославии]] в 1991 году.
 
-
* Не следует путать с: [[http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BA%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F_(%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C) Македония (историческая область)]]
+
'''Македония''' - государство на юге Европы.
-
История евреев в современной Республике Македонии насчитывает две тысячи лети начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. На сегодняшний день около 200 евреев, проживают в Республике Македония, в основном в столице республики -  Скопье и несколько в Штипе и Битоле. <ref name="denes">Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [http://www.jewishworldreview.com/0300/macedonia1.asp ]</ref>
 
 +
== История еврейской общины ==
 +
 +
 +
История евреев в современной Республике Македония насчитывает две тысячи лет и начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе.  <ref name="denes">Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [http://www.jewishworldreview.com/0300/macedonia1.asp ]</ref>
== Период Римской империи ==
== Период Римской империи ==
-
Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Macedonia.html Jewish Virtual Library - Macedonia]</ref> Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби , на юго-востоке Республики Македония.  <ref>Kraabel, p. 112-115</ref>
+
Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.<ref>[http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/vjw/Macedonia.html Jewish Virtual Library - Macedonia]</ref> Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние [[Синагога|синагоги]] датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби, на юго-востоке Республики Македония.  <ref>Kraabel, p. 112-115</ref>
== Миграция сефардов при османском владычестве ==
== Миграция сефардов при османском владычестве ==
-
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и [[Салоники - еврейская община|Салониках]].
+
Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, [[Изгнание евреев из Испании (1492)|бежавших из Испании и Португалии]] от преследований [[Инквизиция|инквизиции]]. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, [[Изгнание евреев из Испании (1492)|изгнанных из Испании в 1492 году]]. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), [[Скопье]] и [[Салоники - еврейская община|Салониках]].
-
Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. <ref>A. Assa, p.36.</ref> Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
+
Султан [[Османская империя (Турция) - еврейские общины|Османской империи]] Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство [[Синагога|синагог]] и ведения торговли на всей территории Османской империи. <ref>A. Assa, p.36.</ref> Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как [[Скопье]], [[Битола]] и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.
-
 
+
-
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. <ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref>  Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Исаака Джарфати общинам немецких и венгерских евреев. в которых он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.<ref>Assa, p.40.</ref>
+
-
 
+
-
Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на ладино.
+
 +
Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. <ref name="ce-review.org">[http://www.ce-review.org/00/4/daskalovski4.html Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski]</ref>  Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Ицхака Царфати из Эдирне общинам немецких и [[Венгрия - еврейская община|венгерских евреев]], в котором он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.<ref>Assa, p.40.</ref> Еврейская община состояла почти полностью из [[Сефарды|сефардов]], говоривших в быту на языке [[Ладино|ладино]].
== Расселение и численность евреев ==
== Расселение и численность евреев ==
-
До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)<ref name="ce-review.org"/> и Штипе (примерно 500 евреев).<ref name="ushmm.org">[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref> Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битола состояла из ладиноговорящих сефардов .
+
До [[Евреи во Второй мировой войне|Второй мировой войны]] , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)<ref name="ce-review.org"/> и Штипе (примерно 500 евреев).<ref name="ushmm.org">[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006804 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref> Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых [[Сефарды|евреев-сефардов]]. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битолы состояла из [[Ладино|ладиноговорящих]] [[Сефарды|сефардов]].
-
В марте 1941 года [[Болгария - еврейская община|Болгария]] стала союзником держав оси и<ref name="HoloEncBulgaria"/> в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.<ref name="Chary - 45">Chary, p. 45</ref>
 
-
В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании [[Албания - еврейская община|Албании]].<ref name="Chary - 45" /> 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятый еще в 1939 году.<ref>Chary, p. 46</ref> Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.<ref name="ushmm.org"/>
+
== Во время Второй Мировой войны ==
 +
{{main|Холокост в Македонии}}
 +
{{также|Болгария - еврейская община}}
 +
В марте 1941 года [[Болгария - еврейская община|Болгария]] стала союзником "держав Оси" и<ref name="HoloEncBulgaria"/> в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти [[Сербия - еврейская община|Королевства Сербия]], в качестве части [[Болгария - еврейская община|Болгарии]].<ref name="Chary - 45">Chary, p. 45</ref>
-
Болгарские власти, к тому времени (1941), приняли антисемитский "Закон о защите нации" еще в январе.<ref name="HoloEncBulgaria">Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355</ref> В течение 1942 г., были приняты  все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в Польше . <ref name="HoloEncBulgaria"/><ref name="SA">Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the
+
В оккупированные [[Болгария - еврейская община|Болгарией]] области, не были включены ни [[Салоники - еврейская община|Салоники]], с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией [[Албания - еврейская община|Албании]].<ref name="Chary - 45" /> 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку [[Югославия - еврейская община|Королевство Югославия]] имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.<ref>Chary, p. 46</ref> Евреи Битолы были заключены в [[Гетто|гетто]], проживание в котором было принудительным.<ref name="ushmm.org"/>
-
Departed Jewish Community of Bitola [http://www.holocaustfund.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=118&Itemid=593&lang=mk]</ref><ref name="verar">Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.</ref>
+
-
В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [6] [14] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [8] [14] Среди 7215 задержанх на складе были: [15]
+
 +
[[Болгария - еврейская община|Болгарские]] власти, еще в январе 1941 года, приняли антисемитский "Закон о защите нации".<ref name="HoloEncBulgaria">Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355</ref> В течение 1942 г., были приняты  все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной [[Греция - еврейская община|Греции]], кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинка]] созданный нацистами в оккупированной [[Польша - еврейская община|Польше]]. <ref name="HoloEncBulgaria"/><ref name="SA">Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the
 +
Departed Jewish Community of Bitola [http://www.holocaustfund.org/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=118&Itemid=593&lang=mk]</ref><ref name="verar">Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.</ref>
 +
В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа <ref name="ce-review.org"/><ref name=HoloMusMac>Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10006804]</ref> и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. <ref name="ushmm.org"/> <ref name=HoloMusMac/>  Среди 7215 задержанх на складе были:
 +
[[Файл:The Holocaust Museum in Skopje 31.jpg|250px|right|thumb|Согласно болгарским антисемитским законам на еврейские дома были повешены указатели их принадлежности (слева). Везде, где евреям был вход запрещён, висел знак, ограничивающий доступ (Справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония]]
 +
[[Файл:The Holocaust Museum in Skopje 29.JPG|250px|right|thumb|Вагон для перевозки македонских евреев - экспозиция в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония.]]
* 539 детей моложе 3-х лет,
* 539 детей моложе 3-х лет,
* 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
* 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
Строка 55: Строка 58:
4 человека погибли при прибытии в лагерь.
4 человека погибли при прибытии в лагерь.
-
Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии и контролируемой Югославией и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку . Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированных из Битолы Треблинки не выжили: [16] в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью разрушена.
+
Хотя [[Болгария - еврейская община|Болгария]] защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|лагеря смерти]]. Еврейские общины [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], [[Югославия - еврейская община|Югославии]] и [[Греция - еврейская община|Греции]] были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинку]] <ref>[http://www.ushmm.org/wlc/article.php?lang=en&ModuleId=10006803 The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum]</ref>. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинку]] не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для [[Сефарды|сефардской]] общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью уничтожена.
-
После освобождения Македонии в 1944 , общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419. [17] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в [[Белград - еврейская община|Белграде]], [18] но только около 140 выжили. [2] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан. [6] Из депортированных в лагеря смерти, никто не выжил. [15] Большинство выживших [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировались в Израиль]], некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году. [17]
+
После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин [[Югославия - еврейская община|Югославии]], было 419.<ref name="JA1968">David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.</ref> <ref>[http://www.jewishaz.com/jewishnews/990723/help.shtml "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix]</ref>  Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в [[Белград - еврейская община|Белграде]],<ref>[http://www.jewishaz.com/jewishnews/990723/help.shtml "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix]</ref> но только около 140 выжили. <ref name="centropa.org">[http://www.centropa.org/reports.asp?rep=&ID=6759&TypeID=0 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports]</ref> Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.<ref name="ce-review.org"/> Из депортированных в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|лагеря смерти]], не выжил никто. Большинство выживших [[Алия (репатриация в Израиль)|репатриировались в Израиль]], некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в [[Сербия - еврейская община|Сербию]]. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.<ref name="JA1968"/>
-
 
+
[[File:The Holocaust Museum in Skopje 20.JPG|250px|right|thumb|Болгарские евреи на принудительных работах. Фото из Музея Холокоста в Скопье, Республика Македония.]]
-
В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства. [19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо: [19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выреселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись. [19]
+
В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и [[Румыния - еврейская община|Румынии]] <ref name="BWI"/>), [[Болгария - еврейская община|Болгарии]] удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в [[Концентрационные лагеря Третьего рейха|концентрационные лагеря]]. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.<ref name="BWI"/> Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:<ref name="BWI"/> большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выселены в сельские районы [[Болгария - еврейская община|Болгарии]], а протесты против этого жестоко подавлялись.<ref name="BWI"/> <ref name="BWI">Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the  holocaust, Social  Forces 83, December 2004, Pages 691-708</ref>
== В наши дни ==
== В наши дни ==
 +
В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.<ref name="denes"/> Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в  Штипе и один еврей, остался в Битоле.<ref name="centropa.org"/>
-
В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек. [1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в  Штипе и один еврей, остался в Битоле. [2]
+
Община в последние годы (2003<ref name="centropa.org"/>) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в [[Белград - еврейская община|Белграде]] и [[Салоники - еврейская община|Салониках]], в то время как раввин [[Белград - еврейская община|Белграда]] является и раввином Скопье.<ref>[http://www.jewishworldreview.com/0300/macedonia1.asp "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review]</ref> Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков [[ТаНаХ|ТАНАХА]] в [[Государство Израиль|Израиль]]. Ежегодно отмечается День Независимости [[Государство Израиль|Израиля]].<ref>http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html [[Ha'aretz]]</ref>
-
Община в последние годы (2003 [2]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в [[Белград - еврейская община|Белграде]] и [[Салоники - еврейская община|Салониках]], в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье. [20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиле. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля. [21]
+
=== Религиозное возрождение ===
=== Религиозное возрождение ===
 +
В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины:  так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины [[Сербия - еврейская община|Сербии]] Ицхакк Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии.
-
Македонский еврейской общины после долгого периода в 60 лет, новый родной раввина родился в Македонии , Ави М. Козма (27 лет), студент главный раввин еврейской общины в Сербии Исак Асиилова, который также был раввином Македония .
+
Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в [[Иерусалим|Иерусалиме]], [[Государство Израиль|Израиль]], во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Раввин Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года.
-
Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, является студент окончил юридический факультет в Скопье , Македония.
+
-
Учился раввинских исследований с его первым учителем, наставником и раввин, раввин Исаак Асиилова от ( +2 тысячи - 2007 ), и после этого он поступил во всемирно известной ешивы - раввинского колледжа Бет Мидраш Sepharadi в Иерусалиме , Израиль , во главе с всемирно известным раввинского фигура, раввин Шломо Кассин , где Козьма еще учится. Козма был торжественно открыт 5 мая 2008 года в македонском синагоги «Бет Яаков".
+
-
Первой Балканской раввинской конференции также был проведен там, организованный еврейской общины в Македонии "ешивы Бейт Мидраше Sepharadi - раввин Шломо Кассин, Всемирная сионистская организация - Департамент по делам религии в диаспоре - Иерусалим - Израиль" во главе с раввином Yechiel Вассерман и Правительство Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).
+
-
Для этого события, около 25 раввинов со всего мира приняли участие в том числе главного раввина Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурге, Париже, ешивы Бейт Мидраше Sepharadi - Раввин Эзра Кассин и других раввинов из ешивы , которые служат по всему миру .
+
-
Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор также принял участие, а также представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд и многие другие. Конференция была организована, в частности, путем Глигор Tashkovich, министр иностранных инвестициях в Республике Македония и он также дал обед адрес.
+
-
Этот проект по обучению Козьмы, на службу в сообщество, где институт раввина не было в течение 60 лет, был поддержан еврейской общины в Македонии, ешива - раввинского колледжа Бейт Мидраше Sepharadi в Иерусалиме - Израиль и Всемирной сионистской организации - Департамент по делам религии в диаспоре - Иерусалим - Израиль.
+
-
[ редактировать ]Музей Холокоста в Скопье
+
-
Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации был открыт в присутствии президента страны и представителями религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре того, что когда-то был еврейский квартал города ( македонский : Еврејско маало), в центре столице Македонии Скопье. Еврейская община в Македонии выиграли от 2002 закон, предусматривающий возвращение наследников еврейской собственности в еврейской общине, закон, который широко признан одним из лучших в Европе. Македония была широко приветствовали для включения евреям восстановить свою семейную реликвию, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, с передачей урны с прахом македонских евреев выполнен в Треблинку из Музей города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, который будет открыт в музейный комплекс, который включает археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости . Основные достопримечательности и туристические достопримечательности, такие как каменный мост , Скопье крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея.
+
Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством [[Всемирная сионистская организация|Всемирной сионистской организации]] - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).
-
Македонский президент д-р Георге Иванов напомнил долгая история совместного проживания между евреями и македонцев и сказал, что с потерей евреев "части Македонии были вырваны и что на еврейских улицах Скопье , Битола и Штип , после Война наступила тишина ". Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей детали истории еврейской общины Македонии с древних времен.
+
-
Всемирный еврейский конгресс (ВЕК) Директор по исследованиям Лоуренс Вейнбаума отметил, что никакой еврейской общины в Европе пострадала в большей степени разрушений, чем македонский один.
+
 +
В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, [[Хорватия - еврейская община|Хорватии]], [[Сербия - еврейская община|Сербии]], [[Румыния - еврейская община|Румынии]], Страсбурга, Парижа, ешивы "Бейт Мидраш Сфаради" - Эзра Кассин и другие раввины из ешив со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель [[Джойнт (организация)|Джойнта]], [[Всемирный еврейский конгресс|Всемирный еврейский конгресс]] , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония.
 +
 +
Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в [[Холокост|Холокосте]] во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед.: Еврејско маало). Еврейская община Македонии добилась проведения в парламенте республики в 2002 году закона, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время [[Холокост|Холокоста]]. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]] из Музея города Скопье в музей [[Холокост|Холокоста]]. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея.
 +
 +
Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии со времён Римской империи.
 +
 +
 +
== См. также ==
 +
* [[Югославия - еврейская община|Югославия - еврейская община]]
 +
* [[Овадья, Эстрея]]
 +
 +
<gallery widths="250px" heights="250px">
 +
File:Skopje Holocaust 1.jpg|Перенос урны с прахом евреев Македонии, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]]
 +
File:Skopje Holocaust 2.jpg|Межрелигиозная церемония переноса урн с прахом евреев Македонии, уничтоженных в [[Треблинка (концентрационный лагерь)|Треблинке]] в рамках открытия нового музея [[Холокост|Холокоста]] в Скопье, Македония.
 +
File:Skopje Holocaust 3.jpg|Таблица на входе в Музей [[Холокост|Холокоста]] в Скопье, Македония. Надписи выполнены на македонском, ладино. иврите и английском языках.
 +
</gallery>
 +
 +
== Литература ==
 +
* {{книга|автор = A. Assa|часть = |заглавие = Македония и еврейский народ|оригинал = Macedonia and the Jewish people|ссылка = |ответственный = |издание = |место = Skopje|издательство = University of Pittsburgh Press|год = 1992|том = |страницы = |страниц = |серия = |isbn = |тираж = }}
== Сноски ==
== Сноски ==
<references/>
<references/>
 +
 +
 +
[[Категория:Еврейские общины]]
 +
[[Категория:Евреи в Европе]]
 +
[[Категория:История евреев Югославии]]

Текущая версия на 09:40, 21 апреля 2013

Тип статьи: Регулярная статья
Дата создания: 31 августа 2011


Македония - государство на юге Европы.


Содержание

История еврейской общины

История евреев в современной Республике Македония насчитывает две тысячи лет и начинается в период римской античности, когда евреи впервые основались в этом регионе. [1]

Период Римской империи

Впервые евреи прибыли в область Македония во времена Римской империи, бежав от преследований в других римских провинциях.[2] Первыми свидетельствами наличия евреев в регионе являются древние синагоги датируемые концом III века нашей эры в древнем городе Стоби, на юго-востоке Республики Македония. [3]


Миграция сефардов при османском владычестве

Еврейская община района была сравнительно небольшой до Османского завоевания области Македония, после чего община начинает разрастаться, в результате прибытия евреев, бежавших из Испании и Португалии от преследований инквизиции. В это время Македония становится большим пристанищем для евреев, изгнанных из Испании в 1492 году. В македонских городах были сформированы еврейские общины, в первую очередь Битоле (Монастир), Скопье и Салониках.

Султан Османской империи Баязет II приветствовал переселение десятков тысяч евреев из Испании и Португалии, бежавших от преследований, которые были в состоянии достичь территории области. Они получили значительную автономию, с различными правами, включая право на покупку недвижимости, строительство синагог и ведения торговли на всей территории Османской империи. [4] Зажиточность и высокий уровень жизни в городах нынешней Республики Македония, таких как Скопье, Битола и Штип привлекали множество евреев. У евреев области Македония, в это время, процветает торговля, банковское дело, медицина и область права, Некоторые были успешными во властных структурах.

Отношения между евреями и местным нееврейским населением были, как правило, хорошими. [5] Подтверждает это дошедшее до наших дней письмо македонского еврея Ицхака Царфати из Эдирне общинам немецких и венгерских евреев, в котором он подробно описывает благоприятные условия проживания в Македонии и Османской империи в целом, советуя им иммигрировать на Балканский полуостров.[6] Еврейская община состояла почти полностью из сефардов, говоривших в быту на языке ладино.

Расселение и численность евреев

До Второй мировой войны , еврейская община нынешней Республики Македония была сосредоточена в Битоле (около 8000 евреев), Скопье (около 3000 евреев)[5] и Штипе (примерно 500 евреев).[7] Еврейское кладбище в Битоле было создано в 1497 году, вскоре после прибытия первых евреев-сефардов. Кладбище является самым старым еврейским кладбищем в Македонии, и на Балканском полуострове в целом. Почти вся еврейская община Битолы состояла из ладиноговорящих сефардов.


Во время Второй Мировой войны

Основная статья: Холокост в Македонии

В марте 1941 года Болгария стала союзником "держав Оси" и[8] в апреле 1941 болгарские войска заняли Вардар, рассматривая территорию нынешней Республики Македония, как естественную часть своей национальной родины. С момента своего движения за независимость, начавшегося ещё в конце XIX века, Македония пыталась освободиться от турецкого ига, а потом от власти Королевства Сербия, в качестве части Болгарии.[9]

В оккупированные Болгарией области, не были включены ни Салоники, с более чем 55 тысяч евреев, ни запад области Македония, в том числе города Дебар, Струга, и Тетово, которые стали частью оккупированной Италией Албании.[9] 4 октября 1941 года, болгарские власти ввели в действие закон, запрещающий евреям заниматься каким-либо видом торговли, и обязали их продавать свой бизнес неевреям, либо закрывать. Однако такие законы не были новинкой для региона, поскольку Королевство Югославия имело, к тому времени свои антисемитские законы, принятые еще в 1939 году.[10] Евреи Битолы были заключены в гетто, проживание в котором было принудительным.[7]

Болгарские власти, еще в январе 1941 года, приняли антисемитский "Закон о защите нации".[8] В течение 1942 г., были приняты все более жестокие законы и меры в отношении евреев, находящихся под болгарским контролем в Македонии, а также в оккупированной северной Греции, кульминацией которых в 1943 году стала депортация македонских и греческих евреев в лагерь смерти Треблинка созданный нацистами в оккупированной Польше. [8][11][12] В ночь с 10 и 11 марта в 1943 года болгарские добровольцы Ваффен-СС, окружили все еврейское население Скопье, Битолы и Штипа [5][13] и направили в изолятор временного содержания на известный склад табака "Монополь" в Скопье. [7] [13] Среди 7215 задержанх на складе были:

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 31.jpg
Согласно болгарским антисемитским законам на еврейские дома были повешены указатели их принадлежности (слева). Везде, где евреям был вход запрещён, висел знак, ограничивающий доступ (Справа). Снимок сделан в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония
Файл:The Holocaust Museum in Skopje 29.JPG
Вагон для перевозки македонских евреев - экспозиция в Музее Холокоста в Скопье, Республика Македония.
  • 539 детей моложе 3-х лет,
  • 602 детей в возрасте от 3 до 10 лет,
  • 1172 детей в возрасте от 10 до 16 лет,
  • 865 человек старше 60 лет,
  • 250 тяжело больных ( лиц, прикованных к постели),
  • 4 беременные женщины, родившие в следственном лагере,

4 человека погибли при прибытии в лагерь.

Хотя Болгария защищала евреев с болгарским гражданством от немецко-фашистских заказов на депортацию, тем не менее она депортировала всех остальных евреев в лагеря смерти. Еврейские общины Болгарии, Югославии и Греции были почти полностью уничтожены. Все они были вывезены в железнодорожных составах для скота в Треблинку [14]. Несколько десятков евреев Битолы избежали депортации, четверо сбежали из транзитного лагеря, ни один из 3276 евреев, депортированные из Битолы в Треблинку не выжили: в 2003 году, только один еврей остался в городе Битола, который был домом для сефардской общины более 400 лет. Древняя еврейская община в Штипе также была полностью уничтожена.

После освобождения Македонии в 1944 году, общее число выживших евреев, по мнению Федерации еврейских общин Югославии, было 419.[15] [16] Некоторые источники утверждают, что остатки еврейской общины снова собрались в Белграде,[17] но только около 140 выжили. [18] Большинство из них выжили, перейдя в подполье на сторону югославских партизан.[5] Из депортированных в лагеря смерти, не выжил никто. Большинство выживших репатриировались в Израиль, некоторые вернулись в Македонию, остальные переселились в Сербию. В результате этого число евреев, живущих в Македонии снизилось до 81 в 1952 году.[15]

Файл:The Holocaust Museum in Skopje 20.JPG
Болгарские евреи на принудительных работах. Фото из Музея Холокоста в Скопье, Республика Македония.

В отличие от нацистской Германии и большинства её союзников или оккупированных Германией стран (за исключением Дании и Румынии [19]), Болгарии удалось спасти всю свою 48 000 еврейскую общину от депортации в концентрационные лагеря. Димитар Пешев сыграл решающую роль в предотвращения депортации, а также болгарские чиновники православная церковь и простые граждане. [19] Депортированы были только евреи без болгарского гражданства.[19] Тем не менее, положение болгарских евреев не было хорошо:[19] большинство было отправлено на принудительные работы, а их дома были конфискованы. Некоторые были выселены в сельские районы Болгарии, а протесты против этого жестоко подавлялись.[19] [19]

В наши дни

В настоящее время еврейская община Республики Македония насчитывает около 200 человек.[1] Почти все живут в Скопье, одна семья проживает в Штипе и один еврей, остался в Битоле.[18]

Община в последние годы (2003[18]) открыла синагогу и общинный центр в Скопье. Община также поддерживает связи с еврейскими общинами в Белграде и Салониках, в то время как раввин Белграда является и раввином Скопье.[20] Недавно община отправила своего представителя на ежегодную викторину знатоков ТАНАХА в Израиль. Ежегодно отмечается День Независимости Израиля.[21]


Религиозное возрождение

В Македонской еврейской общине после долгого периода, почти в 60 лет, снова появляются свои собственные раввины: так например Ави М. Козма (27 лет) родился в Македонии, студент и главный раввин еврейской общины Сербии Ицхакк Асиилов также является раввином Македонии и тоже уроженец Македонии.

Раввин Ави М. Козма, родился в Македонии, являлся студентом Юридического факультета в Университете Скопье, Македония. Учился в раввинской академии, его первым учителем, наставником и раввином был рав Исаак Асиилов (2007), после чего он поступил во всемирно известную ешиву - "Бейт-мидраш Сфаради" в Иерусалиме, Израиль, во главе с всемирно известным раввином Шломо Кассиным, где Ави М. Козма учится по сей день. Раввин Козма принимал участие в торжественном открытии синагоги "Бет Яаков" в Скопье 5 мая 2008 года.

Там же, в Скопье была проведена Первая Балканская раввинская конференция, организованной ешивой "Бейт Мидраше Сфаради", под руководством раввина Шломо Кассина, представительством Всемирной сионистской организации - Департаментом по делам религии в диаспоре, во главе с раввином Ехиэлем Вассерманом, и Правительством Республики Македония (комиссия по связям с религиозными общинами и группами).

В этом событии приняли участие, около 25 раввинов со всего мира, в том числе главные раввины Москвы, Хорватии, Сербии, Румынии, Страсбурга, Парижа, ешивы "Бейт Мидраш Сфаради" - Эзра Кассин и другие раввины из ешив со всего мира. Президент Европейского еврейского конгресса - Г-н Моше Кантор, представитель Джойнта, Всемирный еврейский конгресс , Европейский еврейский фонд также приняли участие. Конференция была организована, при поддержке Глигора Ташковича - министра иностранных дел Республики Македония.

Новый музей, посвященный памяти евреев Македонии, погибших в Холокосте во время болгарской оккупации, был открыт в присутствии президента страны и представителей религиозных общин Македонии и международных еврейских организаций в 2011 году. Современное здание находится в центре квартала Скопья, что когда-то был еврейским кварталом города (макед.: Еврејско маало). Еврейская община Македонии добилась проведения в парламенте республики в 2002 году закона, предусматривающий возвращение еврейской собственности еврейской общине и наследникам. Закон признан одним из лучших в Европе. Македония приветствовала появление у евреев права восстановить свою общинную собственность, которая была потеряна во время Холокоста. Музей открыт в марте 2011 года, была передана урна с прахом македонских евреев, уничтоженных в Треблинке из Музея города Скопье в музей Холокоста. Музей был первым, в котором будет открыт комплекс, включающий археологический музей Македонии и Музей македонских Независимости. Основные туристические достопримечательности, такие как каменный мост Скопья, крепость и Старый турецкий базар расположены вокруг музея.

Президент Македонии д-р Георге Иванов напомнил о долгой истории совместного проживания еврев с македонцами и сказал, что с потерей евреев "от Македонии была оторвана часть её тела, а на улицах Скопье, Битолы и Штипа, после Войны наступила тишина..." Представители православной, католической и мусульманской общин присоединились к своим еврейским соотечественникам в открытии музея. Музей содержит экспонаты истории еврейской общины Македонии со времён Римской империи.


См. также

Литература

  • A. Assa Македония и еврейский народ = Macedonia and the Jewish people. — Skopje: University of Pittsburgh Press, 1992.

Сноски

  1. 1,0 1,1 Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review [1]
  2. Jewish Virtual Library - Macedonia
  3. Kraabel, p. 112-115
  4. A. Assa, p.36.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 Remembering the Past - Jewish culture battling for survival in Macedonia, Zhidas Daskalovski
  6. Assa, p.40.
  7. 7,0 7,1 7,2 The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  8. 8,0 8,1 8,2 Bulgaria, Holocaust Encyclopedia http://www.ushmm.org/wlc/en/article.php?ModuleId=10005355
  9. 9,0 9,1 Chary, p. 45
  10. Chary, p. 46
  11. Shlomo Alboher, The Jews of Monastir Macedonia - The Life and Times of the Departed Jewish Community of Bitola [2]
  12. Vera Rich, Bulgaria: Shadows of the holocaust, The Lancet, Vol. 337, Issue 8750, Page 1152, 11 May 1991.
  13. 13,0 13,1 Holocaust Encyclopedia -The Holocaust in Macedonia: Deportation of Monastir Jewry, [3]
  14. The Jewish Community of Monastir: A Community in Flux, Mark Cohen, United States Holocaust Memorial Museum
  15. 15,0 15,1 David Pipera, Jewish Almanach 1968-1970, Society of Jewish Communities in Yugoslavia. {serbocroation}: Давид Пипера, Јеврејски алманах 1968-1970, Савез јеврејских општина Југославије.
  16. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  17. "TBI congregants raise funds for synagogue in Macedonia", Tami Bickley, Jewish News of Greater Phoenix
  18. 18,0 18,1 18,2 "Macedonia's Jews battle the odds of survival", Katka Krosnar, Centropa Reports
  19. 19,0 19,1 19,2 19,3 19,4 Brustein, W.I., King, R.D., Anti-semitism as a response to perceived Jewish power: The cases of Bulgaria and Romania before the holocaust, Social Forces 83, December 2004, Pages 691-708
  20. "Only 200 strong, Macedonia's Jews celebrate unity and new synagogue", Ruth E Gruber, Jewish World Review
  21. http://www.haaretz.com/hasen/spages/851851.html Ha'aretz
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация