Маркс, Карл

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Влияние работ Маркса)
Строка 85: Строка 85:
Хотя при жизни Маркса его идеи не получили широкого признания, с конца 19 в. их влияние оказалось огромным. Оно сопоставимо лишь с влиянием основателей мировых религий. Массовые движения, а в 20 в. и целые государства считали себя последователями Маркса, воплощающими его идеи в жизнь. (См. также: [[Социализм|Социализм]], [[Коммунизм]], [[Бунд]], [[Ленин|В. И. Ленин]], [[Борохов, Бер|Б. Борохов]].)
Хотя при жизни Маркса его идеи не получили широкого признания, с конца 19 в. их влияние оказалось огромным. Оно сопоставимо лишь с влиянием основателей мировых религий. Массовые движения, а в 20 в. и целые государства считали себя последователями Маркса, воплощающими его идеи в жизнь. (См. также: [[Социализм|Социализм]], [[Коммунизм]], [[Бунд]], [[Ленин|В. И. Ленин]], [[Борохов, Бер|Б. Борохов]].)
 +
== Отношение к еврейским традициям ==
-
Маркс был внуком раввинов и потомком нескольких поколений ученых-талмудистов, но был совершенно чужд еврейской культуре и традициям, а его отношение к евреям и иудаизму было крайне отрицательным. В статье «К еврейскому вопросу» (см. выше) Маркс не только называет еврейство химерической национальностью, но и пишет, что «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога». Для Маркса мирской культ еврея — торгашество; в еврейской религии содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели. Эти формулировки, очевидно, были заимствованы Марксом у М. Гесса, который высказывал их в свой младогегельянский период. Отождествление еврейства с буржуазным началом, общепринятое среди французских социалистов и немецких младогегельянцев, приводит Маркса к парадоксальному выводу, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства», то есть эмансипация предполагает полный отказ евреев от своего духовного наследия, исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества.
+
Маркс был внуком раввинов и потомком нескольких поколений ученых-талмудистов, но был совершенно чужд еврейской культуре и традициям, а его отношение к евреям и иудаизму было крайне отрицательным.  
 +
В статье «К еврейскому вопросу» (см. выше) Маркс не только называет еврейство химерической национальностью, но и пишет, что «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога».
 +
Для Маркса мирской культ еврея — торгашество; в еврейской религии содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели.
-
Маркс никогда открыто не отрекался от этих выраженных в статье 1843 г. идей, хотя в посвященном возникновению современного капитализма историческом обзоре «Капитала» евреи совсем не упоминаются. Это дало возможность многим последователям Маркса, стремившимся доказать, что Маркс не был антисемитом, утверждать, что содержащееся в его ранних работах (в том числе «Святом семействе») понятие «юдентум» («еврейство») — не историческое еврейство, а социальная категория. В социалистических кругах в 1890-х гг. эти работы Маркса не переиздавались и считались принадлежащими к его «домарксистскому» периоду. Антиеврейские высказывания и оценки встречаются у Маркса и в последующие годы: в личной переписке (в частности, отзывы о Ф. Лассале), в нескольких статьях в газете «Дейли трибюн», где говорится об опасности для мира, которая кроется в деятельности еврейских банкиров. Даже [[Погромы|погромы]] в России (1881) не вызвали с его стороны никакой видимой реакции. Маркс писал о евреях с сочувствием лишь один раз, описывая в газетной заметке их бедственное положение в Иерусалиме. Как еврейское происхождение, так и антиеврейская настроенность Маркса были и продолжают оставаться катализаторами антисемитских взглядов и выступлений правого, а в новейшее время и «левого» толка.
+
Эти формулировки, очевидно, были заимствованы Марксом у М. Гесса, который высказывал их в свой младогегельянский период.
 +
 
 +
Отождествление еврейства с буржуазным началом, общепринятое среди французских социалистов и немецких младогегельянцев, приводит Маркса к парадоксальному выводу, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства», то есть эмансипация предполагает полный отказ евреев от своего духовного наследия, исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества.
 +
 
 +
Маркс никогда открыто не отрекался от этих выраженных в статье 1843 г. идей, хотя в посвященном возникновению современного капитализма историческом обзоре «Капитала» евреи совсем не упоминаются.  
 +
 
 +
Это дало возможность многим последователям Маркса, стремившимся доказать, что Маркс не был антисемитом, утверждать, что содержащееся в его ранних работах (в том числе «Святом семействе») понятие «юдентум» («еврейство») — не историческое еврейство, а социальная категория.  
 +
 
 +
В социалистических кругах в 1890-х гг. эти работы Маркса не переиздавались и считались принадлежащими к его «домарксистскому» периоду.  
 +
 
 +
Антиеврейские высказывания и оценки встречаются у Маркса и в последующие годы: в личной переписке (в частности, отзывы о Ф. Лассале), в нескольких статьях в газете «Дейли трибюн», где говорится об опасности для мира, которая кроется в деятельности еврейских банкиров.  
 +
 
 +
Даже [[Погромы|погромы]] в России (1881) не вызвали с его стороны никакой видимой реакции.  
 +
 
 +
Маркс писал о евреях с сочувствием лишь один раз, описывая в газетной заметке их бедственное положение в Иерусалиме.  
 +
 
 +
Как еврейское происхождение, так и антиеврейская настроенность Маркса были и продолжают оставаться катализаторами антисемитских взглядов и выступлений правого, а в новейшее время и «левого» толка.
 +
 
 +
== Элеонора Маркс-Эвелинг - младшая дочь Маркса ==
Элеонора Маркс-Эвелинг, (1855, Лондон, – 1898, там же), младшая дочь Маркса, деятель английского рабочего движения. Выступала на собраниях еврейских рабочих, подчеркивая свое еврейское происхождение.
Элеонора Маркс-Эвелинг, (1855, Лондон, – 1898, там же), младшая дочь Маркса, деятель английского рабочего движения. Выступала на собраниях еврейских рабочих, подчеркивая свое еврейское происхождение.

Версия 17:36, 13 апреля 2013

Источник: Электронная еврейская энциклопедия на русском языке
Тип статьи: Регулярная статья



Маркс, Карл Генрих К. Маркс. (Под портретом автограф К. Маркса.) Джуиш энциклопедия (1901 – 1912).


Маркс, Карл Генрих (Marx, Karl Heinrich; 1818, Трир, Западная Пруссия, – 1883, Лондон), немецкий социальный философ и экономист, создатель доктрины «научного» социализма.

Содержание

Биографические сведения

Отец Маркса, преуспевающий юрист, после запрещения евреям заниматься адвокатской практикой в Пруссии (1817) принял протестантство в 1819 г., а в 1824 г. крестил своих восьмерых детей.

После окончания средней школы в Трире Маркс изучал право, философию, историю и теорию искусства в Боннском и Берлинском университетах; в 1841 г. получил степень доктора философии в Йенском университете.

Принадлежность в студенческие годы к наиболее радикальной группе последователей Гегеля — младогегельянцам — закрыла Марксу доступ к карьере университетского преподавателя; в 1842 г. он стал сотрудником, а затем редактором издававшейся в Кельне оппозиционной «Рейнской газеты».

В эти годы происходит дальнейшая радикализация его взглядов. М. Гесс писал, что молодой Маркс, который «хочет нанести средневековой религии и политике последний сокрушительный удар», соединяет в одном лице «Руссо, Вольтера, Гольбаха, Гейне и Гегеля».

В 1843 г. «Рейнская газета» была закрыта властями, и Маркс с женой, Женни фон Вестфален, дочерью видного прусского сановника, переехал в Париж с намерением издавать там «Немецко-французские ежегодники».

Опубликованные в единственном (сдвоенном) номере этого издания статьи Маркса «К критике гегелевской философии права. Введение» и «К еврейскому вопросу» (см. ниже) уже содержат некоторые идеи, в последующие годы легшие в основу всей его доктрины: воинствующий атеизм, обличение капиталистического общественно-экономического строя, апологию насильственной революции и прочее.

В «Экономическо-философских рукописях 1844» (впервые опубликованы частично на русском языке в 1927 г. и полностью на языке оригинала в 1932 г.) Маркс формулирует философские предпосылки критики эксплуататорского общества с помощью понятия «отчуждения человеческой сущности», то есть господства над человеком продуктов его собственной деятельности.

Маркс намечает здесь революционный путь к созданию общества, в котором отчуждение будет преодолено и возобладают гуманистические начала.

Cотрудничество Маркса с Энгельсом

К этому времени относится и сближение Маркса с Ф. Энгельсом, которое вскоре перешло в дружбу и тесное сотрудничество, продолжавшееся до смерти Маркса.

Первым совместным произведением Маркса и Энгельса явился труд «Святое семейство» (1845), направленный против младогегельянцев.

В эти же парижские годы установились дружеские отношения Маркса с Г. Гейне.

В январе 1845 г. французское правительство выслало Маркса за пределы Франции.

Трехлетний период жизни в Брюсселе отмечен совместной с Энгельсом работой над критикой не только идеалистических течений, но и «созерцательного» материализма Л. Фейербаха.

В «Тезисах о Фейербахе» (1845 г., впервые опубликованы Энгельсом в 1888 г.) Маркс подчеркнул решающее значение практики в процессе познания и выдвинул в противоположность старой философии, лишь объяснявшей мир, требование его революционного изменения.

В двухтомном труде «Немецкая идеология» (1846 г., опубликован в 1932 г.) Маркс и Энгельс впервые изложили свою историческую концепцию — так называемое материалистическое понимание истории.

В книге «Нищета философии» (1847) Маркс подверг резкой критике концепции французского социалиста П. Ж. Прудона.

Стремясь к созданию международной организации революционеров, Маркс установил тесные контакты с лондонским Союзом коммунистов, преемником Союза справедливых — основанной Вейтлингом организации немецких рабочих-коммунистов, которая имела филиалы в разных городах Европы.

«Манифест коммунистической партии»

Став признанным вождем этой организации, Маркс написал в сотрудничестве с Энгельсом ее новую программу, вышедшую в свет в феврале 1848 г. под названием «Манифест коммунистической партии».

В «Манифесте» Маркс сформулировал главные положения своей доктрины: материалистическое понимание истории; тезис о классовой борьбе как ее движущей силе; концепцию исторической миссии пролетариата, призванного революционным путем ниспровергнуть капитализм и создать бесклассовое общество; идею завоевания пролетариатом государственной власти.

Европейская революция 1848 г. застала Маркса в Париже. Вскоре, с началом революционных событий в Германии, Маркс переехал в Кельн, где стал редактором «Новой рейнской газеты».

Высланный после поражения революции из Кельна, а затем из Парижа, Маркс поселился в Лондоне, где, несмотря на финансовую поддержку, которую оказывал ему Энгельс, до самой смерти жил трудной жизнью политического эмигранта.

Труды Маркса

В течение многих лет Маркс почти ежедневно посещал библиотеку Британского музея, собирая материал для своего главного труда — «Капитала».

В 1851–62 гг. Маркс сотрудничал в американской газете «Нью-Йорк дейли трибюн».

Одновременно он активно руководил деятельностью созданного в 1864 г. (взамен распущенного Союза коммунистов) Международного товарищества рабочих (1-й Интернационал, 1864–72).

После «Манифеста» Маркс опубликовал ряд важных работ, принесших ему славу крупного социального мыслителя, выдающегося экономиста и блестящего публициста: «Классовая борьба во Франции» (1850). «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852), «Гражданская война во Франции» (1871) и другие.

В 1850–60-х гг. Маркс завершил разработку своего экономического учения, которое было сформулировано в ряде рукописей (опубликованы лишь в 1939–41 гг.), в работе «К критике политической экономии» (1859) и наконец в «Капитале» (т. 1 — 1867, т. 2 и т. 3 изданы Энгельсом соответственно в 1885 г. и 1894 г.), где с наибольшей полнотой излагаются идеи Маркса, соединяющие проницательный экономический анализ с острой критикой капиталистического строя.

Влияние работ Маркса

Хотя при жизни Маркса его идеи не получили широкого признания, с конца 19 в. их влияние оказалось огромным. Оно сопоставимо лишь с влиянием основателей мировых религий. Массовые движения, а в 20 в. и целые государства считали себя последователями Маркса, воплощающими его идеи в жизнь. (См. также: Социализм, Коммунизм, Бунд, В. И. Ленин, Б. Борохов.)

Отношение к еврейским традициям

Маркс был внуком раввинов и потомком нескольких поколений ученых-талмудистов, но был совершенно чужд еврейской культуре и традициям, а его отношение к евреям и иудаизму было крайне отрицательным.

В статье «К еврейскому вопросу» (см. выше) Маркс не только называет еврейство химерической национальностью, но и пишет, что «деньги — это ревнивый бог Израиля, перед лицом которого не должно быть никакого другого бога».

Для Маркса мирской культ еврея — торгашество; в еврейской религии содержится презрение к теории, искусству, истории, презрение к человеку как самоцели.

Эти формулировки, очевидно, были заимствованы Марксом у М. Гесса, который высказывал их в свой младогегельянский период.

Отождествление еврейства с буржуазным началом, общепринятое среди французских социалистов и немецких младогегельянцев, приводит Маркса к парадоксальному выводу, что «эмансипация евреев в ее конечном значении есть эмансипация человечества от еврейства», то есть эмансипация предполагает полный отказ евреев от своего духовного наследия, исчезновение «еврейских начал» из жизни и культуры человечества.

Маркс никогда открыто не отрекался от этих выраженных в статье 1843 г. идей, хотя в посвященном возникновению современного капитализма историческом обзоре «Капитала» евреи совсем не упоминаются.

Это дало возможность многим последователям Маркса, стремившимся доказать, что Маркс не был антисемитом, утверждать, что содержащееся в его ранних работах (в том числе «Святом семействе») понятие «юдентум» («еврейство») — не историческое еврейство, а социальная категория.

В социалистических кругах в 1890-х гг. эти работы Маркса не переиздавались и считались принадлежащими к его «домарксистскому» периоду.

Антиеврейские высказывания и оценки встречаются у Маркса и в последующие годы: в личной переписке (в частности, отзывы о Ф. Лассале), в нескольких статьях в газете «Дейли трибюн», где говорится об опасности для мира, которая кроется в деятельности еврейских банкиров.

Даже погромы в России (1881) не вызвали с его стороны никакой видимой реакции.

Маркс писал о евреях с сочувствием лишь один раз, описывая в газетной заметке их бедственное положение в Иерусалиме.

Как еврейское происхождение, так и антиеврейская настроенность Маркса были и продолжают оставаться катализаторами антисемитских взглядов и выступлений правого, а в новейшее время и «левого» толка.

Элеонора Маркс-Эвелинг - младшая дочь Маркса

Элеонора Маркс-Эвелинг, (1855, Лондон, – 1898, там же), младшая дочь Маркса, деятель английского рабочего движения. Выступала на собраниях еврейских рабочих, подчеркивая свое еврейское происхождение.

Электронная еврейская энциклопедия на русском языке Уведомление: Предварительной основой данной статьи была статья МАРКС Карл Генрих в ЭЕЭ
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация